Приветствую вас, дорогие читатели! Часто родители застенчивого ребенка 2 — 5 лет не видят в этом большой беды. Еще бы! Скромное стеснительное чадо это удобно. Его сверстники-сорванцы носятся как угорелые, набивают шишки, дергают за хвосты незнакомых собак и всяческими другими способами держат мам и пап в тонусе. А родители скромняжки на прогулке могут расслабиться и помедитировать на проплывающие в небе облачка. Они точно знают, что их чадо, вцепившееся обеими руками в родительскую ногу, никуда не денется. Даже если другие дети позовут его играть, стеснительный малыш предпочтет остаться под уютным крылышком родственника.

Другие мамочки на детской площадке, снимая своих сорванцов с самой высокой горки или откапывая из недр песочницы, завистливо косятся на спокойно сидящего малыша. Вот только завидовать тут нечему. « Удобная » детка на самом деле очень страдает от своей застенчивости. Кроха бы тоже с удовольствием побегала с другими детьми, да вот только не решается к ним подойти.

Стеснительность – норма или патология?

Легкая застенчивость – абсолютно здоровое явление во время адаптации личности к новой для нее ситуации. И совершенно неважно, сколько этой личности лет – 3 года, 6 лет или 11.

Стеснительность при первом контакте с незнакомым человеком или коллективом вполне естественна. Мы тоже можем испытывать легкую скованность, когда общаемся с незнакомцами. Но если проблем с коммуникацией нет, чувство стеснения проходит буквально за несколько минут.

Застенчивость в небольших дозах не вредит. Наверняка вам приходилось видеть, как дети, только познакомившись, жмутся к родителям и неохотно идут на контакт. Но уже через полчаса это друзья-не разлей вода, болтающие обо всем на свете и на ходу изобретающие интереснейшие игры.

Совсем другое дело – болезненная замкнутость. Если дочь или сын страдают от патологической стеснительности, родители могут заметить, как дитё буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются посторонние, дрожит, краснеет или бледнеет, и даже покрывается испариной. Такой малыш стесняется не только незнакомцев, но и тех людей, с которыми встречается каждый день.

Родителям стеснительного ребенка хорошо знакомы когда рыдающее чадо приходится буквально отдирать от себя и силком запихивать в группу. Они ежедневно слышат жалобы на то, что их сын или дочь молчит на занятиях и не выполняет даже элементарные задания. А на утренниках, в то время как другие родители лопаются от гордости, мамы и папы стеснительной крохи краснеют. Ведь их малыш панически боится выступать перед публикой, заикается и едва слышно бубнит стишок, который дома декламировал отлично.

Не ждите, пока естественная робость обретет патологические формы. Если вы заметили у своего ребенка первые признаки нездоровой стеснительности, немедленно начинайте борьбу с ней. Родителям необходимо знать, как побороть стеснительность ребенка – им вполне по силам справиться с этой проблемой самостоятельно. А статья о том, как помочь сыну или дочери , станет в этом хорошим подспорьем.

Как стеснительность влияет на жизнь ребенка и его будущее?

Болезненная робость влечет за собой множество проблем. Мы перечислим только самые распространенные.

Дефицит общения со всеми вытекающими последствиями

Как бы ни старались родители компенсировать ребенку отсутствие друзей, ничто не заменит ему общения со сверстниками. А если коммуникативные навыки не развиваются с детства, то в будущем вместо милого стеснительного малыша вы увидите подростка, страдающего от целого букета комплексов.

Психологи, работающие с трудными детьми, знают, что многие подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики только потому, что под их влиянием они раскрепощаются и могут общаться со сверстниками на равных.

Да и вам, наверняка, знакомы случаи, когда тихий спокойный подросток, с которого родители сдували пылинки, вдруг кардинально менялся. Еще вчера он из школы спешил домой и все вечера проводил дома. А сегодня его папа и мама утирают слезы и жалуются, что любимое чадо попало в плохую компанию, ругается матом и даже приходит домой нетрезвым. Особенно пугает, если такое .

Зарываем таланты в землю

Застенчивый ребенок может быть очень способным. Но стеснительность не позволяет проявлять ему свои таланты на людях. Именно поэтому робкие дети, какими бы артистическими способностями они ни обладали, никогда не солируют на утренниках. Им комфортнее стать « третьей скрипкой » и затеряться в толпе, чем оказаться в центре внимания.

