Итак, благословение Божье на предстоящее новое свое дело . Как просить и стоит ли вообще это делать? Обычай получать благословение Божье через десницу священнослужителя — это древнейший обычай. Как считают подвижники, это обычай достохвальный и достоподражаемый. То есть полезный обычай, заслуживающий внимания и повторения.

Если человек искренне верует во всемогущество и помощь Божью и принимает благословение от Бога (как правило, чрез пастыря) с верою и благоговением, то неминуемо низводится Свыше на всякое дело благое и благоугодное, в том числе и даже в первую очередь — на новое свое дело . О чем просить? Каждый знает это, исходя из собственной жизни, ее текущего момента. Сначала следует заботиться о вечном, о Спасении. Не грешно просить и о хлебе насущном.

У Бога просишь благословения начать какое-то важное на текущий момент дело, а Он поможет и в процессе совершения, таким образом и все дело совершится с благодатной помощью. Обращаясь к Богу перед началом осуществления определенного проекта, мы являем живую веру во всесильность Божью, свою покорность Ему и надежду на Его Промысел, то есть попечительскую любовь к Своим чадам.

Вот как раз за веру, без которой, по слову Апостола, нельзя угодить Богу, свою покорность и стремление к совершенству по Заповедям, мы как раз и получаем порой то, что даже не ожидали! Чего и просить не смели. Лишь бы наше желание не было противным воле Божьей. Для этого существует понятие синергии — взаимодействия нашей собственной воли с волей Божьей и соподчинение нашей воли законам мироздания.

Верующий человек хорошо знает, что безрассудно без благословения начинать любое свое дело, пусть бы и казалось, что его легко исполнить. Пусть бы и подумал человек, что это действие маловажно и не стоит «беспокоить» Бога по пустякам. Но нам следует помнить, что всё, что на земле происходит — всё по воле Божьей, все мы зависим от Бога, Он есть истинный Обладатель и верховный Распорядитель всего мира, любого человека, всех наших трудов и дел, тем более, начинаний.

Предположим, слуга начал хозяйничать, не спросясь, в доме своего господина своего. Это не выглядит ли безрассудно? Тем более не согласно со здравым смыслом поступает тот, в мире — великом доме Божьем — хочет что-то сделать, не спросив соизволения и благословения всевидящего Владыки Вселенной.

Полезно просить благословения и в том случае, когда мы испытываем само предстоящее дело, стоит ли его вообще начинать. В начале недоброго дела мы, обратив взор на Создателя, тот час испытываем угрызения совести. Страшно будет промолвить «Господи, благослови!», видя, что здесь примешался грех. Запоминаем важное: НА ВСЯКОЕ ХУДОЕ И ГРЕХОВНОЕ ДЕЛО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ БОЖИЯ!

Поэтому всякий раз, прося благословения на предстоящее дело, испытываем свою совесть, чистоту намерения, имея открытое сердце, желая всяческих благ для ближних своих. Недаром же наши благочестивые предки не начинали ничего, не спросив у Бога. И неминуемо добивались успеха в предпринятом. Так и в Церкви все начинается с благословения Божия.

Давайте будем помнить этот древнейший обычай — просить на все наши начинания благословения и помощи Божьей! Что бы мы ни хотели сделать, надо хотя бы мысленно перекреститься и обратиться: «Господи, благослови!» Перед более важным делом просим священнослужителя совершить соответствующую службу, прочитать необходимые молитвы. Священник на то и поставлен Господом Богом, чтобы именем Господним благословлять нашу жизнь.

Нужно воспитать в себе уверенность, что всякое благое свое дело , начинаемое и совершаемое при помощи Бога, будет спориться в руках наших, будут способствовать обстоятельства, приходить и помогать нужные люди и будет успех во всем.

Вот как важно Божье благословение! А получив просимое, не забывайте благодарить! И возвращать Ему десятину. Тогда Господь вознаградит сторицей за Ваше Ему послушание.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах. Передача из Санкт-Петербурга.

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

Дорогие друзья, успехов всем, с Праздником, доброго здоровья. Помогай всем Господь.

- Наша сегодняшняя тема "Благословение священника".

Расскажите, пожалуйста, о том, что такое благословение священника по своей сути.

Это широкий вопрос, и ответ должен быть развернутым. Благословение священника, как мы веруем, как переживаем, это благословение самого Бога. В Церкви все наполнено таинственной, мистической силой.

Разумеется, мы не должны отбрасывать человеческий фактор. Даже имея такое благословение, как Священное Писание, мы понимаем, что в нем участвовали и люди: пророки, апостолы, библейские писатели, и даже избранный народ, который сохранял, в чем-то дополнял, в чем-то комментировал эти тексты. Поэтому и благословение священника имеет богочеловеческую природу. Господь - податель всех благ, но священник поставлен в Церкви как возглавитель. Неправильно говорить, что священник - проводник, потому что между небом и землей у нас только один Проводник - это Христос. Священник - руководитель общины, жизнь которой ему поручено направлять: не только нашу внешнюю жизнь, но и наши душевные и духовные переживания.

