а) совокупность палаток и лотков
б) возможность свободно, по своему желанию продать или купить любую вещь
в) система торговых фирм
г) союз работников торговли

2) Понятие "конкуренция" означает:
а) соперничество на каком-либо поприще между производителями, продавцами
б) монополизм торговцев и производителей
в) стремление сторон, участвующих в экономических процессах, уничтожить друг друга
г) партнерство производителей и торговых фирм

3)Смешанная экономическая система в бывших социалистических странах с европейским типом развития - это главным образом сочетание:



г) рыночной, традиционной и командной экономики

4) Смешанная экономическая система в некоторых экономически слаборазвитых странах Африки и Латинской Америки - это главным образом сочетание:
а) традиционной и командной экономики
б) традиционной и рыночной экономики
в) рыночной и командной экономики
в) традиционной, рыночной и командной экономики

характерной чертой рыночной экономической системы является

1)стимулирование вложений в фундаментальные научные исследования
2)береженое использование невосполнимых природных ресурсов
3)расточительное расходование сырья и материалов
4)цикличность развития

1. Предложение на рынке труда не зависит от а)доли трудоспособного населения в стране б)качества труда и квалификации работников

в)производительности труда

г)числа часов, отработанных работником за год

д)нет верного ответа

2.Если продукты и услуги производятся только внутри страны с использованием только своих факторов производства, то для расчета используется следующий показатель

3. Что такое валовой внутренний продукт

а)сумма всех конечных товаров и услуг, произведенных отечественными производителями

б)сумма всех реализованных товаров и услуг

в)сумма всех произведенных товаров и услуг

г)сумма всех готовых товаров и услуг

д)сумма всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны как своими, так и иностранными производителями

4. Доход после уплаты налогов - это

а)располагаемый доход

б)остаточный доход

в)та часть дохода, на которую могут претендовать местные органы власти

г)не расходуемый доход

д)стоимость произведенных за год товаров и услуг

5. Безработица и инфляция согласно кейнсианской концепции

а)связаны прямой зависимостью

б)связаны обратной зависимостью

в)не взаимосвязаны

г)в зависимости от экономической ситуации могут быть связаны прямо или обратно

д)верного ответа нет

6. Безработицу, вызванную спадом производства во время кризиса и депрессии, относят к безработице

а)фрикционной

б)структурной

в)циклической

г)институциональный

д)добровольной

7.Стагфляция - это явление, при котором

а)инфляция растет, а безработица снижается

б)безработица растет, а инфляция снижается

в)растет как безработица, так и инфляция

г)снижается как безработица, так и инфляция

д)сокращается объем выпуска

8.Экономические циклы вызваны

а)внутренними причинами

б)внешними причинами

в)наличием конкуренции

г)рыночной структурой хозяйства

д)внутренними и внешними причинами

9.Экономические циклы характерны для

а)плановой экономики

б)рыночной экономики

в)смешанной экономики

г)капиталистической экономики

д)любой экономической системы

10. Источники экономического роста

а)развитие НТП

б)увлечение количества ресурсов

в)увлечение количества рабочей силы

г)все предыдущие ответы верны

д)внедрение технологии

11.Налог - это

а)штрафная санкция

б)обязательный платеж

в)начисленная сумма пени

г)помощь государству

д)благотворительный износ

12.К косвенным налогам относятся

а)подоходный налог

б)имущественный налог

в)налог на прибыль

г)акцизный налог

д)налог на землю

13.Государственный долг - это

а)общая, накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета

б)Задолженность правительства населению в результате выпуска внутренних государственных займов

в)сумма внешних займов

г)ни один из ответов не является верным

д)задолженность правительства перед иностранными инвесторами

14. Государственный долг - это

а)Сумма дефицитов государственного бюджета, накопленного к настоящему моменту

б)превышение расходной части государственного бюджета над доходной частью этого бюджета

в)сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам г)сумма задолженности государства населению

д)сумма задолженности государства другим странам

15. Банковская система имеет следующие уровни

а)центральный банк и страховые компании

б)национальный банк и финансово-кредитные учреждения

в)коммерческие банки и финансово-кредитные институты

г)национальный банк, коммерческие банки и финансово-кредитные институты д)сберегательные банки и центральный банк

16. Денежно-кредитная политика государства не включает в себя

а)управление кредитами

б)повышение уровня жизни населения

в)управление денежной массы

г)управление процентом

д)управление резервными нормами

17. Что из ниже перечисленного не входит в понятие "банковских активов"? а)имеющиеся у банка наличные деньги

б)ссуды предприятиям и населению

в)размещенные в банке вклады

г)приобретенные банком финансовые средства (долговые обязательства и т.п.). д)нет верного ответа

1) Представьте себе, что вы решили открыть предприятие по производству шариковых ручек. Какие инвестиции необходимо сделать? Где взять на это средства?

2)Фермер скопил деньги на приобретение трактора и легкового автомобиля. Являются ли эти деньги капиталом?
3) Как вы думаете, какие фирмы, мелкие или крупные, уютнее себя чувствуют в современной России? Почему? Чем объясняется тот факт, что при централизованной экономической системе преобладали крупные промышленные предприятия?

1. В винных лавках Италии посетителей издавна угощали (бесплатно) соленым сыром, потому что:

а) так велят обычаи этой страны;
б) сыр является товаром-заменителем по отношению к вину;
в) хозяевам лавок было одиноко и, угощая клиента, они наде¬ялись задержать его в лавке подольше, чтобы обсудить с ним последние новости;
г) вино, утоляющее жажду, является дополняющим товаром к соленому сыру, который усиливает жажду, а значит, и же¬лание купить вино.
2. Спрос на какой товар (услугу) наиболее чувствителен к из¬менению доходов населения?
а) Аспирин. г) Шариковые ручки.
б) Яблоки. д) Водоснабжение.
в) Устрицы.
3. Кривая рыночного предложения товара показывает:
а) минимальную цену, по которой производители согласны продать данное количество товара;
б) максимальную цену, по которой производители согласны продать данное количество товара;
в) среднюю цену, по которой производители согласны продать данное количество товара;
г) запасы товара у всех производителей.
4. Первоначально на рынке продавалось 2 тыс. шариковых ав¬торучек в день при цене 30 р. за штуку. Затем рыночная ситуация изменилась, и теперь продается 2800 авторучек в день по цене 25 р. за штуку. Причиной такого изменения могло стать:
а) увеличение спроса на авторучки без изменения их предло¬жения;
б) увеличение предложения авторучек без изменения спроса на них;
в) уменьшение спроса на авторучки без изменения их предло¬жения;
г) уменьшение предложения авторучек без изменения спроса на них.
5. Функция спроса на поваренную соль задана уравнением Q = 100 - 6Р, а функция предложения поваренной соли - урав¬нением Q = 28 + 3Р. Здесь Q - количество продаваемой и поку¬паемой соли (тыс. кг в день), Р - цена 1 кг соли. Правительство устанавливает фиксированную цену на поваренную соль - 6 р./кг. В этом случае на рынке соли возникнет:
а) равновесие;
б) избыток;
в) дефицит;
г) любая из перечисленных выше ситуаций.

