Этнографический метод – это исследование людей в естественных условиях, в котором учитываются их культурные особенности. Название метод получил в социологии, когда в ней стали использоваться установки этнографов, предельно подробно описывающих действия и поступки представителей неизвестных племен, чтобы понять их поступки, способ мышления, строение культуры. Это, таким образом, не особые исследовательские действия, а скорее подход, когда цели и используемые процедуры нацелены на выявление социокультурных (и не только этнических) особенностей на поиск сущностных характеристик социальных групп, общностей, субкультур. Можно сказать, что это своеобразный «case study», нацеленный на описание специфической культуры определенной общности. Метод используется в социологии, маркетинговых исследования, реже – в социальной психологии. Случаев использования его в педагогике автору данного пособия неизвестно.

Преобладающим способом осуществления научного поиска является непосредственное участие исследователя в каждодневной жизни целевой группы –в домашней обстановке, на работе, во время отдыха, в школе, в общественных местах и т.п. исследователь фиксирует все события, происходящие в течение определенного периода, проясняет их детали у исследуемых (если это позволяют условия исследования), проводит анализ на промежуточных и итоговой стадиях. Сбор информации осуществляется через аудио и видеозаписи, фотографирование, ведение дневниковых записей (как исследователями, так и респондентами). Иногда в таких исследованиях в качестве источников используются мемуары, письма, домашняя фото и видеосъемка, семейные архивы, Для маркетинга специфическими способами являются сопровождение покупателя в процессе покупок (изучаются выбор товаров, определенные аспекты работы магазина и др.), прием «Домашние визиты», в котором наблюдается за тем, как используются товары в бытовых условиях потребителей. Как прием используется составление «поведенческих карт», когда ситуации потребления товаров и услуг автоматически фотографируются (в магазине, на домашней кухне, перед телевизором и т.п.), что позволяет увидеть типичное поведение потребителя. Прием «тест-просмотр» заключается в том, что респондентам предъявляются определенные материалы (реклама, товар, сюжет, фильм и т.д.) и сразу после просмотра проводится опрос, что позволяет по реакции респондентов выявить достоинства и недостатки предъявленного материала.

Схемы построения исследования зависят от того, включен или не включен исследователь в жизнедеятельность исследуемых, и от того, как собирается информация: формальность, открыто, или неформально, скрыто. Продолжительность сбора информации может быть различной – от нескольких часов до нескольких лет.



Метод целесообразно использовать только в случаях, когда о целевой группе мало известно общественности и исследователям (молодежные неформальные группы и субкультуры, закрытые религиозные объединения, объединения людей на редко встречающейся основе: коллекционирование, имитация процессов и явлений и т.п.) в научных и практических (маркетинговых, политических) целях.

Выводы, сделанные из анализа результатов этнографического исследования, нельзя распространять на все общество (как на предполагаемую генеральную совокупность), так как выявленные закономерности касаются только специфических черт исследованной целевой группы. Однако метод позволяет выявлять и типичное в самих группах, и типичное для общества (когда сходное поведение демонстрируется в разных общностях).

Применение метода в психологии позволяет типологизировать жизненные черты и целевые стратегии изучаемых групп, создавать модели их своеобразного поведения. В педагогике применение метода могло бы улучшить режим деятельности образовательных учреждений, учесть социальные особенности при организации учебного и воспитательного процесса.

1

В статье рассматривается роль этнографического метода в социально-гуманитарных исследованиях. Определяются этапы развития и становления этнографического метода как особой методологии социогуманитарных исследований. Выявляется тенденция перехода от описательной к коммуникативной основе этнографического метода в современных социально-гуманитарных исследованиях. Особое внимание уделяется позиции Клиффорда Гирца и его варианту интерпретации идей Вильгельма Дильтея о роли жизненных взаимосвязей при изучении социокультурных феноменов, имеющих, согласно семиотическому пониманию культуры и общества, символическую природу. Этнографический метод понимается как особая методология «насыщенного описания» при исследовательской работе с любыми проявлениями социально-культурной жизни человека и общества в целом. Этнографический метод в современном понимании нацелен на понимание смыслов социальных (символических по сути) процессов и явлений, постигаемых в тесной взаимосвязи с самим жизненным опытом и его переживанием.

«насыщенное описание»

методология социально-гуманитарных исследований

этнографический метод

1. Викторук Е. Н., Черняева А. С. Горизонты понимания в методологии социально-гуманитарного познания // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т.3. – № 5. – С. 776-784.

2. Кирко В. И., Кеуш А. В., Шишацкий Н. Г. Проблемы модернизации северных территорий // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Т.5. – № 9. – С. 1246-1251.

3. Копцева Н. П. Культурно-антропологический проект социальной инженерии. (проблема методологии современных прикладных культурных исследований) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т.3. – № 1. – С. 22-34.

4. Копцева Н. П., Замараева Ю. С., Сертакова Е. А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т.4. – № 11. – С. 1577-1588.

5. Копцева Н. П., Махонина А. А. Методология Генриха Риккера и ее применение для решения проблемы культурных ценностей в современной теории // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 247-258.

6. Копцева Н. П. Индигенные народы Красноярского края. К вопросу о методологии культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т. 3. – № 4. – С. 554-562.

7. Либакова Н. М. Специфика и методология гендерной теории в прикладных культурных исследованиях // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 9. – № 4. – С. 580-586.

8. Лузан В. С. Культурная политика как предмет прикладной культурологии // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 3. – С. 323-335.

9. Неволько Н. Н. Визуализация этнической темы в живописных и графических произведениях искусства хакасских мастеров // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т. 4. – № 8. – С. 1109-1126.

10. Семенова А. А. Понятие «концепт» как основа современной культурологии // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 234-246.

Введение

Использование этнографических данных в качестве эмпирической базы социокультурных исследований - традиционная практика в социогуманитарном знании, берущая свое начало с середины XIX века - времени формирования научных дисциплин, занимающихся изучением общества и культуры (социология, социальная философия, культурная антропология, философия культуры, этнология). В современных социально-культурных исследованиях произошло изменение традиционной трактовки роли этнографического метода, его возможностей, как и изменение понимания сущности этого метода и самой культуры . Наиболее активно вопрос о новом значении и применении этнографического метода в социокультурных исследованиях обсуждается в рамках социологии культуры, этносоциологии, психологии культуры, культурной антропологии .