Благословение имеет корни в Библии. Господь Сам дает многие благословения. Это не только подавание человеку или обществу благодатной силы, но и некое наставление. Например, благословение, когда Господь сказал людям: идите и населяйте землю. Оно не столько связано с подаянием даров, но с наставлением, которое человеку нужно выполнить.

По сути, все мы несем в себе благословение - это образ и подобие Божие. С одной стороны, это данность, с другой стороны, это задача.

За богослужением мы слышим слова: "Благословение Господне на вас всегда, ныне и присно и во веки веков", то есть оно пребывает сейчас, все время и будет пребывать, это нечто, свойственное нам постоянно?

Потому что мы крещены и миропомазаны, это еще одна разновидность Божьего благословения. Миропомазание - это, по сути, рукоположение каждого из нас в первый чин - звание мирянина, звание члена Церкви, подавание нам даров Святого Духа. Святое миро освящается самим Патриархом, поэтому каждый из нас имеет на себе личное благословение Патриарха, а через него, разумеется, благословение Божие.

Мы имеем в себе образ и подобие Божие, потом крещение, миропомазание, святые Таинства. Здесь мы видим иллюстрацию к словам апостола Павла "благодать воз благодать". Все сделано, чтобы она умножалась в нас. Главное - быть достойными приятия этого дара благодати и тех даров, которые нам постоянно подаются. Здесь, кроме священника, очень важен факт нашего собственного участия: насколько мы готовы исполнять то или иное указание. Не надо бояться слова наказание, ведь наказание - это наказ. И потому нестроения и переживания в нашей внешней жизни - тоже некое Божие благословение, Божий дар, который надо уметь понимать и принимать. Чего нам очень часто не хватает.

- В первохристианские времена благословение было таким же, как мы его знаем сейчас?

Мы не можем глубоко погружаться в церковную археологию, да этого и не надо: дело не во внешней оболочке обряда. Природа подавания Божиих даров, благодати, разумеется, та же самая: наша церковь сохранила апостольскую преемственность и всю полноту православной веры, благочестия и традиции. Традиция заключается не только в сохранении обряда, но в том понимании духовности, которое имеет православие, и является отличным от иных проявлений религиозности в нашем мире. По своей форме оно могло и отличаться: возложение рук, осенение крестным знамением, прочитыванием каких-то долгих молитв. Мы понимаем, что обрядовая сторона могла поменяться.

Если обратиться к Таинству соборования, можно проследить, как оно менялось на протяжении столетий, эпох, дополнялось. Обряд - очень важная оболочка, без обряда ничего не происходит. Мы видим, что Сам Господь, исцеляя - а это тоже благодать - использовал то, что было под рукой: брал землю из-под ног, брение, растворял слюной и делал такую импровизированную мазь, которой помазывал глаза больному слепотой. Обряд позволяет нашей природе принять Божие прикосновение, Божий дар, Божию благодать.

- В псалме мы слышим "Благослови, душе моя, Господа". Разве Господь нуждается в благословении? Что это значит?

Наш язык не имеет возможности полностью передать все смысловые оттенки. Например, мы знаем слово любовь, которым мы обозначаем и любовь к Богу, и к человеку, и к неким вещам. В этом есть некая ущербность языка, не именного нашего языка, но и вообще всех языков мира. Поэтому часто одним словом может отражаться суть разных понятий или разных событий.

Когда мы призываем свою душу благословить Бога, мы призываем именно славословить, благими словами восхвалять Бога. Смысл нашей жизни, по сути, благодарение.

Зачем Богу наше благодарение, благословение? Мы нуждаемся в том, чтобы Его славословить и благодарить, но не только своей речью, но и своей душой, разумом, сердцем, своим пониманием. Здесь мы приходим к размышлению о том, что такое благодарность и благодарение. И понимаем, что залог нашего счастья, нашей полноценной жизни именно в благодарности, когда мы умеем видеть, за что надо и можно благодать Бога. Когда мы не видим в своей жизни: каждом дне, часе, за что нам Бога благодарить, тогда мы глубоко несчастные люди.

Когда мы говорим о благословении человека Богом, то оно не только некое непонятное нам действие или факт. Мы уже говорили, что Господь, для того чтобы прикоснуться к нам, использует соматику этого мира - наши душевные и телесные свойства.

Если священник передает что-то благодатное от Бога человеку, то он тоже должен найти благие слова, чтобы эта благодать полноценно, не ущербно передалась человеку. Чтобы человеку воспринять что-то, ему надо ощутить это теми свойствами, которыми он обладает. Чтобы понять что-то духовное, человек использует свои душевные и телесные свойства: соматику и психосоматику в полном сочетании. Поэтому священник должен пребывать в постоянном размышлении о своем служении: о том, как он передает Божие благословение человеку, общине, верующим. Это тоже накладывает на нас важные обязательства, о которых мы не должны никогда забывать.

- Наша телезрительница из Самары спрашивает, почему мы не берем благословение у дьякона?

В Церкви мы видим, что совершитель таинств - священник, дьякон помогает священнику. Священнику делегированы от епископа права для совершения таинств. Если мы обратимся к церковной истории, литургике, мы увидим, что очень часто повторяются слова о том, чтобы ничего не делать без епископа.