Сторонники командно-административной системы утверждают, что она обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов (что опровергнуто состоянием советской экономики 70-80-х гг.), низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки.

Ее же критики выделяют следующие негативные черты: отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду); формирование у большинства населения такого общества социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты, приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу.

Рыночная экономика характеризуется такими признаками, как нерегулируемое предложение, т.е. производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве производить; нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличия собственных средств самостоятельно определяет, сколько и что ему купить); нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение. При таких условиях происходит самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

В рыночном механизме действуют два закона: закон стоимости и закон спроса и предложения, из которых первый формирует уровень средних цен, а второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке. Суть закона стоимости - товары на рынке обмениваются в соответствии с их стоимостью, т.е. затраченным на их производство общественно необходимым временем, а также их товарно-рыночной ценностью, которая определяется спросом на рынке. Исходя из этого, становится понятен и закон спроса и предложения, под влиянием которого товар приобретает рыночную цену, имеющую денежное выражение стоимости товара.

Командная - это система в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства.

Коллективное принятие экономических решений.

Централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса, закономерно рождают экономику дефицита.

Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей.

В условиях командной экономики причастность к власти означает и причастность к распределению.

Государство в командной экономике должно решать, что, как и для кого должно производиться. Оно должно распределять ресурсы между отраслями, указывая тем самым, в чьем подчинении находятся отрасли, точный объем производства, способ, которым осуществляется работа, и способ определения количества каждого товара и вида услуг, которые необходимо потреблять каждому члену общества.

Чтобы понять, что означает данная характеристика, подумайте, как бы вы стали управлять хозяйством города, в котором живете. Как бы вы решили вопрос о том, где каждый человек должен жить, какую одежду носить и что он должен есть? Как бы вы решали вопрос о том, как именно каждый житель должен проводить каждую минуту в течение дня? Кто должен распределять бакалейные товары, кто создавать программные продукты и кто посещать школу? Сколько и каких зданий должно быть построено, какие материалы использовать и как управлять каждой конкретной стройкой? Конечно, все эти и другие решения принимаются каждый день, главным образом через взаимодействие индивидуальных решений, осуществляемое при помощи рынков.

Даже используя лучшие компьютеры, государство в. командной экономике оказалось бы перед лицом неразрешимой задачи. Трудно себе вообразить, что такая экономика могла бы породить что-либо близкое к эффективному распределению ресурсов.

Неудивительно, что таких экономик не существует. Тем не менее, в некоторых странах государство владеет всеми фабриками, землей и жильем и принимает большинство основополагающих решений о том, где живут люди, какую работу выполняют, какие товары и услуги они потребляют.

Суть этой системы состоит в том, что ответы на главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления страной.

Директивный народнохозяйственный план - способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны.

Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы - там, где план:

Составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;
- реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;
- вся существенная экономическая информация может быть собрана и осмыслена именно тем, кто принимает решения и отвечает за них;
- проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение, в конечном счете, определяет насколько вообще разумен был этот план.

Планирование в масштабах страны бывает порой полезным в условиях военного времени, когда рыночные механизмы не позволяют быстро сосредоточить все ресурсы страны ради защиты от внешнего врага. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время - особенно, если государство превращает план не в рекомендацию для участников хозяйственной жизни, а пытается добиться его неукоснительного исполнения, заставляя людей и хозяйственные организации действовать строго в соответствии с плановыми заданиями.

На протяжении всего ХХ века ученые и политики всего мира внимательно изучали опыт планирования в социалистических странах: те успехи, которые оно, как казалось поначалу, обеспечивало и те провалы, к которым оно привело в конечном итоге.

Эти исследования показали, что попытка добиться строгого выполнения единого директивного плана для целой страны, как правило, ведет к таким негативным последствиям как:

Запаздывание с принятием решений в сфере экономики. Ни один директор фабрики или магазина в социалистической стране не волен самостоятельно изменить структуры выпуска или продажи, либо их цены - даже, если видит, что это необходимо. Однако такие решения вправе были принимать только высшие органы управления экономикой: Государственный плановый комитет, Государственный комитет по ценам, Государственный комитет по материально-техническому снабжению, Министерство торговли и т. д. Естественно, что в такой системе решения принимались всегда очень медленно;
- снижение личной заинтересованности людей в сфере экономики и соответственно низкой продуктивности и качеству их труда. Это являлось следствием того, что, во-первых, государство запретило частную собственность, а значит, исчезла и частная инициатива.

Во-вторых, жесткое государственное регулирование заработной платы породило обстановку, когда особенно стараться не имело смысла и более того - это осуждалось окружающими. Именно поэтому, например, в СССР так не любили всякого рода изобретателей и рационализаторов - их деятельность вела к росту производительности труда, и лично эти люди поначалу начинали получать много больше остальных работников. Но государство тут же корректировало нормы выработки, то есть повышало объем продукции, который должен был изготовить каждый работник (а не только рационализатор).

В итоге зарплата вновь выравнивалась на прежнем уровне, но коллегам рационализаторов теперь за те же деньги приходилось работать куда интенсивнее, что вызывало у них ненависть к «этим выскочкам». Из-за этого, например, выдающийся питерский изобретатель и рационализатор Михаил Алексеев регулярно изгонялся с тех предприятий, где он пытался что-то внедрить для повышения производительности труда.

В конце концов, ни одно предприятие города просто не хотело брать его на работу и чтобы не остаться безработным, ему пришлось из рабочего переквалифицироваться в социолога:

Ослабление восприимчивости экономики к научно-техническому - прогрессу. Государственные предприятия в командной экономике не заинтересованы в использовании разработок ученых и конструкторов - ведь их продукции и так гарантирован сбыт в соответствии с планами. Так зачем было тратить время, усилия и нервы на освоение новых технологий и товаров?

