Жительница Москвы Наталья Цымбаленко столкнулась с травлей в школе: её сына унижали одноклассники, а вместе с ним и других «некрутых». Учителя и другие родители бездействовали, и тогда она взяла дело в свои руки. Теперь Наталья рассказала о том, как можно сломить равнодушие и заставить учителей, надзорные органы, детей и взрослых вести себя по совести и по закону.

О том, как развивались в последние три года, и особенно в последние несколько месяцев, события в школе, где учится её сын Пётр, сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко написала в фейсбуке . За это время она успела столкнуться и с грубостью одноклассников сына, и с бездействием учителей, и с хамством других родителей. Но в конце концов ей удалось изменить ситуацию: травля прекратилась.

Всё началось, когда после начальной школы Пётр поступил в гимназию в пятый класс - номер школы, как и фотографию сына, Наталья попросила не публиковать. Как это часто бывает в детских коллективах, ученики класса довольно быстро разделились на «крутых» и «некрутых». Но последствия такого разделения в данном случае были довольно серьёзными.

По словам Цымбаленко, всё началось с насмешек, «обзывательств», но затем пошли неприкрытое насилие и серьёзная травля. От хулиганов пострадали несколько человек, в том числе сын Натальи.

Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына - Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок - «некрутой».

Сами пострадавшие дети не могли найти выход из ситуации. Но, пишет Наталья, помощи от учителей и родителей поначалу они не получили. Отчасти в этом виноваты классные руководители и другие сотрудники учебного заведения, которые считали, что дети должны самостоятельно «разбираться» с проблемой. Часть вины Наталья признаёт за собой: долго ждала, слушала учителей, отреагировала поздно.

Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дитё «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».

Чтобы как-то исправить ситуацию, Цымбаленко записала сына в секцию мечевого боя и на единоборства. Это помогло ему перестать бояться. К восьмому классу он уже выпал из категории школьных партий, прямое насилие по отношению к нему прекратилось.

Но другие дети продолжали страдать, пишет Цымбаленко. Дошло до серьёзных последствий.

И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым - ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что её сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит ещё прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп». Ну, в общем, ситуация великолепна. А тут ещё один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра и веселится на тему того, что сын стал «качаться».

Наталья начала действовать. Она потребовала встречи с директором школы и председателем управляющего совета, подготовив для них заявление на 20 страницах, к которому прилагались скриншоты переписки, касающейся вейпов, страницы в соцсетях и фотожабы. Копию она отнесла в комиссию по делам несовершеннолетних в районную управу и получила номера входящих документов.

По словам Цымбаленко, угрозы привлечь прокуратуру и суд на родителей хулиганов не подействовали. Но когда к делу подключился инспектор по делам несовершеннолетних, ситуация изменилась. И учителя, а за ними и родители «крутых» стали вежливыми, рассказывает Наталья. По её словам, подросток, торговавший вейпами, был поставлен на учёт, деньги другу Мише за так и не купленный им вейп вернули.

Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут», а что мы пойдём прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одёргивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.

Наталья говорит, что управа также сообщила ей, что готовит официальный ответ на её заявления и «провела мероприятия».

Medialeaks поговорил с Натальей Цымбаленко о том, что будет дальше и довольна ли она результатами своей борьбы.

Как прошёл через эти три года и особенно через последние события ваш сын? Как он всё воспринимает, хочет ли дальше учиться в той же школе?

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали, как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1 000 рублей или твоя собака умрёт». Но школу мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это всё всерьёз. И успокоился. Я дала Пете прочитать этот пост и спросила, что написать. Он сказал, что всё окей. Общаются они с одноклассниками из описанной истории спокойно и максимум та и эта сторона уточняют друг у друга задания. А представители школы регулярно уточняют у него, как дела в классе.

Какие у вас дальнейшие планы? Что можно будет считать окончательной победой или хотя бы приемлемым результатом?

Меня и сына устроят рабочие отношения в классе: он не жаждет общения с теми, кто плохо к нему относится. У Петра есть друг, есть команда (он занимается киберспортом - мы это поддерживаем), ходит в библиотеку Достоевского на курсы видеоблогинга, вместе с папой в окружной библиотеке ведёт занятия для детей (автогонки на симуляторах, безопасность на дороге). Ему хватает общения. И ему комфортно, что к ним перестали цепляться. Мы регулярно мониторим ситуацию в классе. Если будут прецеденты - вмешаемся. А так, я надеюсь, мы закончили конфликт.