Когда Церковь разрослась и стала Вселенской, по крайней мере, по масштабам того времени, когда вселенной была Римская империя, Церковь охватила эту территорию и потом вышла за ее пределы к варварским племенам, далеким от античного мира. Назрела потребность, чтобы у епископа были помощники, которые совершали бы таинства даже без присутствия самого архиерея, эти права были делегированы священнику, и он стал, по сути, звеном между епископом и мирянами - народом Божиим.

Священник ведет духовническую работу, что является одним из столпов благословения, дарования и подавания человеку даров Святого Духа. Мы приходим к тому, что необходима осмысленность всякого благословения.

Священнику надо понимать, что его благословение берется не с потолка, а именно от глубокого размышления. Люди глубокой духовной жизни, те, кто сейчас уже признан Церковью как святые, никогда не стыдились говорить людям, что они не могут сегодня ответить на вопрос или благословить, дать оценку переживаниям или запросу. Они могли сказать, что им надо помолиться, поразмышлять или даже посоветоваться с более старшим священником или даже епископом. Слова Игнатия Брянчанинова "ничего не делать без епископа" до сих пор остаются актуальными.

- Какова сила уже данного благословения? Имеет ли оно в себе некую самостоятельную силу?

Размышляя над этой темой, очень важно сразу удалиться от магизма. Это важная составляющая правильного понимания этой темы. Магизм, как некая наша зависимость нас от каких-то движений, благословений, сглазов и тому подобного, является греховной природой нашего человечества. В связи с этим мы имеем серьезную проблему.

На благословение надо смотреть с другой стороны, не через призму магизма, а через призму честности. Когда мы берем у священника благословение на что-то, мы должны это выполнять. Здесь вопрос не в том, что нас кто-то или что-то накажет за неисполнение чего-то, что у нас какая-то детерминированность, которая повлечет наказание за невыполненное благословение. Ни в коем случае.

Вопрос в другом: мы, не выполняя благословение не только священника, но и благословение Церкви, не навлекаем на себя темные силы, но сами открываем им себя. Отказываясь от послушания, мы выводим себя с некой, проложенной Богом колеи, и, как корабль без парусов, начинаем быть влачимыми по житейскому морю нашими страстями, желаниями, постоянно сменяющимися мыслями, которые заменяют нам благословение и Церкви, и священника, и епископа.

Может быть, самый болезненный вопрос о невыполнимости благословения. Когда нам дано благословение, но оно кажется нам или абсурдным, или невыполнимым. Что делать?

Если благословение кажется нам абсурдным, мы должны искать разъяснения у того, кто дал нам это благословение. Я думаю, здесь надо сразу отказываться от выполнения и от того, чтобы давать какую-то оценку священнику, которое дал нам благословение. Надо искать поддержки. Я уверен, что священник всегда помнит, что он пастырь, то есть тот, кто пасет, кто охраняет, наставляет, огораживает. Мы имеем много слов, которые описывают священника: пресвитер, старец, то есть некий отец, человек уважаемый. У монахов это игумен, архимандрит. Архимандрит - это тот, кто пасет стадо, управляет загоном, где пасутся овцы.

Если священник видит, что человеку трудно, он сомневается, он должен укрепить его, помочь исполнить. Где-то по-отечески, с любовью оградить его от искушений, где-то понизить градус той напряженности, что возникает с выполнением. Но если мы сами ищем благословения, испрашиваем его в исполнении какого-то правила или какого-то небольшого подвига, то, разумеется, мы должны это благословение выполнять.

Другое дело, что и сам человек, который просит благословения, должен рассчитывать свои силы. Очень часто благословения, которые мы необдуманно испрашиваем, связаны с нашей гордыней, самомнением и желанием славы, даже речь идет не о житейской славе.

Но и пастырь должен внимательно различать тех духов, которые руководят мирянином, которые испрашивает у него то или иное благословение.

Вопрос телезрительницы: Расскажите, пожалуйста, о благословении детей родителями на брак или на путешествие.

Благословение родителей - всегда проявление нашего дружелюбия, миролюбия и семейственности. Мы не куклы, нам необходимо живое общение друг с другом. Какой-то элемент обрядовости входит и в нашу жизнь. Но не надо этим увлекаться, поскольку отрыв от церковности начинает восполняться придуманными нами обрядами.

Родительское благословение очень важно для человека. Поступает ли он в какое-то учебное заведение, идет ли служить в армию, уезжает ли в дальнюю дорогу. Когда он вступает в брак, есть еще и другой компонент: оценка родителями нашего выбора и нашего поведения, что тоже очень важно.

Как священнику важно пастырствовать, никого не закабаляя, никого не подчиняя себе, никого не унижая и не лишая своей воле, так же надо поступать и родителям. Об этом говорит родителям апостол Павел: не огорчайте своих детей. Каждый из нас, отец и мать, должны понимать, что они в ответе не только за пропитание ребенка, но они должны давать своему ребенку и любовь, и ласку, свое благословение, без которого ему тяжело. Не потому, что ему что-то не дали какие-то силы, но потому, что если нам не дали какого-то благословения, у нас отняли какие-то силы, которые потенциально были. Если у нас какая-то распря, то мы теряем часть той благодатной энергии, которая вложена в нас Богом.