Низкая успеваемость

Даже если ученик знает урок на зубок, у доски он не может внятно ответить на вопрос учителя. Ребенок будет запинаться, заикаться, путать слова, покрываясь под хохот класса пунцовым румянцем. В следующий раз он предпочтет сказать что не выучил урок и получить двойку, чем снова пережить позор на глазах у одноклассников.

Изгой в коллективе

Вспомните золотые школьные годы. У многих в классе был забитый тихоня, над которым хулиганистые одноклассники втихую подтрунивали или даже открыто издевались. Тот, кто стал объектом насмешек, находится в состоянии постоянного стресса. Учеба для него становится настоящей пыткой.

Неудивительно, что такие дети ищут любые предлоги, чтобы остаться дома или же начинают прогуливать школу. Если у вас случилось нечто подобное, узнайте, как правильно выйти из ситуации, когда .

Сложности во взрослой жизни

Увы, проблемы стеснительного ребенка с годами не развеиваются, а только усугубляются. Взрослый, страдающий от застенчивости, часто не может устроиться на хорошую работу, так как робеет на собеседовании. мешает строить отношения, проявлять чувства к понравившемуся человеку и нередко становится причиной одиночества.

Согласитесь, перспективы совсем незавидные. А раз так, ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек в надежде, что « стесняшка перерастет » и застенчивость сама собой рассосется. Только ваша ежедневная поддержка поможет малышу преодолеть стеснительность и жить полной жизнью.

Чего не надо делать

Прежде чем вы узнаете, как помочь ребенку победить робость, я расскажу о том, чего ни в коем случае делать нельзя, чтобы не усугубить ситуацию.

Не записывайте ребенка в кружки и секции

Исключение – если он сам вас об этом просит. А вот тащить чадо на танцы или карате против его воли не надо. Родители при этом руководствуются благими побуждениями. Думают, что так ребенок будет больше общаться со сверстниками, раскроет таланты и перестанет стесняться.

А выходит наоборот. Дети, которым и без того сложно контактировать с окружающими, зажимаются еще больше. На занятиях ребенку кажется, что все смотрят на него и смеются, если что-то не получается. Ни о каком повышении самооценки в такой обстановке и речи быть не может.

Перестаньте стыдить его или, наоборот, оправдывать

Даже если при появлении посторонних ребенок прячется за вашу спину, не делайте на этом акцента. Воспринимайте его поведение как норму. Если вы начнете отрывать его от своей ноги и заставлять « поздороваться с дядей » , дитё переживет серьезный стресс. Также не стоит оправдывать поведение малыша, объясняя окружающим, какой он у вас застенчивый трусишка. Ребенок запомнит ваши слова и воспримет как установку.

Не создавайте критических ситуаций

Некоторые считают, что если ребенок будет чаще оставаться с чужими людьми, ему придется с ними общаться и он перестанет робеть. Не слушайте подобных советов. Если вы оставите ребенка на попечение посторонних и уйдете, он воспримет это как трагедию. Общительней после подобной диверсии он вряд ли станет, а вот его к вам может заметно уменьшиться.

Как победить стеснительность

Поощряйте общение с окружающими

Не требуйте, чтобы ребенок поддерживал светские беседы. Достаточно того, что он поздоровается при встрече, скажет « спасибо » или « пожалуйста » . Когда этот этап будет пройден, переходите к простейшим диалогам. И не важно, что на вопросы малыш сначала будет отвечать односложно — он не молчит, а это уже победа.

Сочиняйте истории

Наверняка у ребенка есть любимый плюшевый зайка. Сделайте его героем своих историй и каждый день рассказывайте малышу, как застенчивый заяц попадал в различные ситуации и учился преодолевать робость. Предлагайте ребенку самому придумать, как герой поступил в тех или иных условиях.

Разбудите эмоции

Стеснительные дети часто сдерживают эмоции. Ваша задача — научить ребенка проявлять их и не стыдиться. С самыми маленькими можно просто покривляться — смех и хорошее настроение вам обеспечены.

С детьми постарше можно поиграть в игры, где при помощи жестов и мимики нужно объяснить слово или действие другим игрокам. Если дитя стесняется, начните вы. Увлекшись угадыванием, скоро он и сам захочет вам что-нибудь загадать.

Приглашайте гостей

Естественно, это не должна быть шумная компания, в которой очень легко затеряться. Позовите на чай знакомых с малышом. Желательно чтобы гость был примерно одного возраста с вашим отпрыском — так они быстрее найдут точки соприкосновения.

