Празднование Смоленской иконы Божьей Матери , именуемой Одигитрия, совершается 10 августа (28 июля ст. ст.). Перед Смоленской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.

Смоленская икона Божьей Матери. История

Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь - царевну Анну (ок. 1030/35 -1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье (1371-1453 гг.), которая являлась супругой московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425 гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е - 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям - 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы - 10 августа (28 июля ст. ст.).

Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.

Кондаки, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография

Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой рукой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси

В честь Смоленской иконы Божьей Матери в 1524 году был основан монастырь в Москве, ныне известный как Новодевичий. Обитель основана великим князем Василием III (1479-1533 гг.) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.

Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.

Празднование в честь иконы Одигитрии Смоленской совершается 10 августа. Э та дата установлена в память возвращения Смоленска из-под власти Литвы в середине XV века.

Одигитрия (в переводе с греческого - «путеводительница») - один из пяти главных типов изображения Богоматери в православии. Смоленская икона - одна из самых почитаемых икон этого типа. Некоторое время образ хранился в Иерусалиме, а потом был перевезен в Константинополь, где икона стала защитницей города, ее не раз выносили на городские стены в время нападения врагов.

Накануне дня Смоленской иконы сайт рассказывает о ее удивительной судьбе и не менее удивительных свершениях.

Мономахова икона

В Смоленск икону перенес Владимир Мономах. Фото: wikipedia.org

По преданию, икона Смоленской богоматери была написана самим евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы. Византийский император Константин Багрянородный в 1046 году благославил этой иконой свою дочь принцессу Анну на брак с князем Всеволодом Ярославичем Черниговским, сыном Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода икона по наследству перешла к его сыну Владимиру Мономаху - будущему правителю Руси. В начале ХII века Владимир Мономах перенес икону в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Смоленской.

Наказ Меркурию

Одно из первых чудес, совершенных от иконы в Смоленске, стало избавление города от татар. В 1239 году они подошли к Смоленску, судьба города повисла на волоске. Жители города с горячей молитвой обратились к своей заступнице. В ночь на 24 ноября пономарь, служивший в Успенском соборе, получил от нее наказ передать одному из благочесивых воинов по имени Меркурий следующее: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Эти слова сразу же передали Меркурию, он облачился в доспехи, пришел к иконе и услышал от нее голос:

«Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

С помощью Богородицы Меркурий победил татар и не позволил им разрушить Смоленск, как это произошло почти со всеми русскими городами.

Монастырь в честь иконы

Новодевичий монастырь. Фото: www.globallookpress.com

В начале XV века икону Одигитрии перенесли из Смоленска в Москву в Новодевичий монастырь. Это произошло 7 августа 1525 года, 489 лет назад. Интересно, что Новодевичий монастырь построили по указу великого князя Московского Василия III Ивановича в честь взятия Смоленска в войне с литовцами. Первоначально он назывался «Богородице-Смоленский».

Однако, в это время Смоленск часто подвергался набегам неприятелей и горожане потребовали вернуть в город его покровительницу - икону. В 1456 году в Москву приехала целая делегация горожан во главе с епископом Смоленским Мисаилом. Они попросили Московского князя Василия Темного вернуть им икону. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов.

Покровительница Бородина

Молебен на Бородинском поле. Репродукция картины Егора Зайцева. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1812 году во время Отечественной войны против Наполеона Смоленская икона Божией Матери стала главным образом для всей русской армии. Икону из Смоленска сначала перевезли в Москву, чтобы перед ней могли помолиться жители столицы. 26 августа 1812 года, в день Бородинской битвы, ее обнесли вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен. Незадолго до этого перед образом помолился главнокомандующий русской армией легендарный полководец Михаил Кутузов.

Тайное исчезновение

Успенский собор. Фото: АиФ / Ирина Романова

Традиционным местом хранения иконы всегда был смоленский Успенский кафедральный собор. Несмотря на то, что в 1930 году в Успенском соборе открылся антирелигиозный музей, икона продолжала находиться там. В период между 1939 и 1941 годами оригинальная икона Одгитрии бесследно исчезла. По сей день ее судьба неизвестна. В Успенском соборе хранится ее местоблюстительница, так называемая Надвратная икона Смоленской Божьей Матери, которая была написана для Смоленска во времена Ивана Грозного.

СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ОДИГИТРИЯ»

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии , которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .


Успенский собор (Смоленск)

История Смоленской иконы Божией Матери

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.


Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV - XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.


Сандалии святого мученника Меркурия - одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.


Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.


Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни - в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.


Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы - древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери - первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска. Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения - место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.


Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

Списки с иконы

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) - Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

Иконография

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его - «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом - «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Значение иконы

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела - Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды - рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

Празднование

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год - 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее - Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога на-шего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас греш-ных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголю-щих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печа-ли, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодея-нием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царст-вия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасе-ния нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? При-клони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Гос-поже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога мо-его, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и со-причти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Документальный фильм «Искатели. СЛЕД ОДИГИТРИИ» (2014)

Успенский собор - одно из самых внушительных зданий Смоленска. Именно здесь со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери - древняя Одигитрия. Она, по преданию не раз спасавшая город и считавшаяся чудотворной, пропала в годы второй мировой войны. Существует достаточно много версий относительно судьбы Одигитрии. Многие исследователи склоняются к тому, что легендарный образ до сих пор существует, а, значит, имеет смысл его искать!

Смоленская икона Божией Матери является одним из самых почитаемых образов Богородицы на всей территории России. Молясь у этой чудотворной иконы прозревали слепые; следуя ее зову великие воины одерживали великие победы; Кутузов благословлял ею свои войска во время войны 1812 года, а количество чтимых списков с нее не поддается исчислению...

1. Первообраз иконы: евангелист Лука, благословение Богородицы и дальнейшая история


По преданию, первообраз Смоленской иконы Божией Матери, с которого делались все почитаемые списки, был написан евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Девы Марии, то есть, до 45 года нашей эры.

Когда евангелист Лука смиренно представил этот и два других образа взору Богоматери, Она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».
Так и произошло. Образ, получивший впоследствии - приблизительно в начале XII века - имя Смоленской иконы Божией Матери, стал чудотворным.

Дальнейшая судьба иконы складывалась не менее интересно: до того, как попасть в Смоленск - и вообще на Русь - образ успел побывать в Иерусалиме и сотворить свое первое чудо - о нем чуть ниже - во Влахернском храме Константинополя.

На Руси икона появилась во времена киевского князя Всеволода Ярославича, взявшего в жены дочь греческого императора Константина Мономаха Анну. Именно этой иконой император Константин благословил дочь - и ею же Анна Константиновна благословила своего сына - Владимира Всеволодовича Мономаха.

Деталь: на фото вверху - утерянный после 1941 года первообраз (!) Смоленской иконы Божией Матери в смоленском соборе Успения Богородицы. Фотография сделана в 1912 году пионером цветной съемки Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863 - 1944).

2. Первое чудо. Одигитрия

Первое чудо, связываемое со Смоленской иконой Божией Матери, случилось в те времена, когда написанный евангелистом Лукой образ еще хранился во Влахернском храме Константинополя и конечно же не назывался Смоленской иконой.

По легенде, однажды Богоматерь явилась двум слепцам и велела им идти и поклониться этой иконе во Влахернском храме. Слепцы не смели ослушаться Пресвятой Девы и сделали все так, как им было велено. В тот же день оба незрячих прозрели, и с тех пор чудотворный образ стали называть Одигитрией, что в переводе с греческого обозначает «Путеводительница».

Деталь: на фото вверху - современная церковь на месте легендарного Влахернского собора, уничтоженного пожаром в 1434 году.

3. Появление иконы на Руси. Первое чудо в Смоленске и вынужденные «переезды» из города

Итак, на Руси икона появилась во времена киевского князя Всеволода Ярославича (1030 - 1093, на миниатюре вверху).

Известно, что свадьба Всеволода Ярославича и дочери императора Константина Мономаха Анны состоялась в 1046 году, а значит и икона появилась в Киеве тогда же - именно ею император Константин благословил свою дочь.

