Здравствуйте.
Меня зовут Настя, мне 18 лет.
В последнее время меня наполняет чувство опустошения.
Я не знаю, чего хочу. Всё, что меня радовало раньше, все, кто меня радовал - не вызывают того, что раньше.
У меня появилось множество комплексов, какая-то неуверенность в себе. Я с удовольствием занималась паркуром, а на последней тренировке не смогла перепрыгнуть минимальную дистанцию: жутко испугалась почему-то.
У меня был, конечно, не самый легкий год: выпускной. Я получила золотую медаль, которая не только принесла радость от исполнения цели 11 лет жизни, но и забрала много сил и нервов.
Но вот уже месяц я на отдыхе, а самочувствие мое никак не улучшается.
Еще проблемы некоторые с мамой. Она говорит, что мое образование - это мой выбор, но на мой выбор профессии программиста реагирует весьма бурно. Мол, неженская профессия .
Я, пожалуй, боюсь предстоящей учебы в ВУЗ(е). Боюсь не добиться желаемых высот, не справиться с учебой.
Единственное, что приносит радость сейчас это моменты, когда я рядом с любимым человеком, с которым вместе уже год(это мои первые отношения вообще). Молодой человек на 4 года страше, но разница не особо заметна (разве что в социальном аспекте). Ведь я всегда была очень взрослой и рассудительной. С детства пришлось столкнуться со взрослыми проблемами. Папа изменял маме, и они разошлись еще, когда мне было 3. Я никогда за это их не винила. Понимала, что им лучше по отдельности, а желаю им обоим только счастья, так что сводничеством не занималась. Папа маме материально особо не помогал, со временем вообще спился, несколько раз бил маму. А потом мама родила братика, от другого мужчины, тот не хотел ребенка, сказал делать аборт, но мама не решилась, так что ростили Данюшку вместе. Гуляла с ним, водила по больницам, пока мама работала. В мужчинах не разочаровалась: у меня прекрасный дедушка, глава семьи , и много любящих и заботливых дядь.
Мой любимый молодой человек. Весь год мы виделись очень мало из-за моей учебы и его работы (1-2 раза в неделю), сейчас видимся тоже не так часто как хотелось бы. Компенсируем разговорами в сетях и по телефону. Но когда мы не видимся я начинаю себя накручивать, делать какие-то абсолютно глупые поступки (прекрасно осознавая насколько они глупы). Женя, молодой человек, считает лучшим решением замужество. но мне страшно. И хочется, но в тоже время это огромная ответственность. Не то, чтобы я бегу от ответственности, вовсе нет. Но и раньше времени тоже не хочется брать такой груз на себя.
Очень люблю и дорожу моим золотком, но боюсь в таком состоянии наломать много дров и испортить наши отношения. К сожалению, я сейчас их скорее рушу нежели строю.
Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть. Для меня такое состояние очень странно. Я всегда была жизнерадостным человеком, а сейчас какая-то унылая совсем. Очень хочется вернуться к жизни.

Ответы психологов

Здравствуйте, Настя.

Читаю Ваше письмо и мне как-то спокойно за Вас:-) Разумная Вы.

А чувство опустошенности, наверное, закономерно: поставленная некогда цель достигнута, это вызывало определенное напряжение - золотая-то медаль - это вам не "хухры-мухры". Организм просит отдыха. Месяц отдыха - может маловато, да и полноценного отдыха, похоже у Вас не получилось. Или Вы не умеете расслабляться умом и телом в силу присущей Вам ответственности. Собираться и напрягаться для достижения Вы очень хорошо научились, а с расслаблением проблема... Но ритм напряжение-расслабление должен соблюдаться, иначе произойдет сбой или будет накапливаться усталость. Это ритм жизни - так работает сердце, так дышат легкие, так дышит Вселенная. Это один из фундаментальных законов Жизни. День - ночь, зима - лето, расширение - сжатие. Настя, учитесь тотально отдыхать, тогда и будете более эффективны в активной фазе своей жизни.

Другой момент - когда выдох сделан, а вдох еще не начался, возникает пауза, пустота. Так и у Вас: один период жизни закончился, а новый еще не наступил. Прошлые интересы уже поблекли, а новые еще неясны. Как время 00:00:-) Время отпустить прошлое и освободить место для нового, время переоценки ценностей.

Вы интуитивно чувствуете, что не надо спешить принимать решения. Побудьте в этом времени 00:00. Не бойтесь пустоты внутри себя. Это ценное время и очень значимая пустота. Не спешите заполнять ее абы чем. Дайте внутри созреть и оформиться Вашим новым желаниям и ценностям. Не напрягайтесь и не придумывайте, они всплывут из расслабленности и тишины из Ваших глубин и вашей пустоты. И это будут Ваши истинные желания, а не предложенные или навязанные социумом и близкими. И это будут Ваши взрослые решения в Вашей новой взрослой жизни.

Вы от ответственности не бежите. Если кого-то надо призывать к ответственности, то с Вами, похоже, другой случай: Вас от нее уже пора оттаскивать:-) Не спешите взваливать на себя чужую ответственность. Позволяйте другим тоже получить этот опыт:-) Если Вы возьмете всю ответственность за себя и за других на себя...то другим останется - безответственность...Оно Вам надо? Если вокруг Вас появится много безответственных людей, то знайте, что Вы переборщили с ответственностью. Здесь тоже нужна мера. Здесь тоже свой ритм.

Живите в ритме Жизни, Настя! Удачи!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Что делать, когда радость от обретения Бога сменяется на уныние от ощущения Его потери? Почему после духовного подъема вдруг возникает пустота в душе? Как пережить этот период и не уйти из Церкви? На эти вопросы отвечает в своей беседе с прихожанами митрополит Афанасий Лимассольский .

Митрополит Афанасий – духовный сын старца Иосифа-младшего (ученика старца Иосифа Исихаста). Он был связан узами духовной дружбы и со , близко общался со многими другими известными афонскими подвижниками.
В своей митрополии на Кипре и в других епархиях он ведет активную пастырскую деятельность: в храмах, вузах, на радио проводит беседы на духовные, порой очень непростые, темы: об умной молитве, о борьбе с помыслами, о страстях, о чистоте сердца, о заповедях. Беседы особенно интересны потому, что Владыка говорит из собственного монашеского опыта.
Беседа «Духовная сухость и уныние» была проведена Владыкой для прихожан кафедрального храма города Лимассол.

Митрополит Лимассольский Афанасий

Сегодня мы вместе с вами вспомним 28-й стих 118-го псалма: Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.

Это особая тема в духовной жизни. Во внутреннем состоянии человека не могут не происходить изменения, и иногда случается и то, о чем говорит Пророк: Воздрема душа моя от уныния . Сегодня мы поговорим о том, что нам делать и как себя вести во время этих изменений.

Есть одна западня, в которую мы с легкостью попадаем, когда хотим подвизаться, - это наше стремление следить за своими чувствами. Что я имею в виду?

Как все вы знаете, обычно происходит следующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он переживает состояние Божественной благодати, которая дается ему даром. В этот период человек испытывает божественную радость; он чувствует, как играет его сердце, движимое любовью к Богу; он с легкостью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укрощаются; божественное просвещение осеняет его душу.

Естественно, всё это рождает в нашей душе приятные, радостные чувства. Нам бывает тогда очень хорошо, мы чувствуем себя в высшей степени прекрасно. Мы действительно ощущаем себя словно в Раю, вкушаем радость Рая.