Помогите ребенку найти друзей

Собираетесь на детскую площадку? Захватите с собой побольше игрушек. Так вы заинтересуете других ребятишек и они сами подойдут к вам, чтобы познакомиться и поиграть. Если у детей общение не клеится, не сидите на лавочке с безучастным видом. Затейте вместе с ребенком игру, к которой смогут присоединиться и другие дети.

Пресекайте попытки руководить вашим ребенком

Стеснительные дети нередко попадают под влияние ребят, обладающих лидерскими качествами. Поэтому, как бы вас ни радовал тот факт, что у любимого чада наконец-то появился приятель, присмотритесь к нему, прежде чем поощрять дружбу. Если вы заметили, что сын или дочь во всем слушают властного товарища, тактично ограничьте их общение. Вашему ребенку нужен надежный друг, а не тот, кто будет им помыкать, как рабом.

Повышайте детскую самооценку

Это не значит, что вы будете игнорировать негативные проявления и круглосуточно петь дифирамбы. Однако каждое стремление к самостоятельности должно быть поводом для похвалы.

Плохие поступки следует обсуждать в конструктивном ключе. Не кричите на кроху и не наказывайте его. Выясните, почему он поступил именно так, и обсудите, как следует вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Читайте специальную литературу

Много полезных рекомендаций вы найдете в книге практикующего психолога Филиппа Зимбардо. Его книга « Застенчивый ребенок » настоящий кладезь для родителей стеснительных детей. Воспользовавшись советами, вы поможете ребенку раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и начать на равных общаться со сверстниками.

Еще одной находкой для родителей станет книга отечественного психолога Шишовой. Это отличное пособие, помогающее преодолеть детскую стеснительность. Упражнения и игры из книги « Расколдуйте невидимку » предназначена для детей от 5 до 14 лет. С их помощью вы сможете эмоционально развивать ребенка, понизите тревожность и поможете победить застенчивость.

Обратитесь к психологу

Если вы видите, что своими силами справиться не удается, посетите психолога. В этом нет ничего постыдного. Специалист побеседует с ребенком и выберет оптимальный вариант коррекции поведения. Одним детям подойдут групповые тренинги, другим же необходима индивидуальная работа с психологом.

Как видите, победить застенчивость и помочь ребенку раскрепоститься не так и сложно. Работайте над этим ежедневно, хвалите сына или дочь за каждое достижение, и очень скоро вы увидите значительные результаты. А, быть может, вы уже смогли преодолеть стеснительность своего ребенка? Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!

Многие мамы замечают, что их малыш сторонится незнакомых компаний и детей, молчит и, возможно, даже старается спрятаться за вами. В этом нет ничего страшного, просто ребенок слишком застенчив и ищет способ защитить себя от людей и ситуаций, которые его ставят в неловкое положение или пугают.

Возможно, ваше чадо просто имеет такой характер, и ему интереснее наедине с собой познавать окружающий мир, а может быть, это приобретенная черта, которую можно легко одолеть еще в детском возрасте.

Где она взялась?

Обычно скромные дети – идеал для всеобщего примера. Дома они всегда слушают родителей, в садике молча соглашаются со всем, что говорит воспитатель, а в школе учителя хвалят их за тихое и примерное поведение. Казалось бы, чего еще хотеть? Но излишняя стеснительность доставляет малышу много хлопот, ведь из-за нее ему бывает сложно общаться со сверстниками, находить новых друзей и даже противостоять детским обидам.

Психологи говорят, что у некоторых детей предрасположенность к застенчивости закладывается генетически, а у других может появиться под влиянием внешних причин, таких как:

  • смена места жительства, учебы;
  • проблемы в семье (развод родителей, постоянные ссоры, разбирательства, разговоры на высоких тонах, скандалы и претензии);
  • излишняя строгость в процессе воспитания (чадо, которое всегда и все делает «не так» становится неуверенным и боится в очередной раз расстроить родителей своими «ошибками»);
  • гиперопека (другая крайность, которая не дает возможности малышу самостоятельно познавать жизнь. Оберегая и ограждая его от всех жизненных перипетий, вы лишаете малыша практики, в ходе которой он учится находить решения для различных ситуаций).

Как с ней бороться?