Материал и методы исследования

Для выявления методологических возможностей применения этнографического метода в качестве эмпирической базы современной социальной философии необходимо рассмотреть само понятие «этнографический метод» и основные этапы его становления во взаимодействии с социогуманитарным знанием, а также исследовать современные представления о значении этнографического метода, опирающегося на концептуальные положения Дильтея, в русле семиотического понимания культуры и общества.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «этнографический метод», по мнению П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой, может быть раскрыто в трех аспектах: как научная дисциплина, специфический жанр исследований, особая методология исследования культуры. В данном исследовании будет использоваться представление об этнографическом методе как об особой методологии исследования социокультурных феноменов . Такое представление является результатом длительного развития этнографического знания в так называемый донаучный период, а затем этнографии как науки и генетически связано с ними. Именно поэтому относительно этапов развития этнографического метода существуют различные точки зрения, отличающиеся трактовкой сути самого понятия «этнографический метод». Наиболее значимыми являются две - позиция историков этнографии как самостоятельной науки и позиция этносоциологов и представителей культурной социологии, понимающих под этнографическим методом особую методологию.

Первая точка зрения (этнография как наука) подробно и обстоятельно представлена в трудах таких авторитетных этнографов, как С. А. Токарев и С. М. Широкогоров. Согласно данной позиции в истории этнографии выделяется обширный донаучный этап, в котором исследователи обнаруживают предпосылки становления основных теоретических и методологических установок этнографии как науки.

Вторая позиция, представленная в работах этносоциологов П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Сминовой, Н. К. Дензина, И. С. Линкольна, историю этнографической проблематики ведет с эпохи великих географических открытий, поскольку здесь в основу выделения этапов развития этнографии ложится принцип формирования и изменения методологических основ этнографического метода, что исторически было связано с опытом открытия и постижения европейской цивилизацией «инаковости». Опираясь на обе точки зрения, рассмотрим кратко специфику становления и развития этнографического метода в контексте его взаимодействия с социогуманитарным знанием.

Этап накопления знаний этнографического характера является наиболее длительным, объединяя Древний мир, Средневековье, эпоху Возрождения, начало Нового времени - XVII - первую половину XIX столетия.

В древнем мире начинается накопление и хранение описательной информации о народах, их признаках, способе существования, связях между ними. В античный период (Древняя Греция, Древний Рим) интерес к другим народам и своему собственному приобретает системный характер. Делаются попытки зафиксировать местоположение и различные особенности жизни (бытовой, социальной, религиозной) как соседних народов и племен, так и собственного народа (греки, римляне). При этом наиболее часто встречаемыми характеристиками являются физический облик, географическое положение и различные аспекты образа жизни, включая особенности характера. Ставятся вопросы о происхождении различных народов, о причинах конфликтов между ними, ответы, на которые ищутся в мифологических представлениях либо в географических и климатических особенностях местностей. Интерес к другим народам носит как практический, так и исследовательский характер в зависимости от интенсивности и направленности контактов между народами, а также от удаленности в географическом положении. Важно, что уже на этой описательной стадии авторы дают весьма разнообразные характеристики этносам, стараясь зафиксировать как можно более точно и подробно полученную на основе собственных наблюдений либо рассказов очевидцев информацию.

Этноцентризм античной исторической литературы (деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, где эталоном выступала всегда собственная культура авторов описаний) позволяет сделать вывод о том, что уже в этот период складывается представление о главном этнообразующем качестве, под которым древнегреческие и древнеримские авторы чаще всего понимают общий уровень культуры, фиксируемый в устойчивых формах бытовой, социально-политической и религиозной жизни людей. При этом основной причиной различий между народами в образе жизни и характере полагаются особенности территории проживания.

Иную точку зрения на причины различий между народами дает Библия, в которой проводится мысль о генеалогическом родстве народов. Здесь основным критерием уникальности или родства между народами выступает образ жизни, в соответствии с которым народы либо сохраняют свою родственность, либо теряют ее по воле Бога.

Средневековый период (Византия, Средневековый Восток, Западная Европа) представляет собой важный этап в накоплении и систематизации этнографических сведений, представляя новый обширный материал для сопоставления и размышления исследователям Нового времени. Именно в период Средневековья появляются первые энциклопедические труды, систематизирующие накопленные в эпоху Античности и раннего Средневековья этнографические знания. Большое внимание уделяется проблемам происхождения народов, специфике их языков и религиозных представлений. По-прежнему господствует мнение о влиянии местности на нравы и обычаи людей, однако, основной интерес в эпоху Средних веков представляет само накопление различных и как можно более подробных сведений о самых разнообразных народах мира. Начиная с эпохи Великих географических открытий в поле интереса исследователей - вся доступная путешественникам поверхность земного шара.

Благодаря деятельности миссионеров и путешественников в средневековой литературе впервые появляются этнографические описания - результаты «полевых исследований», представляющие собой опыт «включенного наблюдения». Хотя в целом в средневековой исторической литературе господствует христианское мировоззрение, с позиции которого и оцениваются культуры других народов. Тем самым эпоха Средних веков смещает акцент на религиозную характеристику этноса в качестве главного критерия оценки уровня «цивилизованности» народа, продолжая античную традицию.

Закладываются основы для развития идей этногенеза и права других народов на собственные обычаи и образ жизни, что находит свое выражение в идее о «добром дикаре», которая в какой-то мере также продолжает античную традицию.

Новое время является важным этапом в становлении научного интереса к проблемам происхождения, существования и трансформации народов. В этот период завершаются крупные географические открытия, систематизируются собранные в предшествующие века этнографические сведения и, что самое важное, делаются попытки осмысления общих принципов развития народов, причин сходства и различий между ними, закладываются основы сравнительно-этнографического метода и систематического сбора этнографической информации под руководством группы ученых.