Однако приходит час, в который происходит некое изменение: вместо всего перечисленного мы вдруг ощущаем себя покинутыми, чувствуем в душе тьму, мрак, чувствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, смешение помыслов. Мы больше не хотим молиться, наше существо противится молитве, не находит себе упокоения в деле Божием, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

Это противление, изменение человек воспринимает очень тяжело. Часто он огорчается и скорбит: «Почему я так себя чувствую? Почему я столкнулся со всеми этими трудностями, тогда как раньше ничего подобного не было?» Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?.. Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку. Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.

Как говорил приснопамятный старец Паисий, Бог похож на хорошего земледельца, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, поскольку деревцу необходимо достаточное количество влаги для того, чтобы пустить корни, прижиться и расти. Но постепенно земледелец начинает поливать его реже: сначала через день, потом ― через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц.

Так он поступает с целью помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли. Ведь если оно будет расти на са мой поверхности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

Поэтому человек по промыслу Божию проходит это обучительное оставление Богом (оставление лишь кажущееся), педагогическая цель которого ― чтобы человек глубоко пустил корни и устоял.

По этой причине наша душа часто пересекает пустыню, переживает период сухости. Как во время засухи всё вокруг бывает иссохшим, нигде нет ни капли воды, ― тяжелый период для природы, ― так происходит и с душой человека.

И в этот период человек должен быть крайне бдительным, чтобы, прежде всего, не потерять мужества. Он должен знать: мы верим в Бога и любим Его не потому, что Бог даровал нам те приятные, радостные чувства, какие были у нас вначале, но потому – и в этом мы абсолютно уверены, – что Бог всегда рядом с нами, и Он заслуживает того, чтобы весь наш подвиг мы совершали ради того, чтобы быть рядом с Ним.

Подвизаясь таким образом, мы пребываем верными Богу, даже если само наше существо оказывает нам сопротивление. Наше существо приводит аргументы в свою пользу: вот, ты делаешь то и то, а результата нет, ― или: ты пытаешься исполнять что-то, а внутренне испытываешь от этого большие затруднения, хотя раньше совершал это с удовольствием.

Пророк Давид в одном из псалмов говорит, что враги спрашивали его: Где есть Бог твой? (Пс. 41, 4, 11). Человек спрашивает себя: «Где есть Бог мой? Разве Бог не видит, как я страдаю, как я Его ищу, как разыскиваю, что я - сплошная пустыня?» Бог, как внешне кажется, молчит и оставляет человека одного.

В действительности это не так. Это просто субъективное переживание самого человека.

В этот период требуется большая вера. Человек должен устоять, сказав себе: «Ради любви Божией я пребуду на своем месте». Он не должен отступать и обращаться вспять: «Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то остановлюсь и больше ничего делать не буду. Ведь Бог мне не отвечает. Ведь Он не откликается. Ведь я столько уже подвизался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это».

Бог желает уберечь нас от «чувства бакалейщика», то есть от ощущения, что мы покупаем благодать. Ведь она потому и называется благо-датью, что Бог дает ее даром. Мы не покупаем ее. Мы не пускаем ее в оборот между нами и Богом. Бог просто дает нам ее. Не по какому-то закону, который мы исполнили, не по нашим делам, но по Своей любви и милости Он нас спас, и по Его благодати, данной нам даром, пришло наше спасение и наше вечное единство с Ним.

Вместе с тем в этот трудный период мы должны быть внимательными и делать всё возможное, чтобы не оставить наше правило. То малое правило, которое каждый из нас совершает ежедневно, помогает нам устоять. Пусть это будет маленькая молитва, которую мы совершаем вечером или утром, наш небольшой пост или что-то другое, что мы исполняем (причащение, исповедь) ― мы должны подвизаться за то, чтобы соблюдать всё это в точности, даже если сейчас, в трудный период, не видим от этого результата.

Если мы сохраним всё это, если пребудем на нашем месте и, несмотря на давление событий и помыслов, останемся стойкими и будем продолжать бороться, - тогда будем уверены, что Бог вновь вернется к нам (хотя в действительности Он всегда рядом с нами). И тогда человек начнет приносить сладкий спелый плод во время свое (Пс. 1, 3).

Не во мгновение ока, как мы мним в первый период духовной жизни, когда впервые познаём Бога и через неделю считаем себя уже достигшими Божественной меры. В духовной жизни человек созревает постепенно и преуспевает возрастом и благодатию (Лк. 2, 52), и строит всё духовное здание на смирении.

Период сухости ― самый лучший период нашей духовной жизни. И это мы всегда должны иметь в виду.

Когда мы переживаем период сухости ― мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент. Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела ― ничто, и сам он ― ничто, ноль. Но он не должен от этой уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось, ― это вера и надежда на Бога.

Когда он будет так подвизаться, тогда приходит любовь, которая выше веры и надежды, и человек уже наслаждается в любви Божией. Он наслаждается, но перед этим он преодолел длительный период сухости ― испытание, которое иногда длится многие годы. Авва Исаак Сирин пишет о себе, что почти тридцать лет его душа не чувствовала действия благодати .

Господь ― хороший педагог. Как учитель, когда видит, что ребенок имеет желание учиться, но он несколько ленив и наивен, то начинает подталкивать его к занятиям, заставляет читать больше, задает ему больше уроков, иногда даже устрашает его тем, что такой-то учится лучше. Учитель видит, как продвигается его ученик, он знает его возможности, и потому, если оставит его без внимания, то, по сути, причинит ему вред. Учитель подталкивает его к тому, чтобы он приобретал еще бо льшие знания.

Так поступает и Бог, Который видит любочестивую душу человека, видит, что у нас возникает иногда благое стремление и желание, но мы не имеем сил или произволения, не хотим делать большего, лень и другое подобное нас парализует. И Бог своими «педагогическими приемами»: сухостью, испытаниями, скорбями, искушениями, помыслами ― устраивает так, что человек находится в постоянном духовном бодрствовании и движется вперед.

Я всегда вспоминаю два высказывания: одно ― древнего старца, другое ― современного.

Слово древнего старца было следующее. Как-то раз брат спросил одного монаха, достигшего великой меры непрестанной молитвы: «Как ты смог достичь столь великой меры? Кто научил тебя молиться?» И тот, улыбаясь, ответил: «Демоны. Они научили меня молиться». ― «Но как это возможно, чтобы демоны учили нас молитве?» ― «Да. Они воздвигали против меня такие невыносимые брани, что я постоянно был вынужден пребывать в бодрствовании, духовном трезвении с молитвой на устах и в уме, потому что стоило мне лишь немного оставить молитву, как тотчас же в меня вторгались помыслы, пожелания, образы и порабощали меня греху».

Другой старец, современный нам, отец Ефрем Катунакский при каждой нашей встрече всегда говорил нам: «Будьте внимательны, не оставляйте пустоты между вашим умом и Богом». Многие годы я не мог понять этих слов. Что же они означают? Они означают, что наш ум должен быть настолько соединен с Богом, с памятью о Нем, чтобы в нашем общении с Ним не было ни трещинки, через которую в любой момент могут войти помыслы, желания, страсти, иначе говоря, то, что разлучает, разъединяет нас с Господом.