По мнению психологов, стеснительность может появиться даже в возрасте до 1,5 лет, когда малыш, еще не умея толком разговаривать, пытается подружиться с другими детьми, особенно старшими. Им еще сложно понять младшего, потому они не берут его в свою компанию, а чадо расценивает это, как нежелание с ним дружить, замыкаясь в себе.

Выяснив причину такого поведения, у каждого родителя сразу появляется закономерный вопрос: что же делать? Ответ прост – помочь справиться с проблемой. А для этого нужно всего лишь следовать нескольким простым правилам:

Застенчивые дети могут быть по-настоящему талантливыми и одаренными, но в силу своей закрытости могут так и не развить эти таланты. Задача каждого здравомыслящего родителя – помочь чаду стать увереннее в себе, создав для этого в первую очередь благоприятную атмосферу внутри семьи.

На чтение 8 мин. Просмотров 310 Опубликовано 02.06.2019

Когда видишь во дворе спокойных родителей, а рядом с ними – тихого малыша, первое, что приходит в голову – как же им повезло, что ребенок такой послушный. Между тем, завидовать здесь нечему.

Да, родители застенчивого ребенка могут позволить себе на прогулке расслабиться. Их чадо не попадет в беду, его не обидят. Да и сам малыш вроде не изъявляет желания выходить из-под уютной опеки: позвали сверстники играть, а он не пошел.

На самом деле, ребенок не идет к детям вовсе не потому, что ему так уж интересно с родителями: это не так. Он очень бы хотел побегать наперегонки с другими детками и повозиться с ними в песочнице. Но застенчивость мешает начать общение. Что делать, если ребенок стесняется? Давайте разбираться.

Скромность: положительная или отрицательная черта?

Небольшая стеснительность присуща каждому. Это инструмент адаптации и ребенка к новому событию, который работает и в 4 года, и в 14.

Даже взрослый человек, находясь в незнакомой обстановке, испытывает легкую робость. Что уж говорить о малышах.

Естественная застенчивость дает личности время на оценку обстановки и формирование своего отношения к ней.

Вспомните, как поначалу дети бывают очень застенчивыми, когда знакомятся друг с дружкой. Но вот проходит полчаса – и они уже взахлеб общаются, секретничают и придумывают увлекательнейшие игры.

Скромные детки вызывают симпатию. Они не ведут себя вызывающе в обществе, воспитанные и доброжелательные, готовые прийти на помощь. Особенно очаровательна скромная девочка, она вызывает всеобщее одобрение.

С другой стороны, чрезмерно стеснительный ребенок не в состоянии преодолеть свой страх общения с людьми. Он пугается заводить новых друзей, не может раскрепоститься в играх, нормально общаться.

Это касается не только новых ситуаций, но и повседневного общения. У ребенка дошкольного возраста замкнутость проявляется в нежелании посещать детский садик. Иногда бьющееся в истерике чадо надо буквально отдирать от ноги, чтобы передать воспитателю.

Со временем детская застенчивость усиливается, если на нее не обращать внимания. Ребенок замыкается в себе, ему все труднее идти на контакт.

Повзрослев, он будет воспринимать общение с противоположным полом как обузу, а не как удовольствие. Чрезмерная застенчивость делает людей незаметными и неуспешными.

Как стеснительность сказывается на ребенке

Отмечено, что наибольшее проявление замкнутости наблюдается у ребят дошкольного возраста. На 5 году жизни им необходимо уважительное отношение к себе со стороны взрослых и сверстников.

В детском дошкольном учреждении малыш остается без комфортной опеки родителей. Он должен сам общаться с педагогами, детьми, участвовать в конкурсах, отвечать на занятиях.

Столкнувшись с необходимостью самостоятельных действий, робкий ребенок уходит в себя, что проявляется в:

  1. Смущении, стремлении уклониться от общения : малыш краснеет, бледнеет, избегает зрительного контакта, ищет место, где можно оказаться в одиночестве;
  2. Низкой успеваемости, в том числе, в школе: неуверенность в себе приводит к тому, что малыш отказывается отвечать на уроках, даже если прекрасно владеет материалом;
  3. Стремлении стать незаметным: ребенок хочет раствориться в толпе, боясь проявить чувства и тем самым привлечь к себе внимание.

Застенчивые дети обладают повышенной чувствительностью и тревожностью, что проявляется в боязни спать с выключенным светом или в одиночестве. Эмоциональное напряжение находит выход в творчестве, чтении, виртуальном мире, где ребенок свободен от оценки себя со стороны посторонних.