Благословение родителей - всегда поддержка, дружеское участие в том или ином событии, которое происходит в нашей жизни, особенно в браке. В браке важно не навязывать детям своего выбора, своего мнения. Другое дело, если мы видим, что наша дочь или наш сын совершают ошибку, мы должны приложить все усилия: особенно усилить молитву к Богу за наше чадо, если нам кажется, что оно заблуждается. При этом надо помнить, что заблуждаться могу и я сам, и молиться не только о своем ребенке, но и о себе.

Совсем недавно я разговаривал с человеком о том, как ложное, неправильное представление родителей, касающееся брака, привело к трагедии, когда брак, совершенный не по любви, а лишь по родительскому благословению, не мог быть цельным и распался. А тот брак, который должен был совершиться, и препятствия к совершению которого были надуманными, совершился сегодня, но уже беззаконно. Произошло попирание венчания. Разумеется, ситуацию, в которую по неразумному благословению родителей попали эти люди, рассмотрит епископ. Все управит Господь, но здесь мы, к сожалению, видим, насколько может гордыня родительская или священническая нанести вред пасомому или чаду.

- Вопрос телезрителя: Одинаковую ли силу имеет благословение простого священника и митрополита?

Второй вопрос: если священник без облачения, в гражданской одежде, могу ли я брать у него благословение?

Неправильно отвечать вопросом на вопрос, но вопросом, который я задам аудитории и самому себе, постараюсь ответить на первый вопрос.

Одинакова ли Евхаристия, совершенная священником и епископом. Разумеется, мы понимаем, что одинаковы и Евхаристия, и причастие.

Что касается священника, которого Вы встретили в храме или на улице, будь он в облачении или без него, он всегда остается священником. И каждый священник должен помнить, что где бы он ни находился, он всегда притягивает взгляд своих пасомых.

Даже я в нашем большом городе, находясь не в том районе города, где служу, постоянно сталкиваюсь с людьми, которые подходят, здороваются, просят благословение. Здесь человек берет благословение на тот отрезок жизни, который у него сейчас будет: идет ли он на работу или с работы домой. В своей жизни мы постоянно берем благословение у Бога: выходим ли из дома, садимся ли за руль автомобиля. Поэтому и у священника, которого мы встретили, мы можем взять благословение.

Существует проблема среди мирян, когда люди стараются уподобиться монашеским принципам: брать благословение буквально на любую мелочь.

Наверное, это случается в нашей жизни, мы даже, бывает, слышим буквально анекдотические ситуации с благословениями. В своей практике (в священническом сане я довольно длительное время) с такими ситуациями я либо не сталкивался, либо сталкивался крайне редко, поскольку в моей памяти они не отразились.

Скорее всего, такие ситуации случаются как раз в таком месте, где святость преобладает, как это ни странно звучит. Люди, зная, что есть старец, идут к нему - прошу прощения у аудитории - как к некоему ясновидящему или прорицателю. Отсутствие церковности у такого человека и влечет к таким анекдотическим ситуациям, когда человек сам не понимает, зачем он это делает. Искал ли человек какого-то совета или наставления?

Когда человек церковного сознания, в этой ситуации может произойти то, что описано в патериках. Когда описано, как придя к святому старцу, молодой монах ничего не спрашивал у него, в то время как другие задавали ему вопросы. Когда же старец спросил его, почему он ничего не спрашивает, молодой монах ответил: мне достаточно видеть тебя. То есть пребывание рядом со святым уже благословение.

Когда мы едем к старцу или духовно опытному священнику, стяжавшему дух мирен, тогда хватает только видеть его, его поведение, которое само умиротворяет нас. Потому само пребывания в монастырях, даже независимо от разговора с монахами, пребывание в атмосфере молитвы, мира, смирения намного важнее, чем получение благословения, испрашивание советов и наставлений, когда, случается, мы спрашиваем лишь для проформы.

Вопрос телезрительницы: Когда я подхожу к батюшке под благословение, должна ли я объяснить ему, для какой цели я беру у него благословение?

Если мы берем благословение на простое, житейское дело, на какой-то отрезок сегодняшней жизни, здесь не надо ничего пояснять. Но когда мы приходим к священнику, чтобы, кроме его помощи, попросить и совета, то, разумеется, мы поясняем и свой вопрос, и то смятение или печаль, которые нас сегодня смущают или терзают. Если мы хотим, чтобы священник дал нам наказ, совет, как нам поступить в этой ситуации и благословил на выполнение этого вектора, то здесь необходимо пояснять.

Может быть, Вы, батюшка, не сталкивались с такой ситуацией, но она существует: когда миряне, держа в уме какую-то проблему, подходят к священнику, просят благословить, а потом говорят о том, что делают нечто по благословению батюшки. Хотя тот батюшка об этом не знает, поскольку было испрошено простое благословение. Как быть?

Может быть, такое и случается. Но как я верю в наше духовенство, так же я верю и в наших мирян. Не думаю, что у большого процента наших верующих есть такие извращенные представления о благословении.