Век Просвещения дает новые понятия для характеристики различных народов и проблем их развития: «дух народа», «идея всемирно-исторического развития», «идея благородного дикаря», «природные законы» и др. Важно, что утвердившийся сравнительно-этнографический метод заложил основы для будущего осознания равнозначности различных народов. Однако по-прежнему в качестве основного классифицирующего признака используется система понятий «цивилизованный» - «дикий», а основным фактором сходства или различия между народами определяются особенности климата и географических условий.

Этап возникновения и существования этнографии как научной дисциплины : господство описательного этнографического метода. Отсчет собственно научного интереса к проблемам происхождения, существования и трансформации этнических культурных популяций в Европе и России принято вести с середины XIX столетия. Внутри этого периода можно выделить несколько этапов.

Первый этап - развитие этнографических исследований в рамках колониальной экспансии европейских государств (вторая половина XVIII - конец XIX века). В это время этнографические исследования приобретают научную форму, а также «монументализм» (стремление к накоплению материальных свидетельств культуры) и «вневременность» (рассмотрение наблюдаемых процессов без учета социальной динамики) описания.

Второй этап охватывает период с начала XX века до Второй мировой войны. Это время преобладания описательной позиции в этнографии, интерес которой направлен на изучение всех возможных культурных инаковостей. Для текстов этого периода характерны объективизм и империализм (другие культуры рассматриваются как недоразвитые по сравнению с западноевропейской).

В это время выделяется Чикагская школа социальной (культурной) антропологии, в русле которой развивается иной подход к этнографическим исследованиям - подчеркивание роли «включения» исследователя в жизнь изучаемого объекта. Такой подход восходит к описательной психологии Вильгельма Дильтея, который предлагал понимание социально-типичного через детальное описание единичного с опорой на методы эмпатии. В результате в Чикагской школе развивается интерпретативная методология, рождающая тексты, в которых автор-исследователь, кроме изложения фактов, представляет свой субъективный взгляд.

Третий этап - так называемый, модернистский период развития этнографического подхода в социологии (1950-1970 годы), по мнению П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой, завершился работой «Открытие обоснованной теории» Б. Глэйзера и А. Стросса. В это время большинство работ социальных исследователей были посвящены открытию и изучению всех возможных видов маргиналов, переживающих пограничные ситуации.

Четвертый этап - 1970-1986 годы принято называть временем «размытых жанров». В этот период происходит оформление основных парадигм и методологических позиций прикладных социально-культурных исследований, в интересы которых попадают практически все сферы жизни общества и уровни культуры. В качестве текстов культуры начинают рассматриваться исторические, литературные и биографические документы, транскрипты интервью и наблюдений, видео и фотоматериалы.

Ключевыми для этого этапа, по мнению исследователей, являются труды Клиффорда Гирца. В своих работах он доказывал, что на смену функционалистским, позитивистским, бихевиористским подходам в науках о человеке пришли более открытые, мягкие, интерпретативные. Их главная особенность - попытка понять смысл культурных репрезентаций. Гирц вводит понятие «насыщенного описания», утверждая, что все антропологические работы являются интерпретациями интерпретаций. Целью любой теории, любого этнографического описания должно быть стремление воссоздать ощущение той или иной ситуации. Идеи Клиффорда Гирца, основывающиеся на работах Поля Рикера, также являются своеобразной интерпретацией концепции Вильгельма Дильтея, но уже в русле его «понимающей герменевтики». Постепенно семиотическое представление о культуре и обществе становится преобладающим, а использование методов гуманитарных наук в этнографических и социологических исследованиях привело к стиранию четких границ между научными текстами и литературными произведениями.

Пятый этап (середина 1980-х годов) представляет собой мощный эпистемологический поворот - кризис репрезентации. Работам этого времени свойственны высокая степень осмысления методов, процесса сбора, обработки и анализа результатов, рефлексивное отношение к научной методологии. Ведутся поиски новой методологии социогуманитарных исследований.

В целом, в XX веке проблемы сущности этносов и их взаимодействия стали объектом изучения множества научных дисциплин, в частности, в социологии и истории это привело к образованию специальных школ междисциплинарного характера. Важно, что благодаря этому господствовавшая до начала XX века теория географического детерминизма в социально-исторической литературе начала уступать место таким этнообразующим факторам как культура, психология народа, ментальность. Главным достижением научного осмысления проблем существования и развития народов становится изменение сути подхода к рассмотрению различных этносов как равноправных и равнозначных в своей культурной, социальной, экономической и т.д. специфике. Теперь термин «примитивные» подразумевает лишь то, что данные народы в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

Разнообразие подходов и методов, предложенных XX веком, а также результатов их применения привело к пониманию этноса как многоаспектного явления, требующего для своего полноценного изучения комплексных исследований и сложной методологии.

Современный этап существования этнографической проблематики в русле смежных дисциплин (социология, социальная философия, антропология, культурология, философия культуры): формирование коммуникативного (интерпретативного) этнографического метода. За последние десятилетия, по мнению современных исследователей, все наиболее значительные новации в этнологии формировались в США (культурная экология, герменевтическая антропология, постмодернизм, социальный конструктивизм и др.), но они приобретали свою специфику и уникальность в европейских странах: Англия - Манчестерская школа неофункционализма (М. Глюкман), концепция социального структурализма (Р. Нидхем); Франция - новый вариант исторического материализма (М. Годелье, К. Мелиссо); Россия - этносоциология (Ю. В. Арутюнов, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов), историческая этнология (С. В. Лурье).

Наиболее актуальным сегодня стало развитие идей социального конструктивизма, согласно которому этнос - общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Главным в определении этнической идентификации, согласно данному подходу, являются представления членов этого этноса обо всех значимых этнических признаках. Вторым условием этнической идентификации является вера самого этноса в реальное существование их культурной целостности и уникальности. Этническая идентичность, таким образом, понимается как продукт социального конструирования и может быть раскрыта через обращение к символам и знакам культуры, поскольку и сама носит, по сути, символический характер. Практическим проявлением этничности становится этническое чувство и формируемые в его контексте представления - интеллектуальные конструкты, создаваемые писателями, политиками, учеными .

