Фоторедактор Lightroom обладает огромным количеством инструментов, поэтому у начинающих фотографов возникает этап, на котором они оказываются в замешательстве. Как же именно обрабатывать снимок? Какой эффект придать фотографии? Это всё приводит к многочасовым поискам чего-то интересного.

Для того, чтобы не тратить время впустую, желательно заранее представлять то, чего вы хотите добиться. Если же чётко представить конечный результат не получается, можно взглянуть на работы других фотографов и попытаться их скопировать или посмотреть на возможности Лайтрума и объединить их в своей работе.

Работа с цветом

В работе с цветом есть два основных пути. Можно сделать насыщенность цветов более выраженной или приглушить её. Крайняя степень - это обесцвечивание снимков. Чёрно-белая фотография - это особый жанр, который пользуется большой популярностью. Работая с цветным снимком не следует пересекать грань естественности. Цвета должны быть натуральными. Они могут быть тёплыми или холодными. Работа с цветом осуществляется в модуле «Develop» редактора Adobe Lightroom.

Тоновая коррекция

Снимок можно сделать более светлым или наоборот, тёмным. Высокий контраст сделает фотографию жесткой, а низкий контраст - мягкой. Направление обработки будет задаваться на этапе фотографирования. Яркий свет сделает снимки контрастными. Заполняющий и рассеянный свет добавит мягкости теням. Чаще всего обработка подчёркивает задумку, реализуемую при съёмке.

Эмоциональная нагрузка

Снимки могут передавать консерватизм и стабильность, а могут искрить чем-то неординарным. Снимку можно придать современный вид или обработать под старину. Со всеми этими нюансами сразу разобраться может быть трудно, но освоив несколько методов обработки варьировать настройками становится проще.

Обработка портрета

В обработке портрета много нюансов. Можно подчеркнуть красоту или характер. Снимок может быть естественным или иметь некую стилизацию, тонировку. Можно в портрет добавить тепло и сексуальность или холод и безразличие. Некоторые концепции обработки не могут иметь точного хода обработки. Всё зависит от модели и условий съёмки.

Портрет на тёмном фоне

На тёмном фоне портрет выглядит более эффектно. Это часто используют фотографы, например Том Хупс (Tom Hoops). Тёмный проход позади девушки создаёт провал в тенях, а светлая часть справа сильно выделяется.

Для сбалансированности следует уменьшить яркость правой части снимка. Контраст между лицом и фоном увеличится и снимок станет более чётко выражен. При помощи инструмента «Graduated Filter» (Градиентный фильтр) можно создать область, в которой будет происходить изменение параметров яркости. При помощи «Adjustment Brush» (Корректировочная кисть) волосы нужно привести к более тёмному тону, чтобы они не выбивались из снимка.

Также данный снимок можно преобразовать в оттенки серого. Обесцвечивание позволяет концентрироваться на формах и деталях, а не цвете. Фон будет выглядеть лучше если его сделать ещё темнее. Для этого достаточно увеличить «Contrast » (Контраст) на панели «Basic». К глазам модели применён «Adjustment Brush» с параметром «Clarity» (Чистота). Это их выделило.

Низкая насыщенность под выцветший снимок

Для того, чтобы фотография вызывала ностальгические чувства, тоску по прошедшим дням следует немного уменьшить насыщенность и добавить тепла. Для этого используем ползунок «Temp» (Температура). Здесь делаем снимок теплее. Затем уменьшаем насыщенность слайдерами «Vibrance» (Вибрация) и «Saturation» (Насыщенность). Параметры «Clarity» (Чистота) и «Contrast» (Контраст) позволят подчеркнуть текстуру. Виньетирование сконцентрирует внимание на центральной сцене и придадут мистический оттенок.

Воспользуемся плагином

Большое количество плагинов позволяют добиться портясающих результатов всего за пару кликов. Например Viveza2 от компании Nik Software есть огромное количество предустановленных пресетов с возможностью ручной настройки. Они несомненно помогут в творческом поиске.

Обработка пейзажа

В пейзажной фотографии часто встречаются случаи, когда свет не достаточно подчёркивает сцену. Иногда баланс белого настроен не правильно и он придаёт всему снимку синеву, оранжевый или зелёный оттенок.

Даже из самого холодного снимка можно сделать тёплый, если вы снимаете в RAW. Достаточно поработать с параметром «Temp». Работа с контрастом сделает тени более объёмными, а свет более ярким. Также не помешает обратить внимание на различные тона. К примеру «Highlights» (Света) можно уменьшить. Это позволит вернуть детализацию в пересвеченные области, которые стали таковыми после работы с контрастом. Основной элемент сцены можно подчеркнуть параметром «Clarity» при помощи кисти «Adjustment Brush».

Многие сцены гораздо лучше выглядят в монохроме с тонировкой.

К обработке снимков можно применить множество подходов. Lightroom позволяет быстро реализовать любую схему. Испробовав на одной фотографии различные техники вы найдёте свой стиль и определистесь, что лучше именно для этого снимка.

Вот смотрите вы на заглавное фото и диву даётесь, откуда такая прелестная девушка взялась, а кожа какая чистая. Естественно, прежде чем попасть на обложку статьи я обработал фотографию, ретушь кожи модели – неотъемлемая часть работы с . Сейчас я вам раскрою свой маленький секрет, как такой ленивый фотограф как я, ретуширует 10 фотографий, в то время как опытный дизайнер только одну.