Это бодрствование есть то средство, которое действительно помогает нам иметь крепкие корни для того, чтобы устоять в тяжелый период засухи, и удерживает нас в контакте с благодатью на протяжении всей нашей жизни. Мы должны пребыть верными Богу. Верный человек ― это не только тот, у кого всё хорошо, и потому он верит в Бога и призывает Его. Верный ― это тот, кто в период сухости, когда всё в нем сопротивляется, когда всё говорит об обратном, когда его душа ничего не чувствует, безусловно верит, что Бог его не оставит: Бог здесь, Он не оставит меня умереть во время этой засухи.

Отцы сравнивают это состояние души с сорокалетним странствованием израильтян по пустыне. Бог вывел их из Египта и они сорок лет блуждали по Синайской пустыне и никак не могли достичь Земли обетованной, Палестины. Она была рядом ― на расстоянии двухмесячного пешего пути. Но израильтяне шли сорок лет в земли пусте, непроходне и безводнее (Пс. 62, 2). Там они подверглись многим бедствиям, невзгодам, испытаниям. И однако они остались верными. Когда они начали роптать, что в Египте им было лучше и потому стоит туда вернуться, всех их постигло бедствие. Писание говорит, что после того евреи стали говорить: лучше пусть кости наши падут в этой пустыне, чем мы вернемся в Египет.

Знаете, иногда мне приходится слышать следующие вещи: «До того, как я начал регулярно ходить в церковь, я чувствовал себя гораздо лучше. У меня не было помыслов, я никого не осуждал, всё у меня было в порядке, всё мне было понятно, а теперь я не понимаю ничего».

Наша предыдущая жизнь начинает нам представляться в лучшем свете, чем нынешняя. Сейчас, когда мы ходим в церковь, наше положение, как нам кажется, осложнилось: мы ничего не чувствуем, целыми днями осуждаем, всё у нас вверх дном ― в общем мы не ведем хорошей духовной жизни.

Мы уже иначе смотрим и на людей, живущих вне Церкви, говорим себе: «Посмотри, эти люди, которые не ходят в храм, какие они спокойные, безмятежные, их жизнь ― сплошная радость, всё у них в порядке и на работе, и в семье, они такие радостные, общительные». В нашем уме происходит перемена, нам вдруг представляется, что жизнь без Христа лучше нашей жизни, и это тянет нас обратиться вспять.

Здесь от нас требуется принять решение: пусть лучше мы умрем в пустыне этого Божия испытания и оставим в ней наши кости, чем вернемся к прежней жизни, чтобы наслаждаться той радостью, которая, как нам кажется, там есть.

Бесспорно, что человек, перенося всё это, испытывает душевные страдания. Но если ему удается преодолеть препятствия со стороны своих желаний, образов и фантазий о самом себе и смириться перед Богом, тогда он находит ключ к отдохновению. Ключ этот ― молитва со слезами.

Слезная молитва приносит успокоение человеку, имеющему глубокое смирение. Я говорю не о слезах, соединенных с жалобами и недовольством, когда человек начинает судиться и говорить «почему?», например: «Почему, Боже мой, Ты меня оставил? Почему Ты мне не помогаешь? Зачем Ты меня оставил одного, и я теперь грешу? Почему я дошел до такого скверного состояния?» Рождается много этих «почему». Но если человек всё это презрит, закроет на это глаза, падет ниц пред Богом, со слезами раскроет перед Ним свое сердце и изольет всю свою боль в молитве, тогда он находит большое утешение.

Настолько большое, что после того как пройдет период испытания, для человека наступает лето, то есть новый хороший период. И человек с ностальгией вспоминает минувшее и то сладкое утешение, которое дал ему Бог, в то время как он не имел никакого человеческого утешения.

Будем уверены в том, что Бог не презрит нашей молитвы. Он не презрит нашего стенания, нашего испытания. В этот период сухости в человеке происходит подлинная внутренняя духовная работа.

Если человек не переживает состояния сухости, если не проходит испытаний, значит, Бог еще не начинал Своей работы с ним. Значит, всё совершаемое человеком еще незрелое и сырое, он еще не вошел в печь, чтобы испечься.

В приведенном нами стихе псалма пророк Давид говорит: Воздрема душа моя от уныния. Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души ― это .

Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― «не хочу», приносят рыбу ― «не хочу», приносят самую лучшую еду ― «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, ― дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте.

Таково уныние ― стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния ― одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.

Откуда возникает уныние? Одна из главных причин ― это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ― а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ― чтобы мы не могли остановиться. От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности.

Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.

Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь бо льшую легкость в нашем общении с Богом.

И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу.

Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается…» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он.

Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.

С этой дремотой уныния нужно бороться. Об этом пророк Давид говорит далее: утверди мя в словесех Твоих . То есть утверди меня в вере. Ведь когда колеблется вера, тогда человек уже не сопротивляется греховному предложению.

Утверди мя в словесех Твоих означает также «Господи, покажи нам необходимость иметь в себе словеса Божии». Подобно тому, как в нашем доме есть кладовая для продуктов и, когда наступают трудные времена, мы можем жить на запасы из этой кладовой.

Старец Паисий Святогорец

Или, как говорил старец Паисий: «Смотрите, работайте хорошенько духовно, чтобы получать духовную пенсию, чтобы, когда вы уже не сможете работать, к вам приходил конверт с квитанцией на получение».

Что он хотел этим сказать? То, чтобы ты, когда у тебя духовно всё в порядке, ревностно подвизался, а во время испытания, в период духовной сухости имел духовные сбережения, собранные из поучений, из словес Божиих, из молитвы, и всё стойко выдержал. Чтобы не смог искуситель, враг, помысел убедить тебя, сказав: «Посмотри - ничего нет». Но почему вдруг нет? Вчера Бог был со мной. Вчера Он говорил со мной в моем сердце. Вчера я радовался вместе с Ним. Разве нет Его и сегодня? Есть. Вчерашний Бог, сегодняшний Бог, завтрашний Бог ― один и тот же Бог.

Поэтому молитва, поучение в слове Божием, в творениях святых отцов ― это некий вклад духовных ценностей, который мы имеем в себе, чтобы во время трудностей питаться из него. Борьба, которую мы ведем в благоприятный период ― это пища, о которой мы вспомним, когда придут испытания, говоря себе: «Посмотри, Бог нас не оставляет. Минует это испытание, и вновь Господь придет, вновь наступит день».

Есть день, и есть ночь: 12 часов ночи и 12 часов дня. Еще не было случая, чтобы ночь не прошла. За исключением нашей последней ночи. Но если это всё же не последняя наша ночь, то день наступит обязательно. Смена времени суток произойдет. То же и в духовной жизни. Ночь пройдет и взойдет солнце. Пройдет испытание, и после него мы увидим сладкие плоды.

Еще раз повторю и на этом закончу: самая правильная духовная деятельность бывает у человека в период испытаний и сухости . Именно тогда происходит духовная деятельность.

Какие фрукты становятся сладкими? Те, которые выросли на «безводье». Самые сладкие арбузы и дыни ― «безводные», которые не наполнены водой, как прочие. Они сладки и ароматны, потому что выросли в трудных условиях. То же самое и с человеком. Кто «испечен» в трудностях и пребывает верным Богу, не уступает, он говорит: «Я не хочу шоколада от Бога, я хочу Самого Бога. Я обрету Бога в этих испытаниях. Я не убегу от Него. Не откажусь от своего места. Даже если мне предстоит здесь умереть, я паду в борьбе, но назад не поверну ни за что».