Недостаток общения приводит к нарушению способности выражать мысли словами. Малообщительные дети обладают небогатым словарным запасом, а тревожность может стать причиной заикания, другим речевым дефектам.

Говорят, что у застенчивых детей низкая самооценка. Это не всегда верно, даже наоборот. Очень часто ребенок считает себя хорошим, лучше других, но ему кажется, что окружающие недооценивают его, относятся хуже, чем он того заслуживает.

Большая зависимость от постороннего мнения о себе заставляет ребенка испытывать стресс при каждом контакте с окружающими. Малыша больше заботит, как на его действия или слова отреагируют другие, чем содержание занятий.

Постоянный вопрос: «Что обо мне подумают другие?» перебивает желание познавать новое, получать удовольствие от самого процесса.

Что вызывает застенчивость?

С возрастом ребенок сильнее осознает робость. Неудачные попытки контролировать ее приводят к сомнению в собственных силах. Подросток кажется себе глупым, беспомощным, недостойным ничего хорошего.


Таким образом, неуверенность в себе является не причиной детской застенчивости, а результатом страха общения.

Кроха может стать робким и по другим причинам:

  1. Завышенные требования, предъявляемые к малышу. Когда ребенка часто критикуют за ошибки, неубранную комнату, плохое поведение; когда запрещают что-то «потому что я так сказал» или наказывают, не удосужившись объяснить причину неудовольствия и рассказать, как правильно следовало поступить, тогда дитя скорее предпочтет ничего не делать, чтобы не разозлить взрослого. Он просто побоится вызвать неодобрение.
  2. Неблагополучная семейная ситуация. Если дома у ребенка нередки рукоприкладство, крики и оскорбления, он будет пугаться вступать в контакт, считая, что такие отношения – норма для всех и стремясь избавить себя от того, что ему неприятно. Он может стать зажатым или, наоборот, драчливым. Агрессия – это тоже способ изолировать себя от общения с окружающими. Агрессивный малыш не плохой: он просто боится, что его обидят.
  3. Домашнее воспитание. Когда кроха часто болеет или вовсе находится на домашнем обучении, его контакты со сверстниками резко сокращаются. Недостаток опыта в выстраивании отношений с людьми приводят к замкнутости.
  4. Чрезмерно заботливые родители. Это тот случай, когда добрые намерения приносят больше вреда, чем пользы. Постоянное сопровождение ребенка, запрет выходить из зоны зрительного контроля, намеренная и частая критика других детей в присутствии своего ребенка, а также навязывание своего мнения делают из него инфантильную личность.

Как помочь ребенку раскрепоститься

Если ребенок стесняется в детском садике, доктор Комаровский рекомендует наладить его общение с ребятами из группы вне дошкольного учреждения. Так адаптация крохи пройдет более безболезненно. Зная, что Дима и Настя тоже ходят в детский садик, малыш будет брать с них пример.


К тому же, отправляясь утром в группу, он будет знать, что встретит там друзей.

Порой взрослые не знают, как раскрепостить ребенка.

  1. Дайте малышу почувствовать свою важность , а для этого поручайте крохе несложные дела. Например, в магазине попросите выложить продукты из корзины, дома – принести нужную вещь.
  2. Советуйтесь с малышом. Участвуя в обсуждении вопросов, кроха чувствует себя взрослым. Кроме осознания собственной ценности он приобретает навык выражения мыслей вслух, а также отстаивания своего мнения.
  3. Чаще выходите на улицу. Привыкнув находиться в обществе, малыш будет воспринимать его как неотъемлемую часть жизни. Не стоит требовать от крохи обязательно участвовать в детских играх: достаточно того, что он наблюдает, как ребята ведут себя в разных ситуациях. Видя, что деткам весело, он тоже со временем захочет присоединиться к ним.
  4. Приглашайте в гости детей: дома и стены помогают. Если вы задумались, как научить ребенка не стесняться, сделайте его хозяином положения. Принимая сверстников на своей территории, показывая любимые игрушки, малыш чувствует уверенность.
  5. Поощряйте проявление эмоций. Зачастую застенчивые детки сдерживают чувства. Задача родителей – дать им выход. Иногда достаточно покривляться, чтобы малыш залился счастливым смехом. Покажите ребенку, что проявлять эмоции – это хорошо. Отлично помогает игра «Крокодил», где по мимике нужно угадывать, что стремится показать участник.