Если кто-то так и считает, он, разумеется, глубоко заблуждается, когда считает, что подставляя под благословение голову, в которой роятся какие-то мысли, считает, что эти мысли были благословлены рукой священника. Это весьма сатирическая схема и, конечно же, глубоко ошибочная.

Такое явление как младостарчество, будучи негативным явлением, довольно часто основывается на благословении.

Думаю, что нам, священникам, нельзя терять контроль над собой ни на каком промежутке от рукоположения. Надо всегда помнить, что мы всего лишь люди, и все мы пасомые у Бога. Даже если я священник, я все равно пасомый, потому что наш самый главный пастырь - это Христос.

Бывают случаи, когда не только священники, но даже просто служители, к сожалению, начинают считать себя персонами, важными в Церкви, в данной общине. К сожалению, это часто бывает. Путешествуя по России, посещая храмы и видя, как монахи или монахини общаются с пришедшими в храм, мне порой хотелось сказать: отец (или мать, или брат, сестра) помни, что ни ты, ни я не Христос и не Богородица. Ты лишь служитель, чтобы подвести этого человека к святыне, к священнику, но никак не карающий меч Бога. К сожалению, эта самоуверенность свойственна не только молодым, но и пожилым. Эта самоуверенность начинает преобладать у людей, либо потерявших, либо так и не сумевших приобрести культуру поведения. Это уже не смешные поведенческие стереотипы, но они вызывают уже скорбь: когда человек начинает самоутверждаться за счет кого-либо, начиная заслонять собой Бога.

Это печаль и это болезнь, и болезнь, которой подвержены не только молодые священники, хотя все мы находимся под надзором и настоятеля, и епископа. Я верю в нашу иерархию, в целительную природу Церкви, верю, что благодать Божия, подаваемая в Церкви, немощное врачует, а оскудевающее восполняет. Постоянно ощущаю это и на себе, и на людях, вижу, как благодать Божия исправляет нас, но для этого необходимо иметь смирение. Если мы отвергаем смирение, не понимаем и не принимаем его, то благодать Божия, к сожалению, ничего не может сделать с нами. Смирение - это жизненная необходимость для каждого из нас.

Подвиг смирения не надо понимать, как некую тяжелую ношу, которую надо донести до смерти, чтобы скинуть ее и обрести от Бога некую награду. Нет, смирение - это то, что позволяет нам сейчас выживать и жить полноценной жизнью христианина.

Вопрос телезрителя из Ейска: Мы люди престарелые: не можем приходить в храм на причастие. Батюшка приходит к нам домой, и мы общаемся с ним по телефону. Как в таком случае просить у батюшки благословения? Возможно ли это по телефону?

Во-первых, очень рад, что Вы пребываете в общении с Богом, принимаете святое причастие. Разумеется, когда батюшка приносит Вам Святые Дары, Вы можете испрашивать у него благословение. Когда же Вы находитесь дома, а батюшка в церкви, и Вам необходимо принять какое-то решение, каждый священник получает в течение дня звонки, когда прихожане просят благословения на то или иное действие. Это вполне допустимо, и обрядовая сторона здесь не имеет никакого значения. Бывает, что люди звонят, когда уезжают куда-то, и просят помянуть их в молитве как путешествующих, либо как болящих.

Хочется вернуться к вопросу о разнице в священническом и архиерейском благословениях. Говорят, что есть определенные случаи, когда за благословение нужно идти только к архиерею.

В случае, когда мы говорим о каких-то дисциплинарных проявлениях, это так. В таком случае мы говорим не о таинственной природе благословения, здесь уже иной контекст: канонический, дисциплинарный.

Сегодня мы уже проводили слова Игнатия Богоносца: ничего не делай без епископа. Действительно, есть ряд вопросов, которые не могут решаться без архиерейского благословения. Но здесь речь идет о благословении не как о некоем духовном толчке, потенции, даваемой на совершение человеком какого-то дела, но о решении, которое может принять только архипастырь. Это могут быть вопросы, касающиеся отпевания человека, который скончался при особых обстоятельствах, либо вопрос браковенчания, - разные сложные моменты, которые касаются совершения таинств или обрядов.

Хотелось бы спросить о благословениях, которые часто испрашиваются у священников: это разные послабления в молитвенном правиле или постном делании. Как Вы считаете, насколько велика свобода мирянина в этих вопросах?

Не всегда возможно сразу же встретиться с батюшкой или дозвониться ему. Если врач предписывает нам в связи с болезнью изменение рациона, мы не должны отключать свою волю, можем принять решение, а затем обсудить его со священником. Тем более, когда речь идет о нашем самосохранении.

Что касается дисциплинарных вещей, таких как проведение поста, то уже до поста мы можем обсудить со священником, насколько наши духовные и телесные силы позволяют нам ту или иную меру поста. Это касается и молитвенного правила, мы можем обговорить этот момент со священником и решить, как это сделать, чтобы реализовать нашу церковную жизнь. Бывают разные ситуации в семье, разные отношения наших близких к нашей вере.

Если мы вдруг не успели чего-то решить, не взяли благословения, но должны принять решение, не надо доходить до карикатурности.