Вначале хочу отметить, если фотография ужасная, то никакая ретушь её не спасёт. Важно чтобы модель умела позировать, была красиво накрашенная, свет правильно подобран, а фотограф умел фотографировать, только в этом случае можно доработать фотку и сделать картинку. Плохое фото не исправишь ретушью. Ретушь предназначена для хороших фотографий, поэтому надо учиться сначала фотографировать, а потом ретушировать.

Чтобы предоставить вам выбор, сделаем обзор известных мне способов ретуширования кожи без особых затрат времени. Для примера возьмём вот это фото (девушка умеет красиво красится, свет правильный, а я вроде как не очень кривой), оно подходит для нашего эксперимента:

Imagenomic Portraiture

Плагин делает чудеса, лица моделей вместе с этим плагином становятся нежными, а фото преображается в одно мгновение. Я лично пользуюсь версией под фотошоп, но можно делать тоже самое и в , только там нет возможности сохранить все детали. Зато, в лайтрум, это делать всё гораздо удобнее, я позже напишу про то, как именно.

Всё что вам нужно, это установить плагин и открыть необходимую фотографию в фотшопе:

Убедились что с кожей всё плохо, подумайте о том, что в следующий раз, нужно бы напомнить девушке про косметику, успокойтесь и запустите плагин (Filters – Imagenomic – Portraiture). Вы даже глазом не успеете моргнуть, как перед вами откроется вот такое окно, где уже что-то поменялось, но пока не понятно что:

Чтобы понять что поменялось, достаточно нажать на Split Preview в верхней части окна:

Жмёте ОК и всё, готово. Пример того что получилось можете увидеть в заглавной фотке.

Программа интуитивно проста, можно регулировать силу ретуши, резкость, цвет и другие параметры в которых можно запросто и саму разобраться, если только поэкспериментировать. Важно только вовремя остановиться и не сильно увлекаться, потому что в этой программе легко кого-то оставить без носа, кому-то замылить щетину или брови. Самый главный параметр Threshold (предел), я обычно стараюсь не заходить выше 15. Что касается интересных вещей, то стоит отметить что внутри этого плагина есть несколько пресетов, мне лично больше всего нравится Glamour:

К слову, когда у меня есть вдохновение, я даже им пейзажи редактирую (подсказка: особенно круто с горами выходит, но это уже тема другой статьи):

Теперь почему я не пользуюсь ею в лайтрум, вроде казалось бы, всё удобно. Но, у программы есть один минус, она накладывает фильтр “нерезкости” на всю плоскость фотографии и очень тяжело сделать идеальную маску по форме кожи. Поэтому, если вы хотите сохранить детали в их первозданном виде, вам нужно проделать немудрённую операцию, а именно:

  • создать дубль фотографии в фотошопе (Ctrl+J)
  • на верхнем кадре применить фильтр (Filters – Imagenomic – Portraiture)
  • к верхнему кадру применить маску (третья кнопка снизу во вкладке Layers)

В итоге получиться что-то типа такого. Запомним как это делать, нам ещё понадобится.

http://www.imagenomic.com/

Ну а если вы бедный студент, можно бесплатно ознакомиться .

Imagenomic Noiseware

Тот же производитель делает плагин Noiseware , в идеале, он предназначен для замыливания шумов на высоких исо, но кто нам запрещает использовать его на благо красивой кожи? Ну разве что фотографы с форумов.

Перед началом обработки стоит проделать сценарий с дублем.

С этим плагином всё аналогично. Устанавливаете, открываете Filters – Imagenomic – Noiseware Professional. Перед вами открывается окно где уже что-то произошло:

Чтобы убедится что это так, нажимаем вверху Split Preview:

Нажимаем OK, получаем эффект так называемой Smooth Skin, а с помощью маски возвращаете детали к жизни. Важные ползунки, которые нам понадобятся, это Luminance и Color, а так же Edge Smoohening. В результате вы получите следующий эффект:

Встроенный фильтр в фотошоп Noise – Reduce Noise делает примерно то же самое только пользоваться им менее удобно, но если не хочется что-то устанавливать, самое оно.

Плагин платный, его можно купить на официальном сайте: http://www.imagenomic.com/

Каждый студент, можно бесплатно ознакомиться .

Ajustment Brush в Lightroom 3

Если вы в страшном сне видели фотошоп, то можно всё это сделать и без танцев с бубнами. Достаточно лишь одного . Всё что вам нужно сделать это зайти в Development выбрать Ajustment Brush и найти в списке Soften Skin:

После этого нужно “закрасить” область кожи, которую мы хотим сгладить. Для увеличения/уменьшения кисти используем колесо прокрутки. Чтобы всё смотрелось естественно, советую Clarity держать на уровне “-50″, вот что получается при этом:

Ещё раз повторюсь, с этим делом главное не переборщить, самая лучшая обработка, это та, которая незаметна постороннему глазу.

Какой способ выбрать, дело за вами.

Полезности в Photoshop

Заодно, расскажу про парочку важных инструментов в Photoshop, которые возможно пригодятся в работе с кожей. Если вдруг у модели на лице прыщик, то даже Imagenomic вас не спасёт, зато это с лёгкостью сделает Healing Brush Tool (слева, на панели инструментов):

Она умеет в буквальном смысле исцелять прыщики. Всё что вам нужно, это выбрать Healing Brush Tool, найти чистый участок кожи, нажать Alt + правую кнопку мышки и нажать на прыщик. Размер кисти можно регулировать с помощью клавиши ‘[" и "]‘.