Когда человек скажет так и пребудет в таком устроении, прилагая все свои силы, несмотря на давление искусителя, тогда Бог поистине радуется и награждает этого человека. Этот человек действительно борец, атлет. Атлет Христов. И он вкусит обильные, прекрасные и сладкие плоды, когда минует время искушения.

Примечание:

1 Слово 31: “Знай, чадо, тридцать лет вел я брань с демонами, и по истечении двадцатого года вовсе не видел себе помощи. Когда же прожил я и пятый из последних десяти, тогда начал находить упокоение. И с течением времени оно возрастало. И когда прошел седьмой год, а за ним наступил осьмой, упокоение простерлось до большей гораздо меры. В течение же тридцатого года, и когда оный приходил уже к концу, так сильно стало упокоение, что не знаю и меры, до какой оно увеличилось”. И еще присовокупил: “Когда захочу встать для совершения службы Божией, могу еще совершить одну славу; а что до остального, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом и нимало не чувствую труда”. Вот какое ненасыщаемое упокоение порождено многотрудным и долговременным делом!”

Перевод сестер Ново-Тихвинского монастыря

Всем нам приходилось испытывать состояние, когда после личной встречи или беседы по телефону с другим человеком мы чувствуем себя совершенно обессилевшими, опустошенными. Может возникнуть головная боль, боль в желудке и т.д. На самом деле это состояние – не что иное, как энергетическое истощение.

Не секрет, что некоторые люди «высасывают» энергию из других. Вместо того, чтобы пополнять израсходованную энергию за счет собственных ресурсов, они используют чужую энергию. В основном это случается по той простой причине, что ни тот, ни другой не отдают себе отчета в том, что происходит. Человек, подпитывающийся вашей энергией, осознает только то, что после общения с вами он чувствует себя гораздо лучше. Однако это вовсе не дает ему право забирать у вас энергию, и вы не должны этого допускать. Но это, конечно, не означает, что вы можете обвинить человека в «вампиризме» и отказаться от встреч с ним но том основании, что он высасывает из вас энергию. Представьте, что он о вас подумает. Большинство людей до сих пор не имеют понятия о тонких аспектах энергии, и вы должны иметь это в виду при общении с ними.

Гораздо проще и разумнее самому подкорректировать ситуацию, не говоря никому ни слова. Один из простейших методов защиты – замкнуть ваш кругооборот энергии. Энергетические потоки протекают через ваше тело и окружающее его пространство, пронизывая ауру. Вы можете замкнуть их таким образом, чтобы ваша энергия протекала только через ваше тело и внутри вашей ауры. Так вы предотвратите выход вашей собственной энергии за пределы поля ауры, а также вхождение в ваше поле энергий других людей. Для этого вам нужно скрестить ноги в районе щиколоток и сложить вместе пальцы рук так, чтобы они соприкасались (можно использовать только большие и указательные пальцы). Так вы замкнете свой круг обращения энергии, ваша энергия не выйдет за пределы вашего энергетического поля.

В следующий раз, когда вам придется встретиться с вашим знакомым, подпитывающимся от вас энергией, вспомните про эту позу. Просто как бы ненароком сложите руки на коленях, дотроньтесь пальцами одной руки до пальцев другой и перекрестите ноги в щиколотках. Эта поза ни у кого не вызовет подозрений. Делайте то же самое, когда разговариваете с этим человеком по телефону.

Если вы примените эту простую технику, вполне вероятно, что не замедлит проявиться ответная реакция. Вы можете услышать что-нибудь вроде того, что вы стали каким-то не таким, что вы какой-то грустный или замкнутый, что, видимо, что-то произошло, и т.д. Пусть вас это не смущает. На самом деле в вашей манере поведения ничего не изменится, вы будете таким же, как всегда. Изменится только то, что вы перестанете позволять забирать у вас энергию и истощать вас физически и душевно. Никто не вправе использовать вашу энергию без вашего разрешения!

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Свежий воздух и правильное дыхание совершенно необходимы, для того, чтобы иметь мощную и защищенную ауру. Чтобы обеспечить ауру максимальной энергией, дышать нужно обязательно через нос. Многие люди имеют пагубную привычку дышать ртом, забывая о том, что носовое дыхание более естественно и полезно для здоровья. Дыхание ртом делает человека более доступным для болезней. Оно ослабляет ауру и организм человека. Между ртом и легкими нет никакого органа, очищающего воздух. Пыль, грязь, химические вещества, присутствующие в воздухе, прямой дорогой проникают в легкие. Кроме того, при ротовом дыхании в легкие попадает холодный воздух, что может привести к воспалениям органов дыхания.

Ноздри и носовые полости снабжены волосками, которые фильтруют воздух и задерживают инородные частицы. Кроме того, проходя через слизистую оболочки, воздух согревается. Таким образом воздух становится безопасным для нежных тканей легких, а процесс дыхания наполняет энергией и усиливает вашу ауру.

Носовое дыхание более полезно еще и по другой причине. В носу имеются специальные поверхности, впитывающие прану из воздуха. Можно сказать, что прана – это живительная субстанция, составляющая ауру. Во многих восточных дыхательных техниках обязательным условием является сознательное фокусирование во время вдоха на кончике носа и всей носовой области. Это улучшает впитывание праны, повышает жизненную силу ауры и стимулирует деятельность всей энергетической системы.

Наша энергия обладает полярностью, она бывает положительной и отрицательной, мужской и женской, солнечной и лунной. Данная дыхательная техника быстро энергетизирует ауру и уравновешивает полярность нашего тела. Она также повышает способность к запоминанию и усвоению информации. Она также повышает способность к запоминанию и усвоению информации. Она помогает сбалансировать деятельность полушарий головного мозга. Ее можно использовать перед началом обучения чему-либо для уменьшения необходимого времени, а также просто для придания дополнительной энергии в течение дня.

Базовая техника основывается на следующем: вдох делается через одну ноздрю, а выдох – через другую. Не следует забывать о концентрации внимания на кончике носа, особенно в процессе вдоха, это многократно увеличивает эффект воздействия. В процессе выполнения данной техники очень важно сохранять определенный дыхательный ритм. Эта задача значительно упростится, если вы поможете себе пальцами рук.

Начните с выдоха. Ваш язык должен находиться за передними зубами.

Большим пальцем закройте правую ноздрю, затем, медленно считая до 4, вдохните через левую ноздрю.

Не отпуская большого пальца, остальными пальцами зажмите левую ноздрю, ваш нос должен быть полностью закрыт. Досчитайте до 16. Если раньше вы никогда не практиковали ритмическое дыхание, вам может быть трудно продержаться так долго. В таком случае уменьшите цифру или считайте быстрее. Вдыхая, считайте до 3, а не до 4. Со временем вы сможете задерживать дыхание все дольше и дольше. Постарайтесь найти ритм, наиболее подходящий для вас и придерживайтесь его.

Отпустите большой палец, открыв правую ноздрю. Левую ноздрю продолжайте держать закрытой. Медленно выдохните через правую ноздрю, считая до 8.

Отпустите нос. Теперь то же самое повторите с помощью другой руки. Большим пальцем левой руки закройте левую ноздрю. Вдохните, считая до 4, через правую ноздрю и затем закройте ее остальными пальцами. Посчитайте до 16.

Отпустите большой палец и откройте левую ноздрю. Правая ноздря остается закрытой. Медленно считая до 8, выдохните через левую ноздрю.