Задача этнографического метода в современных условиях, который основывается на понимающей социологии М. Вебера, феноменологии А. Шюца, социальном конструктивизме П. Бергера и Т. Лукмана, понимается как оживление этих символических структур, воссоздание атмосферы их полнокровности и реальности для возможности глубокого интимного общения с темой и субъектами исследования. Именно за такими подходами мыслится будущее этнографии в социально-гуманитарных исследованиях.

Выводы

Современные представления об этнографическом методе базируются на концептуальных и методологических принципах «понимающей герменевтики» Вильгельма Дильтея, проинтерпретированных в русле семиотического понимая культуры Клиффордом Гирцем и развитых в современных социологических и конструктивистских теориях.

Российские социологи и социальные философы, опираясь на зарубежные исследования, подчеркивают актуальность использования этнографического метода именно для исследования современного общества и современной культуры. Наиболее сильной стороной этнографического метода называют его способность делать доступными живые смыслы социальных (символических по сути) процессов и явлений в их тесной взаимосвязи с жизненным опытом и переживаниями живых людей.

Рецензенты :

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии, Сибирский федеральный университет, г.Красноярск.

Викторук Е.Н., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, г.Красноярск.

Библиографическая ссылка

Кистова А.В. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10495 (дата обращения: 19.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Сейчас, когда бизнес активно глобализируется и интернационализируется, предприятию, чтобы быть успешным в долгосрочной перспективе, очень важно знать и реализовывать свои конкурентные преимущества. Несомненно, одним из конкурентных преимуществ любого современного предприятия должны быть люди, с их знаниями, ценностями и умениями. Это не всегда так. Слишком мало отечественных предприятий имеют общие для всех сотрудников компании цели, ценности и принципы поведения, то есть - корпоративную культуру, то "стержень", который должен сознательно формировать лидер, вокруг которого должен разрастаться бизнес. Таким образом, изложенные выше проблемы подтверждают актуальность данной работы и обусловливают необходимость рассмотрения вопросов диагностики и оценки корпоративной культуры с целью дальнейшей ее изменения в контексте стратегического развития предприятия и обеспечения его конкурентоспособности.

Вопросы оценки и диагностики корпоративной культуры компании сложно назвать не исследованными, поскольку систематическое их изучение на Западе пришелся на начало 80-х годов прошлого века. Исследователи постсоветских стран подключились к этим процессам уже в конце 90-х годов. Следует заметить, что обозначенные проблемы решаются как учеными, причем на стыке разных направлений - социологии, экономики, психологии, менеджмента и маркетинга, так и практиками, часто это консультанты по корпоративному развитию консалтинговых фирм. Оценка и изменение корпоративной культуры должны происходить в контексте общего организационного развития предприятия согласно стратегии и поставленных целей. В данном случае описаны процессы просто необходимы, поскольку за большинством "нерешаемых" проблем кроются определенные общие ценности и представления, когда глубоко укоренившиеся в сознании персонала, и препятствующие сейчас достижению поставленных целей. Вместе с этим в основе культуры могут находиться ценности, которые способствуют решению проблем, о которых необходимо знать.

Анализ литературы по корпоративной культуре подтверждает 5 основных подходов к оценке корпоративной культуры на предприятии:

Этнографический подход

Один из известных и традиционных путей изучения корпоративной культуры заключается в проведении "этнографического исследования", то есть глубинного изучения одной культуры, которое обычно предполагает погружение исследователя в эту культуру в течение длительного времени. В отечественной социологии данный подход в последние годы стал использоваться активнее. Так, вопросы этнографического подхода в социологии, базирующейся на основе концепций М. Вебера, И. Гоффмана, А. Шютца, является предметом научного анализа П. В. Романова . В своих работах ученый особое место уделяет анализу социальных отношений в контексте производства, управления, корпоративной культуры с точки зрения направлений употребления, познавательных возможностей и эволюции этнографического метода.

В то же время, по мнению Е. Шейна, "этнографическое исследование" - это длительный и трудоемкий процесс, тогда как существуют более рациональные подходы: экспериментальный подход и клиническое исследование. Их преимущество заключается в довольно быстрых темпах проведения оценки и использовании активных методов сбора данных. Главное допущение Е. Шейна заключается в том, что и в первом, и во втором случае дешифровать существенные культурные представления и разобраться с их взаимозависимостью можно только при совместной работе участников исследуемой организации и посторонних лиц. С одной стороны, совместная работа позволит устранить ошибки, порождаемых субъективизмом сотрудников организации, а с другой - преодолеть барьер, что препятствует им в осознании сути организации. Согласно с автором, изучение корпоративной культуры в процессе совместной аналитико-дискуссионной деятельности с выделения артефактов, ценностей и определение основных базовых представлений, способствующих или препятствующих решению организационных задач, а также поиска способов преодоления выявленных ограничений в процессе управления культурой.

Методы исследования - это средства анализа, а так же способы проверки и оценки теории. Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники. Одним из основных методов изучения жизни народов являются полевые исследования или полевая этнография.

Полевая этнография-- исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы.

Этот метод стал широко использоваться в середине XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, психологии, верованиях -- с целью решения задач по управлению населением зависимых стран. Метод полевого исследования заключается в длительном пребывании исследователя на месте проживания изучаемого этноса. К примеру, американский исследователь Льюис Морган долгое время жил и изучал племя ирокезов, русский учёный Николай Николоевич Миклухо-Маклай несколько лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи, а советский этнолог Лев Яковлевич Штернберг 8лет изучал народы острова Сахалин. Ценность таких опытов заключается в том, что этнолог, работая на территории его исследования, становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этнической группы. Современные исследования этим методом обычно применяются в виде срочных и сезонных выездов для полевых исследований, причём маршрут выбирается так, чтобы охватить максимальную этническую территорию. Именно эти срочные и сезонные выезды несут в себе главный недостаток метода -- исключается наблюдения этноса в межсезонный период.