Второй инструмент, который вам сможет помочь, это Patch Tool , вы просто обводите зону с “плохой” кожей, и перетаскиваете на хорошую. Этим инструментом очень удобно работать с морщинками или складками, например на шее.

Мне тут в комментах писали, что “нельзя пользоваться Noiseware, нужно пользоваться Portraiture”, в творчестве нет границ, а от таких советчиков я бы бежал куда подальше. Всем спасибо!

За последние несколько лет я открыл для себя много нового в технике фотосъемки портретов, особенно маленьких детей. Учитывая тот факт, что каждая портретная фотосессия является уникальной, я разработал свой собственный стиль (который, во многих отношениях, постоянно усовершенствуется, по мере освоения мной новых методов), для фотосъемки и редактирования конечных фотоснимков. Поэтому я решил, что ознакомление с ним может помочь тем, кто только начинает такого рода фотосъемку. Они смогут увидеть несколько практических примеров, наряду с детальным объяснением творческих методов, которые я применяю во время работы.
Я делаю все свои правки в программе Lightroom, и хотя иногда приходится делать некоторые более глубокие изменения изображения в Photoshop, 98 процентов всех фотографий, которые я предоставляю своим клиентам, не нуждаются в более серьезной обработке, чем обработка в Lightroom. Если у вас нет данного программного обеспечения, я его вам очень рекомендую!

В начале делаем качественный исходный фотоснимок

Прежде чем перейти к разговору о редактировании фотоснимков, я должен разъяснить одну вещь. Никакие приемы редактирования не смогут исправить первоначальную ошибку, допущенную во время фотосессии. Именно поэтому очень важно получить оригинальный (начальный) кадр, как можно лучшего качества. Это включает в себя такие вещи, как определение подходящего места для фотосъемки, выбор правильного времени дня, и общение со снимаемой персоной (или ее родителями, если вы работаете с детьми).
Наряду с этим большое значение имеют и ваши собственные творческие решения и настройки фотокамеры. Такие, как выбор диафрагмы и фокусного расстояния, композиция фотоснимка, угол расположения фотокамеры, выбор условий освещения, и много других факторов, которые имеют огромное влияние на окончательный результат получения любого снимка в портретной фотографии .
Конечно, если вы работаете в студии, то сможете намного лучше контролировать некоторые из этих моментов, но в конце дня, плохо сделанный фотоснимок останется именно таким, независимо от того, сколько времени вы проведете над его редактированием в Lightroom или Photoshop.
Все это я говорю исключительно для того, чтобы вы поняли, что инструменты для редактирования, не волшебное лекарство от всех болезней, которое может заставить сиять все ваши плохие фотографии. И лучший способ получения исходных качественных фотоснимков, это не думать о будущем их редактировании, а сосредоточиться на таких моментах, как экспозиция, освещение, кадрирование, и композиция. Также рекомендую вам снимать в формате RAW, а не JPEG, для того, чтобы максимизировать количество данных для каждого фотоснимка, с которыми вы сможете работать при его редактировании.

Базовая обработка портретного снимка

Я сделал этот снимок фотокамерой Nikon D7100, с фокусным расстоянием 50 мм, F/1.8 и ISO 200. Так как солнце уже садилось, а я снимал без выносной фотовспышки, то мои «осветительные» возможности были немного ограничены. Отец снимаемого мальчика стоял позади меня, держа в руках мой 43-дюймовый рефлектор Neewer, чтобы направить больше света на портретируемого. (Если у вас нет такого рефлектора, то я настоятельно рекомендую приобрести его. Он довольно дешевый и станет отличным дополнением к любым настройкам фотокамеры.)

Начальное фото было немного недоэкспонировано, что хорошо видно на его гистограмме.

Я также решил расположить ребенка на фоне красивых зеленых кустов, и из полдюжины сделанных фотоснимков я выбрал именно это изображение, на котором он смотрит не прямо в камеру, а немного в сторону от нее. Часто при работе с детьми, я обнаруживаю, что лучшие снимки получаются при непостановочной съемке, в отличие от «правильных» фотографических поз. Но опять же, это творческий выбор, который вы должны будете сделать сами. И последнее, что я решил – это снимать в формате RAW, чтобы получить максимальное количество данных, которые будет возможно откорректировать при пост-обработке на компьютере.

Корректируем экспозицию

Первое, что я определил в программе Lightroom (и вы, вероятно, заметили тоже) что изображение слишком темное. Беглый осмотр гистограммы показал, что в целом я получил очень хорошие изображение, но, чтобы оно выглядело немного лучше, я увеличил экспозицию на 1,2 стопа (ступени), а также немного обрезал его, чтобы сосредоточить внимание зрителей на лице мальчика, без отвлекающего кирпичного здания на заднем плане.

Первая корректировка: Обрезка изображения и увеличение экспозиции на 1,2 ступени.

Меняем температуру и оттенок (насыщенность)

Для начала не плохо, но есть еще определенные моменты, которые требуют редактирования. Общая яркость изображения стала лучше, но цветовая насыщенность немного хромает. Начальные настройки баланса белого, установленные моей фотокамерой, были следующими: цветовая температура — 4900 K, и оттенок (-9). Но я хотел получить что-то более теплое, поэтому я увеличил температуру до 5700 K и изменил оттенок на (-7).