Повторите процедуру 4-5 раз, чередуя ноздри для вдоха и выдоха. Для быстрого поднятия жизненного тонуса технику нужно повторить 4-5 раз для каждой стороны. Это наполнит ваше тело и ауру животворной энергией.

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ВИХРЬ

Это прекрасное упражнение, которое очищает ваше энергетическое поле и улучшает его общее состояние. Для его выполнения вам понадобятся ваши способности визуализации. Очень полезно выполнять его в конце дня, особенно если в течение дня вам пришлось взаимодействовать со многими людьми. Оно помогает избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание и возникновение условий для нарушения равновесия в энергетическом поле. Чтобы упражнение было эффективным, достаточно уделить ему 5 минут.

Сядьте в удобное положение и расслабьтесь. Для подготовки к упражнению очень полезно предварительно выполнить дыхательную технику, описанную выше. Можно также прочитать простую молитву или мантру. Приведенный здесь порядок выполнения упражнения – это только общее руководство, и вы можете (это даже желательно!) модифицировать его по своему усмотрению, ориентируясь на собственные ощущения.

Примерно в 5 метрах над своей головой представьте зарождающийся вихрь ослепительно белого огня. Ширина раструба этого вихря должна быть такой, чтобы он полностью охватывал поле вашей ауры, а узкая часть воронки – такой, чтобы могла войти в вашу макушку и пройти вниз по позвоночному столбу. Этот вихрь духовного огня должен вращаться по часовой стрелке.

Мысленно представьте, что он стал двигаться вниз и, коснувшись вашей ауры, начал вбирать в себя и сжигать весь «энергетический мусор», который накопился в вашей ауре.

Представьте и почувствуйте, как он постепенно движется вниз, вдоль позвоночника, охватывая и проникая через ваше тело и все ваше энергетическое поле. В это время он очищает вашу ауру от всех инородных энергий, которые проникли в нее в течение дня.

Позвольте этому энергетическому вихрю выйти через ваши ступни и уйти вниз, вглубь земли, к самому ее сердцу. Представьте, что он уносит все остатки энергий, извлеченные из вашей ауры, в подземные царства, на низшие уровни жизни, где в них нуждаются и где они будут использованы иными существами.

ГАРМОНИЗАЦИЯ И РЕЛАКСАЦИЯ АУРЫ

Еще один действенный метод, с помощью которого можно очень просто гармонизировать ауру, разгладить и выровнять ее структуру. Необязательно обладать способностью видеть ауру, чтобы успешно применять этот метод. Его можно применять по отношению к другим людям. Человек лежит на спине. Вы стоите с левой стороны лицом к этому человеку и спокойно разглаживаете ауру правой рукой, описывая эллипс в направлении от головы к ногам и обратно (3 раза). Рука движется на расстоянии 20 – 30 см от тела человека.

Может случиться, что вы почувствуете легкое сопротивление, как только коснетесь ауры. Однако, если вы не чувствуете ауры, воздействие не снижается. Десятилетиями мы привыкали видеть и ощущать только то, что материально. Но если вы начнете обращать внимание на ауру, то уже через короткое время сможете развить способность осязать ее.

Тот же метод можно применять и тогда, когда пациент лежит на животе. Вы снова стоите с левой стороны, тем же образом воздействуете на ауру. Трехкратно повторив эллипсовидные движения над телом пациента, завершаете процедуру движением от копчика к голове. На это потребуется не более 12 секунд. После выравнивания ауры к пациенту приходит ощущение гармонии и удовлетворения. Чувствительные люди очень четко воспринимают этот процесс.

Кроме того, существует еще метод релаксации ауры. Он очень эффективен при депрессивных состояниях. Пациент стоит перед вами, по возможности с закрытыми глазами, и вы расслабляете его ауру движениями, напоминающими взбивание подушки. Процедура проводится от ног к голове. Воздействие на ауру можно провести со всех сторон. Это подбадривает пациента, приносит ему чувство облегчения. Советуем когда-нибудь попробовать этот метод.

УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА

Причиной большинства болезней людей в настоящее время является снижение иммунитета – ослабление защитной системы организма, недостаток жизненных сил. Органом, отвечающим за формирование и функционирование иммунной системы, является вилочковая железа. Название «вилочковая железа», или «тимус», происходит от греческого слова thymos, что в переводе означает «жизненная сила». Существует простая техника, позволяющая через воздействие на вилочковую железу эффективно стимулировать свои внутренние жизненные силы. Это очень действенный метод и, вместе с тем, прост в применении.

Вилочковая железа расположена в центре грудной клетки позади верхней части грудины, на 2 см ниже яремной ямочки, которая находится в основании шеи. Еще недавно ее считали лишней в организме, отчасти даже вредной. Сегодня абсолютно доказано, что вилочковая железа – важнейший орган поддержания нашей иммунной системы, чем и объясняется возрастание ее роли в терапии раковых заболеваний и их профилактике.

Сегодня известно, что у 95% людей вилочковая железа ослаблена.

Посредством мышечных тестов сотни раз было проверено и доказано, что ослабленная вилочковая железа может быть поддержана в течение нескольких секунд и довольно простым методом. Процедура заключается в легком похлопывании рукой по вилочковой железе. Вы постукиваете по месту расположения вилочковой железы кончиками пальцев или свободно сжатым кулаком 10 – 20 раз, выбирая приятный для вас ритм (трение оказывает обратный, ослабляющий эффект).

Если утром регулярно укреплять вилочковую железу – а можно без труда проделывать это несколько раз в течение дня, - вскоре вы почувствуете себя значительно энергичнее и крепче. При кажущейся незначительности данной процедуры ее позитивное воздействие необычайно велико.

Продолжаем изучать базовые принципы даосского мышления, которые используются и в практике и в жизни. Сегодня Вы ознакомитесь с принципом - Опустошение Инь. Благодаря ему Вы сможете очистить свою жизнь от всего лишнего и освободить место для нового 🙂

Что такое простота жизни и зачем она вам нужна? Большинство статей о простоте жизни, минимализме и избавлении от стресса представляют собой списки правил-заповедей, делайте то, не делайте этого и будет вам счастье. Но такие списки бесполезны для жизни, их даже запомнить тяжело. Практически каждый знает с десяток правил, которые улучшат его жизнь, но мало кто им следует 🙁

Даосское мышление базируется всего на нескольких базовых принципах, реализуя которые, вы самостоятельно придете к нужным решениям в каждой конкретной ситуации. И в этой статье я расскажу всего об одном принципе - опустошении Инь.

Закон Гармонии

Все происходящие перемены в мире происходят таким образом, чтобы восстановить баланс Инь и Ян в каждой конкретной ситуации (баланс двух базовых сил Вселенной). Если просуммировать все аспекты реальности, то на самом деле мы увидим, что мир уже находится в Гармонии. Но в каждой отдельной локальной ситуации мир находится в движении, и всякое движение меняет баланс сил Инь и Ян и ведет к изменениям на более низких и более высоких уровнях.

Наше эго и заблуждения приводят к тому, что мы в большинстве случаев удаляемся от гармонии: увеличиваем то, чего и так много и уменьшаем то, чего уже и так мало. Вселенная же всегда действует наоборот, восстанавливая гармонию: забирает там, где много, и отдает туда, где мало.

Чтобы вернуть гармонию в свою жизнь, нам следует поступать также как и Вселенная. А для этого прежде всего необходимо избавиться от своих омрачений и заблуждений, которые мешают видеть себя и свою жизнь ясно, такой какая она есть.