Подавление свобод граждан и гибели демократии. Невысокая результативность работы командной экономики порождает недовольство граждан низким уровнем своей жизни. Чтобы это недовольство не выливалось в открытый протест граждан, создается система запугивания населения и террора против тех, кого запугать не удается. В СССР во времена правления Сталина это привело к отправке миллионов невинных людей в сталинские концлагеря и массовым расстрелам граждан по совершенно липовым обвинениям. Но тот же подход еще долго сохранялся в командной системе СССР и после смерти Сталина. Например, в 1962 году в Новочеркасске стихийная демонстрация горожан, недовольных повышением государственных розничных цен на мясомолочные продукты, была жестоко расстреляна солдатами Советской Армии прямо на площади перед зданием горкома КПСС - от разрывных пуль погибло более ста человек, включая детей.

Но никакой террор не способен заставить людей трудиться столь производительно и изобретательно, как они делают это, работая на себя или получая вознаграждение, сформированное в рыночным условиях. Именно в силу этих особенностей и дефектов командной системы даже такая богатейшая природными и людскими ресурсами страна как Россия к концу XX века пришла с уровнем жизни граждан куда более низким, чем у соседних европейских и некоторых азиатских стран (сравним, скажем, уровень жизни в России и в Финляндии - некогда бывшей одной из самых нищих провинций царской империи). А ведь эти страны не наделены были такими ресурсами, как СССР (в Японии, скажем, вообще нет никаких полезных ископаемых). Но зато они прожили ХХ век в рамках иной экономической системы - рыночной, то есть в условиях свободного экономического выбора. И это оказалось лучше, чем владение природными богатствами, но использование их в рамках командной системы.

В чем же порок идеи единого директивного плана, почему он не позволяет находить ответы на главные экономические вопросы лучше, чем при рыночной организации хозяйственной жизни?

Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Но если никто ничем не владеет, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу.

Куда важнее становятся другие критерии:

А) для предприятий - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И совсем неважно, что эти товары и в рамках плановых заданий и у тем более - сверх их - могли быть совсем неинтересны для покупателей, которые - будь у них свобода выбора - предпочли бы совсем иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорог. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать этот уродливый мебельный гарнитур или этот безумно тяжелый станок. У людей не было альтернативы - другую мебель найти было просто невозможно. А предприятиям приобретение, например, такого станка прямо предписывалось планом и на это выделялись деньги;
б) для людей - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяет наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, туристские путевки за границу и т. д.), или занятие должности, на которой тебя начинают пускать в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы сложилась ситуация, когда:

Даже самые простейшие из необходимых людям благ было невозможно свободно купить, так как они были «дефицитом».

Например, в 80-х годах в крупнейших городах России привычным видом стали «парашютисты». Так прозвали жителей маленьких городов и деревень, которые приезжали в большие города с большими рюкзаками (похожими на ранцы с парашютами) за спиной, чтобы купить продукты питания на несколько недель. Ведь в их населенных пунктах в продовольственных магазинах просто ничего не было.

Сходные последствия дефицита были свойственны экономикам всех социалистических стран. Именно поэтому известный венгерский экономист Янош Корнаи в своей книге под названием Дефицит писал: Венграм и советским людям, китайцам и румынам, кубинцам и полякам в равной мере известно, что, значит отстоять в очереди за мясом или обувью, а вместо покупки услышать грубость от продавца, им приходится годами ожидать ордера на квартиру, сталкиваться с остановками производства на предприятии из-за отсутствия материалов или комплектующих изделий;

Масса предприятий постоянно несли убытки, а многие из них были официально отнесены к такой поразительной категории как «планово-убыточные предприятия». При этом работники этих предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

Самой большой удачей для граждан и для предприятий было «достать» (по блату или по благосклонности начальства) какой-то импортный товар или оборудование. В России покупатели записывались в очередь за югославскими женскими сапогами с вечера, а югославы, в свою очередь, давали взятки за то, чтобы купить в магазинах своей страны обувь из Италии.

Именно поэтому в начале 90-х годов, когда СССР и страны Восточной Европы стали подводить итоги десятилетий «планового развития», картина вырисовалась крайне грустная.

Выяснилось, что подавляющее большинство производимой в этих странах продукции не только низкого качества и устаревшей конструкции, но и производится с непомерно высокими затратами. А потому она не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынках. А те новейшие технологические процессы (например, непрерывная разливка стали), которые были созданы учеными СССР и могли улучшить ситуацию, десятилетиями не использовались, тогда, как в государствах с рыночной экономикой их освоили очень быстро и в огромных масштабах.

Особенно явно слабости планово-командной системы проявляются при решении вопроса ДЛЯ КОГО производить блага, то есть при определении тех граждан, которые вправе получить те или иные произведенные страной блага.

Начав с реализации идей утопистов об уравнительном распределении «в меру разумных потребностей и трудового вклада», планово-командная экономика пришла, в конце концов, к тому, что главными критериями распределения здесь стали послушность системе власти и служебное положение. При этом наиболее ценные блага получали в первую очередь разнообразные начальники (в России это получило название «системы закрытых распределителей»).

Подавляющая же часть населения должна была «выслуживать» дефицитные блага годами послушного труда, независимо от того, насколько производителен и реально полезен был этот труд. Например, для получения талона на право покупки мебельного гарнитура надо было отработать без конфликтов с начальством 5 лет, а талона на покупку легкового автомобиля или ордера на бесплатную квартиру - 15-20 лет.

Поэтому, уверения идеологов социализма о том, что плановое ведение хозяйства будет куда более рациональным, чем «стихия рынка» и обеспечит невиданный в истории рост благосостояния граждан оказались абсолютно ложными.

Страны с планово-командной экономикой в ХХ веке полностью проиграли экономическое соревнование странам с рыночной экономикой. Именно поэтому в конце 80-начале 90-х годов этого века почти все бывшие социалистические страны встали на путь коренного преобразования своих экономических систем, воссоздавая частную собственность и рыночные механизмы.

Смешанная система – система большинства развитых стран мира.

Смешанная экономика – это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Место государство в смешанной экономике сведено к следующим моментам :

1. Государство вырабатывает «правила игры» (т.е. правовую основу). Государственные органы должны:

а) пресекать злоупотребления монопольным положением на рынке крупнейшими фирмами;

б) вести борьбу с недобросовестной конкуренцией;

в) обеспечивать защиту прав собственности и т.д.

2. Для стабилизации экономики:

Обеспечить полную занятость;

Максимально возможное сглаживание циклических колебаний;

Создание устойчивой денежной системы;

Регулирование платежного баланса;

Не допускать гиперинфляцию.

3. Необходимость вмешательство государства:

Некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

Оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб окружающей среде от деятельности коммерческих фирм).

Сложным в теоретическом и практическом плане является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику т.к. социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства.

Например: желание обеспечить в Швеции достойный уровень жизни всем членам общества, заставило правительство Швеции повысить уровень налогообложения с наиболее высоких индивидуальных доходов, что подорвало у высокооплачиваемой части населения стимулы к овладению сложными специальностями. В то же время у получателей социальных пособий появилась возможность жить хорошо, не работая, это тоже не способствовало укреплению семьи, т.к. пособие получали только одинокие матери.

Кроме того, - чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации.

Вывод : государство должно вмешиваться в тех случаях, когда рыночный механизм не может обеспечить решение проблем стоящих перед обществом, или когда действие рыночного механизма порождает негативные явления, противоречащие интересам общества.

В заключение необходимо отметить, что какова бы ни была экономическая система, она никогда не может быть совершенной. Важно, является ли экономическая система жизнеспособной и несет ли она прогресс.

Контрольные вопросы:

1. Назовите известные вам экономические системы и укажите, какие критерии используются при их классификации.



2. Укажите, каким образом и кем принимаются экономические решения в традиционной, плановой и рыночной экономике.

3. Что представляет собой административно-плановая система общества, какие черты характеризуют эту систему.

4. Краткая характеристика смешанной системы.

5. Почему командная или рыночная экономика в чистом виде не реализованы сегодня нигде в мире, и каждая реальная экономическая система является смешанной.

6. Приведите примеры того, как экономические системы влияют на стимулы и поведение людей.

Тесты (Выберите правильный ответ):

1. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика:

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.

2. Какие черты характерны для административно – командной системы:

а) конкуренция производителей;

б) дефицит потребительских товаров;

в) цены на подавляющее большинство товаров назначаются государством;

г) верно а и б;

д) верно б и в.

3. В административно – командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:

а) потребители;

б) государство;

в) зарубежные инвесторы.

г) запрет или ограничение частного предпринимательства.

5. Какой из ниже перечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики:

а) эффективные профсоюзы;

б) всеобщее государственное регулирование;

в) взвешенные действия предпринимателей;

г) активная конкуренция на рынке?

6. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике:

а) социальные гарантии;

б) деньги;

в) услуги специалистов мирового уровня;

г) интеллектуальные товары?

Основные понятия:

Экономическая система. Традиционная экономи­ка. Командная экономика. Смешанная экономика Модель экономической системы.


Раздел 3. Товарно-денежные отношения

Тема: Натуральное хозяйство и товарное производство

Да да они самые! Доисторические вопросы ещё времён СГИ!))))
=================================
Столичный Гуманитарный Институт
Тесты
по учебному курсу
«Экономика»
1. Что изучает общая экономическая теория:
1 законы экономического развития
2 бухгалтерский учет
3 функционирование отраслей хозяйства
4 экономическую статистику
2. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:
1 микроэкономический
2 макроэкономический
3 позитивный
4 нормативный
3. Отметить утверждения, относящиеся к макроэкономике:
1 результат конкуренции среди компьютерных фирм - снижение цен на компьютеры
2 курс доллара на ММВБ достиг самой высокой отметки за неделю
3 правительство повысило заработную плату в одной из бюджетных сфер экономики
4 общая сумма налогов на прибыль предприятий в России составляет более 50% получаемых доходов
4. Очевидно, экономическое отставание страны можно преодолеть путем радикальных структурных изменений в приоритетных отраслях. Какой вид науки призван сформулиро¬вать такую рекомендацию:
1 позитивный
2 нормативный
3 перспективный
4 регрессивный
5. Макроэкономика изучает нижеперечисленные вопросы, за исключением:
1 механизма инфляции
2 ценных бумаг Газпрома
3 роста совокупного производства в России
4 импортно-экспортных операций между Россией и Китаем.
6. Фундаментальный вопрос экономики - это:
1 дать возможность каждому иметь дачу, яхту и автомобиль
2 перераспределить доходы и устранить нищету
3 понизить безработицу
4 научиться справляться с дефицитом всех ресурсов
7. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения явления в экономике называется
1 абстракция
2 маржинальный анализ
3 рациональный выбор
4 контролируемый эксперимент
8. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства:
1 Это одно и тоже
2 в факторы производства не входят трудовые ресурсы
3 в экономические ресурсы не включена предпринимательская деятельность
4 факторы производства – это вовлеченные в процесс производства экономические
ресурсы
9. Средства производства - это:
1 часть капитала
2 трудовые ресурсы и капитал
3 предметы труда и средства труда
4 все материальные ресурсы
10. Средства труда - это часть средств производства:
1 на которую человек воздействует в процессе производства
2 при помощи которой человек воздействует на вещество природы
3 которая предназначена для найма рабочей силы
4 которая предназначена для приобретения сырья
11. К интенсивным факторам экономического роста следует отнести:
1 увеличение числа занятых работников
2 рост производительности труда
3 расширение производственных площадей
4 увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии
12. К экстенсивным факторам экономического роста следует отнести:
1 использование достижений НТП
2 расширение производственных площадей
3 повышение квалификации работников
4 рост производительности труда
13. В какой вид дохода реализуется собственность на землю:
1 процент
2 заработную плату
3 прибыль
4 ренту
14. Разделение труда - это:
1 закрепление людей, участвующих в производстве, за определенными видами трудовой деятельности
2 деление народного хозяйства на отрасли производства
3 распределение людей по профессиям
4 распределение созданного продукта между участниками трудового процесса
15. Последствием углубления общественного разделения труда не является:
1 рост производительности труда
2 выравнивание материальной обеспеченности различных слоев населения
3 повышение качества продукции
4 развитие отношений обмена
16. Проблемы: что, как и для кого производить - имеют отношение:
1 только к административно-командной системе
2 только к рыночной экономике
3 только к отсталой экономике
4 к любой экономической системе
17. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственною вмешательства - то это экономика:
1 традиционная
2 командная
3 рыночная
4 смешанная
18. Какая из названных характеристик не относится к традиционной системе:
1 частная собственность
2 централизованное планирование
3 свобода частного предпринимательства
4 верность многовековым традициям
19. Какие черты не характерны для административно-командной системы:
1 конкуренция производителей
2 дефицит потребительских товаров
3 цены на подавляющее большинство товаров назначаются государством
4 административные методы управления экономикой
20. Какая общая черта характерна для традиционной и командно-административной систем:
1 отсутствие частной собственности на землю
2 планирование национальной экономики
3 свободное ценообразование
4 преобладающая роль традиций
21. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:
1 потребители
2 государство
3 зарубежные инвесторы
4 предприятия
22. Какие факторы обусловили неизбежность дефицита ресурсов в административно-командной экономике:
1 цены, не учитывающие соотношение спроса и предложения
2 отсутствие безработицы
3 конкуренция товаропроизводителей
4 социальная направленность экономики
23. К числу преимуществ административно-командной системы относятся:
1 мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях
2 ярко выраженная социальная дифференциация
3 устойчивый дефицит ресурсов
4 запрет или ограничение частного предпринимательства
24. Какая из названных характеристик не относится к административно-командной системе:
1 централизованное планирование
2 свобода частного предпринимательства
3 установление государством цен на подавляющее большинство товаров и услуг
4 хозрасчетное стимулирование
25. Административно-командная система может обойтись:
1 без "теневой экономики"
2 без свободной конкуренции на внутреннем потребительском рынке
3 централизованного планирования
4 административных методов управления
26. Определите, в какой экономической системе действует право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору:
1 традиционной
2 административно-командной
3 рыночной экономике свободной конкуренции
27. При производстве 1 кг металла было недополучено 10 керамических ваз. Какой из таблиц производственных возможностей это соответствует:
продукт:
А Б В Г
Алюминий, кг
5 7 6 5 3 4 1 2
Вазы, шт
10 20 20 30 10 20 30 10

28. В экономической системе наращивание производства одного продукта про¬исходит при сокращении другого. Экономисты такую ситуацию называют:
1 экономическим кризисом
2 неэффективной
3 эффективной
4 традиционной экономикой

29. Альтернативные издержки получения образования не включают в себя:
1 заработную плату, которую Вы бы получили, не обучаясь
2 деньги, потраченные на учебники
3 деньги, потраченные на питание
4 деньги, заплаченные за обучение

30. Если государство обяжет всех продавать товары по низким ценам, то оно мо¬жет свести альтернативные издержки к небольшим величинам:
1 всегда
2 в ряде случаев
3 никогда
4 если будет обеспечено выполнение этого требования

31. Известны три основных фактора производства. Какая из приведенных ниже групп категорий включает в себя все три составляющие:
1 предприниматели, деньги, рента
2 рабочие, станки, завод
3 воздух, ученые, автомобили
4 нефть, газопровод, ювелирные изделия

32. Стоимость это:
1 свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количест¬венных пропорциях
2 затраты на производство продукции со стороны производителя
3 воплощенный в товаре общественный труд
4 воплощенный в товаре конкретный труд

33. В модели кругооборота:
1 предприниматели всегда обменивают факторы производства на деньги
2 домашние хозяйства всегда обменивают деньги на товары
3 домашние хозяйства являются продавцами на рынке ресурсов и покупате¬лями на рынке товаров
4 предприниматели являются покупателями на рынке товаров и продавцами на рынке ресурсов

34. К объективным условиям возникновения рыночной системы хозяйства не относится:
1 общественное разделение труда
2 экономическая обособленность субъектов системы
3 жесткая система управления производством
4 ограниченность ресурсов

35. Что является признаком только рынка совершенной конкуренции:
1 предприятие выбирает объем выпуска так, чтобы получить максимальную прибыль
2 предприятия продают продукты субституты
3 предприятие не обладает рыночной властью
4 на рынке действует несколько предприятий, выпускающих этот товар

36. Фирма - монопсонист на рынке труда по сравнению с конкурентным рынком:
1 нанимает меньше работников и платит им большую заработную плату
2 нанимает больше работников и платит им меньшую заработную плату
3 нанимает меньше работников и платит им меньшую зарплату
4 нанимает больше работников и платит им большую зарплату

37. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике?
1 социальные гарантии
2 услуги специалистов мирового уровня
3 деньги
4 интеллектуальные товары

38. Из всех приведенных ниже понятий необходимо выбрать одно – единственно правильное для данного случая. Итак, спрос это:
1 количество товара для человека
2 количество товара, которое люди желают приобрести по той или иной цене
3 заменители блага, т.е. товары, использующиеся вместо него
4 платежеспособная потребность
39. Кривая рыночного спроса показывает:
1 как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателей
2 по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок
3 величину эффекта замещения, выраженную в денежных единицах
4 сколько блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при разных ценах
40. Кривая рыночного спроса показывает:
1 как будет повышаться потребление блага при росте его цены
2 как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей
3 как будет снижаться потребление блага при росте его цены
4 как будет повышаться потребление блага при сокращении дохода покупателей
41. Кривая спроса сместится вправо, если:
1 вырастут доходы потребителей
2 будут обнаружены новые полезные свойства данного блага
3 в экономике ожидается повышение цен
4 все эти факторы приведут к указанному сдвигу
5 ни один из этих факторов не приведет к такому сдвигу
42. При прочих равных условиях рост предложения приведет:
1 к росту равновесной цены и снижению количества
2 к снижению цены и росту физического объема продаж
3 к падению равновесной цены и снижению количества
4 ничего не изменится
43. Совершенствование технологии сдвигает:
1 кривую спроса вверх и вправо
2 кривую спроса вниз и вправо
3 кривую предложения вниз и вправо
4 кривую предложения вверх и влево

44. Перемещение от точки Б к точке А может быть связано:
1 со снижением величины спроса
2 с сокращением спроса
3 со сдвигом спроса
4 с ростом объема предложения

45. Движение от точки Б к точке В может быть вызвано:
1 ростом величины предложения
2 увеличением объема спроса
3 возрастанием спроса
4 ничем из указанного

46. Перемещение от точки Б к точке В может
быть вызвано:
1 изменением цены данного товара
2 сдвигом предложения данного товара
3 изменением цены на товар, связанный в
потреблении с данным
4 изменением цены используемых в
производстве ресурсов

47. Если цена товара ниже точки равновесия, то возникает:
1 избыток
2 дефицит
3 рост безработицы
4 все варианты не верны
48. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
1 спрос равен предложению
2 цена равна издержкам плюс прибыль
3 уровень технологии применяется постепенно
4 объем предложения равен объему спроса
49. Пирожки заменяют булочки в потреблении, а масло дополняет. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена булочек понизится?
1 цены пирожков и масла снизятся
2 цена пирожков возрастет, - а цена масла понизится
3 цена пирожков упадет, а масла - повысится
4 цены пирожков и масла вырастут
50. Увеличились доходы населения. Линия ДД видеомагнитофонов:
1 уйдет влево вниз
2 останется на месте
3 уйдет вправо вверх
51. Повысилась цена на баранину. Линия ДД на свинину:
1 пойдет вправо вверх
2 останется на месте
3 пойдет влево вниз
52. Повысилась цена на бензин. Линия ДД на микролитражки:
1 останется на месте
2 уйдет вправо вверх
3 уйдет влево вниз
53. Повысились цены на столы. Линия SS стульев:
1 не изменит своего положения
2 уйдет вправо
3 уйдет влево
54. Повысились цены на минеральные удобрения. Линия SS пшеницы:
1 осталась на прежнем месте
2 уйдет влево
3 уйдет вправо
55. По своей натуральной форме ВВП - это:
1 сумма всех реализованных товаров и услуг
2 сумма всех конечных товаров и услуг
3 сумма всех произведенных товаров и услуг
4 сумма всех готовых товаров и услуг
56. Различие между ВНП и ВВП заключается в том, что:
1 в ВНП включается стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами на своей национальной территории;
2 ВНП больше (меньше), чем ВВП на величину сальдо между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом;
3 ВВП отличается от ВНП на величину сальдо между прибылями и доходами, потребляемыми резидентами данной страны за рубежом, и прибылями и доходами, получаемыми иностранными резидентами на территории данной страны
4 никакой разницы нет
57. Номинальный ВНП измеряется:
1 в экспортных ценах
2 в базовых (неизменных) ценах
3 в ценах предшествующего периода
4 в рыночных текущих ценах
58. Дефлятор ВНП равен отношению:
1 реального ВНП к номинальному ВНП
2 номинального ВНП к реальному ВВП
3 реального ВВП к номинальному ВНП
4 номинального ВНП к реальному ВНП
59. Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить:
1 различие между структурой производства в данном и предыдущем году
2 различия в рыночной стоимости «товарной корзины» двух разных временных периодов
3 различия в уровнях цен двух разных стран
4 разницу между уровнем оптовых и розничных цен
60. Увеличение уровня безработицы:
1 не зависит от объема реального ВНП
2 связано с увеличением объема реального ВНП
3 связано с уменьшением объема реального ВНП
4 это разные проблемы

ПРИЛОЖЕНИЕ:
правильные варианты ответов на вопросы Экономике

1. 1 29. 3 57. 4
2. 2 30. 3 58. 4
3. 4 31. 3 59. 2
4. 1 32. 3 60. 3
5. 2 33. 3
6. 4 34. 3
7. 1 35. 3
8. 4 36. 3
9. 3 37. 3
10. 2 38. 4
11. 2 39. 4
12. 2 40. 3
13. 4 41. 4
14. 1 42. 2
15. 2 43. 3
16. 4 44. 1
17. 4 45. 3
18. 2 46. 3
19. 1 47. 2
20. 3 48. 4
21. 2 49. 3
22. 1 50. 3
23. 1 51. 1
24. 2 52. 2
25. 2 53. 3
26. 3 54. 2
27. 2 55. 2
28. 3 56. 3

абстракция;

маржинальный анализ;

рациональный выбор;

контролируемый эксперимент.

8. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства:

это одно и тоже;

в факторы производства не входят трудовые ресурсы;

в экономические ресурсы не включена предпринимательская деятельность;

факторы производства - это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

9. Средства производства - это:

часть капитала;

трудовые ресурсы и капитал;

предметы труда и средства труда;

все материальные ресурсы.

10. Средства труда - это часть средств производства:

на которую человек воздействует в процессе производства;

при помощи которой человек воздействует на вещество природы;

которая предназначена для найма рабочей силы;

которая предназначена для приобретения сырья.

11. К интенсивным факторам экономического роста следует отнести:

увеличение числа занятых работников;

увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии.

12. К экстенсивным факторам экономического роста следует отнести:

использование достижений НТП;

расширение производственных площадей;

повышение квалификации работников;

рост производительности труда.

13. В какой вид дохода реализуется собственность на землю:

1) процент;

2) заработную плату;

3) прибыль;

14. Разделение труда - это:

закрепление людей, участвующих в производстве, за определенными видами трудовой деятельности;

деление народного хозяйства на отрасли производства;

распределение людей по профессиям;

распределение созданного продукта между участниками трудового процесса.

15. Последствием углубления общественного разделения труда не является:

рост производительности труда;

выравнивание материальной обеспеченности различных слоев населения;

повышение качества продукции;

развитие отношений обмена.

16. Проблемы: что, как и для кого производить - имеют отношение:

только к административно-командной системе;

только к рыночной экономике;

только к отсталой экономике;

к любой экономической системе.

17. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то это экономика:

традиционная;

командная;

рыночная;

смешанная.

18. Какая из названных характеристик не относится к традиционной системе:

частная собственность;

верность многовековым традициям.

19. Какие черты не характерны для административно-командной системы:

конкуренция производителей;

дефицит потребительских товаров;

цены на подавляющее большинство товаров назначаются государством;

административные методы управления экономикой.

20. Какая общая черта характерна для традиционной и командно-административной систем:

отсутствие частной собственности на землю;

планирование национальной экономики;

свободное ценообразование;

преобладающая роль традиций.

21. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:

потребители;

государство;

зарубежные инвесторы;

предприятия.

22. Какие факторы обусловили неизбежность дефицита ресурсов в административно-командной экономике:

цены, не учитывающие соотношение спроса и предложения;

отсутствие безработицы;

конкуренция товаропроизводителей;

социальная направленность экономики.

23. К числу преимуществ административно-командной системы относятся:

мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях;

ярко выраженная социальная дифференциация;

устойчивый дефицит ресурсов;

запрет на ограничение частного предпринимательства.

24. Какая из названных характеристик не относится к административно-командной системе:

централизованное планирование;

свобода частного предпринимательства;

установление государством цен на подавляющее большинство товаров и услуг;

хозрасчетное стимулирование.

25. Административно-командная система может обойтись:

без «теневой экономики»;

без свободной конкуренции на внутреннем потребительском рынке;

централизованного планирования;

административных методов управления.

26. Определите, в какой экономической системе действует право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору:

традиционной;

административно-командной;

рыночной экономике свободной конкуренции.

27. При производстве 1 кг металла было недополучено 10 керамических ваз. Какой из таблиц производственных возможностей это соответствует:

28. В экономической системе наращивание производства одного продукта происходит при сокращении другого. Экономисты такую ситуацию называют :

экономическим кризисом;

неэффективной;

эффективной;

традиционной экономикой.

29. Альтернативные издержки получения образования не включают в себя:

заработную плату, которую Вы бы получали, не обучаясь;

деньги, потраченные на учебники;

деньги, потраченные на питание;

деньги, заплаченные за обучение.

30. Если государство обяжет всех продавать товары по низким ценам, то оно может свести альтернативные издержки к небольшим величинам:

в ряде случаев;

если будет обеспечено выполнение этого требования.

31. Известны три основных фактора производства. Какая из приведенных ниже групп категорий включает в себя все три составляющие:

предприниматели, деньги, рента;

рабочие, станки, завод;

воздух, ученые, автомобили;

нефть, газопровод, ювелирные изделия.

32. Стоимость это:

свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях;

затраты на производство продукции со стороны производителя;

воплощенный в товаре общественный труд;

воплощенный в товаре конкретный труд.

33. В модели кругооборота:

предприниматели всегда обменивают факторы производства на деньги;

домашние хозяйства всегда обменивают деньги на товары;

домашние хозяйства являются продавцами на рынке ресурсов и покупателями на рынке товаров;

предприниматели являются покупателями на рынке товаров и продавцами на рынке ресурсов.

34. К объективным условиям возникновения рыночной системы хозяйства не относится:

общественное разделение труда;

экономическая обособленность субъектов системы;

жесткая система управления производством;

ограниченность ресурсов.

35. Что является признаком только рынка совершенной конкуренции:

предприятие выбирает объем выпуска так, чтобы получить максимальную прибыль;

предприятия продают продукты субституты;

предприятие не обладает рыночной властью;

на рынке действует несколько предприятий, выпускающих этот товар.

36. Фирма - монополист на рынке труда по сравнению с конкурентным рынком:

нанимает меньше работников и платит им большую заработную плату;

нанимает больше работников и платит им меньшую заработную плату;

нанимает меньше работников и платит им меньшую зарплату;

нанимает больше работников и платит им большую зарплату.

37. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике:

социальные гарантии;

услуги специалистов мирового уровня;

интеллектуальные товары.

38. Из всех приведенных ниже понятий необходимо выбрать одно - единственно правильное для данного случая. Итак, спрос это:

количество товара для человека;

количество товара, которое люди желают приобрести по той или иной цене;

заменители блага, т.е. товары, использующиеся вместо него;

платежеспособная потребность.

39. Кривая рыночного спроса показывает:

как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателей;

по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок;

величину эффекта замещения, выраженную в денежных единицах;

сколько блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при разных ценах.

40. Кривая рыночного спроса показывает:

как будет повышаться потребление блага при росте его цены;

как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей;

как будет снижаться потребление блага при росте его цены;

как будет повышаться потребление блага при сокращении дохода покупателей.

41. Кривая спроса сместится вправо, если:

вырастут доходы потребителей;

будут обнаружены новые полезные свойства данного блага;

в экономике ожидается повышение цен;

все эти факторы приведут к указанному сдвигу;

ни один из этих факторов не приведет к такому сдвигу.

42. При прочих равных условиях рост предложения приведет:

к росту равновесной цены и снижению количества;

к снижению цены и росту физического объема продаж;

к падению равновесной цены и снижению количества;

ничего не изменится.

43. Совершенствование технологии сдвигает:

кривую спроса вверх и вправо;

кривую спроса вниз и вправо;

кривую предложения вниз и вправо;

кривую предложения вверх и влево.

44. Перемещение от точки Б к точке А может быть связано:

со снижением величины спроса;

с сокращением спроса;

со сдвигом спроса;

с ростом объема предложения.

45. Движение от точки Б к точке В может быть вызвано:

ростом величины предложения;

увеличением объема спроса;

возрастанием спроса:

ничем из указанного.

46. Перемещение от точки Б к точке В может быть вызвано:

изменением цены данного товара;

сдвигом предложения данного товара;

изменением цены на товар, связанный в потреблении с данным;

изменением цены используемых в производстве ресурсов.

47. Если цена товара ниже точки равновесия, то возникает:

рост безработицы;

все варианты не верны.

48. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

спрос равен предложению;

цена равна издержкам плюс прибыль;

уровень технологии применяется постепенно;

объем предложения равен объему спроса.

49. Пирожки заменяют булочки в потреблении, а масло дополняет. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена булочек понизится:

цены пирожков и масла снизятся;

цена пирожков возрастет, а цена масла понизится;

цена пирожков упадет, а масла - повысится;

цены пирожков и масла вырастут.

50. Увеличились доходы населения. Линия ДД видеомагнитофонов:

уйдет влево вниз;

останется на месте;

уйдет вправо вверх.

51. Повысилась цена на баранину. Линия ДД на свинину:

пойдет вправо вверх;

останется на месте;

пойдет влево вниз.

52. Повысилась цепа па бензин. Линия ДД на микролитражки:

останется на месте;

уйдет вправо вверх;

уйдет влево вниз.

53. Повысились цены на столы. Линия SS стульев:

не изменит своего положения;

уйдет вправо;

уйдет влево.

54. Повысились цены на минеральные удобрения. Линия SS пшеницы:

осталась на прежнем месте;

уйдет влево;

уйдет вправо.

55. По своей натуральной форме ВВП - это:

сумма всех реализованных товаров и услуг;

сумма всех конечных товаров и услуг;

сумма всех произведенных товаров и услуг;

сумма всех готовых товаров и услуг.

56. Различие между ВНП и ВВП заключается в том, что:

в ВНП включается стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами на своей национальной территории;

ВНП больше (меньше), чем ВВП на величину сальдо между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом;

ВВП отличается от ВНП на величину сальдо между прибылями и доходами, потребляемыми резидентами данной страны за рубежом, и прибылями и доходами, получаемыми иностранными резидентами на территории данной страны;

никакой разницы нет.

57. Номинальный ВНП измеряется:

в экспортных ценах;

в базовых (неизменных) ценах;

в ценах предшествующего периода;

в рыночных текущих ценах.

58. Дефлятор ВНП равен отношению:

реального ВНП к номинальному ВНП;

номинального ВНП к реальному ВВП;

реального ВВП к номинальному ВНП;

номинального ВНП к реальному ВНП.

различие между структурой производства в данном и предыдущем году;

различия в рыночной стоимости «товарной корзины» двух разных временных периодов;

различия в уровнях цен двух разных стран;

разницу между уровнем оптовых и розничных цен.

60. Увеличение уровня безработицы:

не зависит от объема реального ВНП;

связано с увеличением объема реального ВНП;

связано с уменьшением объема реального ВНП;

это разные проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная* :

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ21.10.1994) (ред. от 27.07.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принятГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

4. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: Учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Проспект, 2011. – 320 с.

5. Современная экономика: Учеб. пособие / под ред О.Ю.Мамедова. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.

Дополнительная:

1. Ариаднов, В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования / В.Д. Ариаднов. - М. : Экономика, 2009.

2. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /В.Д. Грибов, В.П.Грузинов, В.А.Кузьменко. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 416 с.

3. Павлов, П.В. Правовое обеспечение экономики: Учеб. пособие / П.В. Павлов. – М. : Магистр: ИНФРА – М, 2010. – 383 с.

4. Рубинштейн, А. Я. Рождение теории. Разговоры с известными экономистами / А.Я. Рубинштейн. - М. : Экономика, 2010.

5. Слагода, В.Г. Основы экономики: Учеб. / В.Г. Слагода. – 2-е мзд. – М.: ФОРУМ; : ИНФРА-М, 2010. – 224 с.

6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. Е.В. Полиевктовой. - М. : Экономика, 2008.

7. Сухарев, О. С. Институциональная теория и экономическая политика / О.С. Сухарев. - М. : Экономика, 2010.

8. Черкасов, Г. И. Общая теория собственности / Г. И. Черкасов. - М. : Экономика, 2009.

9. Шамхалов, Ф. И. Государство и экономика: Основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2010.

10. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: проспект, 2010. – 336 с.

11. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 515с.

12. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ГИД ВЛАДОС, 2007. – 591 с

* - источники из списка основной литературы имеются в справочно-библиографическом отделе-библиотеке Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

11. Вопросы для подготовки к экзамену

2. Возникновение экономической науки и основные этапы ее развития.

3. Теоретический этап развития экономической науки: меркантилизм, классическая и марксистская политическая экономия

4. Немарксистское направление: маржинализм, неоклассическая теория, институционализм.

5. Предмет и функции экономической теории.

6. Экономика как основное направление современной экономической теории. Составные части экономики.

7. Экономическое благо и его свойства.

8. Экономические ресурсы и их структура.

9. Фундаментальная проблема экономики и проблема использования ресурсов.

10. Производство как процесс потребления ресурсов. Факторы производства.

11. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей и ее свойства.

12. Понятие эффективности, ее количественное выражение. Эффективность производства и Парето-эффективность.

13. Понятие экономической системы, ее структура и классификация.

14. Сущность и характерные черты традиционной системы.

15. Характеристика хозяйственного механизма командно-административной системы.

16. Рыночная система хозяйства: сущность, этапы становления, характерные черты.

17. Основные модели поведения человека в экономике.

18. Смешанная экономика. национальные модели смешанной экономики.

19. Условия возникновения, сущность и функции рынка.

20. Классификация видов рынков.

21. Характеристики рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Виды рынков несовершенной конкуренции.

22. Рыночный механизм: сущность и структурные элементы.

23. Спрос, функция спроса, закон спроса и его графическое выражение.

24. Предложение, функция предложения, закон предложения и его графическое выражение.

25. Взаимодействие элементов рыночного механизма и установление рыночного равновесия.

26. Неценовые факторы динамики спроса и их графическое выражение.

27. Неценовые факторы динамики предложения и их графическое выражение.

28. Эластичность спроса и предложения: виды и измерение.

29. Преимущества и недостатки функционирования рыночного механизма.

30. Производство и производственная функция, графическое выражение производственной функции. Свойства производственной функции.

31. Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.

32. Издержки предприятия (фирмы) в краткосрочном периоде: классификация, динамика и графическое отображение.

33. Результаты хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) и их оценка.

34. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде.

35. Равновесие фирмы на рынке несовершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде.

35. Собственности и ее роль в экономической системе. Правовое и экономическое содержание собственности

36. Типы и формы собственности в рыночной экономике.

37. Организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике Российской Федерации.

38. Приватизация государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: сущность, этапы и способы проведения.

39. Макроэкономика как раздел экономической науки. Особенности макроэкономического анализа.

40. Система целей и результатов макроэкономического развития.

41. Валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП) как основные показатели изменения национального производства.

42. Методы расчета ВНП. Номинальный и реальный ВНП.

43. Основные макроэкономические показатели системы национального счетоводства.

45. Совокупный спрос и совокупное предложение: структура и факторы. Модель «AD-AS»

46. Классическая, кейнсианская и монетаристская модели макроэкономического равновесия.

47. Макроэкономическое развитие и экономический рост. Типы экономического роста.

48. Цикличность экономического развития.

49. «Провалы» рын­ка и необходимость государственного регулирования экономики. Концепции роли государства в рыночной экономике.

50. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели и основные инструменты реализации.

51. Финансы и финансовая система страны. Государственный бюджет и проблема его сбалансированности.

52. Налоги: сущность, функции и виды.

53. Налоговая система страны и ее основные элементы.

54. Деньги: сущность, функции и виды.

55. Возникновение, сущность и последствия инфляция. Антиинфляционная политика государства.

56. Роль кредита в экономике. Структура кредитно-денежной системы страны.

57. Денежная система и ее структура. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства.

58. Доходы и их распределение в рыночной экономике.

59. Социальная политика государства в условиях рыночной экономики.

60. Мировое хозяйство: сущность, структура и основные тенденции развития.

61. Международные экономические отношения и формы их реализации.

62. Внешняя торговля: теоретические основы осуществления и способы государственного регулирования.

63. Международные валютные отношения. Валютный курс и его влияние на состояние национальной экономики.

64. Сущность переходной экономики. Основные направления перехода России к рынку.

65. Теневая экономика и коррупция.