Как помочь застенчивому школьнику

Часто застенчивость становится причиной низкой успеваемости в школе, так как ребенок боится отвечать на уроках перед всем классом.


Советы психолога родителям робких деток: не давите.

Фразы типа «Завтра ты выйдешь к доске и ответишь!» или «Что из тебя получится, если ты даже руку поднять не можешь?» не помогут.

Критика приветствуется только в положительном ключе. Заметив, что ваш ребенок робеет в школе, постарайтесь ему помочь. Подойдет мягкое предложение вовлечь классного педагога с согласия школьника.

Например, можно сказать так: «Давай я поговорю с твоим учителем, и мы все вместе постараемся найти выход».

Важно дать ребенку уверенность, что родители и учителя – это его союзники. Хорошим решением будет для педагога давать школьнику письменные задания вместо устных. При необходимости устного ответа ученик может сделать его не перед всем классом, а отдельно, например, на перемене, когда одноклассники пошли в коридор.

Заключение

Если преодолеть стеснительность не получается, не ждите, что проблема рассосется сама.

Обращение за психологической помощью поможет своевременно найти выход из кажущегося тупика. Психолог в школе или поликлинике может подсказать ребенку действенные приемы для преодоления застенчивости.

Казалось бы, маленьким детям незнакомо чувство стыда, им неоткуда взять комплексы - откуда же берется застенчивость?

Родители многих застенчивых детей удивляются: в кого он такой? Рос обычным ребенком, бегал с детьми на площадке, тянул ручки даже к незнакомым взрослым - и вдруг как подменили.

Стесняется, прячется за маму, всего боится. Если малыш ходит в школу - его застенчивость может проявляться в боязни ответить на уроке, поднять руку, даже когда он знает ответ, и вообще как-либо выделиться. В чем причины такого поведения?

1. Частично на проявление застенчивости влияет темперамент ребенка. Например, среди холериков и сангвиников вы вряд ли встретите "стесняшек", а флегматики и меланхолики часто бывают застенчивыми.

2. Методика воспитания. Пока ребенок маленький и мама с папой для него - главные авторитеты и вообще весь мир, то он ещё не осознает себя, свою личность. Малыш складывает мнение и представление о себе самом через поведение родителей. То есть если он слышит, что у него "руки дырявые", что "вечно все ломает", "совсем без мозгов", "ничего сам не может", "руки не оттуда растут", если на него ни у кого нет времени, терпения, любви и ласки - то ребенок воспринимает это как истину и как то, что он "заслужил". Родителям же "виднее". А мама и папа продолжают говорить и делать так сгоряча, даже не задумываясь, что прокладывают в будущем путь ребенку к психотерапевту для лечения детских психотравм и нормализации самооценки.

И жёсткий, и слишком мягкий метод воспитания являются травматическими для ребенка. В первом случае он начинает всего бояться, чтобы его меньше ругали. Во втором - боится, потому что родители не ограждают от опасностей, не предостерегают, а познавать мир без подстраховки взрослых и возможности на них опереться - тоже страшно. Отсюда берется неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, боязнь даже пытаться что-то сделать.

Адекватное воспитание основано на балансе: родители рядом, не вмешиваются лишний раз в развитие ребенка, но всегда готовы помочь, научить, подсказать. Предупреждают, утешают, поддерживают. С надёжным тылом ребенок растет более смелым и независимым.

3. Личный пример родителей. Если хотя бы один из родителей страдает от предубеждений, комплексов, застенчивости - то ребенок начнет копировать это поведение. Мама боится новых знакомств? Папа стесняется говорить по телефону? Родители не умеют отстоять авторитет перед бабушкой и дедушкой? Стесняются что-то делать, если на них смотрят? Малыш очень быстро это впитает и тоже станет неуверенным в себе. Ведь как можно не бояться людей и вообще этого мира, если его боятся даже папа с мамой?

Если в детском саду застенчивость ребенка не влияет на его жизнь критичным образом, то в школе и дальше может иметь очень негативные последствия: от плохой успеваемости до невозможности завести друзей и романтические отношения, найти достойную работу и свое место в жизни. Застенчивость делает человека закрытым для возможностей, его жизнь становится скудной и ограниченной. Он может, конечно, внушить себе, что это удел каждого интроверта, но при этом не будет находиться в гармонии с собой.