Опустошение Инь

С точки зрения Инь и Ян, наши омрачения и заблуждения - это проявление силы Инь (так как Инь - это мутное и неясное). Процесс накопления омрачений и заблуждений - это тоже проявление силы Инь (так как Инь - это собирание и концентрация). Именно потому, чтобы очистить свое сердце и сознание и научиться возвращаться к Гармонии, необходимо опустошать Инь.

Человек существует в трех слоях реальности: на уровне материи, уровне ци (жизненной силы) и уровне духа. Опустошать Инь следует на всех трех уровнях, но также следует понимать, что основа человека - его дух. И полностью очистить свое тело невозможно, пока не очищена ци, а ци полностью невозможно очистить, пока не очищено сердце и сознание (как проявление духа). Легче всего опустошать Инь на уровне тела, а сложнее всего - на уровне духа.

Опустошение Инь - это растворение привязанностей к материальным вещам и явлениям, это выведение из своей энергетической системы мутной ци и освобождение своего сердца и сознания от ложных идей.

В большинстве случаев, омрачения и заблуждения возникают из-за нашей привязанности к выгоде. И потому очень важно понимать разницу между выгодой и пользой!

Выгода – это то, что не имеет никаких достоинств, но все же она привлекает людей. Она зажигает людей без огня. У нее нет никаких полномочий, и все же она заставляет людей охотно трудиться. В ней нет никакой любви, и все же она не дает людям забыть о ней ни на мгновение. Выгода заставляет изучающих Путь разрушать их лучшие качества, как только они ее увидят; она заставляет высокопоставленных чиновников обходить законы, как только они ее заметят. С древних времен человеческие сердца и законы народов часто бывали испорчены стремлением к выгоде.

В перспективе большой выгоды скрыто большое зло для всего мира, но люди этого не знают. Не то, чтобы они не знали, но они ослеплены выгодой. Богатство, полученное нарушением закона, похоже на пищу, которая вызывает отравление – когда ты берешь, то беспокоишься только о том, что слишком мало взял; но когда приходит расплата, ты уже беспокоишься только о том, что набрал слишком много. Почему одно и то же явление в разное время представляется по-разному? Потому что выгода и вред следуют друг за другом. Поэтому, когда ты увидишь выгоду, подумай и о вреде, который находится в ней, и мысли о том, чтобы хватать и присваивать, неизбежно уйдут.

Конечно нам нужна выгода, так как это именно то, что мы называем результатом. Но получая результат, человек внутри, в своем сердце и в сознании может оставаться пустым, не допуская переполнения Инь. В этом случае, выгода не причиняет вред самому человеку, так как он остается в середине перемен Инь и Ян, сохраняя гармонию!

Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, благодаря этому и можно пользоваться колесом.
Когда формуют глину, изготавливая из нее сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, благодаря этому и можно пользоваться сосудом.
Когда строят жилье, проделывают окна и двери, оставляя середину пустой, благодаря этому и можно пользоваться жильем.
И потому наполнение - это то, что приносит доход, а опустошение - это то, что приносит пользу.

Трактат Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин», 11 чжан (перевод Кувшинова)

Понятие пустоты очень важно для понимания даосского мышления! Чаще всего мы воспринимаем пустоту, как нечто ненужное, лишенное смысла. А на самом деле, пустота - это созидательный потенциал! Почему? Слышали выражение, что природа не терпит пустоты? Закон Гармонии ведет к тому, что там где мало, добавляется, а там где много, опустошается… То есть мир всегда заполняет пустоту и потому пустота это то, что приносит пользу! Пустоту можно использовать, а наполненность можно потратить.

Пустота - это возможности… Для тела пустота - это возможность движения и получения питания. Для энергетической системы человека пустота - это возможность наполниться свежей мощной ци. Для сердца и сознания пустота - это возможность ясно видеть мир и получать новое знание непосредственно из Бытия.

Пустота в вашей жизни дает возможность прийти новому. Чем более вы пусты, тем вам легче оставаться в точке равновесия и гармонии. Простота жизни, которая сама собой приходит по мере опустошения Инь, избавляет вас от стресса и забот, дает радость, удовлетворенность и, как ни странно, чувство полноты Бытия 🙂 А значит ваша жизнь постоянно развивается и улучшается, позволяя реализовать свой потенциал максимально полно. Если вы пусты, все перемены проходят свободно, вы ни за что не цепляетесь и все ваши дела продвигаются с максимально возможной скоростью.

Если вы потратите деньги на благие дела (растрачивая свою силу Ян), создавая таким образом пустоту, сама жизнь, согласно закону Гармонии, наполнит вашу пустоту благом (силой Ян, так как именно ее станет мало). Но если вы потратите деньги на покупку вещей и удовлетворение своих желаний (накапливая таким образом Инь), жизнь, согласно закону Гармонии, начнет убирать из вашей жизни лишнюю Инь и вы будете терпеть материальные убытки и встречать сложности, которые будут заставлять вас отбрасывать свои заблуждения (Инь).

Понимание пустоты, которая несет пользу, и наполнения, что несет выгоду, но и скрытый вред - очень важно!

Конечно это не означает, что надо одеть робу и нищенствовать до конца своих дней. Но стоит постоянно опустошать Инь, не допуская ее переполнения. Не стоит дожидаться пока сама жизнь начнет избавлять вас от заблуждений, омрачений и материальных накоплений.

Простота жизни и опустошение внешнего

Надеюсь, что вы осознали необходимость опустошения Инь и хотите восстановить гармонию в своей жизни, вместо того, чтобы постоянно ее разрушать. В этом случае проще всего начать с опустошения внешних проявлений Инь в вашей жизни. Результатом опустошения внешнего является простота жизни.

Если вы любите вещи и в вашей квартире полно хлама, можете начать очищение с него. Подумайте, что вы давно не носили, какими вещами не пользовались последние 9 месяцев и избавьтесь от них. Отдайте на благотворительность, продайте, дав объявление в интернете, или раздайте знакомым.

Тоже самое следует сделать с лишними файлами на компьютере, книгами, которые вы больше никогда не будете читать, пыльными журналами и газетами, календарями, визитками, блокнотиками и т.п. Уменьшите количество информации в вашей жизни, избавьтесь от списков дел, идей, контактов старых знакомых, которых вы видели последний раз 10 лет назад и более. Выбросьте тысячи фотографий и оставьте не более сотни, но те, которые вам действительно дороги.

Избавьте себя от лишних дел и забот. Например, въезжая в квартиру, первым делом я убираю всякую ерунду, которая стоит на подоконниках. Зачем я буду тратить время своей жизни на то, чтобы вытирать пыль со всяких статуэток, горшков с кактусами, ваз и прочего хлама. Я не планирую дела на год вперед, предпочитаю удивляться тому, что преподносит мне жизнь. Жизнь - это путешествие, и оно намного прекраснее, когда я смотрю по сторонам и откликаюсь на те приглашения, которые возникают на моем Пути, вместо того чтобы топать по маршруту, который я придумал год назад или, не дай бог, 5-10 лет назад.

Упростите свою повседневную рутину, уменьшите свои расходы, сделайте ставку на удобную одежду, на самую полезную еду, на немногочисленные, но самые комфортные вещи, которые вам доступны и которые подойдут вашей человеческой природе. Перестаньте гнаться за модой, за одобрением толпы, станьте более естественными!

Чтобы опустошить внешнее, можно руководствоваться простым принципом: не брать лишнего и чужого, того что вам не подходит, что вы не заслужили. Пусть вас окружает малое количество вещей, но это будут самые любимые вещи!

Когда вещи служат нам, мы равнодушны к приобретениям, не огорчаемся из-за потерь и всегда свободны душой. Когда мы сами служим вещам, мы гневаемся из-за неурядиц, любим, когда нам угождают, и связаны путами с ног до головы.

Трактат Хун Цзычена «Вкус корней», 95 изречение, собрание второе

Простота жизни и опустошение внутреннего

Любые внешние привязанности коренятся во внутренних. Все вещи и явления этого мира пусты по своей природе. Мы сами вкладываем в них смысл, наделяем этот смысл важностью, приоритетами и потом бегаем, пытаясь навязать этот смысл другим, защищаем его, когда другие люди навязывают нам свой.

Вот почему опустошение Инь называется опустошением, а не уменьшением! Нам нужна сила Инь, но она нужна нам без тех смыслов, которые привязывают нас к конкретным проявлениям Инь. Даосские мастера постоянно совершенствовались и накапливали и Ян ци и Инь ци, но делали это, никогда не переполняясь, не уходя из середины, поддерживая баланс Инь и Ян внутри себя. А это возможно только тогда, когда сам человек пуст и не связывает себя с конкретными проявлениями Инь и Ян, не привязывается ни к людям, ни к вещам ни к явлениям.

То есть я могу вас обрадовать, вы можете быть миллиардером, иметь сотни домов и машин, если это будет для вас естественно и если таков будет ваш Путь. Но сохранить гармонию и продолжать совершенствоваться вы сможете только в том случае, если опустошите себя (у вас не будет заблуждений, омрачений, смыслов, за которые вы цепляетесь и считаете важными и необходимыми для жизни).

Но чтобы опустошить внутреннее, вам придется как минимум временно опустошать и внешнее. Иначе как можно сказать, что человек избавился от омрачений, если он ни разу это не проявил вовне.

Корнем опустошения внутреннего проявления Инь является простота. Вам необходимо начать упрощать свои действия в повседневной рутине. Для этого вам придется взращивать скромность и растворять свою гордыню.

Даосские мастера придерживались умеренности и середины во всем. Вам вовсе не нужно становиться отшельником или нищим, не нужно забывать о своем счастье, но также не нужно истощать себя в погоне за выгодой и желаниями. Процесс такой трасформации очень долгий, то, что растет правильно, растет медленно!

Перестать наполнять события оценками «хорошо» и «плохо» весьма сложно. Мы постоянно оцениваем все с точки зрения выгоды, приобретений и потерь. Но если оставаться открытыми миру, новому, искренне следовать своему сердцу, а не эго, то постепенно для вас станет важен сам Путь, а не результат.

Например, очень многие люди работают на нелюбимой работе, ради того, чтобы кормить семью, платить за жилье, еду и одежду. Это означает, что выгода для человека ценнее, чем польза. И пока внутри будет много Инь (страхов, ложных ценностей, заблуждений), такой человек будет страдать. Часто люди в подобной ситуации искренне хотят изменить ситуацию, но не видят Пути, как это можно сделать. Заблуждения не позволяют такому человеку видеть обе половины жизни Инь и Ян. Выход из этой ситуации, начать опустошать Инь и взращивать Ян (о взращивании я напишу отдельную статью). Только приведя себя к Гармонии, вы сможете менять себя и свою жизнь. В противном случае, люди всегда действуют под давлением перемен Инь и Ян, испытывая трудности и страдания.

Даже если ты работаешь, чтобы удовлетворить свои потребности, не позволяй возникать мыслям о приобретениях и потерях; тогда, если нужно будет что-то сделать или не делать, твой ум всегда будет умиротворен. Ты так же в поиске, как и другие, но без жадности; ты так же зарабатываешь, как и другие, но не копишь. Если ты не жаден, ты не беспокоишься; если ты не копишь богатства, тебе нечего терять. Внешне ты такой же, как и другие люди, но твой ум всегда отличается от ума людей, поглощенных земными интересами. Это – суть истинной практики; и тебе необходимо приложить усилия для воплощения этого.

Из книги «Даосские медитации»

Опустошение кармы

Говоря об опустошении Инь, не могу не сказать и об опустошении Кармы. Конечно, вы можете не верить в Карму, не верить в то, что мы постоянно перерождаемся в разных телах, получая каждый раз новую душу (личность), но сохраняя неизменный вечный дух. В этом случае просто пропустите этот раздел 🙂

Каждый человек создает своими мыслями, действиями и бездействием свою Карму, рождает причины, которые приведут к следствиям. Карма - это, по сути, следствие того, как вы живете. И по закону Бытия, все мы должны прожить те следствия, которые создали. При этом проживаем мы как плохие, так и хорошие следствия. То есть каждый обязан прожить и плохую и хорошую Карму.

Даосские мастера стремятся соединить себя с Дао и выйти из колеса перерождений. И потому вместе с совершенствованием себя, они стараются прожить свою Карму и больше не зарабатывать новую, иначе ее придется также проживать и выйти из колеса перерождений не получится.

Чтобы прожить Карму вам надо просто жить. При этом чем ближе вы к Гармонии, к середине, чем меньше у вас заблуждений и омрачений, тем быстрее вы проживаете свою Карму, быстрее совершенствуетесь. Еще говорят, кому многое дано, с того и спрос велик. Это как раз потому, что если вы находитесь уже на достаточно большом уровне развития, следствия ваших мыслей и поступков наступают быстрее чем у обычного человека. И если вы сделали что-то не так, вопреки закону Гармонии, то и последствия будут скорыми и безжалостными.

Чтобы не нарабатывать новую Карму, все свои добродетельные мысли и поступки даосский мастер посвящает Духовной Традиции, к которой он принадлежит, или просто Человечеству. Таким образом он не разделяет свои дела и дела всего Бытия, а значит и не берет никаких заслуг за них себе. Это также часть процесса совершенствования духа, объединения себя с Дао и тренировки Недеяния (о нем я еще напишу).

Так что если вы хотите совершенствовать свой дух, постоянно мысленно помните о Боге, Дао, Жизни, Вселенной, Природе или всем Человечестве (смотря какие у вас взгляды на Высшее) и посвящайте свои добрые дела Высшему. Совершайте их как будто выполняете поручение Вселенной, а не делаете это самостоятельно, естественно делать это следует со всей скромностью и смирением, какими вы обладаете. Сделав доброе дело не стоит о нем рассказывать или гордиться.

Опустошение Пустоты

Следует также упомянуть, что даосские мастера, достигнув весьма высокого уровня духовного развития, доходят до этапа, когда в состоянии медитации необходимо не просто стать пустым, но опустошить даже ту пустоту, которая есть внутри. По сути, это тот этап, когда практикующий даос объединяет себя с Бытием и Небытием, отказываясь не просто от своего проявления в Бытие, но отказываясь даже от разделения Бытия и Небытия.

Это сложно объяснить словами, тем более что я и сам толком не представляю какого это 🙂 Но для более полной картины вам стоит знать, что опустошение Инь заканчивается «телом света». Вспышкой света, в которой даосский мастер исчезает из Бытия, соединяясь с Дао, обретая окончательное Единство со всем, что есть и чего нет.