Во время полевых этнографических исследований используют конкретные социологические методы:

  • 1) Наблюдение-- метод, при котором исследователь вживается в изучаемую среду, наблюдает со стороны или внутреннее, принимая участие в жизни изучаемого социума.
  • 2) Опрос -- метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями.
  • 3) Анкетирование -- метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы).
  • 4) Интервью-- личная беседа с использованием вопросника.
  • 5) Метод пережитков-- изучение тех или иных явлений, которые ещё остаются у народов, но потеряли свое прежнее значение.
  • 6) Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод, позволяющий путем сравнения выявлять общее в развитии народов, а также их причины.

Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу и широко используются в практических целях государственными и общественными институтами.

С середины XIX века в изучении народов всё большее внимание уделяется статистическим источникам, а в особенности, переписи населения, благодаря которой учёные получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Впервые использование такого метода предложил географ и статистик П.П. Семёнов-Тян-Шанский.

При переписи населения задаются множество вопросов, главные из которых -- это вопросы о возрасте, социальном положении, образовании, профессии и т.д. Такие данные отражают, прежде всего, самоидентификацию человека, а так же позволяют установить общую этническую картину, определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей. Для проведения качественных переписей существует ряд правил:

  • 1)Централизованность переписи, т.е перепись должна проводится под руководством правительства страны
  • 2)Охват определённой территории, границы которой должны быть строго зарегламентированы правительственным постановлением и решениемстатистических органов.
  • 3)Всеобщность, т.е. охват переписью всех лиц, проживающих на территории, для максимального исключения ошибок.
  • 4) Одномоментность, т.е. приуроченность к определённому промежутку времени, в который проводится перепись.
  • 5) Наличие установленной программы переписи и её единство. Т.е сбор сведений с населения проводится по одним и тем же признакам и одинаковой методике.
  • 6)Индивидуальность при регистрации и непосредственное получение сведений у населения. Это делается для фиксации самоопределения каждого участника переписи.
  • 7)Обработка и публикация данных по административным подразделениям страны и по основным социально-демографическим признакам. Т.е. все данные сначала обрабатываются, а потом публикуются централизованно и единообразно. ,

Для восстановления этнической истории какого-либо народа применяется метод реконструкции. Материалы, добытая таким методом, является наиболее достоверной -- археологические находки позволяют довольно точно определить время некоторых исторических событий или возраст предметов культуры.

Важным методом является сравнительное языкознание. С его помощью определяют границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития, одни языки создают много новых слов и принимают слова из чужих языков, а другие языки остаются неизменными. Такие процессы служат важными показателями взаимодействия культур. Сложность метода заключается в том, что от исследователя требуется безупречное знание соответствующего языка и основ этнолингвистики.

Особо интересными и важными для этногеографии представляются результаты топонимических исследований. Сравнение топонимов -- географических названий, в различных областях объясняет их этническую принадлежность к тому или иному народу.

Изучение письменных источников -- один из самых важных методов в изучении народов, ценность которого заключается в разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес ученых-этнологов. Однако, такого рода историко-культурные описания не единственный тип письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время существует огромное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такому роду материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Нужно уметь оценивать предметы, идеи или высказывания, которые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собственную историю, как реальные исторические события. Но для этнологов даже такие заимствования имеют ценность, так как они представляют собой свидетельство связей между этими народами.

Изучение устных преданий несёт в себе значительную ценность. Она состоит в том, что народный фольклор являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних народов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще в середине XX века сохраняли и передавали своим потомкам имена, даты, дела и поступки своих правителей и события жизни своих народов за последние 400 лет.

Устные предания, как источник получения этнологических материалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот источник иссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Е. В. ПОЛУХИНА ПОЛУХИНА Елизавета Валерьевна - аспирантка Института социологии РАН (Аннотация. В работе дана типология применения этнографического метода в качественных социологических исследованиях, проанализированы этнографические исследовательские подходы к получению данных. Ключевые слова: этнографический метод * методология * отечественная этнография * качественные методы Отвечая на вопрос, как люди воспринимают, чувствуют окружающий их мир в естественных, повседневных условиях и взаимодействии, рассмотрим специфические черты этнографических методов в социологии. Главенствующим принципом можно назвать "естественность" сбора данных; суть его заключается в следующем: чем более приближенной к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем в большей степени собранные материалы (и их последующая интерпретация) будут отражать реальное существование вещей . Именно это объясняет методический выбор исследователей, работающих с этнографическими данными. Их задача: используя имеющийся арсенал, в деталях описать поведение и придаваемые ему смыслы обитателей изучаемой общности. При этом категория "естественность" представлена тремя равноправными элементами: 1. изучаемыми индивидами (репрезентация повседневных практик); 2. методами (не нарушающие привычные действия людей); 3. исследователем (использующим "естественные" установки, лежащие в основе исследовательской ориентации) . Неформализованный подход к сбору и анализу полевых наблюдений, отсутствие жестких стандартов исследовательской деятельности (что в большинстве случаев является основанием для критики этнографии), - своеобразное следствие "in situ studies". Заранее невозможно знать нормы поведения, обычаи изучаемых людей, поэтому дизайн исследования всегда гибок . Специалист-исследователь в этой ситуации свободно переключается с одного метода на другой в зависимости от необходимости уточнения гипотезы, ситуации исследования. Также легко претерпевают изменения и его отношения с изучаемыми "аборигенами", тактика коммуникации в изучаемой среде. Неформализованный подход включает в себя и т.н. "неконтролируемость" используемых методов. В полевых условиях исследователь способен только лишь фиксировать факты, без возможности уточнения и подтверждения: естественный процесс наблюдения или беседы лимитирует возможности применения стратегии верификации гипотез [Романов П., 1996]. Этнографическое повествование отличает детальность, нарративная природа, контекстуальность. Контекстуальность описания действительности подразумевает, что произведенное описание должно быть максимально соотнесено с тем, в каких стр. 143