Вторая корректировка: настройка баланса белого и оттенка.

Добавляем контраст и насыщенность

Такая картинка мне нравится намного больше, но в ней все еще присутствуют некоторые детали, которые требуют правки. Теперь, когда вся фотография отэкспонирована правильно, остаются некоторые слишком яркие участки, которые были откорректированы (в сторону уменьшения) с помощью ползунка Highlights до значения (-19). После этого я увеличил насыщенность (Saturation) до (+6), а также добавил контрастность (Contrast) до (+4).

Третья корректировка: приглушение ярких участков, увеличение насыщенности и контрастности.

Такой снимок гораздо больше нравится мне, однако важно помнить, что все изменения, внесенные в фотографию при пост-обработке, в основном базируются на основе индивидуальных творческих идей, и в этом смысле нет правильного или неправильного способа сделать что-то.

Кто-то, например, отдает предпочтение ненасыщенным изображениям, или предпочитает селективное окрашивание (это когда одна часть изображения цветная или слишком контрастная, а остальная ее часть имеет почти черно-белый оттенок), другие используют обрезку для достижения различных интересных эффектов. И здесь нет предела фантазии автора.

Добавляем небольшое виньетирование

И в этом ключе, одна вещь, которую я делаю, время от времени, это добавление незначительного эффекта виньетирования (используя функцию Highlight Priority, и установив значение параметра Post Crop Vignette на -26), что я и сделал здесь, чтобы привести к окончательному виду фотоснимок, который я передам моему клиенту.

Окончательная корректировка: добавление небольшого эффекта виньетирования, и некоторые незначительные корректировки цвета.

Используйте разные варианты

Рассматривая данный фотоснимок, вы можете сказать, что расцветка могла бы быть более яркой, или что виньетирование должно быть сильнее, или что композицию кадра можно построить иначе, но в том то и состоит вся прелесть фотографирования, что все мы можем иметь собственное мнение о том, какой вид должно иметь конечное изображение. Мне оно понравилось, так же, как и моим клиентам, а это для меня самое главное.

На этой фотографии я использовал инструмент Brush (Кисть) для выборочного обесцвечивания оранжевых полосок на рубашке мальчика, а также функцию Radial Filter (Радиальный Фильтр) для осуществления более тонкого виньетирования.

По моему мнению, важно сохранять чувство естественности в фотографиях, не позволяя редактированию брать верх над реальностью, выходя из-под контроля. Легко чувствовать себя всесильным джинном, когда вы начинаете играть с инструментами Lightroom, Photoshop, или другого программного обеспечения для редактирования фотоснимков.

Но мое основное правило при редактировании — это сделать так, чтобы окончательный фотоснимок отображал то, что я увидел, когда я первоначально посмотрел в видоискатель фотокамеры.

На фотоснимке, представленном выше, например, оранжевые полоски на рубашке мальчика, были немного отвлекающими, поэтому я избирательно и совсем немного обесцветил их с помощью инструмента Brush Tool в программе Lightroom. И это, наряду с другими правками, подобными описанным выше, позволило получить фотографию, которой мой клиент был очень доволен.

Секреты и уроки обработки

Обрабатываем мужской портрет

Секреты обработки портрета

Обработка женского портрета в лайтрум

Заключение

И в заключение хочу сказать, что широкая доступность инструментов для редактирования, это очень здорово. Но если вы слишком сильно начинаете «нажимать» на насыщенность, увеличиваете четкость до абсурдных уровней, или делаете десятки мелких изменений с помощью кисти, то в результате получите изображение, которые мало похоже на оригинал, и воспринимающееся, как пустой и невыразительный фотоснимок.

И я использую его почти всегда при редактировании портретов. Можно применить разнообразные эффекты для портрета в Lightroom, начиная с резких и шероховатых и заканчивая лёгкими и мечтательными образами. Мои методы зависят от редактируемого портрета, хотя рабочий процесс всегда одинаковый.

Фото, которое я выбрал для этого урока, можно сделать самому дома. Оно было снято в помещении, единственным источником света было большое окно. Фото является частью серии снимков, сделанных в той же локации.
Одна из лучших опций Lightroom – это возможность синхронизировать настройки. Она экономит кучу времени, когда у вас серия изображений, снятых при похожих (одинаковых) условиях. Когда вы закончили с основными настройками (баланс белого, коэффициент выделения тени и т.д.) одного изображения, вы можете синхронизировать остальные изображения в серии, с теми же настройками. Затем вам лишь понадобится отрегулировать оставшееся.

Это изображение «до» слишком холодное, на мой взгляд, и нет достаточного разделения между волосами модели и фоном. Я также выровняю тон её кожи и добавлю немного блеска к её глазам. По мере того как вы работаете над изображением, играйтесь со слайдерами, чтобы видеть, какие эффекты они применяют.

Шаг #1: Импортируйте файл


В модуле LIBRARY импортируйте изображение в Lightroom. Я создал кастомный пресет для детализации (Sharpening), который работает на большинстве моих портретов. Я применяю этот пресет после импортирования – удобный шоткат, особенно если вы импортируете сразу несколько изображений. Создавать собственные пресеты в Lightroom легко, прочтите этот туториал « ».