Опустошенность – это внутреннее ощущение потери чего-то очень значительного. Опустошенным называют индивида, лишенного внутренних сил, а также исчерпавшего свои душевные ресурсы. Зачастую можно услышать следующие изречения: «почему-то пусто внутри…», «чего-то не хватает…». Такое состояние бывало у всех. И вроде обстоятельства без изменений и все, как обычно, а что-то да не то. Ничего не хочется и не мило, на душе тоска зеленая. В психологии данное состояние называют опустошенностью.

Что такое опустошенность

В психологии опустошенность трактуют как состояние эмоциональной пустоты, недостаток нравственных сил, а также способности к энергичной жизни. Причины для возникновения этого состояния или ощущения у индивида можно выделить следующие:

– завышенные требования. Когда человек предъявляет повышенные требования к себе или к другим индивидуумам, например, жена к мужу или наоборот, мать к ребенку, начальник к подчиненным. Неумение адекватно оценить себя или окружающих, ожидание чего-то лучшего, постановка нереальных, недостижимых целей заканчивается тем, что индивид не получает желаемого. Его потребности не удовлетворены, мечтания не исполнены, ожидания не оправданы. В результате появляется эмоциональная опустошенность;

– жизненная рутина. В жизни у нас праздников не так уж и много. Большую часть составляют наши привычные дела. Работа, семья, учеба – стандартный набор. В идеале работа – это место где индивид занимается делом, которое доставляет ему удовольствие, и за это еще платят деньги, отпуск оплачивают и премию дают. Семья всегда поддержит и поймет. Но в жизни бывает по- разному;

Работа то может и любимая, а начальник-самодур, превращает ее в сущий ад, в семье тоже не все гладко и каждый день повторяется одно и тоже. Тогда человек забывает о своих потребностях, о духовном росте, саморазвитии, о хороших сторонах жизни и с головой погружается в серые будни. Поэтому и жизнь начинает казаться ему пустой и бесцельной.

– окружение. Всем известна такая простая закономерность: «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Окружение человека значительно влияет на образ жизни, его взгляды и вкусы. Если жизнь начала казаться пустой и бессмысленной, нужно проверить свое окружение. Если человека окружают люди без цели и увлечений, которые считают свою жизнь бессмысленной, то, скорее всего, и он будет думать так же;

Появлению чувства пустоты и бесцельности способствуют также вредные привычки. Они не только наносят вред организму, но и подрывают духовное здоровье. К вредным привычкам относят не только курение сигарет или употребление наркотиков, но и , компьютерные игры, чрезмерное увлечение социальными сетями.

Виртуальная жизнь притупляет чувство реальности, крадет много времени, заставляет мечтать о легких деньгах, красивой жизни. Взамен, чтобы добиваться чего-то в жизни, развиваться, приносить пользу, человек расходует время на бесцельные вздохи и сожаления.

Всегда нужно помнить, что состояние опустошенности – субъективное и его всегда можно преодолеть.

Как избавиться от чувства опустошенности

Выделяют несколько способов по избавлению от эмоциональной опустошенности.

Сначала, стоит замыслиться над тем, как длительно вы пребываете в таком настроении. Если недолго, то нужно проанализировать, какие события или индивиды стали этому причиной. Возможно, вы сами делаете что-то неправильно и понимаете, что это следует исправить.

В избавлении от чувства опустошенности нет конкретного рецепта, но есть методы, которые действительно работают. Для этого необходимо наполнить свою жизнь любовью, а также заботой. Человек, окруженный близкими и любящими людьми более стрессоустойчив и эмоционально стабилен.

Важно проводить больше времени в том окружении, где вас действительно любят, заботятся и переживают искренне за вас. К ним относятся близкие друзья, родители, муж, жена, дети. Время, посвященное близким людям, позволит укрепить отношения, сделать их более сильными и глубокими, а также наполнит смыслом каждую минуту жизни. А вот с личностями, которые подавляют, вызывают чувство вины, пустоты и неудовлетворенности, следует сводить к минимуму общение.

Следующим способом в избавлении от эмоциональной опустошенности является необходимость оживить круг общения. Можно завести новых друзей, вступить в близкие отношения с новым партнером. Или если есть любимый человек, то нужно пробовать внести в отношения что-то новое, необычное. Это заставит Вас раскрыться по-новому и откроет в партнере новые стороны. В возрасте, когда круг общения уже устоялся, тяжелее заводить новые знакомства и отношения. Но лучше приучить себя чаще говорить «да» новым приглашениям, предложениям и людям, ведь если оставить все без изменений, то, как можно ожидать улучшений в жизни?

Избавиться от чувства опустошенности поможет четвероногий друг. С появлением домашнего животного меняется жизнь человека, она становится более значимой и осмысленной. Исследования ученных доказали, что люди имеющие домашних питомцев реже испытывают чувство одиночества и неудовлетворенность жизнью. Сам факт, что дома ждет четвероногий друг, который полностью зависит от заботы и внимания, который грустит, когда хозяин уходит, и безмерно радуется возвращению, наполняет жизнь смыслом. В настоящее время очень много бездомных животных и, взяв на свое попечение бездомного котенка или щенка, можно сделать добро и себе и ему. Жизнь обретет новый смысл, а животное получит дом и любящего хозяина.

Как бы банально не звучало, но когда человек становится добрее, он получает в итоге то, что излучает. Можно ходить погруженным в мрачные мысли, копаясь в собственных ощущениях и проблемах, но это не принесет хороших результатов. Лучше отвлечься от себя и подумать о других. Можно помочь бабушке перейти через дорогу, купить маме цветы просто так, достать ребенку мяч с дерева, пожертвовать деньги на лечение тяжелобольному человеку и сразу при этом почувствовать себя более значимым, нужным. Известные персоны, которые занимаются благотворительностью, признаются, что их жизнь полностью изменилась и обрела новый смысл. Ведь сделанное доброе дело доставляет радость не только окружающим, но и самому человеку.

Избавиться от чувства опустошенности поможет ответ на вопрос «почему?». Умение рефлексировать и находить причину очень важно для человека, поэтому важно ответить себе на вопрос «почему я чувствую себя опустошенным?»

Поговорив с близким другом, можно получить объективный взгляд со стороны, а также дружеский, незаменимый совет в обыденной жизни. Если не с кем поговорить открыто, можно обратиться к психологу.

Психолог – квалифицированный специалист по решению личных проблем. Он поможет разобраться в проблеме, а также подскажет, как можно позитивно изменить свою жизнь. Но если чувство опустошенности перешло в , то требуется помощь психотерапевта.

Чтобы избавиться от чувства опустошенности, нужно научиться искать смысл в каждом прожитом дне. Наши мысли определяют наши поступки и всю последующую жизнь. В каждом дне и событии нужно стараться найти какой-то смысл, и что-то хорошее.

Для того чтобы с радостью воспринимать ежедневную рутину или делать то, что не особо радует, требуется найти источник вдохновения. Это – новая книга, хобби, будущее путешествие.

А если работа для вас каторга, то можно перед работой баловать себя чашкой кофе или поставить на работе аквариум. Эта мелочь сделает жизнь ярче и приятнее.

Очень важно о себе заботиться, кушать здоровую пищу, высыпаться, заниматься спортом, не отказывая себе в полноценном отдыхе и жизненных радостях.

Культивируя в себе хорошее, можно избавиться от плохого. Каждый человек – кузнец своего счастья, и то, какую жизнь он проживет, зависит не от других людей или обстоятельств, а только от него самого.