Как помочь застенчивому ребенку, пока он не стал замкнутым взрослым?

1. Пересмотрите свои взгляды на жизнь. Сходите к психологу, разберитесь со своими "тараканами" в голове и комплексами. Если вы застенчивы, но не хотите, чтобы ребенок вырос таким же - меняйтесь вместе.

2. Будьте всегда на стороне ребенка. Не подталкивайте его к действиям угрозами, приказами, ни в коем случае не стыдите его за застенчивость. В любой ситуации вы должны быть опорой и защитой для ребенка. Донесите это до окружающих - родственников, педагогов, - которые могут бестактно обвинять ребенка в трусости. Объясните, что нельзя так разговаривать с ним, и сами тоже так не делайте.

3. Не сравнивайте ребенка с ровесниками, братьями/сестрами или даже собой в его возрасте. В ваших мыслях такие сравнения неизбежны, но высказывать их малышу не нужно. Он и сам постоянно "мониторит" окружающих, сравнивая себя с ними, незачем усугублять ситуацию. Поддерживайте его собственные успехи, а не рассказывайте о чужих, это совсем не мотивирует.

4. Играйте вместе с ребенком, вместе фантазируйте, сочиняйте сказки. Поиграйте в угадайки: жестами и мимикой нужно показать сюжет сказки или какое-нибудь животное, героя мультика. Сначала вы показываете, а ребенок угадывает, затем меняйтесь ролями.

5. Собственный YouTube-канал - отличный современный метод избавления от застенчивости и для маленьких, и для повзрослевших детей. Помогите ребенку создать его, записывать видео. Возможно, скоро малыш даже захочет пойти на курсы актерского мастерства, чтобы лучше смотреться в кадре.

Помните, что на избавление от застенчивости может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Если вы чувствуете, что предложенные выше способы не помогают либо недостаточны - обратитесь к детскому психологу.

Застенчивый ребенок.

Свою книгу о застенчивости американский психолог Ф. Зимбардо начинает с примеров, в которых описываются мучительные переживания детей, испытывающих страх перед другими людьми. Одна из этих историй знакомит нас с мальчиком, который из-за вывиха тазобедренных суставов вынужден был носить распорки. Недуг развил в нем болезненную застенчивость, которая заставляла его прятаться под кровать или за дверь, как только в доме появлялись посторонние. Это продолжалось и после того, как распорки были сняты. Когда пришла пора отдать мальчика в школу, он беспрерывно плакал, цеплялся за мать, утыкался головой ей в подол, лишь бы не общаться с учителями и детьми. Тогда мать придумала способ, чтобы отвлечь сына от сосредоточенности на себе. Она решила сделать ему маску, позволяющую скрыть лицо. Мальчик с удовольствием принял эту игру и начал называть себя «Одиноким Ковбоем». Остроумный прием матери неожиданно сработал. Учителя и дети также приняли эту игру, и постепенно мальчик вошел в группу, хотя и чувствовал себя несколько отстранение. В течение целого года он каждый день надевал свою маску и снимал только тогда, когда за ним приходил кто-то из родных. Постепенно росла его уверенность в себе, накапливался опыт общения с людьми, и, наконец, наступил момент, когда он согласился отказаться от маски, чтобы превратиться в здорового и счастливого ребенка.

Это история со счастливым концом. Но как много на свете людей, которые так и не смогли преодолеть в себе застенчивость, которым вовремя не помогли справиться с тяжкими переживаниями, связанными с нею.

Как правило, застенчивость появляется в детстве. Как и в чем она проявляется? В каких ситуациях ребенок чаще всего ведет себя застенчиво? И, наконец, какова сердцевина застенчивости, ее психологическая природа? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в исследовании застенчивости у детей дошкольного возраста.

Опрос родителей 3-летних детей показывает, что та или иная степень застенчивости свойственна 42 % дошкольников.

Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются вне поля зрения родных.