Спустя полвека, в 1097 году, сын Всеволода Ярославича и Анны Константиновны Владимир Мономах стал князем Смоленским, а в 1101 году по его приказу в городе был возведен Успенский собор - туда и была помещена икона. Именно с этого момента образ кисти евангелиста Луки стал называться Смоленской иконой Божией Матери.

На Руси глас иконы впервые зазвучал в 1238 году. По легенде, образ Богородицы обратился к русскому воину Меркурию с повелением оградить город от подступивших к Смоленску отрядов хана Батыя. Отважный воин под покровом ночи пробрался в лагерь противников и перебил множество врагов, среди которых оказался и сильнейший воин отряда. Сам Меркурий не смог вернуться из боя живым и был прославлен в лике святых.

300 лет хранилась икона в Успенском соборе Смоленска, и лишь в начале XV века впервые на время покинула свое место - город был захвачен Литовскими войсками, и было решено перевезти чудотворный образ в московский Благовещенский собор. Икона вернулась в Смоленск в 1455 году, и в следующий раз покинула город спустя полтора столетия - в 1609 году, во время русско-польской войны.
Во время войны 1812 года икона также была перевезена из Смоленска в Москву. В день Бородинского сражения ее вместе с двумя другими почитаемыми иконами Божией Матери - Иверской и Владимирской - обнесли вокруг Белого города и Кремля. Также по личному распоряжению Кутузова икону Смоленской Божией Матери обнесли вокруг всех рядов войск.

4. Исчезновение иконы

Первообраз Смоленской иконы Божией Материй исчез из Успенского собора сразу же после захвата города немецко-фашистскими войсками. В 1943 году город был освобожен, но икону так и не нашли и дальнейшая судьба ее неизвестна. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится список чудотворной иконы, сделанный в XVI веке. Судя по всему, автором этой работы был художник Постник Ростовец.

Среди других известных списков чудотворного образа - икона кисти Дионисия, написанная в 1482 году (на фото вверху).

5. Иконографические особенности образа

Вполне вероятно, что первообраз Смоленской иконы Божией Матери является списком с более ранней Влахернской иконы, также приписываемой кисти евангелиста Луки и считающейся первым в мире образом, относящимся к типу Одигитрия - «Указующая Путь», «Путеводительница».

Для икон этого типа характерно поясное изображение Богородицы, держащей младенца-Христа на одной руке и указывающей на Него другой рукой. Центром композиции является Христос, а Пресвятая Дева, указывающая на Него, несет основной смысл этого образа - говорит о явлении в мир «небесного царя и судии».

Молитва Смоленской иконе Божией Матери:

О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!

Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающий, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от веяния скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия.

Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохрани люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти, разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы.

Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Дмитрий Меркулов

Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия" причисляется к одному из иконописных типов. Если верить преданию, икона написана в далекие времена евангелистом Лукой. В России "Одигитрия" появилась лишь в XI веке. Только в XII веке она стала именоваться Смоленской, когда была размещена в смоленском храме Успения Богородицы.

О чем молятся иконе?

Молитва Смоленской на протяжении многих веков почитается многими христианами и помогает свершаться невероятным чудесам. Смоленская "Одигитрия" считается покровительницей путешественников, они просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, различных болезней, непредвиденных бед. Также ей молятся все страждущие, прося защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов. На протяжении всей истории христиане просили помощи у Смоленской Божьей матери во времена тяжких массовых эпидемий.

Тип иконы

Наименование иконы - Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия". Иначе называют ее «Путеводительница». Это не единственная конкретная икона, так называется один из типов писания богородичных композиций.

Иконография разделяется на несколько типов писания:

  • Елеусса - Умиление.
  • Оранта - Молящаяся.
  • Одигитрия - Путеводительница.
  • Панахранта - Пречистая.
  • Агиосоритисса (без Младенца).

Иными словами, все подразделяются на группы, в каждой из которых есть свои характерные особенности написания образов. Чтобы идентифицировать икону, нужно всего лишь определить, как в пространстве на ней изображены лики Младенца-Христа и Божией матери.

Что характерно для иконы "Одигитрия"? Здесь изображение Младенца немного отдалено от изображения Матери. Христос либо сидит на руках ее, либо стоит рядом. Правую руку Младенец-Христос держит приподнятой в благословляющем жесте. Другой рукой он держит книгу или свиток, который символизирует Закон Божий. Одна из версий, почему икона названа «Путеводительницей»: указывает верующим на то, что истинный путь - это путь к Христу. Богородица рукой указывает на Младенца как на «Истину, Путь к жизни», к которому должны стремиться все верующие, желающие спастись.

Описание древней иконы

По церковным преданиям чудотворная икона Смоленской Божьей Материписалась при земной жизни Девы Марии. Шедевр создал святой евангелист Лука. Работу заказал Феофил - древний антиохийский правитель. Из Антиохии икона была доставлена в Иерусалим, а уже потом императрица Евдокия преподнесла ее сестре императора Пульхерии в Константинополь. Здесь икона долгое время хранилась во Влахернском храме.

Доска, которая использовалась для писания иконы, сильно изменилась под гнетом времени. Теперь трудно определить, из какого дерева она выполнена. По весу она очень тяжела. Божья Матерь изображена по пояс. Левой рукой поддерживает она Младенца-Иисуса, правая покоится на груди. Богомладенец в левой руке держит книжный свиток, а правой совершает благословляющий жест. Одежда Девы Марии темно-кофейного цвета, Иисуса - темно-зеленого с позолотой.

Кому помогает Богородица?

Уберечь мир и спокойствие на земле и в каждом доме поможет Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия". Молитва, возносимая Святой Деве, уберегает людей, находящихся на военной службе, всех, кто защищает спокойствие Родины. Молятся ей и во время вспышек различных болезней. Оберегает "Одигитрия" и всех, кто находится в пути, защищает от помогает найти верный путь.

Услышав молитвы земные, помогает нам владычица достучаться до Бога, Сына своего, умоляет простить грехи наши, спасти от гнева праведного. Крепка помощница, защитница Одигитрия, но кому она помогает?

Только богобоящимся, богонравным, молящимся помогает Божья Матерь, защищает от страшных напастей и зла. Не имеющим страха перед Господом, развращенным не придет на помощь Богородица. Ничего в этом удивительного. Своими беззакониями, греховными действиями люди вторично распинают Правду Христа. Ну а какая мать станет помогать врагам сына своего? Милосердствует Божья Матерь о раскаявшихся грешниках, о тех, кто с покаянием приходит к Богу, слезами и молитвами просит помощи. Помогает Богородица таким грешникам, всем, кто хочет стать на путь истинный, исправить ошибки свои, начать праведную жизнь. Печется она о кающихся, о тех, кто, как блудный сын, возвращаются в веру Христову, исповедуются и просят прощения и избавления от бремени греховного. О тех же, кто не кается в грехах своих, не печется о душе, не заботится пресвятая Дева Мария.

Смоленская икона Божией Матери. История появления на Руси

В начале второго тысячелетия император византийский Константин IX (1042-1054) отдал свою дочь-красавицу Анну замуж за русского князя Всеволода Ярославича. В долгий путь благословил он ее "Одигитрией" - чудотворною иконою. Сопровождала она в пути царевну от самого Константинополя до Черниговского княжества. По одной из версий и была поэтому икона названа "Одигитрией", то есть Путеводительницей.

Сын Всеволода Ярославича Владимир Мономах всегда считался дальновидным, мудрейшим и дипломатичным государственным деятелем своего времени. Прославился он как миротворец на родной земле. Не надеялся он только на земные силы и обратился с молитвами за помощью к Пресвятой Богородице, просил помощи направить его правление в нужное русло. С огромным благоговением перенес он чудотворную "Одигитрию" в Смоленск из города Чернигова. Там разместили ее в храме Успения Пресвятой Богородицы, который был основан в 1101 году. С того времени и получила "Одигитрия" название - Смоленская икона Божией Матери. С Божьей помощью Владимиру Мономаху удалось смирить князей непокорных и стать великим правителем на Руси, где установился покой и мир.

Чудеса от иконы. Подвиг Меркурия

Много чудес было совершенно от иконы "Одигитрии", но самым замечательным для Смоленска считается спасение его от нашествия татар. В 1239 году именно чудотворная икона Смоленской Божьей Матери спасла город от нашествия врага. Жители понимали, что не смогут отразить грозное нападение татар и с теплыми молитвами, прошениями о мире обратились к Богородице. Услышала их мольбы Великая Заступница. Остановились татары неподалеку от городских стен.

Во времена те в смоленской дружине служил один благочестивый славянин по имени Меркурий. Он и был избран Богородицей для спасения города. В ночь 24 ноября в том Храме, где хранилась Смоленская икона Божией Матери, было пономарю видение. Явилась к нему Богородица и велела передать Меркурию, чтобы он вооруженный смело шел в стан врага и уничтожил их главного исполина.

Услышав слова такие от пономаря, Меркурий тут же поспешил в Храм. Пал он с молитвою перед Святой иконою и услышал Голос. Богородица обратилась с просьбой и наставлениями к Меркурию, чтобы он оградил дом ее смоленский от врага. Герой был предупрежден, что именно в эту ночь ордынский исполин решил напасть на город и разорить его. Богородица умолила Сына и Бога своего защитить и не предать врагу родные земли. Силой Христовой Меркурий должен был победить исполина, но с победой вместе ожидал его и мученический венец, примет который он от Христа своего.

Радостные слезы выступили из глаз Меркурия, страстно помолясь, призывая на помощь силу Господа, отправился он в стан врага и разгромил их исполина. Только на его неведомую силу надеялись татары перед битвой. Враги окружили Меркурия, с невероятной силою боролся он с ними, видя перед собой лик Святой. После утомительного боя герой прилег отдохнуть. Спасшийся татарин, увидев спящего Меркурия, отрубил ему голову.

Господь не позволил оставить на поругание врага тело мученика, дал он ему последние силы. Меркурий, словно еще сам живой, вошел в город и принес свою отрубленную голову. С великими почестями тело его было погребено в соборной церкви. Меркурия же причислили к лику Святых. В память о его подвиге, совершенном при помощи Богородицы во имя спасения города, каждый год в этот день (24 ноября) совершают благодарственный молебен и всенощное бдение перед образом "Одигитрии". В Смоленском Богоявленском соборе по сей день хранятся туфли и железный шишак, которые были на Меркурии в ту роковую ночь.

Прибытие иконы в Москву

Татаро-монгольское иго не до конца еще было побеждено, а новый враг уже теснил Русь с запада. На западной границе Смоленск стал одним из значимых объектов. Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия" и в те лихие дни стала покровительницей и защитницей города.

На недолгий период времени в XIV веке Смоленск перешел под управление Литовских князей, "Одигитрия" оказалась у инославных.

Но и тут уберег образ промысел Божий. Дочь одного из Литовских князей Витовта София вышла замуж за Василия Дмитриевича (1398-1425), великого князя Московского. Привезла она с собой в Белокаменную святой образ. Так и оказалась в 1398 году Смоленская икона Божией матери "Одигитрия" в Москве. Установлена она была в Благовещенском Соборе, направо от Царских врат.

Московские жители тут же почувствовали благодать, исходящую от древней "Одигитрии". Больше полувека поклонялись ей и чтили Смоленскую икону Божьей Матери. Но по воле Божьей суждено было вернуться Богородице в дом свой в Смоленск - в храм Успения, чтобы защищать там православных, притесненных литовскими князьями и миссионерами.

Возвращение в Смоленск

В 1456 году вернулась домой икона Божьей Матери Смоленская. Значение для народа своего она имела колоссальное. Все жители ждали ее возвращения как чуда. И вот в Москву направилась делегация, возглавил ее епископ Мисаил. Слезно просили они великого князя, чтобы отпустил он Богородицу Смоленскую домой. Князь с боярами держал совет, после чего решил исполнить просьбу. Перед тем как "Одигитрия" отправилась в Смоленск, снят был с неё точный список.

Много тогда народу собралось в церкви Благовещения. Был сначала совершен молебен и литургия. Вся княжеская семья собралась у иконы: князь, княгиня и дети их - Борис, Иоан и Юрий, маленького Андрея внесли на руках. С благоговением все они приложились к иконе. После этого со слезами на глазах князь с митрополитом вынули святыню из киота, передали ее в руки епископа Мисаила. Отданы были в Смоленск и другие иконы, когда-то привезенные оттуда, хотя епископ и не спрашивал об этом. Одну лишь икону митрополит попросил оставить для княжеской семьи - Богоматерь с предвечным Младенцем. Ею была благословлена вся княжеская семья. С радостью принял князь икону и облобызал ее.

После этого крестный ход проводил Смоленскую икону до монастыря Саввы Освященного, расположен который на Здесь и был совершен последний молебен, после которого икона отправилась в Смоленск.

По велению князя дарованная ему икона была размещена в церкви Благовещения именно на том месте, где долгие годы стояла Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия". Каждый день здесь совершался молебен. Список, сделанный со Смоленской иконы, Великий Князь оставил в своей семье.

Точный список со Смоленской иконы был выполнен в 1602 году. В 1666 году его и саму "Одигитрию" для поновления возили в Москву. Список был установлен на (в башне) прямо над Днепровскими воротами. В 1727 году здесь была установлена церковь деревянная. В 1802 году построили каменную церковь. Икона эта долгие годы оберегала город от самых страшных бед и напастей.

Война с Наполеоном 1812 г.

Когда полчища Наполеона напали на землю русскую, чтобы уберечь Святыню от поругания, смоленский епископ Ириней древний греческий образ "Одигитрии" переправил в Москву, там хранилась она в Успенском соборе.

После того как русские войска оставили Смоленск, чудотворный список "Одигитрии", выполненный в 1602 году, был взят ими с собою из города.

Накануне Бородинской битвы Смоленская икона Божией Матери помогла воинам обрести уверенность в своей победе, воодушевиться на подвиг. "Одигитрию" пронесли через стан русской армии, солдаты, взирая, молились на нее и обретали веру и душевные силы.

В тот день, когда состоялась Бородинская битва, Смоленскую икону вместе с Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белгорода, и Китай-города, после этого направили в где располагались раненые. Перед тем как оставить Москву, икону переправили на хранение в Ярославль. По окончании войны 5 ноября 1812 года она была возвращена в Смоленск. В память об освобождении врагов день этот праздновать стали ежегодно.

XX век

Минуло чуть более ста лет, и вновь в Россию вторглись иноземные захватчики. Великая Отечественная война унесла жизни миллионов советских людей. На пути врага встал Смоленск. Несмотря на то что в стране велась антирелигиозная пропаганда, тысячи верующих, верных патриотическому долгу, просили помощи у защитницы своей "Одигитрии". Незримо помогала народу Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия". Где находитсятеперь древний образ, неизвестно, после оккупации греческая "Одигитрия" канула. На том месте, где она располагалась, по сей день стоит список Божьей матери, выполненный в XVII веке. Он долгие годы защищает город от бед, войн, разрушений, благословляет верующих на праведные дела.

Вновь в Москве

В начале февраля 2015 года находилась Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия" в Храме Христа Спасителя. После реставрации, которая длилась почти три года, верующие смогли увидеть образ "Одигитрии" без тяжелого серебряного оклада. Оклад весом в 25 кг был выполнен в 1954 году на пожертвования смолян. В послевоенные тяжелые годы пожертвования для спасения иконы можно было назвать неоценимой помощью народной, поэтому в память об этом оклад будет сохранен и выставлен в Успенском соборе отдельно.

Пробыла икона в Москве до 10 февраля. 15 февраля после долгого отсутствия ее вновь встречали в Смоленске, обновленная она заняла свое прежнее место, чтобы вновь оберегать свой родной город.

Вот такая древняя, интересная история, которую ведает нам Икона Смоленской Божьей Матери. Фото подтверждают множество разновидностей "Одигитрии", все они хранят в себе священное таинство, помогают верующим обрести душевные силы и поверить в Правду Сына Божьего.