2 условиях, ситуации, на каком социальном "фоне" происходило изучаемое взаимодействие "исследователь - индивид". Многие дневниковые записи, фотографии служат основанием для воспроизведения исторического, социального, эмоционального контекста, который позволяет детальнее описать и понять действия людей. Поэтому ценность для социолога представляет практически каждое изменение в исследуемой среде. Предполагается, что если контекст не был зафиксирован, возможно производство неверной интерпретации событий и действий. Иначе говоря, понять наблюдаемые события можно только при помещении их в более широкий контекст . Особое значение роли исследователя характерно для этнографического метода: понимание и соотнесение изучаемого явления, встраивание его в социальный контекст, взаимодействие с индивидами осуществляет непосредственно он. В рамках этнографического подхода именно ему отводится ключевая роль на протяжении всех стадий исследовательской работы. В данной традиции предполагается, что социолог готов к особому роду исследовательской рефлективности, способствующей более глубокому изучению повседневной жизни определенной группы людей . Вопрос "рефлексивности" до сих пор остается недостаточно ясным моментом в качественной традиции. Главная идея заключается в предположении, что полученные материалы никогда не могут быть отделены от исследователя и всегда связаны с ним. Исследователи называют данный процесс "автоэтнографией" [Шанин Т., 1999]. Собранная информация представляется особо. Привычный для позитивистской традиции термин "данные" заменяется термином "эмпирические материалы". Из этой формулировки можно вывести характеристики полученной информации - фрагментарность и разнохарактерность. Собранными материалами являются: записи в дневниках, аудио-, фото-, киноматериалы, документальные свидетельства (письма, документы) [Романов П., 1996]. При этом получение материалов осуществляется таким образом, чтобы "обследуемые" воспроизводили свое повседневное поведение. Часто сбор информации осуществляется без предварительного информирования, преимущественно на "партизанских" принципах. Таким образом, этнографический метод в качественных исследованиях представлен своеобразным рефлексирующим подходом, где в центр помещен сам исследователь. Собираемые им материалы об изучаемом сообществе характеризуются неформальностью и контекстуальностью подхода. На их основе социолог выстраивает детальные описания жизненного мира изучаемой общности. Сформулированные принципы применимы на всех стадиях исследования. Практика применения данного подхода показывает, что исследование имеет следующие основные стадии: * формулирование исследовательского вопроса или гипотезы; * принятие решения о том, кто будет изучен и где; * получение доступа к "полю" изучения; * выбор исследовательской роли; * вступление в коммуникацию с информантами;

3 * проведение этнографических интервью . Эти принципы позволяют предложить типологию отечественных социологических исследований (см. рис.). Важно отметить, что подходы различаются не только на уровне формулировок исследовательских вопросов и методических стратегий, исследования различаются по количеству участников, объему изучаемой совокупности, положению исследователей относительно поля, сроку и другим параметрам. Поливариантность позволяет говорить об отсутствии единых правил в данном подходе. Определение границ и правил - самостоятельное решение исследователей. В предлагаемой классификации российских работ ключевыми критериями для дифференциации являются "включенность/невключенность" в объект исследования, а также формальность/неформальность сбора данных. Руководствуясь этими критериями, была построена своеобразная карта применения этнографических методов в социологии. Так, наиболее отстраненной и автономной представляется т.н. "дистанционный" метод этнографии в социологии. К этому типу можно отнести работу В. Тишкова, остававшегося вдалеке от поля исследования. Второй тип - "исследование - экспедиция". Он представлен двумя проектами: изучение крестьянства Т. Шанина и проектом под руководством М. Рожанского. Они отличаются четкими географическими стр. 144 Рис. Типология применения этнографических методов в социологических исследованиях границами поля, значимым объемом визуальных данных (картографирование местности), работой со свидетельствами жизни (быт, одежда, условия труда изучаемого сообщества). Экспедиции как тип исследования характеризуются необходимостью "проживать" в поле изучения, а также наличием масштабной группы исследователей-экспедиторов. Междисциплинарность обеспечивает возможность триангуляции - обсуждение наблюдаемых феноменов с различных научных аспектов и парадигм.

4 Следующий тип - "проектно-институциональный". Сюда включены исследования, характеризуется наличием Центра как социального института, в рамках которого предусмотрена тематическая специализация. Проекты проходят, как правило, в рамках единой методологии, единого тематического приоритета. Так, проекты ИСИТО Самары посвящены трудовым отношениям, а саратовский Центр специализируется, в основном, на вопросах социальной политики. Промежуточное положение занимает НИЦ Регион (ввиду масштабного исследования по теме наркомании, он близок к типу "исследование - экспедиция"). Но последние работы НИЦ Регион позволяют говорить о специализации по тематике "Молодежь", что относит его ближе к "проектно-институциональному" типу. Отметим, что упомянутые исследовательские Центры часто опираются на количественные данные с целью подтверждения выработанных гипотез/формулирования новых. Таким образом, если в предыдущем типе исследований ("экспедиции") интерпретация характеризуется междисциплинарной триангуляцией, то в данном типе, как правило, - обращением к статическим данным. Также промежуточное положение в данной типологизации у ЦНСИ В. Воронкова. Ввиду проведения исследований в проектном режиме его можно отнести к "проектноинституциональному" типу, но особенность методологии и интерпретации, необходимость "вживаться в шкуру информанта" позволяет отнести Санкт-Петербургских исследователей к "идентификационному" типу. Его отличает важность всецелого погружения в жизнь сообщества, эмпатия к смыслам и образу жизни информантов. Сюда же можно отнести работы американского антрополога Н. Рис и социолога стр. 145 А. Алексеева. Оба эти исследователя погружались в многолетнее изучение неизвестной культуры, становясь частью сообществ, они обрастали контактами и привязанностями, вели ежедневные записи, что сказывалось и на способе интерпретации данных (исследователь находился один на один с собой и главные выводы его работы - самоощущения). Чем длительное наблюдение по временной протяженности, тем более неформальный характер носят собираемые данные и интерпретации. Исследователь становится частью изучаемого сообщества, ему всё сложнее отличить, где заканчивается исследование и начинается реальная жизнь. Мы выделили специфические типы исследователей: Этнограф-журналист - например, Н. Рис наименее формально подошла к процедуре сбора данных, больше внимания уделяя фактическому материалу, что ближе жанру журналистики, нежели научному наблюдению. Супервайзер/менеджер проекта - роль характерна для "дистанционного" исследования, где сотрудник занимается скорее руководящей работой, оставляя не посещенным фактическое поле изучения, делегируя эту возможность другому. Экспедитор - исследователь определенной местности, уклада жизни. Акцент делается на сборе визуальных данных, картографировании, образе жизни и быта сообществ. Провокатор - изучение происходит путем провокации изучаемого сообщества, созданием условий, позволяющих через реакцию на провокацию понять правила и смыслы milieu. Близнец - данный тип предполагает "погружение" и постепенное сближение информантов и исследователя. Рассмотренная карта российских исследований позволила сделать вывод о тематических приоритетах. Наиболее узкой и конкретной темой являются трудовые отношения. Также фокус применения этнографического метода в социологических исследованиях

