На официальном сайте Бакинского епархиального управления Московского патриархата Русской Православной Церкви http://baku.eparhia.ru/history/articles/genesis/ висит текст под названием «Генезис архитектуры Кавказской Албании и критика фальсификаторов». Автор текста - «Ахундов Давуд Ага оглы, доктор архитектуры, профессор АзАСУ».

Огромное количество материалов, фальсифицирующих историю армянского и соседних народов, материалов откровенно шовинистической и человеконенавистнической направленности нашло место на азербайджанских сайтах. На большинство из них мы либо попросту не обращаем внимания, либо, в лучшем случае, воспринимаем их, как некие экспонаты для раздела юмора или рубрики «Нарочно не придумаешь». Но об этом тексте поговорить стоит. Хотя бы по причине нахождения оного на официальном православном сайте .

Не знаем, какое отношение Давуд Ага оглы имеет (и имеет ли вообще) к Русской Православной Церкви, не ведаем также, по какому критерию православные отцы отбирают работы в раздел «История» своего сайта. Вполне допускаем, что, придерживаясь доброй русской пословицы: «Кто платит деньги, тот и заказывает музыку». Ну, заказчик, положим, ясен: «Мы твердо знаем, что земли албанского правобережья не могли быть включены в состав Армянского государства» (И.Алиев. «Нагорный Карабах: история, факты, события». АН АзССР, Ин-т истории, Баку, «Элм» , 1989). А вот исполнение, мягко говоря, подкачало.

Итак, какой же генезис (генезис - в переводе с английского - происхождение, возникновение, начало ) открывает Ахундов и каких фальсификаторов критикует?

Любой человек, мало-мальски интересующийся исторической наукой, знакомясь с новым историческим исследованием, в первую очередь обращает свое внимание, на какие исторические труды опирается автор данного исследования. Мы не будем исключением в этом вопросе и заглянем в столбец «Библиография» в конце рассматриваемого нами «труда». Вот он:

1. Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Баку. 1986.
2. Историческая география Азербайджана. Баку. 1987 г.
3. Моисей Каланкатуйский. Исторя Агван. СПб. 1861.
4. Под руководством профессоров Мамедовой Г. Г. и Ахундова Д. А.
5. Арсак. Ар-муж, мужественный; Сак-саки, одно из 26 албанских племен. Земля мужественных саков.
6. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван. 1963.
7. Ахундов Д. А. Остановить фальсификаторов. Газ. Бак. Рабочий. 7.X.1990.
8. Кавказ и Византия № 6. Карапетян С. Г. Памятники средневековой архитектуры в гаварах Шаки и Капалак собственно албании. Ереван. 1988.

Да, для установления генезиса явно не густо. Причем из восьми приведенных бакинским профессором исторических источников, три - армянские, №5 - не слишком убедительная попытка автора установить происхождение топонима Арцах (непонятно только, почему в разделе «Библиография»?), и, наконец, еще три принадлежат перу - кого бы вы думали? Правильно, самого Давуда Ахундова.

Чем же занимается архитектор Ахундов? Ученик незабвенного отца азербайджанской советской историографической мысли Зии Буниятова, он не строит храмов. Он их экспроприирует… Не в буквальном смысле слова, конечно. Покойник и сам особо не утруждал себя лазанием по горам, экспедициями, обмерами. И это понятно - зачем портить себе настроение, когда на каждом шагу натыкаешься на так бессовестно вопиющие бесчисленные храмы и хачкары с ненавистными армянскими эпитафиями на них. Стиль старика был до смешного прост. В переводе текста армянского первоисточника (а литературных источников на албанском языке просто не существует в природе) все слова «армяне» и «Армения» заменялись «албанами» и «Албанией» и - ап! - азербайджанская историография пополнялась очередным средневековым автором и очередным произведением. О нем и таких, как он, метко высказался доктор исторических наук В. А. Шнирельман в своей книге «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» (Москва, ИКЦ «Академкнига», 2003): « Самым излюбленным занятием азербайджанских авторов стало переименование средневековых армянских политических деятелей, историков и писателей, живших и творивших в Карабахе, в албан».