Чтобы применить пресет к импортированию, перейдите на правую панель LR, на вкладку “Apply during import”. Develop settings > user presets, затем кликните на пресет, который нужно применить. После импортирования файла перейдите в модуль DEVELOP.
Импортируйте фотографии с этим пресетом.

Шаг #2: Отрегулируйте баланс белого

Оттенок цвета на этом фото довольно холодный. Есть несколько способов отрегулировать баланс белого. Если бы на этом фото была нейтральная стена или поверхность, то можно было бы использовать пипетку. В нашем случае нет нейтральной поверхности, поэтому я поместил слайдеры под секцию баланса белого, чтобы фото стало более тёплым.

Шаг #3: Отрегулируйте главные точки и тени

Тон кожи модели слишком светлый, а её волосы и фон слишком тёмные. Чтобы сбалансировать, оттяните назад главные точки и сделайте более светлыми тени. Это можно донастроить позже при необходимости. (Отрегулируйте главные точки и тени)

Шаг #4: Увеличьте вибрацию и сатурацию

Изображение всё равно выглядит довольно унылым. Используйте слайдеры под вкладкой присутствия, чтобы увеличить вибрацию и сатурацию, и перемещайте слайдер белого вверх, чтобы портрет стал чистым. Теперь тон кожи модели выглядит почти как в реальности.

Шаг #5: Скомпонуйте / обрежьте лишнее

Обрезать можно на любом этапе. Я кропаю изображение для более близкого, сбалансированного снимка головы.

Шаг #6: Смягчите кожу

Приблизьтесь, чтобы ближе рассматривать кожу. У этой очень молодой модели почти безупречная кожа. Обычно я не делаю много смягчения для такой кожи, но для этого урока я расскажу.
Выберите Кисть. Можете взять Кисть с любыми параметрами, которые нужно применить. Хотя есть пресеты Кисти для смягчения кожи, отбеливания зубов и т.д., они слишком неудобные.
Настройте слайдер прозрачности примерно до -35 - -40, (контраст до +35, главные точки до +15 – благодаря этому сохранится контраст и лицо не будет плоским) а резкость до +20. Это зависит от кожи вашего объекта и от эффекта, которого нужно добиться. В этом примере я просто выровняла тон кожи и придала ему мягкий, сияющий облик. Фотографию взрослого человека при более сильном освещении нужно обрабатывать по-другому. Чем ниже слайдер прозрачности, тем мягче будет кожа. Для более грубого облика повысьте слайдер прозрачности.
Снижение прозрачности может сделать изображение более плоским, поэтому увеличьте контраст, углубите тени и увеличьте главные точки. Настройте перо и плавность на 100% и применяйте большую Кисть на всём лице.



Шаг #7: Доработайте свои регулировки

Под изображением отметьте “Show selected mask overlay” (либо нажмите «O» на клавиатуре), чтобы увидеть, каких частей изображения коснулись регулировки вашей Кисти. Зачастую окажется, что они коснулись глаз и рта, что нежелательно. Используя ту же регулируемую Кисть, кликните на инструмент «стирающая Кисть» и удалите эффект из глаз, рта и волос.



Шаг #8: Придайте блеск глазам

Приблизившись ещё больше, используйте ту же регулируемую Кисть, чтобы добавить ясность и блеск к глазам. Обратите внимание, что при увеличении прозрачности часть изображения также становится темнее. Компенсируйте это слайдером экспозиции.
На этом фото я также немного увеличил сатурацию радужной оболочки, чтобы усилить синий цвет в глазах модели. Будьте аккуратны с этим методом, чтобы не испортить облик. Используйте Кисть, чтобы придать резкость контуру глаз и обрабатывайте радужную оболочку отдельно.



Шаг #9: Добавьте "цвет" рту

Теперь работаем с областью рта. И снова этой модели по сути не нужна никакая обработка губ или зубов; я просто демонстрирую. Используя тот же метод, что и с глазами, увеличьте прозрачность и сатурацию. Я также переместил временный слайдер и слайдер оттенков, чтобы изменить оттенок её губ. Примените Кисть к губам, чтобы добавить цвет и прозрачность.

Шаг #10: Отбелите зубы

Чтобы сделать зубы светлее, используйте Кисть со сниженным слайдером сатурации и с немного увеличенным слайдером экспозиции. Так же как и с глазами, будьте аккуратны с этим методом. Отбеливайте зубы или делайте их светлее.

Шаг #11: Сделайте светлее волосы и фон

Наконец, для этого изображения я осветлила волосы и фон, чтобы снизить контраст между её лицом и фоном и создать разделение между волосами и фоном. Наконец, осветлите волосы и фон, чтобы создать разделение.


Финальное изображение выглядит намного лучше, чем SOOC-изображение (прямо из камеры).



Редактирование в Lightroom зависит от личных предпочтений так же, как и стиль фотографии, и мой рабочий процесс – всего лишь один из многих. Поделитесь своими советами (и, конечно же, вопросами) в комментах.

Многие из своих уроков по освоению Lightroom я посвящал отдельным функциям программы, инструментам. Но теория имеет смысл только при условии ее использования на практике. Я хочу показать вам, как обрабатываются портретные фотографии от начала и до конца. А вы в свою очередь должны довести до автоматизма процесс обработки, чтобы не задумываться, каким инструментом необходимо воспользоваться, какое значение ввести и так далее, также как вы работаете с вашей камерой и объективами. Конечно, для начала вы должны узнать предназначение каждого инструмента в отдельности, но какой в этом толк, если вы не знаете, как совмещать их работу.