5 концентрируется на современных социальных проблемах - наркомания, инвалидность, этническая миграция, война - наиболее острых, но "зарытых" от взглядов исследователей. В более общем виде изучается культура как феномен определенной общности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Романов П. В., Ярская Е. Р. Антропология профессий. Саратов С Романов П. В., Ярская Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал N 1/2. С Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication P Silverman D. Qualitative Research. Theory, Method and Practice. SAGE Publications P Hammersley M. What Wrong with Ethnography. Sociology. V P Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications P Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал N 3/4. С Denzin N.K. The Research Act. University of Illinois, Urbana - Champaign P Baszanger I., Dodier N. Ethnography: Relating the Part of the Whole. Qualitative Research: Theory, Method and Practice, edited by Silverman D. London. SAGE Publications P Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications P Bruman, 1998, Hammersley M., Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. Second Edition. London P Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. Ковалев Е. М., Штейнбер И. Е. М. Логос С Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал N3/4. С Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication P Маслова О. М. Современная ситуация: Проблема совмещения количественных и качественных методов. Социология в России. М., С Этнография: Учебник для студентов исторических специальностей вузов // Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высш. шк С М. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал N 1/2. С. 148.

6 18. Ядов В. А., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб: Норма, С Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, стр Максимов Б., Алексеев А. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма С Рывкина Р. В., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма С Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас N3(35). 23. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина // Сб.ст. по материалам полевых исследований. Выпуск 9. СПб., Центр независимых социальных исследований. Официальный сайт Воронков В. Существует ли этническая экономика? // Под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чикадзе. ЦНСИ. Труды. Вып. 8. СПб., Hamersley M. What"s Wrong with Ethnography? Routledge. London and New York P Гончарова Н. Полевая кухня: как провести исследование. Ульяновск: Симбирская книга, С Рожанский М. Байкальская Сибирь: фрагменты социокультурной карты. Альманахисследование. Иркутск, С Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Круткин В. Л. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, Сайт американских научных изданий. Cornell University Press Утехин И., Рис И. Русские разговоры: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. М.: НЛО, С Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны. М.: Наука, 2001.

7 34. Козина И. М. Особенности применения стратегии "исследования случая" (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4. М., С Центр социальной политики и гендерных исследований. Официальный сайт стр. 147


Полухина Е.В. Этнографическая фокус - группа как метод исследования внегородских поселений региона В статье показаны возможности одного из методов качественной социологии - этнографической фокус группы,

Ложникова Е.В., Миков Ю.В., г. Екатеринбург ХАБИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ) В 2009 2010гг., в г. Екатеринбурге нами было проведено исследование на тему «Свободное время

ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОНИМАНИИ ПРОСТРАНСТВА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР (ОПЫТ ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ) Гарифзянова Альбина Раисовна канд.филос.наук, доцент кафедры философии и социологии Елабужского института

Исследовательский дизайн как баланс эмпирических возможностей и теоретических лакун Елизавета Полухина доцент департамента социологии НИУ ВШЭ [email protected] НУГ «Стратегии смешивания методов в социальных

Балаковский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный

УДК 316.3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ 2016 г. Е. Н. Лузгина Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ПРОБА ПЕРА. СОЦИОЛОГИЯ В XXI: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКЕ ИСЛЛЕДОВАНИЯ. Артеменков Ф.А, Обвинцева В.О., г. Москва ПАРТИСИПАТОРНЫЕ МЕТОДЫ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» 1 ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Калугина Т.Н. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Глобализация, затрагивая социокультурные стороны общественной жизни, проводит к смешению национальных традиций и возникновению

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Психология и прикладная социология»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

«Молодежь в эпоху социальных перемен: диахронный анализ индивидуальных стратегий выбора жизненного пути в российской городской провинции с 1991 по 2012 гг.» Соглашение 14.B37.21.0011 от 25 июня 2012 г.)

Фомин Андрей Анатольевич аспирант Покатов Дмитрий Валерьевич д-р социол. наук, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Саратовская область

1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире является подготовка выпускника, обладающего широкими знаниями в области культуры и взаимодействия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Западно-Казахстанский государственный университет им.м.утемисова РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА SOS UPR Социология организаций 050501 Социология кредита

УДК 316:614 `.b. pос2о"а* МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В статье рассматриваются основные подходы к изучению гендерных отношений: системный, структурнофункциональный, компаративный, синергетический,

Содержанием специальности 22.00.06 - «Социология культуры, духовной жизни» является исследование социальных взаимодействий в сфере культуры и духовной жизни, социальных условий создания, трансляции и воспроизводства

ПАСПОРТ фонда оценочных средств по учебной дисциплине Б1.Б.14 Межкультурная коммуникация 42.03.02 Журналистика. Профиль Периодическая печать Перечень компетенций: способность использовать знания в области

ЛИТЕРАТУРА 1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с. 2. Ушкин С.Г. Визуальная социология: интеракционистский, семиотический и постструктуралистский подходы / С.Г. Ушкин

Заглавие документа: Уланович О.И. ВЕРБАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ КОНСТРУКТ СОЗНАНИЯ КАК ОЦЕНОЧНОЕ ПОЛЕ МЫШЛЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Культурно-психологические закономерности социального развития личности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет систем управления