Давуд Ага оглы от своего шефа не отставал. Более того, он его переплюнул. И не просто переплюнул, а прямо-таки забрызгал слюной все вокруг. Шутка ли сказать, в своей бессмертной «работе» под фантастическим названием «Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана» , на свои собственные «труды» он ссылается аж 28 (!) раз! Не верите? Прошу (нажать для увеличения ):

При такой удивительной плодовитости, какие уж там экспедиции, успеть бы отшлифовать очередной свой перл. А таких и в рассматриваемой нами «работе» набралось немало: тут тебе и «Азербайджан - …земли, где на протяжении многих тысячелетий зарождались и распространялись по всей земле жизнь, культура, архитектура и искусство» , и «Иланлы-тепе, можно сказать, первая процитадель…», «первый протохрам …» и «церковь в Гише - праматерь всех христианских храмов Закавказья » , ну и, конечно, шедевральные: «Албанополь, Албанус, Албакус , Ал-Баку » , а также « огнепоклоннические религии - Маздаизм, Азерастризм , а позже Зороастризм » .

Фантазия и жажда кочевника к присвоению чужого просто не ведает границ: « Многоступенчатое познание мира вынудило их (предков Ахундова - П .) создать хачдаши, башдаши, нишандаши » .

Из многочисленных ахундовских исследований вы можете узнать, например, о том, что «левый хачдаш по силуэту решен похожим на своего правого соседа . Аналогично решена композиция и на четвертом хачдаше из Норованкa (орфография автора - П .) (?) ». Вам, читатель, также нелишне будет знать, что «крупный хачдаш, установленный на могиле албанского князя Григора Нерина в 881 г. весь покрыт сплошным кружевом азербайджанского (?) орнамента». И вы будете приятно удивлены тем, что «интересную аналогию можно провести с азербайджанским башдашем близ гор. Ленинакана (!) . Если учесть перевернутый полумесяц, полученное изображение походит на крест, но крест не христианский, так как надгробие исламское ».

Что называется, Остапа понесло. Прихватив кресты и обозвав армянские хачкары «хачдашами, башдашами и нишандашами», воришка вынужден подстраховаться: « Исследуемую территорию могут захватить агрессоры, народ может быть порабощен, но неизменными останутся наши христианские хачдаши, мусульманские башдаши » .

Как известно, в настоящее время армянскими учеными проводятся исследовательско-реставрационные работы в знаменитом на весь мир армянском монастырском комплексе Дадиванк. Ахундов по этому поводу скорбит: « Исходя из прошлого горького опыта можно с уверенностью предполагать, что многое в этом бесценном албанском памятнике истории архитектуры будет фальсифицировано и арменизировано, они постараются стереть с памятников все следы, свидетельствующие о его албанском происхождении».

В своем маниакальном стремлении к присвоению армянского культурно-исторического наследия, Ахундов постоянно беззастенчиво врет, путается в собственной лжи. Вот он пишет: « Армянская церковь во главе со своим католикосом в связи с наступлением сельджуков эмигрировала в Киликию, где она находилась с 901 по 1441 г., т. е. ее не было в Закавказье 540 лет». А здесь убеждает, что «…они опускают неопровержимые факты того, что до XIX в. Армения располагалась в Передней Азии и никакого отношения не имела к Закавказью».

Нет, неопровержимые факты свидетельствуют как раз об обратном: именно кочевые племена, одним из потомков которых сам доктор Ахундов и является, стерли с лица земли Кавказскую Албанию, втоптали в пыль богатейшее культурно-историческое наследие коренных народов региона. А все, что каким-то чудом уцелело, теперь без зазрения совести присваивается современными вандалами. И цель их - вовсе не сохранение исторических памятников. Джугинские хачкары - этот бесценный кладезь средневекового армянского искусства, обозванные в свое время Ахундовым «хачдашами знатных албанцев», теперь раздавлены бульдозерами, распяты и уничтожены потомками тюркских скотоводов. И ведь пасли они свои тучные стада, и глубоко плевать им было на национальную принадлежность храмов и хачкаров. Но приснопамятная советская власть, помимо подаренной государственности, еще и научила их читать-писать. И полезли из всех щелей на свет божий буниятовы и мамедовы, ахундовы и геюшевы - доктора и профессора...

В свете всего вышесказанного, начинаешь буквально воспринимать смысл слова «фальсификаторы», вынесенного в заголовок статьи, висящей на православном сайте. И слова о « так называемом (!) 1700-летии христианизации Армении» (празднование которой счел своим долгом посетить и глава РПЦ Алексий II-ой) никак не могут красить епархию, пусть Бакинскую, но все же, пока еще - Русской Православной Церкви. Светлой памяти патриарх Тихон и в более страшные времена не сгубил свою душу.