Бывает, что даже в рамках одного прихода разные священники придерживаются разной меры строгости, и миряне знают, что если один священник обязательно запретит, другой разрешит. Является ли такой выбор лукавством?

Возможно, у одного священника может быть более строгое мнение по практике поста, по приготовлению к причастию. Здесь может быть лукавство, когда мы, чтобы оправдать свою леность, идем к более мягкому священнику, давим на жалость, и он благословляет нам какие-то послабления. Думаю, что сам человек рано или поздно поймет, что его лукавство не привело его ни к чему хорошему, но лишь к духовному расслаблению, расхлябанности и даже обезбоженности, как обезвоженности, когда мы теряем духовную благодать.

- Насколько духовничество привязывает человека к благословению одного священника?

Если мы начали проводить духовную работу и, как врачу, доверили себя некоему священнику, то ни один врач не любит, когда пациент перебегает от одного врача к другому, не любит долечивать того, кого начал лечить другой врач. Дело здесь не в жестокосердии, но в том, что у каждого из нас разные приемы по отношению к нашему телу. Что касается нашей души, здесь надо постоянно находиться в постоянно духовном общении, ведь здесь пастырство, отцовство, когда между пастырем и мирянином выстраиваются некие родственные отношения, поэтому непрерывность этого общения очень важна.

Другое дело, что тот и другой должны понимать, что никаких рамок переступать не надо. Священник не должен порабощать человека, но и человек не должен давать себя в рабство кому-то. Нельзя стремиться снять с себя обязательства, отключить полностью свою волю, отдать себя кому-то в рабство и ни о чем не думать. Это тоже, к сожалению, ложная ситуация, которая заводит в тупик и мирянина, и священника.

Когда мы ищем человека, которому могли бы отдаться в рабство, здесь уже наша духовная природа повреждена, мы уже вступили в некую ошибку, изъян, который мы должны вовремя исправить, одуматься. Поэтому надо всем помнить, что мы только рабы Божии. Сам Господь не называет нас рабами, но детьми, Он называет нас друзьями. Рабами мы называем себя сами по смирению, как блудный сын, который, предав отца, возвращается домой и говорит ему: я недостоин быть твоим сыном, возьми меня хотя бы своим рабом. Писание говорит нам: не будьте рабами человекам. Эта ложная природа должна быть нами серьезно наблюдаема и вовремя исправляема или даже отсекаема.

- Спаси Господи, батюшка, за ответы, и прошу благословить нас на окончание передачи.

Помощи Божией всем. Благ Вам в Вашем труде. Всем Божие благословение на все добрые дела и начинания. Храни всех Господь.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Привычная картина наших дней — встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки, и президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия...

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: «Благословение Господне на вас» и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать ему руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего...», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно. Если же священник осеняет нас священным предметом: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочные моменты: когда иерей причащает, проходит по храму с каждением, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце Литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит, чтобы не вводить его в искушение. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торже-ственно, и не надо превращать их в поговорку.

Как правильно креститься

Перекрестись, сынок, - негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", - еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как отрадна такая картина! Но как, же часто, к сожалению, приходиться видеть иное - верующие люди, по многу лет ходящие в церковь, крестятся совершенно не правильно…

Один машет рукой вокруг себя, будто мух гоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи. Этому невольно учат прихожан и некоторые батюшки, крестясь подобным образом.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случаи. Еще святитель Василий Великий писал: "В церкви все благообразно и по чину да бывает". Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекрестится, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16,10). Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказ о том, как бесовские чары рассеивались от не однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и не внимательно крестится, попросту радует бесов.

В начале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а за тем - на левое плече, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем небольшой поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Во многих старых учебниках Закона Божия при описаниях крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случаи Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Крестное знамение сопровождает верующего по всюду. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестим пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе — спасительно и душеполезно.

Церковная Священноиерархия

Духовенство – понятие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Делится на белое духовенство, состоящее из лиц женатых, и черное – из лиц, принявших монашество.
Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят Митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский.

Архиерей - это высшая степень Священства. В каждой области (Епархии) есть свой Архиерей. Архиереем можно называть всякого Священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, Митрополита, Архиепископа и Епископа). Ступенью ниже стоят Священники (Пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на Приходах, городских и сельских.

Священники делятся на Иереев и Протоиереев. Старший Священник в приходе называется Настоятелем.

Диаконы – Низшая степень Священства. Они помогают при совершении таинств Архиереям и Священникам, но сами не совершают их. Старшие Диаконы называются Протодиаконами.

Монахов («отшельников» – в переводе) в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого).
Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого означают:
Патриарх родоначальник,
Митрополит человек из главного рода,
Епископ блюститель,
Архиепископ старший Пастырь.

Патриархи или Митрополиты являются главными (Предстоятелями) всех Церковных организаций в Православных странах.

Как правильно обращаться к прихожанам

Поскольку мы едины во Христе, «брат» или «сестра» – это наилучшее обращение верующих между собой. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры» .

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, обращаются только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина — тоже братья.