Итак, в этом уроке я постараюсь отойти от теории и наглядно продемонстрировать вам процесс постобработки портрета, уделяя особое внимание разделу цветов и тонов.

О самой фотографии

Это Джастин и Дэвид, мои помощники, которые любезно согласились помочь мне и попозировали специально для этого урока. Я сделал несколько самых обычных портретов, и сегодня буду работать с фотографией, которую вы видите ниже (до и после обработки):

Сейчас для нас не имеют особого значения модель, ее образ. Хочу, чтобы вы поняли, что не существует единого способа обработки цветной фотографии, который можно было бы применить к любому изображению. Каждая фотография, в зависимости от освещения, объекта съемки, цели, требует особый подход. Мы будем работать с простым студийным портретом, снятым с использованием одной вспышки и большим восьмиугольным софтбоксом. Ничего креативного в подобной установке освещения нет, но и цели мы преследуем другие. Я специально использовал малую глубину резкости, чтобы оставить в фокусе только глаза модели.

Но может, я все-таки ошибаюсь, и вам удастся отредактировать все изображения, применяя один и тот же метод? Чтобы понять, почему это невозможно, взгляните на изображение сверху. На фотографии запечатлена та же модель, разница во времени между этими двумя снимками не больше двух минут, но портреты совершенно разные, соответственно, и обработка для них требуется разная. Я снова использовал лишь один источник освещения, но этот раз свет был жестким. Если бы я снимал этот портрет с настройками для предыдущей фотографии, то картинка получилась бы блеклой, неконтрастной и бледной.

Постобработка портрета с Lightroom 4

К счастью, портрет, с которым мы будем сегодня работать, не требует сложного и длительного редактирования, нам не придется прибегать к использованию таких инструментов, как Spot Removal (Удаление пятен), а также не придется обращаться к сторонним редакторам. Все шаги обработки достаточно простые и быстрые. Мы обязательно будем использовать Кисть локальной коррекции (Local Adjustment Brush), а также HSL панель.

Я буду освещать различные техники, которые вовсе не являются обязательными, поэтому вы можете с легкостью исключить некоторые из них из процесса обработки, если получаемый результат не соответствует желаемому. Целью нашего урока является в первую очередь ознакомление.

1. Начнем с основ

Многие из нижеперечисленных параметров могут быть изменены на ваше собственное усмотрение.

Кадрирование

Эта фотография была сделана моим Nikon D700, у которого отношение ширины кадра к высоте 3:2, как и у многих современных цифровых зеркальных фотокамер или беззеркальных цифровых фотоаппаратов.

Иногда, при таком соотношении вертикальные портреты кажутся слишком узкими. На мой взгляд, при классическом соотношении сторон 5:4 фотографии смотрятся лучше. И поэтому в ниспадающем меню, в разделе инструмента, я выбираю подходящее мне значение (этот шаг наглядно продемонстрирован на скрине сверху). Кстати, активировать инструмент (Кадрирование) можно, нажав клавишу. С помощью кадрирования мы избавимся от лишнего пустого пространства в верхней и нижней частях фотографии. Я хотел поместить модель ровно по центру фотографии, поэтому мне пришлось обрезать снимок чуть больше. Хотя, с точки зрения экспозиции это не есть хорошо, но в моем уроке главной задачей я поставил наглядно продемонстрировать вам возможности программы.

В ниспадающем меню вы найдете графу, с помощью которой можете сами ввести любые значения.

Инструмент Spot Removal

Ранее я уже говорил, что не буду использовать этот инструмент в рамках постобработки этой фотографии, так как считаю, что незначительные изъяны кожи не могут существенно сказаться на ее восприятии зрителем, ведь главное здесь – мимика, выражение глаз, эмоции. Но речь сейчас идет о конкретной фотографии. Если вы преследуете иные цели, то не пренебрегайте этим этапом и избавьтесь от изъянов с помощью инструмента Spot Removal.

Инструмент Sharpen

Отвечает этот инструмент за резкость снимка. Найти слайдеры корректировки резкости можно в разделе Detail. Советую корректировать резкость, увеличив фотографию до 100%, чтобы лучше судить о получаемом эффекте. Значения, которые Lightroom предлагает по умолчанию (Amount - 25, Radius -1), не всегда достаточны. Для этого изображения я выставил значения 60 для Amount и 1.8 для Radius. Такой относительно большой радиус придаст контраста, что важно для фотографий с малой глубиной резкости.

Так как в зоне фокуса лишь небольшая часть изображения, я также переместил слайдер до значения 80. Этот инструмент позволяет применять резкость к выделенным областям изображения. По мере увеличения значения, воздействие на области, которые находятся вне зоны фокуса, уменьшается, а резкость увеличивается в областях, которые изначально были более детальными.

Увидеть зоны, на которые распространяется, можно удерживая клавишу.

Noise Reduction (Подавление Шума)

Настройки, отвечающие за подавление цифрового шума, вы также найдете в разделе Detail на панели справа. По умолчанию Lightroom оставляет неизменным значение Luminance (Яркость). Этим ползунком следует пользоваться аккуратно, так как помимо шума он убирает и мелкие детали, в итоге фотография выглядит замыленной. Моя фотографии была сделана при относительно небольшом значении ISO400, поэтому я не стану прибегать к использованию этого слайдера. Но если ваше изображение “шумит”, то, конечно, воспользуйтесь этой функцией. Как правило, я не выставляю значение Luminance больше 30.