А святым епархиальным отцам нелишне будет напомнить русскую загадку: «Кто громче всех кричит: «Держи вора!»? Можно сколь угодно расстилаться в порыве верноподданнического лакейства, кланяться мраморной Статуе и воспевать Ложь. Однако История - бесстрастна. Из нее не выбросишь пять тысяч убиенных кавказскими татарами в Шамхоре в январе 1918-го возвращавшихся с фронта русских солдат. И нет над ними ни молебна, ни памятника…

Православие в Азербайджане

Местоположение : юго-восточная часть Закавказья, граничит на севере с Россией, а на юге – с Ираном.

Площадь : 86 600 км 2 (из которых ныне более 17 000 км 2 – в составе Армении).

Численность населения : 8 388 000 человек (по состоянию на июль 2005 года).

Официальный язык : азербайджанский.

Краткая история страны. В древности на территории современного Азербайджана находилось государство Кавказская Албания, официальной религией которого с IV века было христианство. В VIII веке оно было захвачено арабами, после чего началась исламизация населения. В IX–X веках албанским князьям удавалось восстановить независимость, но лишь на короткое время. В конце XIV века здесь образовалось государство Ширван, которое в XV веке перешло под власть Кара-Коюнлу, а еще позже – Персии, оставаясь под ее властью до начала XVIII века. В 1723 году русские войска заняли Баку и прикаспийские области, а бо льшую часть Азербайджана захватила Турция. В 1735 году Россия по договору вернула прикаспийские области Персии. В середине XVIII века здесь образовалось 15 самостоятельных ханств. В результате первой (1804–1813) и второй (1826–1828) русско-персидских войн 10 ханств (территория современного Азербайджана), так же как Западная Грузия и Дагестан, вошли в состав Российской империи.

В 1918 году была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая до 1920 года. В 1922 году Азербайджан вошел в состав СССР, где находился до 30 августа 1991 года, когда объявил о своей независимости.

В 1992–1994 годах между Азербайджаном и Арменией шла Карабахская война, в результате которой 7 районов бывшей Азербайджанской ССР (или 8,15 % территории) перешли под контроль непризнанной армянской Нагорно-Карабахской республики, а под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения – Арцвашенский анклав.

Религия : мусульмане – 93,4 % (из которых, в свою очередь, около 70 % – шииты, а около 30 % – сунниты), православные – 2,5 %, монофизиты – 2,3 %, прочие – 1,8 %, (по переписи 1995 года).

Православие. На земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первыми проповедниками там были святой апостол Варфоломей (здесь же и принявший мученическую смерть) и ученик апостола Фаддея – Елисей, которого местная традиция именует апостолом Албании. В 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение от руки святого Григория Просветителя, и христианство стало государственной религией Кавказской Албании. К середине IV века Албанская Церковь получила автокефалию. За исключением краткого периода отпадения в монофизитство в середине VI века, в дальнейшем, в противовес армянам, албаны придерживаются православной веры.

После арабского завоевания (VIII в.) началась насильственная исламизация местных жителей, кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. После смещения в 706 году с первосвятительской кафедры Албанской Церкви последнего православного католикоса Нерсеса (Бакура), армяне начали вытеснение албанского духовенства, впавшего, по их словам, «в халкидонитство».

В 1836 году, после присоединения в начале XIX века Азербайджана к Российской империи, рескриптом Николая I был окончательно упразднен Албанский Католикосат, а вместо него образованы две епархии и викариатство в юрисдикции Армянской Церкви (Эчмиадзинского Патриархата).

Одновременно с этим в Азербайджан пришла Русская Православная Церковь. Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году, позднее были построены церкви в Гяндже и Шемахе. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, в 1905 году была организована Бакинская епархия, архиереи которой в дальнейшем получили титул «Бакинский и Прикаспийский».

В советское время церковной жизни здесь был нанесен большой урон (к гонениям оказались причастны и раскольники-обновленцы). Один из убитых в 1937 году священников, служивших в Азербайджане, Иоанн Ганичев, прославлен ныне в лике новомучеников.

В 1944 году в Баку был вновь открыт православный храм, а два года спустя жителям г. Хачмас удалось даже построить новую церковь.

Наконец, 28 декабря 1998 года была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви (официальный сайт: http://baku.eparhia.ru/ , e-mail: [email protected]), которой ныне управляет епископ Александр (Ищеин). На территории Азербайджана в состав епархии входят пять храмов.

После развала СССР и Карабахской войны произошел отток русскоязычного населения из страны, в результате чего доля православных сократилась с 5 % до 2,5 %. Но помимо духовного окормления оставшихся русскоязычных жителей, Бакинско-Прикаспийская епархия трудится и для наследия основанной некогда апостолом Варфоломеем Албанской Церкви.

Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом . Нередки случаи, когда этнические мусульмане, принимая христианскую веру, становятся благочестивыми и ревностными чадами Церкви. Кроме того, из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству. Это потомки утиев – удины, проживающие ныне в селении Нидж (Габалинский район) и в Огузском районе Азербайджана, а также в селении Октамбери в Грузии. Те удины, которые проживают на территории Грузии, окормляются Грузинской Православной Церковью. Та же часть удин (а их около восьми тысяч человек), которая проживает в Азербайджане, только в последние годы получила возможность открыто говорить о своем этническом происхождении и религиозных убеждениях.

Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют пока ни пастырей, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период удинов пыталась привлечь к себе Армянская Церковь, но это не находило отклика у большинства народа.

В 2003 году албанско-удинская христианская община, возглавляемая Робертом Мобили, прошла государственную регистрацию. Это стало возможным после восстановления древнего Кишского храма в Шеки (по некоторым данным, фундамент его был заложен еще апостолом Елисеем). В 2006 году завершилась реставрация второго удинского храма – церкви в селении Нидж Габалинского района.

Также ведутся работы по реставрации албанской базилики V века в селе Гум Гахского района и базилики в селе Гюмрюк.

Удины, как христианская народность, стремятся к своему самоопределению в религиозном и каноническом отношениях. Многие из них крещены в приходах Бакинско-Прикаспийской епархии Русской Православной Церкви. Во время первосвятительского визита в Азербайджан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 году с ним встретились представители удинской общины, которые высказали желание своего народа быть чадами Православной Церкви. На пути к осуществлению этого желания стоит много проблем и вопросов, над разрешением которых и трудятся в Бакинско-Прикаспийской епархии . И, судя по заявлению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, сообщившего в 2006 году о том, что в удинских храмах будет совершаться православное богослужение, а священники для них готовятся в российских духовных учебных заведениях, удины сделали выбор и после более чем тысячелетнего пребывания в дохалкидонской Церкви вернулись в Православие.

Говоря о церковной жизни в Азербайджане, стоит отметить, что она хорошо налажена: действуют православная библиотека, воскресная школа для детей, катехизическая школа, благотворительная столовая. В храме святых жен-мироносиц находится ковчег с частицей мощей апостола Варфоломея – небесного покровителя города Баку. На месте казни апостола, у подножия Девичьей башни, каждый год совершается молебен.

Кроме приходов Русской Православной Церкви, в стране действует один храм, относящийся к юрисдикции Грузинской Православной Церкви, – церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Гахского pайона стpаны, где компактно проживают грузины (около семи тысяч человек).

Ниже приводится список православных храмов Азербайджана, находящихся в юрисдикции Бакинско-Прикасписйкой епархии Русской Православной Церкви, в которых служба проходит на церковно-славянском языке.

г. Баку

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Настоятель: иеромонах Алексий (Никоноров).

Адрес: г. Баку, ул. академика Шамиля Азизбекова, 205.

Кафедральный собор святых жен-мироносиц

Настоятель: протоиерей Леонид Милтых.

Адрес: г. Баку, военный городок «Красный Восток», 126.

Михаило-Архангельский храм

Настоятель: игумен Серафим (Бидеев).

Адрес: г. Баку, угол улиц Видади и Заргярпалан, 38.

г. Гяндж

Александро-Невский храм

Настоятель: иерей Андрей Безотосный.

Адрес: г. Гяндж, ул. Гаджи Али Гусейн-заде, 2.

г. Хачмас

Никольский храм

Настоятель: иеромонах Венедикт (Зайцев).

Адрес: г. Хачмас, ул. Ханлара, 21.


Нынешние азербайджанцы, говоря о своей вере, неизменно добавляют слово «гылындж», что значит «меч», памятуя, таким образом, о способе своего обращения в ислам («мусульмане под мечем»). Примечательно, что национальным героем, воспетым в песнях, поэмах и прозе, является христианин Бабек, руководитель народно-освободительного движения, противостоявший арабским захватчикам в течение 20 лет, на протяжении которых халифат терпел череду страшных поражений. Именно исторической памятью народа о христианском прошлом объясняется тот парадокс, что у народа, традиционно относящего себя к исламу, общепризнанным национальным героем первой величины является историческая личность, положившая всю жизнь на борьбу с теми, кто принес ислам в Азербайджан. Естественно, что проживающие в России и в Грузии азербайджанцы принимают Православие еще чаще, чем на родине.

При написании данного раздела использовалась книга иеромонаха Алексия (Никонорова) «История христианства в Кавказской Албании» (Баку, 2005).



26 / 01 / 2007

Вчера 15 ноября состоялось открытие Православного религиозно-культурного центра Бакинской и Азербайджанской епархии, построенного на территории Кафедрального собора Святых Жен-мироносиц.

В церемонии принял участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Официальный сайт Президента Азербайджана сообщает:

Во все периоды истории азербайджанский народ демонстрировал миру образец толерантности. Во времена руководства великого лидера Гейдара Алиева страной в Азербайджане были созданы необходимые условия для того, чтобы люди, принадлежащие к различным религиям, свободной отправляли свои обряды, представители всех наций имели равные права. Общенациональный лидер проделал очень важную работу, направленную на сохранение религиозно-духовных и национальных ценностей народа. Президент Ильхам Алиев успешно продолжает политику великого лидера в этой сфере, как и в других областях.

Президента Ильхама Алиева (т.е. «общенационального лидера») встретили архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр и председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде.

В честь Президента Азербайджана зазвенели церковные колокола.

Президент Азербайджана встретился с представителями Московской патриархии, архиепископом Берлинским и Германским Феофаном, архиепископом Верейским Евгением, руководителями религиозных общин Азербайджана и другими гостями.

Вначале Президент Ильхам Алиев побывал в Кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц.

Здесь церковный хор исполнил молитву.

Глава Азербайджана ознакомился с Православным религиозно-культурным центром Бакинской и Азербайджанской епархии. Центр был построен по поручению Ильхама Алиева. В четырехэтажном здании, строительство которого началось в 2012 году, созданы помещения для проведения различных мероприятий, в том числе конференций и семинаров.

От имени Бакинской и Азербайджанской епархии Президенту Ильхаму Алиеву была преподнесена в дар икона Святой Марии «Гордость и утешение», сообщает Президентский сайт .

Глава государства оставил запись в Книге почетных гостей центра.

Затем Президент Ильхам Алиев побеседовал за чайным столом с участниками церемонии.

В частности, он заявил:

Мультикультурализм – это государственная политика Азербайджана, также это и образ жизни. И недавно на проведенном в третий раз Бакинском международном гуманитарном форуме тема мультикультурализма была наиболее обсуждаемой. Азербайджан сегодня является одним из признанных уже мировых центров мультикультурализма. И мы акцентируем внимание именно на этих вопросах, потому что существуют разные подходы к этой теме. К сожалению, существует и мнение, что в некоторых странах мультикультурализм потерпел фиаско, не сработал, и это очень тревожные заявления, тенденции. Если это так на самом деле, то это тема для серьезных обсуждений. В Азербайджане же мы, считаю, и политикой, и состоянием общества доказываем, что нет, мультикультурализм жив. Он живет, он укрепляется, он имеет глубокие корни, он единственный путь для развития человечества в будущем. Потому что в эпоху глобализации, когда и обмен информацией, и, в целом, процессы интеграции идут активно, заниматься самоизоляционизмом просто пагубно. Большинство стран мира — мультикультурные страны, страны, где живут на протяжении многих веков представители разных народов и разных религий, и дружественные и братские отношения между представителями разных религий – это основа будущего развития всех стран. Поэтому сегодняшнее событие имеет, может быть, более важный смысл, нежели просто создание условий для нормальной деятельности Русской Православной церкви в Азербайджане. Это имеет большой символический смысл. Сегодняшний день основан на истории нашей страны, нашего народа, а также он результат той политики, которую мы осуществляем. И на всех мероприятиях, на всех праздниках – и мусульманских, и православных, и католических, и иудейских – руководители всех конфессий всегда вместе, за одним столом. Это тоже, я думаю, одно из ценных достояний нашей страны.

В пользу межрелигиозного диалога выступил и н:

Мы не только обсуждаем вопросы церковной жизни, но вы вместе с Его Святейшеством шейхом и другими религиозными общинами страны обсуждаем перспективы межрелигиозного диалога и в Евразии, и в мире. Есть определенные новые инициативы. Мы будем встречаться в России, будем встречаться в Баку для того, чтобы этот положительный опыт, который у нас есть, опыт совместной деятельности, опыт общения в большей степени влиял на то, что происходит в мире в сфере отношений христиан и мусульман, в сфере отношений религии и государства, в сфере межрелигиозного миротворческого диалога.

Русская православная церковь жестко отреагировала на решение Константинопольской православной церкви предоставить автокефалию (статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей — прим. ред.) Украинской православной церкви.

На заседании Синода (высшее церковное учреждение православной церкви — прим. ред.) в Минске 15 октября было принято решение о разрыве евхаристического общения (возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками — прим. ред.) с Константинополем, пока Вселенский патриарх не отзовет своего решения по Украине.

Русская православная церковь (РПЦ) — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире, одна из 14 общепризнанных автокефальных церквей, она ведет свою историю от крещения Руси в 988 году. Автокефалия РПЦ была признана в 1589 году. По данным РПЦ на конец 2017 года, ее прихожанами являются около 180 миллионов человек.

РПЦ объединяет более 300 епархий и около 37 тысяч приходов, а также 462 мужских монастыря и 482 женских. Юрисдикция РПЦ, согласно ее уставу, распространяется на Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Латвию, Литву и Эстонию. Кроме того, в состав канонической территории РПЦ входят Китай, Япония и Монголия.

Контекст

Birgün: Война церквей между Россией и Западом

Birgün 17.10.2018

Версии: Варфоломеевский спуск

Версии.com 17.10.2018

Atlantico: Православная церковь идет по пути «балканизации»

Atlantico 16.10.2018

NYT: Россия делает еще один шаг к расколу в православной церкви

The New York Times 16.10.2018 Константинопольская православная церковь — одна из старейших автокефальных православных церквей, основана в 330 году. Автокефалию получила на II Вселенском соборе в 381 году. Предстоятелем церкви с 1991 года является патриарх Варфоломей I, резиденция которого располагается в Стамбуле.

Церковь насчитывает более 5 миллионов прихожан, более половины из которых приходится на Северную Америку. Канонической территорией Константинопольского патриархата являются Турция и Греция (обе — частично). Юрисдикция патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Всего церковь объединяет более 60 епархий и 3 тысяч приходов, а также около 60 монастырей (в США, Греции и Австралии).

Вопрос предоставления автокефалии украинской церкви обсуждался даже на заседании Совета безопасности России.

Много дискуссий и в Украине. Например, украинский политолог Валентин Гайдай считает, что Варфоломей (Константинопольский патриарх) «задумал украсть украденное, а именно — приходы, монастыри и епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (которые вначале 1990-х украли у УПЦ), переподчинив их себе».

«Вот и случилось — Варфоломей начал отжимать имущество раскольников. Андреевскую церковь (которая принадлежит УАПЦ — прим. ред.) хотят передать Константинополю. Так гляди и у Филарета (предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата — прим. ред.) Владимирский собор отожмут», — написал украинский эксперт на своей странице в фейсбуке.

Между тем, после решения Синода о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, с аналогичным заявлением выступила и Душанбинская православная церковь. Об этом СМИ рассказал иеромонах Владимир (Мухин), клирик Таджикской епархии.

В свою очередь известный общественный и религиозный деятель России, протоиерей Всеволод Чаплин в интервью haqqin.az заявил, что разрыв отношений епархий, имеющих отношение к Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом — естественное явление.

— И все остальные епархии должны это сделать, в том числе и Бакинская и Азербайджанская епархия?

— Естественно. Все епархии РПЦ находятся, так скажем, «в поле действия» принятого решения.

— Значит, каждая из епархий должна сделать отдельное заявление?

— Нет, этого не нужно. Повторюсь, это решение (Синода — прим. ред.) автоматически касается всех епархий Русской православной церкви.

— Чем вся эта ситуация может грозить? Насколько я знаю, российская православная церковь — самая большая по численности прихожан. Кому эта конфликтная ситуация на руку и к чему она приведет?

— Этот конфликт начат не нами, а западными силами, которые используют Константинопольский патриархат для того, чтобы сделать украинский народ врагом России. И когда Константинопольский патриархат признал раскольников, он стал сам раскольнической структурой. Для них Бог на втором месте. Лично я считаю, что этот патриархат нельзя считать православным. Так что решение нашего Синода ожидаемое и правильное. Константинопольский патриархат в течение многих лет ведет богоборческую политику. Они стараются либо расколоть православную церковь, либо переформатировать под «западную демократию». Слава Богу, этого пока не получилось, но попытки раскола православных народов и противопоставление их друг другу происходят.

— А если говорить о политической составляющей? Многие считают, что Константинопольский патриархат, как бы странно это не звучало, поддерживают турецкие власти… Как это может сказаться в целом на отношениях между Россией, Турцией и Азербайджаном?

— Я не думаю, что Анкара поддерживает Константинопольский патриархат. Его поддерживают власти заокеанской страны. Достаточно вспомнить, что один из самых скандально известных константинопольских патриархов Афинагор I прилетел в Турцию на самолете президента США Гарри Трумэна (он стал первым константинопольским патриархом, не имевшим турецкого или оттоманского гражданства после падения Константинополя — прим. ред.) . Так что повторюсь, хозяева Константинопольского патриархата находятся за океаном. Я уверен, что Анкара поймет, кто сейчас действует в интересах западных манипуляторов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Распространение христианства на территории Азербайджана связано с именем апостола Варфоломея, одного из 12-ти учеников Господа Иисуса Христа. Как повествует жизнеописание апостола Варфоломея, после трудов в стране Индийской, он отправился в Кавказскую Албанию проповедовать веру Христову, где и пострадал за Христа в 71 году по Р.Х. в городе Альбанополе на западном берегу Каспийского моря - нынешнем Баку.

Сохранилось место у подножья Девичьей Башни, где согласно предания, претерпел мученическую кончину (казнь через распятие вниз головой) св. ап. Варфоломей. До 1936 года место это было отмечено часовней, памятная доска на которой сообщала об этом.

В XIX столетии с появлением русского населения в Азербайджане стала осуществлять свою деятельность Русская Православная Церковь. В Гяндже, Шемахе, Баку были построены русские православные храмы. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, для упорядочения религиозной жизни в 1905 году была организована Бакинская архиерейская кафедра (епархия). В дальнейшем епископы получили титул "Бакинский и Прикаспийский". В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря.

Известны имена 11 архиереев, носивших титул "Бакинский и Прикаспийский".

В советское время церковно-административная деятельность в Прикаспийской епархии затруднялась как включением Азербайджана в обновленческий Закавказский митрополитанский округ (с 1923), так и преследованиями православного духовенства (среди репрессированных - свящ. Андрей Ерёмин (+ 1929), свящ. Евфимий Савельев (+ 1932), новомуч. свящ. Иоанн Ганчев (+ 1937) и др.).

После восстановления церковной жизни в 1943 году, в Баку был вновь открыт православный храм в 1944 году - нынешний Собор в честь Рождества Богородицы по ул.Ш.Азизбекова, 205, а затем еще ряд приходов на территории Азербайджана, которые вошли в состав Ставропольско-Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

После восстановления национальной независимости и суверенитета Азербайджанской Республики возникла необходимость упорядочения религиозной жизни. В связи с этим 28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия, являющаяся 128 епархией Русской Православной Церкви. Епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть благочинному православных приходов Азербайджана Архимандриту Александру.

В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики. В мае месяце 2001 года с первосвятительским визитом Бакинскую епархию посетил Предстоятель Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Бакинская и Прикаспийская епархия

Кафедральный город - Баку.

Кафедральный собор - Святых жен-мирроносиц (Баку).

Благочиннические округа: Азербайджанский районный, Бакинский городской, Кизлярский, Махачкалинский.

Статистика: 18 приходов; 37 священнослужителей (29 священников, 8 диаконов).

Учебные заведения: 3 воскресные школы.

Адрес - Азербайджан, 370010, г. Баку, ул. Ш. Азизбекова, 205.

Web-сайт - www.baku.eparchia.ru

Правящий архиерей - Александр, епископ Бакинский и Прикаспийский (Ищеин Александр Геннадьевич), на кафедре с 14 января 1999 г.