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» Анохин С.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОНЛАЙНОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПРОБЛЕМА ЕГО ИЗУЧЕНИЯ Anokhin S. THE ARTICLE

Выпускная квалификационная работа Выпускная квалификационная работа самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, которая выполняется на последнем, выпускном

Сулейманов Р.Ф. Соискатель степени кандидата экономических наук, кафедра маркетинга Санкт- Петербургского государственного экономического университета МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ Аннотация

УДК 911.3 НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ Нефедов М.А. Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург Изучение российской национальной идентичности началось

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL 2015 VOL. 12 # 2 УДК 159.923.2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ УЧАЩИХСЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ Ращупкина Юлия Валерьевна

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Абрамова Александра Петровича «Модернизация среднего специализированного военного образования в условиях реформирования российской армии», представленную на

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова» Битюцкой Екатерины Владиславовны о диссертации Некрасовой

Введение За время существования российского государства нет поколения, которое являлось бы очевидцем военных действий. У каждого поколения война своя, со своими потрясениями, оставившими глубокий след

Отзыв на диссертацию Ильиной Елены Валерьевны на тему «Роль петербургской архитектурной школы в культуре Москвы и Петербурга второй половины XIX века», представленной на соискание учёной степени кандидата

Анализ данных Анализ данных является одним из этапов исследования и включает проверку соответствия между эмпирическими данными и выбранной ю исследования социального явления. Визуализация является одним

êöñöçáàà ÖÇêéèÖâëäàÖ àëëãöñéçäçàü: ÇáÉãüÑ àá Çéëíéóçéâ ÖÇêéèõ Introduction to European Studies: A New Approach to uniting Europe / еd. by D. Milczarek, A. Adamczyk, K. Zajaczkowski ; Centre for Europe,

ПСИХОЛОГИЯ (Статьи по специальности 19.00.05) 2009 г. А.Ю. Смирнова ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА ДАННЫХ В ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Проводится теоретический

Отзыв официального оппонента на диссертацию Шевцовой Елены Владимировны «Молодежная миграционная политика: специфика Новосибирской области» на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности

Аннотация к дисциплине «Социология, психология и педагогика» Направление подготовки (специальность) 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Профиль Информационные системы и технологии в строительстве

УДК 001 Журавлева А. В. студент, Ульяновский Государственный Технический Университет Аннотация: ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Россия, г.ульяновск Проблема познания является одной из важнейших в философии.

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

FOM 2015. All rights reserved LABS Лабораториум социологических проектов и коммуникаций СЕЗОН 2015 Мы хотим научить людей, занимающихся социальными науками, представлять свои исследования с помощью творческих

Общительность как одно из проявлений социальной активности личности следует рассматривать в качестве совокупности личных потребностей. Движущей силой в развитии общительности выступает диалектическое единство

Общая социология Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.М. Вышегородцева Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

Методические указания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам С П б 2 0 0 7 Печатается по решению Методической комиссии факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

ПРОЕКТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 209.002.09 (ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ) НА БАЗЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ЭТЮДЫ КУЛЬТУРЫ Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов,

Фролова Н.Ю. Белорусский государственный университет, Минск ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА Становление дизайна как культурного феномена совпало с профессиональной ориентацией современного

И. И. Новикова МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Феноменологический подход позволяет лучше понять сущность управленческого потенциала и способы

В.Е. Чернова г. Смоленск СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РУСЛЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю.М. ЛОТМАНА Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ Проректор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ УТВЕРЖДЕНО: на заседании Ученого совета факультета социологи Протокол 6 от 19 февраля

УДК 02:004(075.8) ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Редькина Н.С. заместитель директора по научной работе, доктор педагогических наук ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск, Россия,

1. Вопросы программы вступительного экзамена в аспирантуру по направленности 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы 1. Социология системе гуманитарных и общественных наук. Структура

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Е. Д. БЕСПАНСКАЯ В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Я- концепции подростков, их познавательной

РОЛЬ ТЕАТРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Юрьева Алёна Викторовна канд. социол. наук, г. Новоуральск E-mail: Yr.Alyona @ yandex.ru ROLE OF THE THEATRE IN LIFES OF THE MODERN SCHOOLBOY Alyona Yuryeva candidate

УДК 316.35 ББК 60.543 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС КОНСТРУИРОВАНИЯ Хитрин Кирилл Леонидович аспирант кафедры теории и социологии управления Уральский институт управления филиал Российской академии

И.А.Хоменко к.п.н., зав. каф. педагогики и психологии семьи (Санкт-Петербург) Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьей Современный этап развития системы

Коркина О.А., Ересько М.Н., г. Тюмень ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В процессе модернизации и динамичного

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ: МЕТОД ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОТРАЖЕНИЯ Макарова Дарья Андреевна Донской государственный технический университет Ростов-на-Дону, Россия PROGNOSIS IN DESIGN: METHOD OF ANTICIPATORY REFLECTION

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ

Ведущей организации Федерального государственного бюджетного учреждения науки Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук на диссертационную работу Кара-оол Чинчи Александровны

Демонстрационный вариант и методические рекомендации по направлению «Социология» Профиль: «Прикладные методы социального анализа рынков» ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ Время выполнения задания 180 мин. ЧАСТЬ

М А Г И С Т Р А Т У Р А и А С П И Р А Н Т У Р А В.М. Сырых СОЦИОЛОГИЯ ПРАВа Учебник Пятое издание, переработанное и дополненное МОСКВА 2018 УДК 340:115(075.8) ББК 60.56я73 С95 Сырых, Владимир Михайлович.

Таким образом, эффективность и доступность информации при использовании современных электронных носителей позволяет перейти на более новый качественный уровень обучения. П. Ф. Калашников ЗНАЧЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

Секция 6. Средства массовой информации региона Кавказских Минеральных Вод в информационном пространстве России (кафедра международных отношений, связей с общественностью и журналистики) О.Ф. Волочаева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБЪЕДИНЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЕМ Д. Вандзинскайте Н. Мажейкене В настоящее время университеты