Lens Correction

Этот раздел вы также найдете в панели справа. Отвечает Lens correction за исправление дисторсии, хроматических аберраций и виньетирования. Программа распознает объектив, с помощью которого была сделана фотография, и в соответствии с этими данными вносятся изменения. К сожалению, пока что в базе данных не так много моделей объективов, как этого хотелось бы. Поэтому если вашего объектива нет в списке, то выберете из предложенных один, схожий с вашим по параметрам, чтобы использовать его в качестве отправной точки. Стоит сказать, что эти портреты были сделаны при значении диафрагмы f/1.4, при котором на фотографии, как правило, появляется сильное виньетирование. Я в целом люблю такой эффект, но сейчас мы от него все-таки избавимся, поработав с ползунком Vignetting.

2. Работаем с цветом и тоном

Теперь начнутся существенные коррекции и изменения. Предыдущие настройки очень важны, но их эффект заметен лишь при близком рассмотрении.

White Balance (Баланс Белого)

Никогда не начинайте работать с настройками цвета, предварительно не исправив баланс белого. Под исправлением я вовсе не подразумеваю приведение баланса белого к совершенству с точки зрения цветовой температуры и оттенка. Главным критерием для вас должно являться ваше собственное видение и конечная цель.

Как вы можете заметить, на моей фотографии преобладают теплые тона, можно их уменьшить и привести фотографию к более естественному виду. Опробуя несколько настроек, я остановился на значениях 2950 для Температуры и – 5 для Оттенка. На данном этапе для нас главное сделать базу для дальнейших корректировок. Посмотрим на изменения:

Регулируем Яркость

Пришло время сделать эту фотографию чуть ярче. Сейчас я проделаю сразу несколько корректировок, некоторые из них на первый взгляд могут показаться совсем ненужными. Зачастую приведения тоновой кривой к виду буквы вполне достаточно, чтобы сделать фотографию более насыщенной и яркой. Но сохранить при этом плавный переход от одного тона к другому подчас довольно сложно, как и в моем случае. Для начала мы отрегулируем яркость в целом, а после откорректируем отдельно взятые слишком яркие участки.

Начнем с экспозиции. Изначально фотография была сделана с почти идеальной экспозицией. Однако, иногда нам хочется немного переэкспонировать портрет, чтобы кожа выглядела чуть мягче, ярче и чище. Будьте осторожны и не уведите ползунок слишком далеко, иначе блики на фотографии станут абсолютно белыми. Я выставил значение экспозиции +30 и вполне доволен результатом. Я не стал уводить ползунок дальше, потому что сейчас буду прорабатывать отдельные участки изображения с Тоновой Кривой, которая дает куда больше контроля.

Увеличивая экспозицию, мы применяем этот эффект ко всему изображению, тогда как тоновая кривая дает нам возможность выбирать определенный диапазон тонов для коррекции. Моей целью было сделать ярче все тона, кроме самых темных. И вот такая тоновая кривая у меня получилась в итоге:

Давайте посмотрим на то, как изменилась фотография:

Выглядит немного засвечено, не правда ли? Некоторые части лица Дэвида стали почти белыми. Слайдер (Тени), который я увел влево, усилил темные тона на волосах, бороде и футболке модели. Но на этом с коррекцией яркости мы, конечно, не закончим. Далее мы выявим участки фотографии, которые стали почти белыми и немного затемним их, тем самым сгладив переходы между тонами. Для этого перейдем в раздел и выберем подраздел.

Цвета, которые нас интересуются, содержатся в тонах кожи. Поэтому работать мы будем с красным, желтым и оранжевым цветами. Вы можете увеличить или уменьшить яркость каждого из этих цветов, выбрав соответствующий слайдер в панели в разделе или при помощи специального инструмента, который я выделил красным на иллюстрации снизу (также я продемонстрировал конечные настройки). Просто кликните по нему и перетащите на область, на которой хотите работать.

Посмотрим на результат. Кожа стала еще ярче, и если взглянуть на гистограмму, то можно увидеть пугающее приближение к абсолютно белому.

Буду с вами откровенным, в некоторых случаях такая излишняя яркость может помочь сгладить неровности кожи, сделает незаметными многие изъяны. Фотографы иногда применяют такую технику в обработке женских портретов, таким образом, они избавляются от несовершенств и делают акцент на выступающих частях лица (глаза, нос, губы). Если вас устраивает такой результат, то вы можете пропустить следующий шаг в обработке портрета.

Возвращаем то, что было потеряно

Теперь мы вернемся к Базовой панели (Basic Panel) и воспользуемся ползунками Highlights и Whites, уведя их влево до отрицательных значений. Таким образом, мы изменим самые яркие участки фотографии, не затрагивая при этом средние тона и тени, над которыми мы работали с Тоновой Кривой. Воздействие на яркие области будет значительно больше, чем на темные, а значит, разница между ними сократится, и переход станет не таким явным – это и было нашей изначальной задачей. Для нашего портрета я выбрал достаточно агрессивные значения, - 60 для обоих слайдеров, вам же советую поэкспериментировать и попробовать разные значения.