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». — «Бог простит, ты меня прости» . Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника» . И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как правильно обратиться к священнику

«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя , например, «отец Владимир» . К диакону можно обращаться «отец диакон» , к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день». При встрече говорят «Благословите». Если вы знаете имя священника, то говорите: «Благословите, отец (имя)», если имени священника вы не знаете, то скажите просто: «Благословите, батюшка».

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче» . Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к священнику. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Андрей», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец» , как это принято в католических странах, не стоит . Святость человека познается по его смерти. Говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче» ).
Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом «Матушка».

К Архиереям, Епископам, Митрополитам, Патриарху – нужно обращаться «Владыка» , как к облеченным церковной властью.

При письменном обращении к:

Патриарху «Ваше Святейшество»;
Архиепископу или Митрополиту «Ваше Высокопреосвященство»;
Епископу «Ваше Преосвященство»;
Протоиерею, Игумену, Архимандриту «Ваше Высокопреподобие»;
Иерею, Иеромонаху, Монаху (Монахине) «Ваше Преподобие»;
Диакону и Иеродиакону «Ваше Благовестие».

Как правильно просить благословение у священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с Батюшкой испросить у него Пастырское Благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие (или прощание). Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану , все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него.

Благословение берется на совершение какого-либо благого дела. Для чего священнику вкратце излагается суть вопроса, а затем испрашивается благословение на совершение данного дела. Священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения. Для того, чтобы испросить благословение нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой на уровне груди, чтобы принять в них благословляющую руку священника. После этого, человек, получающий благословение, целует благословляющую руку священника, как руку Самого Христа, который и дает благодатную силу благословению. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Православный священник благословляет не своей силой и своим именем, а Силой Божией и святым именем Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Христианин получает благословение от Самого Господа и Бог покровительствует ему в делах и путях его.

Если вы оказались в обществе, где несколько священников, то благословение берут, в первую очередь, у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если не все они вам знакомы, и это для вас затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Если для получения благословения подходят несколько человек, то вначале подходят мужчины — по старшинству (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь). Затем подходят — женщины (тоже по старшинству).
Если под благословение подходит семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят, например: «Отец Алексий, это моя супруга, Надежда. Прошу вас, благословите ее».
Если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в магазине, на улице и т.п.) вы можете подойти к нему для получения благословения, даже, если на священнике мирская одежда. Но только в том случае, если будете уверены, что не помешаете его личным делам, и не поставите его своим обращением в неловкое положение.
В случае невозможности взять благословение, можно ограничиться приветствием в виде легкого поклона.

Цвета богослужебных облачений. Символика цветов

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня фиолетовый или темно-красный , знаменующий силу духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивых зеленый . В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное Воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в ч ерных облачениях , в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых , в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботыбелых , Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих . Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церкового года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Белый цвет , объединяющий в себе все цвета радуги, – символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет , вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в день Святой Троицы, Вербное Воскресенье, Понедельник Святого Духа.


Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.


Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.


Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это – символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.


Не только в крайних случаях, но и в любых жизненно важных ситуациях мы просим благословения священника. Какой в этом смысл и в чем заключается его действие? По каким поводам нужно за ним обращаться? Попробуем разобраться.

Не только послушание

То, что нужно знать в первую очередь, — благословения бывают разные. Нужно научиться их различать.

  • Во-первых, это может быть часть церковного этикета, форма приветствия . В церкви мирянам не принято здороваться со священнослужителем за руку или еще как-то иначе. Мы говорим: «Благословите, батюшка!», и он осеняет нас крестным знамением. Это и есть наше «Здрасьте!». К тому же виду относится и то, которое мы берем после исповеди.
  • Во-вторых, бывают случаи, когда нам нужно попросить у священника совета или разрешения . Мы просим, чтобы он нас на что-то, задуманное нами, благословил. В таком случае решение мы, конечно же, принимает сами, как и несем за него всю ответственность. Безусловно, духовник нас может немного «подкорректировать», посоветовать, как лучше поступить, но принимать окончательное решение можем только мы сами.
  • В-третьих, можно брать благословение в виде послушания на какое-либо дело у старца. Данное послушание имеет значение беспрекословного выполнения сказанного без рассуждения, по сути — приказа. Его цель — полностью заменить свою волю волей Божьей через подчинение духовному отцу. Скажем только, что последний вид сегодня для нас недоступен, так как почти не осталось таких духоносных старцев. Не говоря уже о достойных послушниках.

Кроме того, благословляющим жестом пастырь осеняет всех присутствующих несколько раз во время службы. Но оно имеет смысл общего, поэтому о нем мы говорить не будем. А интересовать нас может только второй вид, тот, который связан с советом и рассуждением.

Зачем обращаться за благословением к священнику?

Первый вопрос, который у нас закономерно возникает: зачем? То есть зачем вообще нужно брать благословение? Неужели нельзя обойтись без него? Обойтись-то иногда и можно. Но при этом нет уверенности, что даже при успешном разрешении ситуации ее благоприятный исход послужит нам во благо. Почему так?

Дело в том, что духовные законы, по которым мы живем, часто не совпадают с законами «мира сего». Часто то, что, как нам кажется, для нас лучше, оказывается худшим из зол. Потому что живем мы по своим желаниям и своей воле, руководствуясь принципами «ветхого человека».

Господь, между тем, ждет от нас лучшего выбора. Вспомните слова из Евангелия: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Матф. 16, 25). Как это следует понимать? Говоря другими словами: кто хочет творить Господню волю, спасен будет, а кто всегда ищет своего, тот погибнет.

Благословение священника служит именно для этой цели — дать человеку возможность поступить так, как Богу угодно , а не нам. В чем состоит Божья воля, мы не всегда можем знать, и чаще всего не знаем. Получив разрешение от батюшки, мы можем быть уверены, что теперь Господь Сам вмешается в задуманное нами, и через наделенных такой властью людей пошлет нам укрепляющую благодать и помощь Божью.

Другой интересный вопрос: является ли это залогом того, что дело будет иметь благоприятный исход? Нет, не является. Если оно не будет спасительным для нашей души, то намеченные планы Господь волен разрушить. Таким образом тоже проявляется Его великая милость к нам, грешным и близоруким.

Поэтому не всегда обязательно выполнять то благословение, которое было получено. То, что после этого задуманное нами вдруг оказывается невыполнимым, может просто означать то, что Господь задумал о нас что-то лучшее.

На что можно брать благословение?

Обращаться за благословением нужно только в какие-то особо важные моменты жизни, в случаях неразрешимых ситуаций. Обращаться за этим по поводу покупки нового мобильного телефона или покраски волос не стоит. Этим только унижается смысл призывания благодати Божией.

Конечно, существует мнение, что Господь должен присутствовать во всяком деле, независимо от его масштабов. Это правильно и справедливо. Но в повседневных делах и маловажных ситуациях можно ограничиться простой личной молитвой с просьбой о помощи Божьей.

Нельзя просить благословения священника на заведомо плохое предприятие, которое противоречит евангельским заповедям. Например, ни один батюшка никогда не благословит вас на аборт, так как это убийство, причем целенаправленное. И во многих аналогичных случаях ответ будет тот же самый. Помним, что благодать и грех вместе никогда не живут.

Что касается других, безобидных замыслов и предприятий, как, например, благополучная поездка или любое благое начинание, то на некоторые из них даже составлены специальные последования, которые служатся в виде молебнов. Это тоже дело хорошее, по возможности верующие стараются такой молебен заказать и помолиться не только лично, но и вместе с Церковью.

Как правильно это делать?

Если вам нужно получить пространный совет на какое-то важное дело, то, конечно, лучше заранее попросить духовника уделить вам для этого немного времени. В случае, когда подробные разъяснения, как вы считаете, не нужны, можно это сделать, например, после исповеди или подходя ко кресту после службы.

Вначале нужно сказать, на что вы хотите брать благословение (это обязательно), наклонить голову и протянуть руки, сложив их ладонями вверх одна на другую, правая на левую. Священник благословляет вас либо крестом, который держит в руках, либо перекрестив и опустив руку на голову, либо — чаще всего — осеняет крестным знамением рукой и кладет ее на ваши ладони (для чего вы их и складывали).

Все эти действия равнозначны, в них нет никакого различия. В последнем случае батюшка складывает пальцы особым образом, так что они изображают начальные буквы имени Иисуса Христа. Это говорит о том, что хотя видимое действие совершает священнослужитель, но благословляет Сам Господь. При этом и батюшка произносит: «Бог благословит». И целуем мы тоже после этого руку священника как невидимую десницу Христа.

«На Бога уповай, да сам не плошай»

Еще один важный момент: благословение священника вовсе не означает, что дальше нам делать ничего не нужно, «Господь Сам все управит». Это в корне неверно. Теперь то, на что мы просили нас благословить, нужно попытаться исполнить. Если мы просили о работе, то нужно, как минимум, попытаться ее найти. Нельзя переехать в новую квартиру лишь помощью Божьей, невозможно отремонтировать автомобиль только действием Святого Духа, без участия человеческих рук.

Мы уже говорили о том, что ответственность за свое решение всегда несет сам человек. Ни батюшка, ни Господь не могут делать ничего за нас, жить нашей жизнью. Они могут только помочь, если дело ведет к добру. А отвечать за свои поступки, их совершение мы будем сами.

Сколько священников — столько мнений?

И наконец, самое главное! Благословение по одному конкретному поводу можно брать только у одного священника. Причем желательно, чтобы батюшка знал вас лично. Если вы не получили разрешения у одного духовника, не стоит бегать в поисках другого, «более опытного», который точно благословит. Иначе происходит профанация этого действия.

Благословение священника — это не экзамен, который можно пересдать другому преподавателю. Если мы действительно ищем совета, то не стоит настаивать на своем мнении и «терроризировать» пастырей своеволием. Мы как раз за другим приходим в церковь. Нас интересует не тот ответ, который нас устроит, а тот, который в итоге окажется единственно правильным.

Лучше, искренне помолившись, попросить у Господа, чтобы он через духовника открыл нам Свою волю. То же самое нужно делать, когда мы вовсе не знаем, как поступить. И тогда уж точно помощь Божья не замедлит прийти.

О том, как церковное действие не превратить в спорт, рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще