Обособление обстоятельств определяется, в первую оче­редь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделить три группы обособленных обсто­ятельств:

1) деепричастия;

2) распространенные обстоятельст­ва;

3) уточняющие обстоятельства.

1. Обстоятельственная функция является основной для деепричастия . Различные взаимоотношения дееприча­стий с глаголом-сказуемым создают оттенки времени, усло­вия, уступки, причины, цели. Деепричастие, выполняя функ­цию обстоятельства, как правило, не утрачивает значения процесса, что является основой добавочного высказывания, элементарного сообщения. Эта особенность деепричастия как специфической глагольной формы сама по себе является усло­вием обособления, независимо от наличия пояснительных слов и от положения в тексте.

Например:

Мать остановилась, задыха­ясь, приложила руки к груди (М.Г.);

Вернувшись в гостини­цу, Лопатин лёг в постель, так и не поев в этот день (Сим.);

Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли (Пауст.)

Единственной причиной необособления деепричастия слу­жит утрата глагольного значения действия. Она наблюдается, во-первых, во фразеологических единицах, имеющих застыв­шую форму деепричастного оборота, но обозначающих при­знак действия.

Например:

Своим делом он занимался спустя рукава, потому что больница всё ещё строилась (М.-С);

Мы сломя голову неслись по глубоким ухабам и выбоинам (А.С)

Во-вторых, не обособляются одиночные деепричастия со зна­чением качественной характеристики действия, близкие по семантике к качественным наречиям или предложно-падеж-ным формам существительного.

Задание :

Сравните:

Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы (М. Г.) - шёл неторопли­во;

Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу (Гл.) - бежала без оглядки;

Листва берёз висит не шелохнувшись (Пауст.) - висит неподвижно, без движения

Здесь наблюдается частичный контекстуальный переход деепричастий в на­речия.

2. Распространенные обстоятельства при необычном расположении относительно определяемого слова (как правило, глагола-сказуемого) обособляются. Это наблюдается в позиции перед сказуемым, в абсолютном начале или в конце предложения, а также в случае дистантного (разъе­диненного другими словами) расположения относительно главного члена предложения. Обособляются обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени.

Например:

Вот мы свернули налево и кое-как, после многих хлопот , добрались до скудного приюта, состоявшего из двух саклей (Л.);

Паро­ход стал двигаться осторожнее, из боязни наткнуться на мель (Купр.);

Ольга Николаевна, при всём своём уме , иск­ренне верила в то, что после объяснения они станут друзьями (Ш.)

Для обособленных обстоятельств данной группы характерно употребление отвлеченных существи­тельных, которые служат ядром добавочного сообщения (см.: хлопоты, боязнь, ум). Показателями соответствующих об­стоятельственных значений служат предлоги (причинные от, из, за, из-за, ввиду, благодаря; условные при, в случае; уступительные вопреки, несмотря на, невзирая на; времен­ные по, после, перед, во время и др.).

3. Обособление уточняющих обстоятельств вызывается совершенно иными условиями, чем для рассмот­ренных ранее членов предложения. При наличии двух обсто­ятельств одного разряда, поясняющих одно и то же слово, по отношению друг к другу они не равноправны. Одно из них не­посредственно поясняет определяемое слово, а другое связано с этим словом через посредство первого обстоятельства и уточ­няет его значение.

Например:

Коврин приехал к Песоцким вечером, в десятом часу (Ч.) - обстоятельство времени в де­сятом часу поясняет, уточняет другое обстоятельство - вече­ром; в то же время оба они определяют глагол-сказуемое при­ехал (приехал вечером, приехал в десятом часу)

Отношение уточнения составляет основу добавочного высказывания, за­ключенного в обособленном обстоятельстве. Нужно подчерк­нуть, что само по себе наличие двух обстоятельств одинаково­го разряда не предопределяет обособления одного из них. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает обособление.

Например:

На дру­гой день, часу в первом , Литвинов отправился к Осининым (Т.) - в этом контексте два обстоятельства могли бы состав­лять единую обстоятельственную группу без отношений уточ­нения (на другой день часу в первом)

Уточнение обычно заключается в том, что обособленное об­стоятельство сужает, ограничивает объем понятия, обозначен­ного уточняемым членом.

Например:

Там, в вышине , уже светило летнее солнце (Пауст.);

Направо, прямо из-под колёс тележки , бежал вниз обрыв (В.);

Не особенно давно, весною прошлого года , один мой приятель показывал мне довольно дико­винную вещицу (Купр.)

Как правило, обособленные уточняю­щие обстоятельства имеют значение пространственное или временное.

1.3.2.2.7.4 «Обособленные дополнения»

Дополнение по своей сущности является второстепен­ным членом предложения, очень тесно связанным семантиче­ски с поясняемым глаголом, т. е. оно не обладает первым из общих условий обособления (возможность смыслового выде­ления). Те конструкции, которые в грамматике принято на­зывать обособленными дополнениями, представляют собой ограничительно-выделительные обороты с различными зна­чениями - объектным, субъектным или даже обстоятельст­венным.

Например:

Я купил всё, кроме тетради ;

Вернулись все, кро­ме Пети ;

Бываю здесь всегда, кроме субботы ;

Не бывал нигде, кроме Москвы

С дополнением эти конструкции сход­ны лишь по форме - существительное в форме косвенного падежа.

Условием обособления является ограничительно-выдели­тельное значение оборота, которое представляет собой основу добавочного высказывания.

Задание :

Сравните:

Прибежали все, включая со­седа . - Прибежали все, в том числе прибежал сосед

Ука­занное значение выражается с помощью предлогов кроме, по­мимо, вместо, включая, исключая, наряду с и др.

Например:

Русские литераторы-дворяне, за исключением всеведавшего Алек­сандра Пушкина , не обратили внимания на фольклор, край­не богатый драматическим материалом (М. Г.);

Кроме рек , в Мещорском крае много каналов (Пауст.)

Сравнительные обороты

Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их.

Сравнение, уподобление как специфическое значение обо­рота настолько сильно и ярко, что перекрывает, затемняет свойственные тем или иным членам предложения значения (признака, обстоятельства). Тем самым затрудняется отнесе­ние сравнительного оборота к определенному типу второстепенных членов предложения. Более целесообразно видеть в нем в первую очередь именно сравнительный оборот как осо­бое синтаксическое явление - оборот со значением признака предмета, признака действия и др.

Например:

Чёрные, как смола , тени легли на траву (А. Т.);

Даже в больших городах в это время становится тихо, как в поле (Пауст.)

Значение признака предмета или действия выражается благодаря уподоблению их (предмета, действия, состояния и пр.) другим по качеству, количеству и т. д. Значение сравнительного оборота зависит от того, с каким словом он связан. Но надо иметь в виду, что сравнительный оборот, как правило, соотнесен не с одним членом, а с двумя или с предикативной основой предложения вцелом (ср.: чёрные как смола - тени как смола; тихо как в поле - в больших городах как в поле ).

Наиболее яркими формальными показателями сравни­тельного оборота являются специальные служебные слова сравнительные союзы (как, будто, словно, как будто, точно идр.).

Например:

Сзади, точно исполинский костёр, горел лесной, склад (Купр.);

Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые (Сол.);

Но вдруг обледенелые деревья вспыхивали жёлтым огнём, и часто, будто молотом по железной палубе, начинали бить зенитки (Пауст.)

При формах сравнительной степени качественных прилагатель­ных и наречий употребляется оборот с союзом чем; такой обо­рот выражает сопоставление.

Например:

Надо понять - изучение людей труднее, чем изучение книг, написанных о людях (М. Г.)

Кроме союзов, сравнительный оборот может оформляться с помощью предлогов, имеющих сравнительно-уподобитель­ное значение (вроде, наподобие, подобно идр.).

Обособленные обстоятельства выражаются деепричастиями или деепричастным оборотом.

1. Мать, строго поглядев на дочь, вышла из комнаты.

2. Река, набегая на глинистый берег, исчезала за поворотом.

3. На противоположном берегу, вспыхивая, мелькали огни.

4. Террасу окружали раскидистые деревья, заслоняя отдыхающих от солнца.

5. Приехав ранним июльским утром в этот курортный городок, мы с другом отправились к знаменитому озеру.

6. Ожидая неприятного разговора, мальчик робко вошел в комнату.

7. Рыжий пес, подойдя к маленькой девочке, лизнул ей щеку.

8. Открыв чемодан, пассажир что-то торопливо искал.

9. Вскопав грядки, школьники посадили разные цветы перед зданием школы.

10. Вернувшись домой, дочь легла спать.

Для начала разберёмся, что такое предложение, а что такое обособленное обстоятельство. Предложением является группа связанных между собой слов или одно слово, заключающее в себе определенный смысл. Обстоятельство - это такой член предложения, который отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? и так далее. Обособленным обстоятельством называется обстоятельство, ограниченное запятой или запятыми.Чаще всего обособленными обстоятельствами являются деепричастный оборот или отдельное деепричастие.

Простые предложения с обособленными обстоятельствами

Простые предложения - это предложения, содержащие в себе только одну грамматическую основу. Такие предложения с обособленными обстоятельствами нередко принимают за сложные предложения из-за присутствия запятых. Но нужно уметь различать обособленные обстоятельства от другой грамматической основы.

  • Екатерина пошла в в торговый центр, весело напевая свою любимую песенку.
  • Мы с моими друзьями, несколько раз посовещавшись, решили отдать все свои сбережения в благотворительный фонд.
  • Настя, наевшись, накинула рюкзак на плечо и ушла куда глаза глядят.
  • Максим, наведя порядок на голове, вышел из дома.

Сложносочиненные предложения с обособленными обстоятельствами

В сложносочиненных предложениях каждая часть имеет равную ценность, и эти части соединены между собой сочинительными союзами.

  • Андрей, покосившись на Настю, устремился в глубь леса, а Настя, покосившись на Андрея, просто встала столбом и начала громко плакать.
  • Долго не думая, я отправился в путь, и моя соседка по комнате, одобрив моё решение, пошла со мной.
  • Она не пела, осуждая всех зрителей, а эти зрители продолжали громко беседовать, не обращая на неё никакого внимания.

Сложноподчиненные предложения с обособленными обстоятельствами

В сложноподчинённом предложении выделяется главная часть и одна или несколько придаточных.

  • Вова, долго размышляя на эту тему, забыл про чайник, который вот-вот должен был засвистеть.
  • Мои друзья, удовлетворив свою жажду, поехали в лес, который был в двух километрах от нас.
  • Гоша, забыв про все свою дела, про смотрел телевизор, пока не пришла мама.

Обстоятельство - второстепенный член, который в предложении отвечает на наречные вопросы и при этом выражается деепричастием, деепричастным оборотом, предложно-падежными конструкциями. Обстоятельства характеризуют действие, признак, способ совершения действия (Как? Каким образом? ), место (Откуда? Где? Куда? ), причину (Почему? ), условие (Вопреки чему? При каком условии? ), цель (Зачем? ). По этим вопросам определяется разряд обстоятельства, его значение. Обстоятельства могут быть выражены предложно-падежными группами, фразеологизмами, инфинитивом.

Обособленное обстоятельство - это обстоятельство, которое может иметь разные значения и которое выделяется при помощи интонации (при произношении) и пунктуации (на письме).

(Споткнувшись , она едва не упала на колени. Родион, подпрыгивая от нетерпения, старался идти в ногу с отцом. От удара он начал скользить по льду, словно шайба.Несмотря на слезы и волнения , день был удачным.)

1. Обособленное обстоятельство может быть выражено одиночным деепричастием или деепричастием с зависимыми словами Такой вид обстоятельства выделяется запятыми, независимо от своего места в предложении. (Лежа на полке , он бессмысленно смотрел в потолок вагона. Он сидел на подоконнике, лениво махая ногами . Он, напевая себе под нос , медленно пошел в сторону переулка).

2. Обособление обстоятельств, которые выражены предложно-падежными формами существительного, носит факультативный характер. Их обособление зависит от смысловой нагрузки (соединения двух или более обстоятельственных значений), слабой синтаксической связи со сказуемым, выраженным глаголом, или от поставленных автором стилистических задач.

Если обстоятельство имеет сравнительное значение и выражено существительным с предлогами (как, как будто, будто, словно, точно), то это - обособленное обстоятельство. (Он подпрыгивал на батуте, как мячик . Словно буря, раздосадованный Виктор пронесся по комнате. Наталья, как будто сонная, непонимающе щурила глаза.)

3. Обстоятельство, имеющее значение уступки, считается обособленным, если начинается с союза несмотря на . (Несмотря на утренний прилив сил , сейчас она чувствовала легкое головокружение).

Примечание

Обособленное обстоятельство может иногда выражаться группой слов, предшествующих сказуемому и начинающихся с предлогов (по причине, при наличии, при отсутствии, благодаря, ввиду, согласно, вопреки, вследствие ). (Примеры. Благодаря своему сильному характеру, Елена преодолела внезапные трудности. Но: Елена преодолела внезапные трудности благодаря своему сильному характеру . Вопреки Уставу и требованиям начальства, Сергей пришел на сбор в синей рубахе. Но: Сергей пришел на сбор в синей рубахе вопреки требованиям Устава.)

4. Если в предложении присутствует однородное обособленное обстоятельство, то ставтся так же, при обычных однородных членах. (Размахивая руками, неуклюже подпрыгивая , громко крича от радости , он помчался по дороге. Он помчался по дороге, размахивая руками , высоко подпрыгивая. Размахивая руками и гомко крича, он бежал по дороге. )

Предложения с обособленными обстоятельствами по своей структуре похожи на другие синтаксические конструкции, не требующие знаков препинания.

Запомните! Запятые не ставятся, если обстоятельства

  • Выражены (Он подошел к подготовке проекта спустя рукава ).
  • Выражены нераспространенными одиночными деепричастиями. Считается, что эти слова (сидя, лежа, нехотя, не глядя и пр.) субстантивированы, т.е. образованы путем перехода одной части речи (наречия в данном случае) в другую (деепричастие). (Мы беседовали сидя . Но: Мы беседовали, сидя в креслах.

*Примечание. Если обстоятельство выражено обычным деепричастием, образованным от глагола, оно обязательно обособляется. (Отвернувшись , она вытерла слезы).

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

Вконтакте

Что обозначает

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

основные вопросы

  • : думает (как?) правильно;
  • : красивый (насколько?) очень;
  • : сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о

выделяют 8 видов

Важно!

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

такие части речи :

  1. : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.

Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

цель его употребления:

  • для определения падежа;

Обособление на письме

Весь деепричастный оборот

образуют несколько слов

Важно!

Д, значит имеет вид времени.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно;
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Вывод

В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.

Обособляются обстоятельства , выраженные:

1) деепричастиями:

2) обстоятельствами с предлогом несмотря на : Несмотря на дождь, дети убежали гулять.

3) сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели и др. подобными: Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.

О пунктуации простых предложений с обособленными обстоятельствами.

Различаются общие и частные условия обособления. Первые касаются всех или большинства второстепенных членов, вторые - только отдельных их видов. К общим условиям обособления относятся следующие: 1) порядок слов, 2) степень распространенности члена предложения, 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения.

Порядок слов имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, выраженное причастием или прилагательным с пояснительными словами, не обособляется (если не имеет добавочных оттенков значения), постпозитивное, как правило, обособляется. Ср.: Около стола гуляла привязанная за ногу курочка (Л. Т.). - У крыльца стояло несколько повозок и саней, запряженных гуськом (Акс.).Значение порядка слов при обособлении определений сказывается и в том, что препозитивное определение, непосредственно предшествующее определяемому слову, не обособляется, а определение, оторванное от последующего определяемого слова другими членами предложения, обособляется. Ср.: На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). - На минуту озаренный молнией, перед нами - ствол березы (М. Г.).Препозитивное приложение, стоящее перед собственным именем, как правило, не обособляется, постпозитивное - обособляется. Ср.: Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров (П.). - Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка (Ч.).Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обычно обособляется, если предшествует сказуемому, и чаще не обособляется в постпозитивном по отношению к сказуемому положении. Ср.: Возле крыльца, покуривая, толпилось человек десять казаков (Шол.). - Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел посвистывая (А.Н. Т.). Степень распространенности члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений. Одиночное постпозитивное определение обычно не обособляется, распространенное - обособляется. Ср.: Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным (П.). - Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом (Фет).Одиночное приложение, выраженное именем существительным нарицательным и относящееся к нарицательному же существительному, обычно не обособляется, тесно сливаясь с ним, а распространенное приложение обособляется. Ср.: Какой-то повар-грамотей с поварни убежал своей в кабак (Кр.). - Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого (М. Г.).Одиночное обстоятельство, выраженное деепричастием, обычно не обособляется в постпозитивном положении по отношению к сказуемому, а распространенное обстоятельство с тем же значением (деепричастный оборот) обособляется. Ср.: - Видал? - спросила улыбаясь бабушка (М. Г.). - Резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо (Т.).Члены предложения со значением включения, исключения и замещения с предлогами кроме, вместо, помимо и др. обнаруживают тенденцию к обособлению в зависимости от степени распространенности. Ср.: ...Вместо слов из груди его выходило глухое какое-то клокотанье (Григ.). - ...Вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места(Т.).

    Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому имеет значение для обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Например: Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Нас, русских, двое только было, а все остальные - латыши (Н. Остр.); Мне хочется одного - покоя (Купр.); Далеко, где-то в чаще, застонала ночная птица (М. Г.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту и слушал молодецкий храп командиров (Фурм.).

    Смысловая нагрузка второстепенного члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, имеющее только атрибутивное значение, не обособляется, а определение, осложненное обстоятельственным значением, обособляется. Ср.: Тесно торчали на грядах перепутанные горохом бурые прутья (Т.). - Крепко привязанные к молодым дубкам, добрые кони наши терпели страшную пытку от нападения овода (Акс.).Препозитивное приложение, относящееся к собственному имени, не обособляется, если имеет только атрибутивное значение, и обособляется, если оно осложнено обстоятельственным значением. Ср.: ...Мой товарищ Емельян Пиляй в десятый раз вынул из кармана кисет... (М. Г.). - Человек маленького роста, Темкин почти не виден был из-за трибуны (Аж.).Обстоятельство, выраженное именем существительным в косвенном падеже с предлогом, обособляется, если помимо своего основного значения (например, временного) имеет еще дополнительный оттенок значения (например, причинный, условный, уступительный). Ср.: С приближением ночи все вокруг странно переменилось (Т.). - С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Т.).К частным условиям обособления относятся такие, как синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (например, личных местоимений и определений), слабая синтаксическая связь определяемого и определяющего слов (слабоуправляемость существительных в косвенном падеже); соседство других обособленных групп и т.д.