Примае6 застенчивости: Трехлетний Дима играет с машинкой рядом со сверстниками. При появлении взрослого он внимательно смотрит на него, но, встретив его взгляд, смущенно отворачивается. Взрослый просит мальчика подойти к нему. Дима улыбается, быстро встает, делает несколько шагов навстречу, останавливается и смущенно топчется на месте, вертит в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывает на взрослого. Когда взрослый снова зовет его, он вновь делает два шага, затем идет вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, стоящих в группе, подходит и останавливается в нескольких шагах от взрослого, снова отходит, затем бежит в туалет, выходит из него, издали вопросительно смотрит на взрослого. Подходит к нему после того, как тот зовет его четвертый раз, стоит рядом и смущенно поглядывает взрослому в глаза, накручивает на палец волосы. В ответ на предложение взрослого поиграть Дима охотно соглашается и идет в игровую комнату. Однако, усевшись за столик, мальчик как бы внутренне сжимается и сидит в неподвижной позе, глядя в пол, иногда поднимая глаза и робко поглядывая на взрослого, поводя плечами и смущенно улыбаясь. Разложенные на столе игрушки и книжки привлекают его. Он робко дотрагивается до них, но не решается взять или попросить разрешения поиграть или посмотреть.

На этом примере видно, как трудно застенчивому ребенку совершить даже такое, казалось бы, простое действие, как подойти к доброжелательно настроенному взрослому. Здесь перед нами предстает вся симптоматика поведения застенчивого ребенка. В целом он доброжелательно относится к взрослому, готов общаться с ним, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в его нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда ребенок вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка являются прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребенок чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает желание вести себя непринужденно и страх перед спонтанным выражением чувств. Это проявляется даже в игре. В одном из наших экспериментов детям предлагалась игра-драматизация «Море и корабль», в которой ребенок должен был играть роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!» Все застенчивые дети вели себя в этой ситуации одинаково: смущенно опускали голову, прятали руки за спину, напряженно смотрели на взрослого, иногда пытались прошептать нужные слова, но так и не решались произнести их громко, испуганно и виновато повторяя: «Я не могу».

Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен что-то рассказать о себе. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития,- доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных вилах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать пирамидку или фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает малышу справиться с задачей. Поговорите с ребенком от имени, придуманного вместе, персонажа, разыграйте смешную сценку. Эго разрядит напряженность, отвлечет малыша от самого себя, придаст ему смелости.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в наших экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как незастенчивые малыши делали это весело и смело.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенка, его непосредственность, и любознательность. Не сочтите за кощунство совет иногда нарушить правила: ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Если вы не хотите, чтобы ребенок испортил вашу губную помаду или испачкался ею, дайте ему старую и ненужную, предложите нарисовать ею на листе бумаги; если вам жаль обоев, на которых маленькие дети иногда любят порисовать, предложите им кусок обоев, оставшийся после ремонта. Разложите его на полу и вместе с малышом нарисуйте красками большую картину. Позвольте ему рисовать и кисточкой, и пальцем, и всей ладошкой. Это очень хорошее упражнение для релаксации, снятия напряжения. Почти любое, на первый взгляд, «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания. чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снясь внутренне напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Часто ли вы играете с ребенком в подвижные игры? Считается, что игры в прятки, жмурки, пятнашки - это такие развлечения, в которых участвуют одни лишь дети. К тому же вы так заняты, что у вас не остается времени на «пустяки». Это неверно. Подвижные игры со взрослыми помогут ребенку не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. А игры-соревнования в кегли, мяч, стрельбу из лука с присосками, в преодоление препятствий, борьбу и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, шутливыми угрозами партнеров, смехом, также помогут ребенку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, например, такие, как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто к нам пришел». «Куклы пляшут», «Фанты» и др. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей.

Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что бояться людей не надо, уговаривают их выступить перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямое воздействие малоэффективно. Ребенок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его. вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают малышу в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

Персонажами игры могут стать также знакомые детям герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливою зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно находит в них отголоски своей собственной жизни и овладевает приемами борьбы со своими страхами и тревогами. Хорошо, если вы вместе с ребенком изготовите маски для таких игр, с их помощью ребенку будет легче войти в роль, «спрятаться» за маской. Можно организовывать игры в «детский сад», где ребенок, его сверстник и взрослый также поочередно разыгрывают роли воспитательницы и детей, которым нужно выступить перед другими, например, прочитать стихотворение или составить рассказ по картинке. Как правило, застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Описание конкретных игр с детьми вы можете найти в следующих книгах.

Литература.

  1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
  3. Захаров А. И. Что снится нашим детям.- М.: ACT. 1997.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика, 1991.
  5. Шишова Т. Застенчивый невидимка.- М.: Издательский Дом «Искатель», 1997,.
  6. Чистякова М. И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1995.