3. Локальные изменения

Инструмент, которым мы будем пользоваться дальше, очень полезен и называется Adjustment Brush (Корректирующая Кисть). Вы найдете этот инструмент прямо под Гистограммой (самый последний в ряду), также его можно активировать, нажав клавишу. Эта кисть позволяет выполнять все виды корректировок – настройка баланса белого, экспозиции, регулировка контраста, вы можете увеличить или уменьшить резкость, и всё это в отдельных, выбранных вами областях фотографии.

Улучшаем общие детали

Нам пришлось потрудиться, чтобы сделать кожу лица достаточно яркой, а переходы от одного тона к другому плавными. Но тем самым мы лишили лицо Дэвида выразительности. Определенные части лица должны выделяться и приковывать к себе основное внимание, а именно: губы, глаза, брови и волосы.

Для начала выберем инструмент Корректирующая Кисть и сбросим все настройки, которые могли изменяться до этого, приведя все показатели к нулю. Размер кисти установите таким, чтобы было удобно работать с мелкими деталями, например, глазами. Мне комфортно работать с кистью размером 8. Менять размер кисти просто, достаточно прокрутить колесо мышки. Прежде чем приступить к работе не забудьте об еще одной немаловажной настройке кисти, а именно Растушевке (), установите значение равное 100, чтобы границы между откорректированными и нетронутыми областями не были слишком резкими и не бросались в глаза.

Чуть выше мы уже говорили, что некоторые части лица модели необходимо выделить, для этой цели мы воспользуемся настройками (Четкость) и (Резкость). Для я установил значение +25, вы подбираете значения самостоятельно в зависимости от того, насколько четкой была фотография изначально. Наиболее заметное изменение вносит настройка, для которой я установил значение +23. воздействует на переход от темных областей изображения к светлым и заметно усиливает контрастность. Основным преимуществом такого рода коррекции является возможность воздействия лишь на определенные участки. Увеличив резкость, и выделив некоторые детали на лице модели, мы не затронули при этом кожу со всеми ее недостатками.

На этом скрине я продемонстрировал, какие именно области были откорректированы с помощью кисти:

Цвет глаз

Улучшим цвет глаз, сделаем их более насыщенными. Снова воспользуемся Корректирующей кистью (Adjustment Brush). Не забудьте сделать новую кисть, нажав на кномку New, расположенную в верхней части раздела Корректирующей кисти. В графе Effect выбираем Iris Enhance.

Настройки для кисти по умолчанию будут следующие: +0,35, +10 и +40. Эти настройки являются неплохой отправной точкой, откорректируйте их значения на собственное усмотрение. Мы должны получить насыщенные, яркие глаза с еще большей детализацией.

Для моей фотографии изначальное значение Экспозиции +0,35 оказалось слишком большим, поэтому мне пришлось уменьшить его до +0,15. Также можно использовать цветовой эффект, который вы найдете в самом низу списка настроек Корректирующей Кисти.

Примечание: Вы всегда можете изменить размер кисти и другие ее настройки, даже после внесения каких-либо корректировок. Также вы можете полностью избавиться от эффекта, используя режим кисти Erase Brush.

4. Последний штрих

Почти вся работа теперь позади и, согласитесь, портрет сейчас выглядит гораздо лучше, чем в оригинале. Однако, осталась еще пара опций, которые я хотел бы осветить в рамках этого урока. Пользоваться ими вовсе не обязательно, но иногда они помогают добиться лучших результатов. На базовой панели есть слайдер, отвечающий за Четкость снимка (Clarity) в целом, с его помощью вы можете, как увеличить четкость, так и уменьшить. Я обрабатываю мужской портрет, поэтому вполне могу воспользоваться этой функцией и сдвинуть ползунок вправо до +10. Если бы я работал с женским портретом, то, скорее всего, сдвинул бы ползунок влево.

В случае, если некоторые участки изображения кажутся вам перенасыщенными, перейдите во вкладку, расположенную на панели. Выберете цвет, соответствующий перенасыщенному участку и перетащите ползунок влево, чтобы уменьшить его насыщенность.

Заключение. Стоит ли результат усилий?

Лично для меня стоит. Возможно, такая техника не подойдет вам или же такая последовательность будет несовместима с вашей фотографией. Но, тем не менее, я постарался описать инструменты и их действия, а исходя из этих знаний, вы можете самостоятельно ими пользоваться.

Давайте сравним оригинал и фото после обработки:

Слева мы видим результат, над которым работали. Справа фотография без коррекций Экспозиции, Яркости и регулировки на панели. Какой вариант вам нравится больше? Уверен, что большинство согласится со мной и скажет, что фотография слева выглядит куда лучше.

А теперь сравним следующие фотографии:

Я поработал с кожей в панели и сделал ее светлее, не затрагивая при этом что-либо еще, кроме лица модели. Вы можете сделать то же самое в разделе, но тогда эффект распространится на всю фотографию. Слева мы снова видим конечную фотографию. А над фотографией справа я работал с Экспозицией (), увеличив значение на + 0,30 и отменив настройки. Разница несущественна, обратите внимание на футболку, на фотографии справа она чуть светлее, также некоторые участки кожи лица стали чуть ярче и светлее.

Итак, в конечном итоге вы должны усвоить три способа, с помощью которых вы можете сделать фотографию ярче и светлее: используя только (Экспозиции), с помощью в панели или же сочетая первые два метода.

Моей целью было показать, что в программе вы можете делать, а не должны. А теперь еще раз посмотрим на До и После: