интервью с протоиереем Дмитрием Смирновым

— Что такое церковный приход и чем он отличается от храма?

— Часто слова «храм» и «приход» используются как синонимы, но между ними есть разница, и большая. Храм – просто здание, а приход – это община, люди, которые приходят в храм. Они так и называются – прихожане. В Евангелии Христос произносит: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть люди приходят в храм на богослужение во имя Христово, чтобы пообщаться с Богом и друг с другом.

В первые три века существования христианства по объективным причинам храмов не существовало – ведь до 313 года христианство в Римской империи было запрещено. Верующие собирались на богослужения в частных домах. После 313 года христиане начали использовать для служб бывшие языческие храмы и базилики, их переоборудовали и освящали. Таким образом, постепенно возникло понятие прихода. Строго говоря, приход – это форма самоорганизации церковной жизни, первичная структура Церкви. Можно привести такую параллель: Библия говорит, что – это мистическое Тело Христа. Так вот приход – это клеточка большого церковного Тела.

— Прихожанин – это только тот, кто постоянно ходит в храм?

— Прежде всего, человеку нужно осознавать свою причастность к Вселенской Церкви именно через эту общность. Объективно такая причастность осуществляется на богослужении, в Таинстве Евхаристии, где происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Принимая Святые Дары, все люди, которые собрались в этом месте, соединяются со Христом, и через Него – со всей Вселенской Церковью. Вообще, быть христианином – значит участвовать в Таинстве Евхаристии.

Но приходская жизнь отнюдь не сводится только к богослужению, или, лучше сказать, ни в коем случае не должна сводиться к этому. Жизнь прихода – это все, что происходит внутри данной общины.

— В том числе и так называемая внебогослужебная жизнь?

— Во-первых, это миссионерская деятельность – церковное воспитание и образование новых членов общины. Во-вторых, благотворительность: попечение о вдовах, сиротах, больных, стариках, инвалидах. На самом деле всю внебогослужебную приходскую жизнь можно уложить в эти две формы: миссия и благотворительность.

Можно хоть каждый день приходить в храм, молиться и даже участвовать в Таинствах, но при этом оставаться равнодушным ко всему, кроме себя, своего личного спасения или жизни своей семьи, не интересуясь тем, что происходит в общине. Вряд ли такого человека можно назвать членом прихода, общины. Член общины – это тот, кто осознает жизнь общины как общее дело, то есть как Литургию. Обычно Литургия воспринимается, как часть богослужебного круга. Это неверно. Литургия – это полнота всего церковного служения: и богослужебного, и миссионерского, и благотворительного.

— Вы настоятель нескольких приходов. Расскажите об их жизни.

— Жизнь этих приходов как раз и иллюстрирует то, что приход – не что-то отдельное, самодостаточное. Приход связан со всей Церковью. Есть один настоятель, а священники храмов служат во всех приходах по очереди. Несмотря на то, что в каждом храме есть свой «костяк» активных прихожан, у нас имеется общий центр, и он руководит жизнью всех храмов. Фактически, это одна община.

Что касается богослужения, то это регулярная утренняя и вечерняя службы во всех храмах, обязательная живая проповедь после службы, несколько церковных хоров, составленных из прихожан, певческая школа, небольшая семинария, откуда вышли уже двадцать пять священнослужителей. Для желающих принять крещение у нас существуют курсы, где кратко обучают основам христианской веры.

Теперь о миссии. Это две еженедельные радиопрограммы, сайт в интернете, самая крупная русскоязычная православная интернет-библиотека, регулярная телевизионная программа, издательство, сеть магазинов, распространяющих духовную литературу, ежемесячная пятидесятиполосная газета, воскресная школа, гимназия.

Если говорить о благотворительности, то это два детских дома, патронажная служба по уходу за одинокими стариками, сестричество – то есть сестры милосердия, которые помогают больным в 50-й городской больнице, фонд помощи многодетным семьям и сиротам. Все служение осуществляют сами прихожане.

— Есть весьма распространенное мнение, что место активной деятельности верующего человека должно ограничиваться территорией храма. За забором начинается светское государство, где не должно быть места для церковной благотворительности, а тем более миссионерства. Как Вы относитесь к такому мнению?

— Ограничить миссионерство и благотворительность стенами храма и свести церковную жизнь только к богослужению – это то же самое, что запретить есть хлеб везде, кроме булочной. Это с определенной долей успеха осуществлялось при советской власти. Целью большевиков было вытравить у людей веру. Для этого нужно было загнать в гетто, свести всю приходскую жизнь к богослужению. Строго контролировалось даже содержание проповедей. Талантливых проповедников удаляли из центральных храмов, отправляли на служение в глухие деревни. По сути, проводилась «селекционная работа» по отношению к духовенству. Священник должен был быть молчалив, необразован, постоянно спешить домой, а еще лучше, если бы он выпивал и совершенно не интересовался пастырской деятельностью, не говоря уже о каких-то инициативах прихожан. Как раз в те годы возникли такие дикие и неприемлемые для Церкви практики, как, например, общая исповедь, когда священник с амвона произносит названия грехов, а прихожане автоматически «каются»: «Да, грешны в этом». Возникла грубость по отношению к людям, которые только-только вошли в храм. Отдельные пастыри реально занимались людьми, но таких были единицы.

Когда сегодня некоторые люди утверждают, что «место попов в храме» – это напоминает ту же большевистскую логику. Таким людям можно напомнить слова любимого ими атеиста Вольтера: «Я не согласен с вашими мыслями, но я готов умереть за ваше право их исповедовать».

Человек сегодня, слава Богу, может придерживаться какого угодно мнения, Россия за это долго боролась. Все, что делает христианин, естественным образом является продолжением его веры. Например, существует православный сайт. Он никому ничего не навязывает. Но если человеку необходимо, он может туда зайти и задать интересующий его вопрос, увидеть церковный взгляд на жизнь, получить нужную информацию. Тем более Конституция России разрешает любому объединению людей излагать свои взгляды, если они не противоречат закону.

Исповедовать свою веру – значит рассказывать о ней, прославлять Бога в самом себе, своими делами. Прежде всего это делается, конечно, на богослужении. Но прославлять Бога можно молча, без всяких громких слов, ухаживая за одинокими стариками или детьми-сиротами.

— Мы в редакции нередко получаем письма, где люди рассказывают, как они, их родственники или друзья – уходят из Православной Церкви в разные секты и протестантские общины, потому что не находят себе места в Церкви. Православные приходы не могут удовлетворить их жажду активности, сводя всю христианскую жизнь только к богослужению. Как Вы думаете, существует ли реально такая проблема?

— Безусловно, такая проблема есть. Это тоже – наследие советских времен, когда любая активность верующих вне храма была запрещена. Поэтому, к сожалению, основная часть православного духовенства, выросшая при большевистской власти, непривычна к такой деятельности. Служение многих священников направлено только на реализацию богослужебной деятельности. Литургия, Евхаристия – это действительно сердце жизни прихода. Понятно, что сердце – самый главный орган, без него жить нельзя. Но ведь организм не сводится только к сердечной деятельности, нужны и другие органы.

Но и Церковь – это живой организм, тело Христово. У него, помимо сердца, должны существовать и голова, и печень, и руки, и ноги… Если священник не проповедует – значит, у общины нет языка, если не помогает ближним – значит, у нее нет рук, если нет обучения основам веры – значит, отсутствует голова. Церковный приход, община – это полнота. Если там чего-то нет, это инвалид – «человек с ограниченными возможностями». В двадцатые годы прошлого века все приходы превратились в таких инвалидов. Пятнадцать лет назад пришлось начинать практически с нуля, восстанавливая, «пришивая» отрубленные органы.

— Есть ли разница между дореволюционными и современными приходами, кроме той, что тогда храмы строили, а сейчас восстанавливают?

— Безусловно. Во-первых, каждый священник до революции был государственным чиновником. С одной стороны, государство защищало Церковь – например, от святотатства. За кражу иконы давали гораздо больше лет каторги, чем за украденный саквояж. Сегодня этого нет. Государство не отличает простое воровство от святотатства – ограбление храма. Если сегодня украдут из храма икону, то первым делом милиция спросит, сколько стоит икона.

Но с другой стороны, до 1917 года государство постоянно вмешивалось в церковную жизнь, регламентировало ее. Сейчас Церковь и ее приходы имеют реальную свободу. Это небывалое в истории России явление. Полнота жизни Церкви зависит исключительно от нашей инициативы. А она, к сожалению, еще недостаточно развита. Святейший Патриарх постоянно призывает приходы проявлять активность. И сам он, несмотря на возраст, необычайно активен. В Православной Церкви столь активных людей, к сожалению, раз, два и обчелся. Патриарх реально является лидером возрождения внебогослужебной жизни приходов.

— Существуют ли какие-то обязанности прихода по отношению к своим прихожанам, и наоборот, обязанности прихожан по отношению к приходу?

— Конечно, все это прописано в уставе прихода. Настоятель вместе с группой людей из двенадцати человек – приходским советом должен организовать жизнь прихода – богослужебную, миссионерскую и благотворительную. Что же касается обязанностей прихожан, они носят исключительно неформальный характер – будь то сбор средств на содержание храма или миссионерская и благотворительная деятельность.

— Можно ли сказать, что участвующий в жизни прихода человек является настоящим христианином?

— Чтобы быть христианином, нужно исполнять евангельские заповеди. Ведь социальную деятельность может вести кто угодно. Когда я был в Америке, то наблюдал такую форму социального служения. Многие католические и протестантские храмы после богослужения превращают храмы в столовые, собирают бездомных и бесплатно их кормят. В этом служении могут принимать участие кто угодно: иудеи, мусульмане, буддисты, атеисты… То есть просто добрые люди, которые хотят себя реализовать, но никак не относящиеся к христианству. Это замечательно. Но христианином может называться только человек, который исполняет евангельские заповеди, регулярно участвует в Евхаристии и старается жить так, как жил Христос. Христианин должен заниматься миссионерской деятельностью. При этом не обязательно выходить на улицы с плакатами. Просто там, где ты живешь, живи не так, как все: не пей, не занимайся развратом, не ругайся с людьми…

— Общины – активные люди есть и в при синагогах, и при мечетях. Можно ли назвать эти общины приходами, храмы – церквами, а настоятелей – священниками?

— И у мусульман, и у иудеев есть люди, которые оставили мирскую жизнь и занимаются исключительно делами общины. Условно можно назвать эти общины церковью в первоначальном значении этого слова, ведь греческое eclessia (собрание) означает именно какое-то сообщество людей. Но христианство называет Церковью собрание людей, которые объединены любовью ко Христу, Таинствами, верой, что Христос – это Мессия, Спаситель. С условностью можно назвать глав и синагог, и мечетей священниками. Но христианский священник отличается от них тем, что не он приносит жертву Богу, а Бог приносит жертву за людей – приносит на Кресте. На Литургии мы только приобщаемся этой Жертве.

беседовал Роман Маханьков

Казначей Сретенского монастыря - о том, что некоторыми СМИ преподносится как «горячие» темы: платит ли Церковь налоги? на что тратятся деньги жертвователей? почему храмы и монастыри вынуждены заниматься «торговлей»?

- Сегодня ходит много толков о том, что Церковь стала богатой, при этом бабушки относят в храм последние деньги, а священники ничем не брезгуют, совершая требы. Претензии к духовенству и монашествующим растут. Любое упоминание Церкви и ее доходов вызывает массу вопросов. Что на это можно ответить? И грешно ли быть богатым?

Тема, которой вы касаетесь, многогранна. В Священном Писании признается факт, что существуют люди богатые и бедные, имеющие различный социальный статус. Когда Христос пришел на землю, Он сказал: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5: 3). В другом случае Он говорит, что трудно богатому войти в Царствие Небесное - легче верблюду пройти через игольные уши (см.: Мф. 19: 24). И по всему тексту Евангелия мы можем сделать вывод, что Христос отдает предпочтение бедным. Он не говорит, что богатые не спасутся, но - что трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Небесное. Следовательно, идеалом ученика Христова является тот, кто оставляет всё: дом, семью, имущество, - всецело вверяя себя в руки Учителя, и следует за Ним, неся крест.

Но в Евангелии есть и очень интересный сюжет - как одна женщина (мы не знаем ее имени, и она даже не называется богатой) принесла Господу миро стоимостью в 300 денариев и, разбив сосуд, помазала ноги Его (см.: Лк. 7: 37-48). В I веке стоимость этого мира равнялась годовому заработку военнослужащего. И вот неожиданно для всех Учитель бедности говорит: «…что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете…» (Мф. 26: 10-11). Когда Иисус входит в Иерусалим после , Он, как «Сын Давидов», принимает поистине царские почести: Его встречает народ с пальмовыми ветвями в руках и восклицая: «Осанна в вышних!» Итак, Христос, не имея никакого личного имущества на земле, принимает богатое приношение, когда хочет подчеркнуть Свое достоинство Царя Славы.

В Ветхом Завете постоянно указывается на то, что храму Божию, как месту пребывания Славы Господней, надо посвящать самое лучшее, приносить первые части от плодов, жертвы от домашнего скота, десятины и так далее.

На основании этого в церковной среде издревле существует различное отношение к имуществу. Одно дело - имущество, нажитое и используемое лично для себя и своей роскоши (обладание богатством ради его бесконечного умножения - греховно), другое дело - имущество, посвящаемое Богу, направляемое на украшение храмов, создание атмосферы благолепия на богослужениях для прославления Бога и Его святых. Это же касается и духовенства. Одно дело - личное имущество (в своем доме священник должен быть образцом кротости и нестяжания), другое дело - имущество церковное, включая священнические одежды, которые должны быть величественными, благообразными, поскольку за богослужением священник являет собой образ Христа.

В этом отношении примером для нас является , который был большим нищелюбом. Он раздавал деньги нуждающимся, устраивал дома попечения о больных и одержимых недугом пьянства. Но когда речь шла о его священнической рясе, наперсном кресте, он от подарков не отказывался и, как пастырь Христов, всегда ходил в солидной, добротной рясе.

Когда речь идет о достатке современных священнослужителей, никто не задается вопросом, ездит ли он на своей машине или ему дали автомобиль «по доверенности»? Живет ли он в своей квартире или скитается по арендованным комнатушкам? Главное для стороннего «наблюдателя» то, что священник в принципе позволил себе сесть в комфортный автомобиль - даже если его кто-то из прихожан везет в больницу причащать больного.

Конечно, существуют и недостойные примеры, когда священник, распоряжаясь храмовым имуществом, присваивает его себе. Но таких примеров немного. Наличие у священника вкусной трапезы или хорошей одежды - это зачастую плод заботы любящих его прихожан, желающих таким образом выразить свою благодарность за духовную и молитвенную помощь. На мой взгляд, это не самая большая этическая проблема на фоне тех крайностей, которые случаются в обществе, особенно в среде состоятельных людей.

- Значит, есть большая разница между пользованием и владением имуществом?

Да, с правовой точки зрения, пользование и владение - это разные категории. Священник может, например, пользоваться приходской квартирой всю жизнь, но он не сможет завещать ее детям и внукам. Им придется самим зарабатывать себе на житье.

Старый, но, наверное, не теряющий актуальности вопрос: почему торговля книгами и утварью прямо не называется торговлей? Разве можно спрятать за словами «распространение» и «пожертвования» очевидный факт торговли на приходах?

Да, сейчас многие храмы «распространяют» книги и утварь за так называемые фиксированные пожертвования. Если предметы покупаются у третьих лиц и перепродаются с наценкой - это очень похоже на торговую деятельность, на перепродажу.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать небольшое отступление. Структурно Русская Православная Церковь состоит из множества юридических лиц, объединенных едиными нормами канонического права. Эти юридические лица могут быть разных типов: синодальные отделы, епархии, монастыри, приходы, семинарии, издательства, гимназии, православные детские дома и так далее. Их объединяет то, что они по своим уставам, как лозы винограда, связаны с единым корневым учредителем - Московской Патриархией - и зарегистрированы как религиозные организации. Во всех этих юридических лицах, разбросанных по стране и за рубежом, действуют единые внутренние правила, которые не противоречат гражданским законам - и даже древнее законов Российской Федерации - и признаются государством как имеющие силу внутренних установлений.

На этом основании продукция одной религиозной организации (книги, утварь, иконы) может быть передана другой религиозной организации внутри единой РПЦ без наценки и налогов. Ассортимент товаров, реализуемых при рядовом храме, как правило, и складывается из таких вот внутрицерковных обменов. Если конечный храм, продающий изделия в розницу, устанавливает свою наценку к исходной цене, он получает доход.

Но главное отличие данного вида деятельности от обычной торговли состоит в том, что данный доход не является «прибылью» - он в полном объеме направляется на уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь - на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма.

- Ну, хорошо, с книгами понятно. А как насчет пирожков, меда, чая? Это же не религиозные товары.

Да, продукты питания не являются религиозными товарами. В то же время выращивание овец или коров, производство молочных продуктов, ловля рыбы являются исторически обоснованными занятиями монастырей. Мед, чай, квас, вино издревле при монастырях изготавливались и продавались. Сейчас же даже свой собственный мед тот или иной монастырь не может продать, не уплатив налоги государству. Конечно, если при монастыре или храме продукты питания продаются без уплаты налогов - это большой риск для религиозной организации. Но в настоящее время уже наметилась тенденция передачи торговли данными видами товаров от религиозной организации какому-нибудь индивидуальному предпринимателю или ООО. Поэтому, если на храмовой территории или возле метро стоит ларек с пирожками - не факт, что это «храмовая торговля». Вполне возможно, что это уже отдельное юридическое лицо, которое выплачивает храму аренду или помогает храму, но ведет коммерческую деятельность (торговлю) с соответствующей уплатой налогов и отвечает за свои действия перед государством самостоятельно, отдельно от прихода.

- Еще одна статья доходов Церкви - это организация .

Тут надо сделать четкие разграничения: организация поездок паломнических групп - и прием паломников на территории того или иного монастыря.

У нас есть два закона, которые можно применять к «религиозным путешествиям»: закон об основах туристической деятельности и закон о религиозных объединениях. Туризм - это коммерческая деятельность, направленная на предоставление услуг по желанию клиента, по интересующим клиента правилам. Паломничество - это путь к самоограничению, к пристраиванию себя к созданным в Церкви духовным правилам.

Паломничество изначально имеет свой уникальный характер, отличный от туризма. Паломническая группа - это религиозная группа. Христианские паломничества к святым местам, в Иерусалим, в Рим, в места казни мучеников известны с IV века. Правители Европы и Азии издревле паломничества не только не облагали налогами, но и финансировали, украшали святые места дорогими вкладами. Дореволюционное Российское правительство строило паломнические центры на Святой Земле и заботилось о безопасности паломников. Паломники всегда отличались от туристов. У них была другая цель - не отдых, а молитва и поклонение святыне.

В настоящее время русские паломники перед отправлением в путешествие совершают молебны, с ними едет священник или религиозный наставник, куратор. Путешествующие носят религиозную одежду, соблюдают соответствующие правила, посты. Приезжая к месту паломничества, паломники идут, прежде всего, к святыне. При этом является ли святыня памятником архитектуры или нет - не важно. Паломника интересует сама святыня, и этим он отличается от религиозного туриста, который едет просто осматривать религиозные достопримечательности. Кроме того, паломников в монастырях могут привлекать к бесплатному труду, к послушаниям (например, к мойке посуды в трапезной, уборке в храме, ухаживанию за цветами на клумбе), а если паломники останутся на ночлег при монастыре - разбудят рано утром на богослужение. Религиозный туризм - это когда группа, например, китайцев едет осматривать Троице-Сергиеву Лавру или русские - посещают египетские пирамиды. Они ведь не молиться туда едут. Оттого они и не паломники, а - туристы.

Вернемся к доходам. Как ни парадоксально, основные доходы от организации паломнических поездок уходят третьим лицам. Билеты на самолет - покупаются у коммерческих авиакомпаний, автобусы - арендуются у транспортных фирм, питание в дороге - в светских кафе и ресторанах. Размещение на ночлег за границей, да и в нашей стране, чаще всего - в обычных гостиницах. Редко какой монастырь имеет при себе паломническую гостиницу. Паломники в Дивеево, к примеру, чаще всего живут и питаются в частном секторе, а не при монастыре.

Только крупные монастыри, например лавры, могут позволить себе строительство паломнических гостиниц. Да и в этом случае об особых доходах речь вести не приходится. После бесплатных размещений и обедов архиереев, духовенства, родственников монашествующих обители, учащихся семинарий, воскресных школ, трудников, малоимущих - самому монастырю, владельцу гостиницы, мало что остается от пожертвований, собранных с паломнических групп. Всё, что собирают с одних, тут же тратят на других. Учитывая, что паломники и сами люди предельно экономные, на паломнических гостиницах особо денег не заработаешь. Это так, миссионерская деятельность обители плюс послушание для своих послушниц или послушников.

- Так откуда же деньги у Церкви, у приходов? Как приход зарабатывает на жизнь, куда тратит деньги?

Сейчас редко можно встретить трезвую оценку того, как формируется структура доходов и расходов рядового прихода. В прессе этот вопрос отходит на второй план. Бросаются в глаза какие-то пирожки, продающиеся на улице под вывеской монастырского подворья, или шарлатаны, которые собираются на так называемых «православных выставках» московского ВДНХ. Никому ведь не запрещено зарегистрировать свое ООО под названием вроде «Издательство “Святая Земля”». Но это не значит, что такое ООО является православной религиозной организацией и Церковь от деятельности таких структур получит доход.

Но мы отвлеклись. Итак, иногда создается впечатление, что доходы прихода формируются, прежде всего, от торговли. Это не верно. У любого храма, как правило, есть три самых распространенных типа доходов и расходов.

Первый - доходы от пожертвований за свечи, запись имен в синодики, от исполнения треб и так называемых заказных записок. Эти доходы в основном компенсируют расходы на коммунальные услуги по содержанию храма, жалованье духовенства и основных сотрудников (бухгалтер, уборщицы, хор). На большее этих средств не хватает. Благодаря пожертвованиям своих прихожан приход лишь сводит концы с концами при условии, конечно, минимального штата сотрудников и минимальных зарплат. Всякое же развитие -увеличение количества хоровых певцов, социально-благотворительная деятельность и т.д. - нередко становится возможным только благодаря «доходным» проектам: издательство, сельское хозяйство, рукоделия.

Второй тип доходов - от распространения книг и церковных изделий. Эти доходы «от торговли» идут на просветительские проекты, воскресные школы, детские дома, подарки заключенным, кормление нищих и т.д. Не будет этих доходов - у храмов не будет социально-значимых проектов. «Торговля» создает «резерв» для стабильного функционирования долгосрочных социальных проектов. Но на эти деньги новый храм не построишь, монастырские корпуса не отремонтируешь.

Третий тип доходов - целевые пожертвования на программы строительства и реконструкции. Речь идет о реставрации храмов, капитальном ремонте монастырских корпусов, благоустройстве прилегающей территории. На это нужны средства из внешних источников, которыми, как правило, являются целевые проекты по финансированию того или иного строительства. Для этих целей формируется Попечительский совет храма или монастыря, создается программа возведения храма или реконструкции какого-то корпуса, разрабатываются концепция дизайна, архитектурный проект, отправляются запросы потенциальным организациям-жертвователям. Меценатом такого проекта может выступить одна организация (коммерческая фирма, банк, фонд) или более десяти-двадцати-ста попечителей с разной долей вклада в общее дело.

При этом решением Попечительского совета права по управлению ходом финансирования строительства могут быть оставлены за религиозной организацией или переданы специально созданному благотворительному фонду. Если жертвователи доверяют храму или монастырю и эта религиозная организация умеет работать с большим потоком технических и финансовых документов, то деньги будут пересылаться благотворителями прямо на счет храма или монастыря, который будет непосредственным заказчиком строительства и благополучателем его результатов.

Но если монастырь или храм не способен самостоятельно вести управление финансированием строительства, Попечительский совет может поручить это дело отдельной организации, попечительскому фонду. В этом случае подозрений в «нецелевом расходовании средств» меньше, но и контроля со стороны храма также меньше. Если за реставрацию памятников федерального значения берется соответствующий орган государственной власти, он, конечно, предпочел бы именно этот принцип финансирования. Кроме того, некоторые государственные департаменты сами выступают как заказчики строительства, напрямую заключая контракты с подрядными организациями. Однако, если строители трудятся сами по себе, без участия общин, которые будут потом в этом храме молиться, есть вероятность того, что датчики и приборы будут установлены в таких местах, где их никак нельзя размещать с точки зрения храмового убранства (под куполом, в месте установки иконостаса, в алтаре и т.д.). Из-за этого в таком храме после окончания строительства будет трудно молиться, придется что-то переделывать.

При этом вне зависимости от того, государственные ли или частные деньги пошли на постройку храма, они не могут быть расходованы на иные цели. Если деньги дали на кирпичи, они могут быть потрачены только на кирпичи, а никак не на оплату хора.

Если сопоставить доходы «с записок» с целевым финансированием строительства, разница в суммах будет в десятки, сотни, тысячи раз. Поэтому, повторюсь, на записках и требах построить новый храм крайне трудно.

Не всякому храму достается внимание общества и государства. Государство, как правило, реставрирует только самые известные и посещаемые федеральные памятники, а коммерсанты - те храмы, в которых служат выдающиеся священники, хорошие проповедники, известные организаторы церковных проектов, почитаемые духовники. Община верующих формируется вокруг известного священника, а не федерального памятника.

Поэтому, когда новый храм строится для существующей уже общины верующих во главе со священником, то после завершения строительства храм не остается пустым. Община своими пожертвованиями сможет в дальнейшем поддержать функционирование храма.

А может ли храм уйти от занятия торговлей? Скажем, расширить сборы пожертвований и за счет них финансировать разные социальные проекты? Ведь некоммерческие организации живут же как-то?

И много таких? Как часто вы видите открытие новых детских спортивных клубов, домов престарелых? Вы слышите что-либо об обществах защиты природы, союзах поэтов, юных физиков и авиамоделистов? Сейчас хорошо живут только те некоммерческие организации, которые «питаются» с бюджета. Остальные НКО - еле живы, не развиваются, или им тоже приходится заниматься коммерческой деятельностью. Например, правозащитные организации нередко оказывают консультации на платной основе, клубы психологов - проводят тренинги за деньги. Некоммерческим организациям, чтобы выжить, тоже приходится «крутиться».

Хотелось бы затронуть вопрос, почему так трудно жить только на пожертвования. У нас нет культуры благотворительности, общественной поддержки бескорыстных дел на благо народа. Россия - одна из немногих стран мира, где благотворительность не поддерживается на законодательном уровне. Скажем, во многих европейских странах, в Соединенных Штатах благотворитель, желающий оказать поддержку некоммерческой организации, получает налоговые льготы. Например, в США предприниматель, оказавший помощь бой-скаутскому клубу, женской организации или протестантской церкви, считается уже исполнившим свой налоговый долг перед государством. Потраченные на некоммерческие организации деньги уменьшают сумму налогов, которые должны быть перечислены в государственную казну.

В России же фирма-спонсор отчисляет деньги на благотворительность только после уплаты всех налогов, с чистой прибыли. Получается парадокс. Коммерческая организация уплатила все налоги, перевела деньги приходу на строительство храма. А храм, покупая, к примеру, стройматериалы, снова уплачивает налог - НДС. Фактически это если не двойное, то - сугубое налогообложение. Итак, отсутствие налоговых стимулов у юридических лиц и общественной поддержки ведет к тому, что сфера бизнеса далеко не всегда заинтересована в благотворительной деятельности.

С физическими лицами тоже не все так просто. Да, для них, по Налоговому кодексу, существуют так называемые «налоговые вычеты». Если вы, скажем, со своей зарплаты пожертвовали благотворительному фонду защиты материнства деньги, то вы вправе претендовать на некий вычет по налогу на доходы физических лиц. Но, чтобы получить этот «вычет», нужно собрать бумаги, отнести в налоговый орган для пересчета своей налогооблагаемой базы, побегать по кабинетам, дождаться ответа. При этом система налогообложения сложна для понимания обывателя, и каждый год в ней что-то меняется. Не все имеют достаточно времени, чтобы этим заниматься; не все знают, что такое в принципе возможно. Да и смысл этим заниматься есть только у тех, у кого задекларированы большие зарплаты, кто жертвует большие суммы и их пожертвование оформляется тщательно заполненной квитанцией. Если дело касается небольших пожертвований, брошенных в ящик в храме, и тому подобных, заявленная государством налоговая льгота для физических лиц фактически недоступна.

Вывод такой: у нас на государственном, законодательном уровне нет стимулов, направленных на поддержку некоммерческих структур. Это касается всех НКО, не только религиозных организаций.

При этом приходы, священники как-то еще умудряются кормить бездомных, посещать тюрьмы, а туда без подарков не ездят, и их раздают заключенным всем подряд - верующим и неверующим. И родители, приводящие детей в воскресную школу, чаще всего люди небогатые, надеются, что «за счет храма» их детей обучат какому-то рукоделию, займутся с ними творчеством, куда-то бесплатно свозят на экскурсию. На это средств от записок и треб, как правило, у храма не хватает, их надо изыскивать, постоянно у кого-то просить. Или «крутиться», приторговывая православными изделиями на приходе, «зарабатывая» на социальные проекты. Вы думаете, что самим священникам нравится это дело? Они бы с радостью отказались от церковных производств и торговли, если бы был отрегулирован вопрос с законодательным поощрением социальной заботы и благотворительности.

Существует ли контроль со стороны благотворителей за тем, как расходуются пожертвования? Скажем, если спонсор из другого региона, он же не может каждый день приезжать на стройку?

Для этого существует определенная законом Российской Федерации система договорных отношений и стандарты подготовки отчетной документации. Каждый жертвователь может проверить первичные документы. Если они не будут предоставлены в порядке, установленном законом, он может прервать финансирование. Более того, если это предусмотрено договором и деньги использованы не по целевому назначению, жертвователь может взыскать сумму неистраченного пожертвования обратно.

Поэтому, повторюсь, деньги, идущие на строительство храма, не могут быть использованы на другие цели - оплату певчих или покупку автомобилей для прихода. Благотворитель контролирует все целевые расходы в первую очередь потому, что его самого может проконтролировать, например, Федеральная налоговая служба. Кроме того, налоговая служба может проконтролировать и деятельность прихода: если расход целевых средств документально не подтвержден, эти деньги как «нецелевые» могут быть обложены контролирующим органом налогом на прибыль.

Так что здесь двойная проверка: и благотворитель контролирует приход, и его же проверяют соответствующие государственные органы контроля. В этом случае религиозная организация уравнена с любой светской. Несмотря на то, что храм, религиозная община, как правило, ведет упрощенный бухгалтерский учет, когда дело касается целевого финансирования, отчетность составляется до мелочей. Все документы - от строительных смет, КС-2, КС-3 до последней накладной - должны быть достоверными и правильно оформленными.

Ситуация с поиском средств не превращает ли настоятеля храма в «топ-менеджера»? Нет ли при этом опасности забыть основную цель служения - вместе с людьми молиться Богу?

Можно ответить и «да», и «нет». Священник всегда обязан молиться Богу - и не только за благотворителей, но и за малых мира сего, для которых собственно и строится храм. Священник обязан всегда оставаться духовным пастырем, пастырем добрым. Бывает, что настоятелю храма приходится превращаться в «прораба» или «менеджера», когда нет квалифицированных помощников, нет средств, чтобы нанять человека со стороны, получавшего бы достойную зарплату профессионала - организатора стройки. Но у подобной ситуации, как правило, экономические причины: денег на стройку мало, а сделать надо очень много. Но при этом священник старается всё же не оставлять и социальные проекты - это тоже часть его призвания. Вот и приходится ему трудиться за двоих, троих, четверых специалистов.

Конечно, если по счастливой случайности староста храма - архитектор, строитель или хотя бы квалифицированный юрист, то настоятель с большой радостью переложит на него значительную часть хозяйственных обязанностей. Были бы такие «помощники», которые пришли в храм не за заработком, а ради труда во «славу Божию»…

А что нужно для того, чтобы устроиться на работу в храм? Даже если не за заработок, а в виде добровольческого вклада в общее дело. Накладывает ли это дополнительные обязанности - поститься, посещать богослужения?

В отношении религиозных требований приход храма как юридическое лицо очень толерантно относится к своим работникам. Никто не потянет сотрудника насильно на богослужение, исповедь или . Поэтому при храме можно встретить как верующих, так и неглубоко верующих работников. Кто-то воцерковляется в процессе работы в храме. Это уже личная воля каждого. Хотя у Церкви есть право прописывать в трудовом договоре некоторые ограничения, касающиеся проявления уважения к богослужению, к духовенству; принятого в храме стиля одежды, - это не противоречит Конституции, но используется редко. С одной стороны, и так всё понятно. Если ты пришел работать в храм, то на святом месте надо вести себя благочестиво. Но с другой стороны, есть и некоторые послабления.

В отношении высокоинтеллектуального труда предпочтение отдается профессионалам вне зависимости от глубины их веры. Профессиональный бухгалтер может со временем воцерковиться, главное - чтобы он или она всегда исполняли свои обязанности бухгалтера профессионально. Если юрист посещает храм регулярно, но не может оформить документы на землю - какой с него толк? Лучше пусть продолжает молиться, а землю оформляет - другой.

С другой стороны, низкоквалифицированный труд может использоваться настоятелем как способ оказания материальной помощи социально обездоленным людям, верующим или же попавшим в затруднительное положение, которые хотят не просто получить от храма подачку в виде «материальной помощи», но - честно заработать себе копейку. Так, для некоторых категорий тружеников - немощных, малограмотных, освобождающихся из тюрем, безработных - работа при храме часто последний шанс для трудоустройства. В других местах с ними просто никто не захочет возиться.

- Какие специалисты в первую очередь нужны?

В первую очередь нужны верующие певцы. Они нужны везде, открытые вакансии есть всегда. Ведь прихожане хотят, чтобы богослужение было красивым, умилительным. Три-четыре хороших певца нужны любому храму, особенно если они поют не только ради денег. Везде нужен хороший бухгалтер, хотя и не всегда на полный рабочий день, если приход маленький. Для ведения делопроизводства, оформления документов на землю, здания и сооружения большим приходам может потребоваться секретарь или юрист. Требуются лица строительных специальностей, слесари, сантехники, которые не пьют и знают свое дело.

К сожалению, несмотря на то, что в наших храмах золота мало, в последнее время участились попытки ограблений. Поэтому может потребоваться и сторож. Проблему для храмов сейчас представляют не только воры, но, к сожалению, и бомжи, которые могут питаться при этом же храме. Их жалко, но они нередко заходят на богослужение в грязной, пачкающей одежде, пристают к прихожанам, уносят оставленные случайно сумки, даже пытаются ограбить ящики для пожертвований. Это, кстати, показатель уровня нашей духовной культуры.

Вернемся к востребованным специальностям. Если храм ведет какое-то строительство, нужны профессиональные архитекторы, прорабы, а лучше - строительная организация, которая может произвести все работы по разумной смете.

Некоторые приходы по целевым строительным проектам согласны платить за услуги профессиональной подрядной организации. Но, к сожалению, иногда бывает, что разбалованные на государственных заказах фирмы не понимают предъявляемых требований. Храму нужна качественная работа, а не «распиливание» бюджета. Нужно исполнение договора с фиксированными сроками и сметами, а не постоянное приращение смет, пользуясь слабой строительной подготовкой настоятелей. Сейчас, к сожалению, большая трудность - найти подрядчика, который не ворует, не «осваивает средства», а нормально, качественно работает, укладываясь в сроки, прописанные договором.

Кроме того, настоятель храма, работая с подрядчиком, не знает, кого последний возьмет себе в субподрядчики. Скажем, заключается договор с серьезной, хорошо зарекомендовавшей себя фирмой с названием типа «Русь братская», а по факту конечными строителями оказываются низкоквалифицированные граждане среднеазиатских республик. Эти субподрядчики не только работают плохо, но еще и меняются как перчатки. В конечном итоге их работы не стыкуются друг с другом, и не ясно, кто в результате будет отвечать за ввод здания в эксплуатацию, нести гарантийные обязательства. В общем, хороший прораб и честный строитель - сейчас большая редкость! А они храмам очень нужны.

- А как сам приход соблюдает Трудовой кодекс?

В отношении всего, что касается трудовой дисциплины, отпусков, больничных, материальной помощи, храм - такое же юридическое лицо, как и любая светская организация. Приход обязан составлять штатное расписание, заключать трудовые договора с сотрудниками, вести отчисления в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, платить налоги с доходов своих работников. Должен проводиться инструктаж по технике безопасности, должны быть предусмотрены меры пожарной безопасности. Отпуска, премии, материальная помощь - оформляться распоряжениями настоятеля и т.д. То есть надо соблюдать трудовую и налоговую дисциплину в полном объеме.

- Вопрос, который сейчас периодически задается коммерсантами: а платит ли Церковь налоги?

Это иллюзия, что Церковь налогов не платит. Церковь, как и любое юридическое лицо, является, по Налоговому кодексу, налогоплательщиком. Проще перечислить две-три статьи, по которым у Церкви есть льготы, чем пересказывать весь остальной Налоговый кодекс, который никаких послаблений не дает. Церковь налоги платит.

Если при монастыре есть основные средства нерелигиозного назначения, например пахотная земля или сельхозпостройки, за них платится налог на имущество. Если приход продает имущество нерелигиозного назначения или сдает помещения в аренду - с этого платится НДС и налог на прибыль. С автомобилей уплачивается транспортный налог. Приход храма обязан не только отчислять налог на доходы физических лиц, но и - нести на себе социальные выплаты. Даже за несвоевременное предоставление расчетов в Пенсионный фонд на храм или монастырь могут наложить громадный штраф.

Есть только две налоговые льготы, которыми многие приходы стараются воспользоваться. В первую очередь это льгота по налогу на прибыль. Так, пожертвования от совершения богослужений, треб и иной религиозной деятельности, а также распространение религиозной литературы налогом на прибыль не облагаются. Другая льгота - по налогу на добавленную стоимость (НДС) в отношении предметов религиозного назначения, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ в марте 2001 года. По данному перечню не подлежит обложению НДС реализация богослужебной или религиозно-просветительской литературы, свечи, ладан, иконы, разные церковные изделия, крестики, в том числе некоторые ювелирные изделия, диски аудио и видео и т.д. Перечень широкий. Но к этой льготе, как ни странно, не относятся такие традиционные обрядовые предметы, как платки и обручальные кольца.

У вас на любой вопрос есть складный ответ. Всё же непонятно: в стране экономика развивается еле-еле, а храмы и монастыри растут как на дрожжах. Как это возможно?

Может быть, это говорит о том, что храмы востребованы обществом? Несмотря на все трудности в экономике, появляются же благотворители, желающие оставить после себя на земле такой исторический след, как храм.

А может, в Церкви просто меньше воруют? Любой настоятель, даже тот, кто носит хорошие туфли и ездит в комфортном автомобиле, как никто другой заинтересован в том, чтобы со стройки никто ничего не «отпилил». И поэтому прилагает все усилия, чтобы все пожертвования «на храм» - до последней копейки - пошли по целевому назначению. Если это кирпич - то пусть будет куплен самый качественный кирпич, пусть будут лучшие стройматериалы, надежная электропроводка, самые долговечные входные двери и прочее. Это вопрос эффективности расходов.

При этом в российской глубинке попечительские советы не создаются, деньги собираются всем миром, с каждого по возможностям. Например, на юге России, на Украине прихожане жертвуют не деньгами, а своим собственным трудом, приносят на стройплощадку продукты, цемент, изделия из дерева, листовое железо. Порой и сам удивляешься, на какой риск идут некоторые настоятели приходов, когда начинают строительство, не имея полной суммы бюджета на храм. Они очень сильно рискуют, но очень надеются, что с Божией помощью полную сумму денег со временем где-то изыщут. Я знаю таких батюшек, которые закладывали даже собственные квартиры, ночевали на стройке, работали как грузчики и прорабы, лишь бы построить красивый храм самым рациональным образом, а затем - подарить его людям. Об этих подвижниках пресса, к сожалению, молчит…

- То есть не всё так плохо?

Трудностей очень много, в том числе и в Церкви, - этого никто и не отрицает. Но хорошего неизмеримо больше!

Понятие прихода пришло из Греции. Греческое слово "парикия" в переводе означает «близ дома», территорию вокруг храма с населением, которое входило в его попечительство. За ней закреплялся епископ, совершавший священнодействия для прихожан. Это название было распространено в России, особенно в западных областях.

Со временем значение приобрело несколько другой смысл.

Что означает слово "приход" в настоящее время?

Сейчас храмов много, а транспорт позволяет быстро добраться на службу или праздник не только в церкви, расположенные рядом с домом. Строгого закрепления прихожан по территориальному признаку не существует.

Приход состоит не только из жителей окрестностей, но и тех, кому нравится, как проводятся здесь службы, проповеди, тех, кто находит священника для духовного окормления.

Община людей, которые постоянно посещают один храм, составляет его церковный приход, хотя у каждого верующего таких любимых храмов может быть несколько.

История приходов

Но такой свободой выбора прихожане пользовались не всегда.

Раньше приходские храмы вели метрические книги. В них фиксировались даты рождения и смерти, венчания. Каждый гражданин обращался в соответствии со своей верой в синагогу, мечеть, церковь, к которой он был закреплен по месту жительства.

Там же учитывались договора купли-продажи, переезды, давались характеристики прихожан, сведения о благонадежности. Такая форма учета существовала вплоть до Революции 1917 года, затем эти функции были переданы ЗАГСам.

Все требы выполняли строго в своем приходе, а венчаться могли в церкви прихода жениха или невесты.

Церковные приходы формировались непосредственно по месту жительства, без учета личных пожеланий.

На приход меньше 700 человек приходился священник и псаломщик, а если прихожан было больше, то полагался еще и дьякон.

В давнее время прихожане могли выбирать духовенство, затем только рекомендовать епископу.

Община выбирала на общем собрании старосту, которому поручалось ведение церковного хозяйства. Что такое приход был в плане территории? Епископ сам утверждал границы между церквями епархии. Для ведения благотворительности создавались братства из членов общины.

Какими были приходы после Революции?

Что такое приход после Революции? В связи с историческими переменами в России многие храмы были закрыты, священники расстреляны или сосланы в лагеря. Понятие "церковный приход" постепенно стало менять свое первоначальное значение.

Люди молились в катакомбных церквях, совершали требы тайно. Дома отпевали покойников и крестили младенцев, служили молебны и читали акафисты. Эта жизнь была сокрыта от мира завесой тайны, ведь верующих наказывали, изгоняли из учебных заведений, увольняли, сажали в тюрьмы.

Церкви были разрушены, переоборудованы под склады, дома культуры, спортивные залы. Приход собирался не вокруг определенного места, а держался за определенного священника.

К тому периоду, когда церкви снова начали открываться, понятие общины стало синонимом слова "приход", которая складывается как из тех христиан, что живут рядом с храмом, так и из посещающих его постоянно, по зову души.

Организации приходов в настоящее время

Несмотря на то, что прихожане не могли выбирать священника, общины и в настоящее время сообщают епископу о своем желании видеть настоятелем конкретного священника. Часто эти пожелания учитываются при назначении настоятеля, особенно в небольших городах.

Что такое приход в наше время?

Все общины РПЦ в России должны провести приходские собрания, принять переработанный в соответствии с типовым новый приходской устав, утвердить его у епархиального архиерея. Каждый приход должен утвердить свой устав и зарегистрировать его в Минюсте.

Епископ принимает решение о создании и упразднении прихода в своей епархии, назначает состав Приходского собрания, настоятеля.

Председатель приходского совета, которым является, как правило, настоятель, имеет право первой подписи на финансовых и банковских документах.

Каждый приход должен иметь воскресную школу, участвовать в крестных ходах, проводить огласительные беседы для желающих принять Крещение и крестных родителей, заниматься благотворительностью, выпускать газеты.

Приходы создаются в новых районах, восстанавливаемых храмах, в больницах, колониях и тюрьмах, хосписах.

Что такое приход в жизни больных и заключенных? Они могут исповедаться и причаститься, переосмыслить свою жизнь, поговорить по душам со священником, получить наставничество.

Участие в приходской жизни

Возможность причащаться в разных храмах, ходить на службы в разные церкви иногда увлекает верующих. В одном храме хор хороший, в другом - проповеди, в третьем - росписи красивые.

Незаметно становится любовь к переменам почти светским развлечением. Паломничая, знакомясь с различными приходами, нужно помнить, что главное, для чего человек ходит в церковь - это молитва и покаяние, мир в душе.

Особое значение имеют православные приходы за границей. В них на праздники собираются прихожане из разных городов, для них это островок родной земли.

Митрополит Сурожский Антоний советовал дать возможность прихожанам определяться, насколько активно хотят они участвовать в жизни прихода или не участвовать в ней совсем.

Он предлагал прихожанам заполнить анкету и указать желаемую степень активности в приходской жизни: хочет ли человек только приходить молиться, участвовать в мероприятиях, благотворительности, в организации приходской жизни.

Участие в приходской жизни дает возможность найти друзей и знакомых по вере, с которыми можно ездить вместе по святым местам, организовывать досуг для детей, разделять радость христианских праздников. Общаясь с другими прихожанами, нужно остерегаться сплетен и осуждения, которые увлекают часто по старой привычке.

Злоупотребление наркотиками является весьма распространённой проблемой во многих странах, поэтому в данной статье вы сможете ознакомиться с этой темой поближе и узнать много интересного о наркотиках и их влиянии на организм человека. Ниже представлены десять наркотиков, которыми чаще всего злоупотребляют люди:

Героин это опиат, который получают непосредственно из экстрактов опийного мака. Изначально он был создан, чтобы помочь в лечении людей от пристрастия к морфию. При пересечении гематоэнцефалического барьера вскоре после введения препарата в кровь, героин превращается в морфин, который имитирует действие эндорфинов, создавая чувство благоденствия. Характерная для героина эйфория часто описывается как «оргазм9raquo; сосредоточенный где-то внутри тела. Одним из наиболее распространенных методов употребления героина является внутривенная инъекция. К последствиям употребления этого препарата относятся: поражения печени, эндокардит, развитие психоза, а также потенциальная возможность заражения такими заболеваниями как гепатит и ВИЧ.

Кокаин это кристаллический тропановый алкалоид, который получают из листьев кокаинового куста. Он одновременно стимулирует центральную нервную систему и подавляет аппетит, что приводит к тому, что часто описывается как эйфорическое ощущение счастья и увеличение энергии. Кокаин чаще всего используется в рекреационных целях из-за его эффекта. Кокаин является мощным стимулятором центральной нервной системы. Его действие может длиться от 20 минут до нескольких часов, в зависимости от принятой дозы кокаина, его чистоты и способа введения. Первыми признаками стимуляции являются гиперактивность, беспокойство, повышение артериального давления, увеличение частоты сердечных сокращений и эйфория. Эйфория иногда сопровождается чувством дискомфорта и депрессии, а также тягой к тому, чтобы снова употребить этот наркотик. При приёме кокаина может усилиться сексуальный интерес и удовольствие. Побочные эффекты включат в себя судороги, паранойю, импотенцию, которая обычно ухудшается при частом использовании. Одним из лучших способов для лечения зависимости является консультация в реабилитационных центрах для лечения зависимости от кокаина.

Метамфетамин, который также известен как «штрек9raquo; или «винт9raquo;, является психостимулятором и симпатомиметическим наркотиком. При попадании в мозг метамфетамин вызывает постепенное высвобождение норэпинефрина, дофамина и серотонина. Так как он стимулирует мезолимбический путь, вызывая эйфорию и возбуждение, он часто вызывает злоупотребление и приводит к зависимости. Принимающие этот наркотик люди могут стать одержимыми выполнением повторяющихся задач, таких как уборка, мытьё рук или монтаж и демонтаж объектов. Синдром абстиненции характеризуется чрезмерным сном и потреблением пищи, а также симптомами депрессии, часто сопровождающимися тревогой и тягой к этому наркотику. К последствиям употребления метамфетамина относятся: тромбоз вен, депрессия, психоз, стоматологические нарушения.

Считается, что крэк-кокаин, который часто называют просто «крэк9raquo;, появился и набрал популярность в начале 1980-ых годов. Из-за опасности, с которой сталкивались производители крэка, используя эфир для получения чистого свободного основания кокаина, они начали опускать стадию удаления осадка из аммиачной смеси. Зачастую процесс фильтрации также опускается. В настоящее время в качестве основы наиболее часто используется сода для выпечки, а не аммиак, так как это позволяет снизить неприятный запах и токсичность. Тем не менее, для изготовления крэк-кокаина может быть использовано любое слабое основание. Для обычной готовки используется соотношение 1:1 к 2:3 частей кокаина/бикарбоната. При злоупотреблении этим наркотиком появляются такие побочные эффекты как: проблемы с дыханием, повреждение лёгких, депрессия, агрессия, увеличение вероятности инфаркта, бессонница, потеря аппетита, повреждение печени, почек и лёгких, импотенция.

Диэтиламид d-лизергиновой кислоты, ЛСД, ЛСД -25, или кислота — это полусинтетический психоделический наркотик из семейства триптаминов. ЛСД вероятно является самым популярным из всех психоделиков, и главным образом рассматривается в качестве рекреационного наркотика, энтеогена, средства, используемого в качестве дополнения к различным типам упражнений для достижения трансцендентности, в том числе в медитации, психонавтике и незаконной психоделической психотерапии, независимо от того проводится она самим пациентом или нет. Психологические эффекты ЛСД (в народе называемые «трип9raquo;) значительно варьируются от человека к человеку, в зависимости от таких факторов, как предыдущий опыт, состояние ума и окружающей среды, а также от силы дозы. Они также варьируются от одного трипа к другому, и даже с течением времени в течение одного трипа. ЛСД трип может оказать долгосрочный психоэмоциональный эффект. Некоторые люди, испытавшие трип, сообщали о том, что приём ЛСД вызывал значительные изменения в их личности и жизненной перспективе. Широкое разнообразие эффектов возникает на основе того, что Лири (Leary) называл «Сет и Сеттинг», где «сет9raquo; это общий мысленный настрой человека, принимающего ЛСД, а «сеттинг9raquo; это физическая и социальная среда, в которой он находится, будучи под воздействием наркотика. ЛСД оказывает очень глубокое влияние на психику и во время трипа человек может, например, прыгнуть с крыши, полагая, что он может летать, или выпрыгнуть из едущего автомобиля, так как ему будет казаться, что автомобиль стоит на месте.

Экстази (MDMA) является полусинтетическим психоделическим эмпатогеном из семейства фенилэтиламина. Экстази в меньшей степени вызывает визуальные галлюцинации и в большей степени является стимулятором, по сравнению с другими психоделиками, дающими состояние трипа. Экстази в основном считается рекреационным наркотиком, который часто принимают перед сексом. Его часто причисляют к клубным наркотикам, как энтеоген и используют в качестве дополнения к различным типам упражнений для достижения трансцендентности, в том числе в медитации, психонавтике и незаконной психоделической психотерапии, независимо от того проводится и она самим пациентом или нет. Основными эффектами экстази являются: повышение уровня восприятия ощущений, появление чувства открытости, эйфория, сочувствие, любовь, счастье, повышенное самосознание, чувство ясности ума и более глубокое наслаждение музыкой и движением. У некоторых пользователей усиливаются тактильные ощущения, что делает физический контакт с другими людьми более приятным. У людей, принявших экстази, наблюдается учащённый пульс и сжимание челюстей. К побочным эффектам от принятия экстази относится депрессия, риск летального исхода, гипотермия.

Опиум является смолистым наркотиком, который получают из латекса, надрезая незрелые семенные коробочки опийного мака (Papaver Somniferum). Он содержит до 16 процентов морфина, алкалоида опиата, который чаще всего обрабатывается химически для производства героина в целях незаконной торговли наркотиками. Опиум постепенно был заменён различными очищенными, полусинтетическими и синтетическими опиоидами с прогрессивно более сильным эффектом, и другими препаратами для общего наркоза. Этот процесс начался в 1817 году, когда Фридрих Вильгельм Адам Сертюрнер (Friedrich Wilhelm Adam Sertürner) сумел выделить из опиума чистый морфин после тринадцати лет исследований, а также после того как он поставил эксперимент на себе и трёх парнях, который едва не окончился летальными исходами.

Каннабис, известный как марихуана в травяной форме, является психоактивным продуктом из конопли. Люди потребляли каннабис с доисторических времен, хотя в 20-м веке прослеживается всплеск в использовании марихуаны в рекреационных, религиозных или духовных и лечебных целях. Было подсчитано, что порядка четырёх процентов взрослого населения в мире ежегодно употребляет марихуану. При употреблении марихуана оказывает психоактивные и физиологические эффекты, как правило, её принимают либо через курение, либо приготовив съестное с добавлением марихуаны. Минимальная доза тетрагидроканнабинола, которую нужно принять для получения ощутимого психоактивного эффекта составляет порядка 10 микрограммов на килограмм массы тела. Состояние опьянения вследствие употребления марихуаны в народе известно как «кайф9raquo;. Это состояние, при котором психические и физические условия заметно меняются из-за употребления марихуаны. Каждый человек, употребивший марихуану получает разный кайф, и природа кайфа зависит от таких факторов как сила, доза, химический состав, способ потребления, а также от «Сета и Сеттинга».

Галлюциногенные грибы являются грибами, содержащими психоделические вещества псилоцибин и псилоцин, а иногда и другие психоактивные триптамины. Существует несколько разговорных выражений для названия галлюциногенных грибов, наиболее распространенным из которых является просто «грибы9raquo;. Когда псилоцибин попадает в организм, он распадается и производит псилоцин, который вызывает галлюциногенный эффект. Опьяняющий эффект от грибов содержащих псилоцибин обычно держится от 3 до 7 часов в зависимости от дозы, способа употребления и персонального метаболизма каждого человека. Трип, как правило, ориентирован внутрь, на самого себя, и обладает сильными визуальными и слуховыми компонентами. Во время трипа люди испытывают видения и откровения, и эффект может варьировать от волнующего и приятного до тяжелого и угнетающего. Есть случаи, когда не наблюдается вообще никаких эффектов, даже в больших дозах. Среди побочных эффектов от употребления галлюциногенных грибов встречается истерия, головокружение, судороги, тошнота, рвота, диарея.

Фенциклидин является диссоциативным наркотиком ранее использовавшимся в качестве анестетика. Он оказывает галлюциногенное и нейротоксическое воздействие на организм человека. В народе он известен как «Ангельская Пыль» (angel dust), «Кристалл9raquo; (crystall), «Мир9raquo; (peace), «Супертравка9raquo; (super grass), «Суперзерно9raquo; (super weed), «Кабан9raquo; (hog), «Ракетное топливо» (rocket fuel). Несмотря на то, что основной психоактивный эффект фенциклидина держится только несколько часов, полный его вывод из организма растягивается обычно на несколько недель. Фенциклидин употребляется наркоманами в рекреационных целях, в основном в США, где спрос удовлетворяется незаконным производством этого наркотика. Его производят как в порошковой, так и в жидкой форме (основа фенциклидина чаще всего растворяется в эфире), но обычно он распыляется на листовые материалы, такие как марихуана, мята, орегано, петрушка или листья имбиря, и затем скуривается. Фенциклидин оказывает сильное воздействие на нервную систему, изменяя функции восприятия организма (галлюцинации, бредовые идеи, бред или смешанность мышления), двигательные функции (неустойчивость походки, потеря координации и хаотичные движения глаз или нистагм), а также регулирование вегетативной нервной системы (учащенное сердцебиение, изменение регулирования температуры). Этот наркотик, как известно, может менять настроение людей непредсказуемым образом, в результате чего некоторые люди становятся замкнутыми, а другие наоборот оживлёнными и весёлыми. К побочным эффектам от употребления этого наркотика относятся: плаксивость и депрессивный психоз, паника, страх смерти, провалы в памяти, общее недомогание, судороги.

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Кокаин

Что такое кокаин?

Kокаин — это наркотик в форме порошка (кокаин) или кристаллической форме (крэк). Обычно кокаин употребляется с сахаром, новокаином, амфетамином и другими препаратами похожими на новокаин. Получаемый из листьев коки, кокаин первоначально был синтезирован как обезболивающее средство. Чаще всего кокаин нюхают. Порошок попадает в кровь через ткани носа. Иногда кокаин глотают или втирают в другие слизистые ткани, например, в дёсны. Чтобы добиться скорейшего попадания наркотика в тело, некоторые наркоманы вводят кокаин внутривенно, однако, это очень сильно повышает риск передозировки. Вдыхая кокаин в виде дыма или пара, ускоряется процесс поглощения с меньшим риском для жизни, чем при уколах.

Кокаин, смертельный белый порошок

Кокаин — один из самых коварных наркотиков, известных человечеству.

Стоит лишь начать принимать кокаин, как становится практически невозможно избавиться от его власти. Физиологически кокаин стимулирует расположенные в мозге нервные окончания, отслеживающие изменения в теле, вызывая эйфорию, которая очень быстро вызывает привыкание. Но повторить эффект можно только постоянно увеличивая дозу. Кокаин считается «наркотиком для богатых», но для пробы его можно приобрести и по низким ценам. Однако, как только человек «запал9raquo; на кокаин, его затраты резко взмывают вверх, в зависимости от того, сколько нужно для удовлетворения привычки. Торговля кокаином приносит многомиллиардные прибыли. В число потребителей кокаина входят люди всех возрастов, профессий и финансовых возможностей; не являются исключением даже дети от восьми лет. Смерть от дыхательной недостаточности, инсульт, кровоизлияние в мозг, сердечный приступ — вот обычный конец кокаинового счастья.

Дети матерей-наркоманок рождаются уже с наркотической зависимостью. У многих из них врождённые дефекты и множество других отклонений здоровья.

Но смертельный кокаин всё ещё процветает.

Дорога в ад остается открытой.

Вы думаете, что кокаин улучшит ваши ощущения, что он позволит вам превзойти себя, что вы сможете контролировать всё вокруг? Всё это чушь собачья. Через какое-то время вы перестаёте мыться, бросаете своих друзей, свою семью. Вы остаётесь одиноким и беззащитным. Вот, что такое кокаин.

Кокаин, уличные названия:

Когда вы принимаете кокаин , вы похожи на мотылька, который заворожён светом.

Кокаин притягивает вас всё сильнее и сильнее, и вы не можете остановиться. Это происходит не на физическом уровне. Это — у вас в голове. Чем больше вы принимаете кокаин, тем больше вам его хочется. Я вкалывала его себе каждые десять минут. Чтобы получить кокаин, я занимала деньги даже в банке. Но стало ещё хуже, когда я осталась без работы. Я привыкла колоть кокаин постоянно. Эта штука свела меня с ума. Я знала это, но не могла остановиться. Жизнь для меня кончилась.

В России употребление кокаина — это усугубляющаяся проблема. Отечественный наркорынок сейчас расширяется за счет «жёстких9raquo; наркотиков, в число которых входит и кокаин наряду с героином и другими наркотиками. При снизившемся за последние пять лет спросе на марихуану, употребление кокаина возросло в десять раз. Существенно возросла контрабанда, кокаин ввозят в Россию из прибалтийских государств и Польши. Продолжается ввоз кокаина через Украину. Иногда кокаин поступает из Закавказья или дальневосточного региона.

Кокаин, кокс, кокос или как его ещё называют «первый9raquo;, пользуется славой элитного наркотика, поскольку в России он стоит в три-четыре раза дороже героина. Цена кокаина в России составляет от 150 долларов за дозу (то есть 30 000 долларов за килограмм).

Сбывают его, как правило, людям с высоким достатком. И хотя в России кокаин пока пользуется таким же спросом, как в Европе или Америке, однако вместе с ростом благосостояния наших граждан популярность его растёт. Кокаин становится модным.

Почти каждый хозяин танцевального клуба в Европе, как показывают исследования, «сидит9raquo; на кокаине.

С ростом числа ночных клубов и танцплощадок растёт спрос и на кокаин.

Положение в мире таково: в Северной Америке (Канада, Мексика, США) злоупотребление кокаином является основной проблемой в области наркомании (40% обратившихся в реабилитационные центры).

В Европе эта проблема стоит ещё острее. Испания вышла на первое место в мире по потреблению кокаина, опередив по этому показателю США. Это данные из доклада, предоставленного в ООН отделом по борьбе с наркотиками Испании. Согласно этим сведениям, в Испании 2,6% населения употребляет кокаин, в США — 2,5%, в Ирландии — 2,4%, в Великобритании — 2,1% употребляют кокаин. Далее следуют Аргентина, Колумбия, Чили, Австралия, Панама и другие страны. В России также наблюдается повышение спроса на кокаин.

Mой друг принимал наркотики четыре года; из них три года он принимал тяжёлые, такие как кокаин, ЛСД, морфий, антидепрессанты и обезболивающие. Фактически он принимал всё, что мог добыть. Он постоянно жаловался на ужасные боли в теле, и ему становилось только хуже и хуже, пока он, наконец, не пошёл к врачу. Доктор сказал ему, что ничего нельзя сделать и что по причине ухудшения состояния здоровья он не проживёт долго. Через несколько дней он УМЕР.

Почему кокаин вызывает настолько сильное привыкание?

По силе кокаиновая зависимость уступает только зависимости от первитина. Кокаин воздействует на мозг, вызывая яркую эйфорию. Пристрастие к кокаину развивается быстрее, когда его курят. Чтобы повторно испытать кокаиновое удовольствие, наркоману приходится увеличивать дозу, поскольку предыдущей уже недостаточно. Кокаин затягиает сильнее с каждым разом.

Смертельная комбинация наркотиков. Иногда кокаин принимают вместе с другими препаратами, например, транквилизаторами, либо мешают с первитином, марихуаной и героином, что увеличивает риск передозировки. Доза может оказаться фатальной или вызвать зависимость от всех наркотиков сразу.

У меня больше не было будущего. Я не знала, как мне избавиться от своей кокаиновой зависимости. Я была сломлена морально, кокаин меня достал. Я срывалась и не могла остановить себя от постоянного употребления кокаина в больших дозах. Меня мучили галлюцинации, мне казалось что у меня под кожей ползали какие-то твари. Я чувствовала их каждый раз, когда кололась. Так воздействовал кокаин. Я царапала себя иглой, чтобы избавиться от них, до тех пор, пока раны не начинали кровоточить. Из-за сильного кровотечения однажды меня увезли в больницу.

Сразу же после кокаинового кайфа наступает глубокая депрессия, раздражительность и всепоглощающее желание принять ещё больше наркотика. Кокаин управляет вами. Пропадает аппетит, сон, очень сильно повышается пульс, спазмы и судороги сводят мышцы. Кокаин меняет восприятия мира. Человек ведёт себя как параноик, проявляя гнев, злобу и беспокойство.

Независимо от дозы кокаин увеличивает вероятность сердечных приступов и вызывает дыхательную недостаточность; и то, и другое может вызвать внезапную смерть.

Каковы отсроченные эффекты приёма кокаина?

Изначально слово «наркоман9raquo; было использовано много лет назад именно для того, чтобы выразить те негативные последствия, к которым приводит постоянный приём кокаина. По мере роста зависимости увеличивается и доза кокаина, необходимая для поддержания качества «кайфа9raquo;.

Продолжительный ежедневный прием кокаина приводит к бессоннице и потере аппетита. Человек становится психотичным, у него могут появиться галлюцинации.

По мере того как кокаин включается в процесс переработки мозгом химических веществ, человеку становится необходимо получать всё больше и больше наркотика, чтобы чувствовать себя «нормально9raquo;. Люди, попавшие в зависимость от кокаина (так же как и в случаях с множеством других наркотиков), теряют интерес к другим областям жизни.

Попытка человека прекратить принимать кокаин вызывает такую жестокую депрессию, что человек пойдёт на что угодно — даже на убийство — чтобы заполучить наркотик. Если достать кокаин не удаётся, то депрессия может довести человека и до самоубийства.

Даже не прикасайтесь к кокаину.

Кокаин, я из-за этого наркотика провёл два года в тюрьме. А когда я освободился, жизнь моя была настолько тяжела, то я снова подселна кокаин. Я знаю 10 девушек, которые стали проститутками из-за коки. Кокаин действует куда сильнее и приводит к большей деградации, чем мы думали. Мы тогда не осознавали, насколько кокаин нас разрушает.

КОКАИН, НЕМЕДЛЕННЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Учащенное сердцебиение, повышенное давление и температура

Сужение периферийных кровеносных сосудов

Странное, нестабильное поведение, склонность к насилию

Галлюцинации, гипервозбуждённость и раздражительность

Осязательные галлюцинации, при которых создаётся иллюзия того, что под кожей ползают насекомые

Сильнейшая потребность в наркотике

Болезненное беспокойство и паранойя

Паника и психоз

Передозировка (даже однократная) может привести к конвульсиям, припадкам и неожиданной смерти

ПРЕВРАЩЕНИЕ В ПЕПЕЛ: поражением сердца, почек, мозга и лёгких, это кокаин, путь, ведущий к разрушению и смерти.

КОКАИН, ОТСРОЧЕННЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Кокаин приводит к необратимым повреждениям кровеносных сосудов сердца и мозга

Высокое кровяное давление, ведущее как сердечным приступам, инсультам и смерти

Разрушение печени, почек и лёгких

Разрушение тканей носа (при вдыхании наркотика)

Затруднение дыхания (при курении)

Инфекционные заболевания и заражения при внутривенном введении

Потеря аппетита и веса

Сильное разрушение зубов

Слуховые и осязательные галлюцинации

Сексуальные расстройства, нарушение репродуктивных функций и бесплодие (у мужчин и женщин)

Дезориентация, апатия и изнеможение

Раздражительность и перепады настроения

Привыкание и зависимость (даже после одного приёма)

Кокаин, Дети — невинные жертвы

Вы часто слышите высказывания: «Да, я принимаю кокаин, но это моё дело!» Однако у наркомании всегда есть невинные жертвы, начиная с искателей приключений, случайно попавшихся на пути, заканчивая теми, кто гибнет в автомобильных авариях, когда за рулем сидел «обдолбанный9raquo; наркоман. В начале им кто-то предлагает кокаин, а затем они уже жертва.

Ещё более прискорбно говорить о том, что жертвами становятся новорожденные дети матерей-наркоманок, которые подсели на кокаин.

Только в Соединённых Штатах в год рождаются десятки тысяч детей, испытавших воздействие кокаина. Даже те, у кого нет зависимости, часто страдают другими физическими расстройствами, включая преждевременное рождение, недостаточный вес при рождении, задержку роста и развития, врожденные недостатки, поражение мозга и нервной системы, так кокаин воздействует на детей.

Дети, родившиеся с недостаточным весом, умирают в первый месяц жизни в двадцать раз чаще, чем те, кто родился нормальными. Они также чаще страдают от неизлечимых недугов, таких как умственная отсталость и церебральный паралич.

Кокаин наносит непоправимый вред обществу, ещё не полностью оценен.

Кокаин: краткая история

Кока является самым древним, одним из сильнейших и одним из наиболее опасных стимуляторов природного происхождения.

За три тысячи лет до рождества Христова древние инки в Андах жевали листья коки для ускорения сердцебиения и дыхания, чтобы выжить в горах в условиях разреженного воздуха. Коренные перуанцы жевали листья коки исключительно во время религиозных церемоний.

Это табу было нарушено когда испанские солдаты вторглись в Перу в 1532 году. Работающие на испанских серебряных рудниках индейцы-рабы снабжались листьями коки, что позволяло легче их контролировать и эксплуатировать. Кокаин был впервые синтезирован в 1859 году, но вплоть до 1880 года его действие ещё не было распознано медиками. Психоаналитик Зигмунд Фрейд, который сам принимал кокаин, был первым, кто широко рекламировал кокаин как тонизирующее средство для лечения депрессии и импотенции.

В 1886 году кокаин получил ещё большую популярность, когда Джон Пембертон включил листья коки в качестве составляющей его нового безалкогольного напитка, «Кока-кола9raquo;. Эйфорическое и возбуждающее воздействие на потребителей способствовали взлёту популярности «Кока-колы9raquo; на рубеже столетий. Так кокаин начал двигаться к своей популярности.

Начиная с 1850-х до начала 1900-х годов кокаин и приправленные опиумом эликсиры (магические или медицинские снадобья), тоники и вина широко употреблялись представителями всех социальных слоев. Известные личности, включая Томаса Эдисона и актрису Сару Бернар, рекламировали кокаин, и «чудесное9raquo; воздействие тоников и эликсиров из кокаина. Кокаин стал опорой индустрии немого кино, и послания в поддержку кокаина, исходившие в то время из Голливуда, воздействовали на миллионы.

Потребление кокаина в обществе выросло, и угроза, которую таил в себе кокаин, постепенно стала более заметной. К 1905 году стало популярным вдыхать кокаин через нос, и в течение пяти лет больницы и медицинская литература стали сообщать о случаях повреждений носовых тканей, вызванных потреблением кокаина.

Возросшее потребление кокаина сделало заметными проблемы, вызываемые им. А это, в конце концов, привело к требованиям общественности запретить кокаин и его массовое потребление. В 1903 году общественное давление заставило компанию «Кока-кола9raquo; перестать использовать коку в безалкогольных напитках. В 1912 году правительство Соединённых Штатов сообщило о том, что кокаин, стал причиной 5 000 смертей, и к 1922 году кокаин был официально запрещён.

За эйфорическое воздействие коки вы платите огромную цену.

ФРЕЙД И «МАГИЯ9raquo; КОКАИНА

В 1970-х годах кокаин стал новым модным наркотиком в среде артистов и людей бизнеса.

Кокаин выглядел идеальным попутчиком в роскошной, богатой событиями жизни. Он «давал энергию» и помогал людям оставаться «бодрыми9raquo;.

Кокаин приобрёл эту репутацию частично благодаря Зигмунду Фрейду. В 1884 году Фрейд опубликовал статью под названием «Uber Coca» («О коке»), в которой он расхваливал кокаин, «преимущества9raquo;, называя его «магическим9raquo; веществом. В то же время Фрейд не был объективным наблюдателем, поскольку сам регулярно принимал кокаин. Фрейд прописал кокаин своей подруге, своему лучшему другу, а также рекомендовал кокаин для всеобщего использования.

Физиологически кокаин стимулирует расположенные в мозге нервные окончания, которые отслеживают изменения в теле, вызывая эйфорию, которая очень быстро вызывает привыкание.

В исследовании кокаина Фрейдом есть серьёзные изъяны:

Фрейд не проводил эксперименты, необходимые для того, чтобы подтвердить свои гипотезы о положительном эффекте действия кокаина.

Отмечая, что кокаин приводит к «физическому и духовному упадку», Фрейд продолжал рекламировать кокаин своим друзьям, один из которых в конце концов стал страдать от параноидальных галлюцинаций, во время которых «по его коже ползали белые змеи», это действовал кокаин.

Фрейд также считал, что «смертельная доза кокаина для человека очень высока, и, скорее всего, таковой не существует». В противоположность этой идее один из пациентов Фрейда умер от размера прописанной Фрейдом дозы. Кокаин коварен.

Альбрехт Эрленмейер, выдающаяся фигура в области изучения наркотической зависимости во времена Фрейда, обвинил последнего в том, что он выпустил на свет «третий бич человечества», кокаин. Как оказалось, это пророчество было недалеко от истины.

Фрейд пришел к двум совершенно ложным заключениям:

«. кокаин не приводит ни к каким нарушениям в теле, если человек потребляет его длительное время в «умеренных» количествах» и «Я испытал на себе кокаин и наблюдал не нескольких других наблюдаемых. что после принятия коки первый раз или на регулярной основе. человек не чувствует больше потребности в ней; после длительного времени человек чувствует определённое отвращение к продукту».

Однако сегодня мы достоверно знаем, что такое кокаин:

Кокаиновая зависимость порождает физиологические расстройства;

К кокаину чрезвычайно легко привыкнуть;

Людьми, долгое время злоупотребляющими кокаином, движет исключительно желание получить дозу.

Наркотики, в том числе и кокаин, по сути, являются ядами. Эффект зависит от принимаемого количества. Небольшое количество оказывает стимулирующее воздействие (повышение активности). Кокаин в большем количестве действует как седативное средство (подавление активности). В ещё большем количестве, кокаин действует как яд и может привести к летальному исходу. Будь то кокаин или другой наркотик, это истинно в отношении любого наркотика. Отличается только количество, требуемое для достижения какого-либо эффекта.

Но кокаин обладает ещё одним побочным действием: кокаин воздействует непосредственно на разум. Активизируя происшествия из прошлого человека на уровне ниже его осознания, кокаин может нарушить адекватность восприятия окружающего его мира. В результате действия человека становятся странными, нерациональными, несоответствующими обстоятельствам и даже разрушительными, и кокаин является одним из таких наркотиков.

Кокаин блокирует все ощущения, заменяя желательные нежелательными. Так что, наряду с тем, что кокаин оказывает временное облегчение боли и страданий, он также снижает способности человека, бдительность и затуманивают сознание.

При длительном употребление, кокаин лишает жизнь удовольствий и радости, которые, собственно, и являются причиной для того, чтобы жить.

Правильное решение — даже не начинать принимать кокаин.

В конце концов, человек оказывается перед выбором: кокаин и смерть, или жизнь без наркотиков.

Какими бы ужасающими ни были последствия употребления наркотиков, какой бы безвыходной ни выглядела ситуация для наркомана, решение существует, и, если смотреть шире, в войне с наркотиками можно одержать победу.

Бесчисленные попытки, пройти лечение наркомании в прошлом.

Для начала нужно понять, почему человек оказывается во власти наркотиков.

В мае 1969 года, когда международный наркотический кризис достиг апогея, писатель и гуманист Л. Рон Хаббард написал:

«Когда человек эмоционально подавлен или испытывает боль, а лечение не приносит ему физического облегчения, в конце концов, он откроет для себя, что кокаин, либо другие наркотики, устраняют имеющиеся у него симптомы. Почти во всех случаях, когда человек страдал от психосоматических болей, заболеваний или какого-либо дискомфорта, он искал средство для решения этой проблемы. Когда же он обнаруживает, что облегчение ему приносят только наркотики, он сдается и начинает от них зависеть, нередко доходя до наркомании».

Жить и взрослеть в нашем мире бывает трудно.

Но на самом деле, обычные, на первый взгляд, вещи могут делать чудеса. Например, правильное питание и даже просто долгие прогулки, во время которых нужно смотреть на окружающие предметы, пока внимание не переключится на внешний мир и не спадёт напряжение.

Обсуждение проблем с другом, священником или с близким родственником тоже может помочь.

Для тех, кто уже столкнулся с проблемой наркомании, существует решение, чтобы справиться с зависимостью, это программа реабилитации. После этой программы больше никогда не возвращаются к наркотикам.

Но правильное решение — это даже не начинать принимать кокаин.

Какими бы трудными ни были проблемы, которые хочется решить, прибегнув к наркотикам, последствия приёма наркотиков всегда гораздо худшая проблема. Кокаин это ни что иное, как долгое и неумолимое скольжение в ад.

Консультации по вопросам наркомании. Анонимно.