Каждый родитель сам выбирает, каким способом помочь ребёнку бороться с буллингом. Мать американского подростка Китона Джонса в прошлом году обратилась к помощи социальных сетей и , который жалуется на травлю со стороны одноклассников.

Сначала видео так растрогало всех, что за Китона вступились исполнитель роли Капитана Америки Крис Эванс, певица Рианна и десятки актёров и звёзд спорта. Правда, быстро и держит дома флаг Конфедерации. Тогда многие отказались от поддержки, предположив, что парня могут травить в школе, потому что он расист. И ситуация для Китона стала ещё хуже, чем была.

В позапрошлом году в России случилась очень трогательная история с мальчиком по имени Стёпа. Он увлекался динозаврами и майнкрафтом, поэтому с одноклассниками у него дела с самого начала пошли не очень. Но мама попросила друзей в фейсбуке , и случилось чудо: мальчику и другие российские звёзды.

Вскоре популярность школьника взлетела до небес, и ВК даже вернул на время функцию рейтинга страниц ради него. Так потенциальный будущий буллинг был подавлен в зародыше, а Стёпа вместо скринов из майнкрафта мог с гордостью выкладывать .


Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения в коллективе. К сожалению, взаимоотношения с одноклассниками не всегда складываются гладко. Согласно последним данным, каждый четвертый школьник становится объектом издевательств со стороны других учащихся. Причем особую обеспокоенность на этот счет стоит проявлять нам — случаи травли подростков в России регистрируются значительно чаще, чем в европейских странах.

Bullying (англ.). — запугивание, травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников или аналогичное явление среди работников, военнослужащих. Mobbing (англ.) — коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе Виды преследования

Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться. К 10−11 годам понимание о том, как следует себя вести в конкретном детском коллективе, приобретает устойчивую форму. Именно в этом возрасте школьники активно стремятся найти свое место в группе, завоевать авторитет и уважение одноклассников. Таким образом создается атмосфера соперничества, что нередко провоцирует возникновение регулярного преследования одного или нескольких членов класса. Психологи это явление называют буллинг. Чаще всего агрессивное преследование выражается в виде оскорблений, угроз либо, наоборот, полного игнорирования жертвы, а также в нанесении физического ущерба (избиение, порча имущества). Доступность Интернета способствовала возникновению такой разновидности систематического преследования, как кибербуллинг. Исследование, проведенное во Франции в начале 2012 года, показало, что каждый четвертый школьник сталкивался с травлей сверстниками в онлайне. Киберхулиганы воздействуют на жертву частыми электронными сообщениями и СМС. Интернет- атака всегда внезапна, поэтому производит сильное психологическое воздействие на жертву. Не зная преследователя в лицо, пострадавший чувствует, что обидчик, скорее всего, находится в ближайшем окружении. И начинает бояться агрессии со стороны всех знакомых. В первую очередь — от одноклассников, что усиливает чувство незащищенности подростка в учебном заведении.


Дух времени

Тенденция последнего времени — выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети и на бесплатные видеохостинги: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость». По словам педагога-психолога КГОУ ЦО 57 и автора книги о проблемах буллинга «Дети-изгои» Марины Кравцовой: «Через привлечение внимания общественности подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны. Кроме того, таким образом достигается еще одна цель — публично унизить жертву «на весь мир». А поскольку сегодня велико ощущение всеобщей безнаказанности, подростки даже не задумываются о последствиях для самих себя». По мнению специалистов, буллинг — это прежде всего одно из проявлений мальчишеской субкультуры. Согласно статистическим данным, мальчики прибегают к травле сверстников в 2−3 раза чаще девочек. Значительно реже встречаются случаи преследования девочек мальчиками, мальчиков девочками и девочек девочками. Однако в последнее время все чаще в качестве активных и не менее жестоких агрессоров выступают девочки. Социологи полагают, что это стало возможно из-за ослабления ролевых различий в поведении мужчин и женщин.

По словам 1200 детей, ответивших на вопросы портала Kidspoll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно. Распределение ролей

Как правило, в травле принимает участие ряд действующих лиц:
. зачинщики,
преследователи,
жертвы,
наблюдатели.
Инициаторами травли ребенка обычно становятся один-два соученика. Жертву начинают высмеивать, дразнить, демонстративно не принимать в игры, задирать или игнорировать. Цель зачинщика — самоутвердиться и выделиться в коллективе. Гораздо реже — личная месть. Нередко зачинщиками оказываются дети, претендующие на роль лидера класса, стремящиеся быть в центре внимания. Согласно исследованию западного психолога Дана Ольвеуса, среди мальчиков 12−16 лет доля агрессоров составляет около 5%. Чаще всего это выходцы из благополучных и обеспеченных семей! Преследователи — дети, которые под руководством зачинщиков участвуют в травле. Они смеются над жертвой, подхватывают обидные прозвища и третируют изгоя наравне с зачинщиками. Большинство таких ребят творят жестокость, подчиняясь стадному чувству, желая заслужить одобрение со стороны лидера. Некоторые делают это от скуки, а кто-то — из страха самому оказаться на месте жертвы. Преследователей характеризуют как трусливых, легко поддающихся влиянию, эгоцентричных, безответственных и неуверенных в себе подростков. Наблюдатели не препятствуют травле. Но, не имея духа противостоять агрессорам, они поощряют травлю молчанием и бездействием. Иногда в школьном коллективе находятся дети, пытающиеся защитить жертву. Появление защитника может изменить ситуацию, особенно если он обладает авторитетом или выступает против травли не в одиночку. Как показывает практика, в таком случае преследование чаще всего прекращается. Однако бывает, защитник сам превращается в объект буллинга. И тогда, чтобы изменить положение дел, он начинает принимать активное участие в третировании изгоя.

Кто в зоне риска?

Часто объектом преследования становятся физически слабые, тревожные, робкие и одинокие дети. К психологическим особенностям жертвы травли специалисты относят:
физические недостатки и болезни, негативно отражающиеся на внешности или проявляющиеся «стыдными» последствиями (как энурез),
неуспешные в учебе,
часто пропускающие занятия,
излишне опекаемые родителями,
неадекватно себя оценивающие (обладающие как слишком высокой, так и заниженной самооценкой),
не желающие соблюдать правила и иерархию в коллективе.
Изгоем может стать и одаренный ребенок. Опрос среди талантливых американских восьмиклассников показал, что 67% из них за годы учебы подвергается преследованию одноклассников.

Как исправить ситуацию

Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям о том, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство лишь ухудшит ситуацию — мучители жестоко накажут доносчика. Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют, как исправить ситуацию. Эксперты же считают, что в одиночку жертва не сможет изменить сложившийся стереотип поведения группы. Поэтому вмешательство взрослых и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети-жертвы, так и их родители, учителя и весь класс, необходимы. В развитых странах мира проблемой буллинга уже давно занимаются не только ученые, но и законодательные власти. Созданы десятки национальных и международных сайтов и фонды помощи жертвам травли. Специалисты проводят консультации по профилактике буллинга и разрабатывают спецпрограммы. В настоящее время эффективными признаны около 12 профилактических программ, наиболее известная и широко внедряемая из которых — психолога Дана Ольвеуса. С 2001 г. ее начали использовать в норвежских школах, что позволило не только снизить на 30−50% случаи агрессивного преследования, но и показатели по асоциальному поведению. В ее основе — 4 базовых принципа, предполагающих создание школьной (а в идеале — и домашней) среды, характеризующейся:
теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей. Успешность программы Ольвеуса получила международное признание — уже частично внедрена в Англии, США, Литве и других европейских странах. В Канаде, где также проблеме буллинга уделяется пристальное внимание, разработана методика раннего выявления агрессивности у детей, что позволяет корректировать поведение ребенка, не допуская проявления асоциального поведения в будущем. А для пресечения кибербуллинга в американском городе Онтарио была принята жесткая и при этом действенная мера — устроившего травлю исключают из школы.
Представители ВОЗ также отмечают склонность к насилию у детей:
гиперактивных,
импульсивных,
склонных к риску,
с низким уровнем контроля за своим поведением,
с рассеянным вниманием, проявившимся до 13 лет,
низкой успеваемостью в школе.
При этом предпосылками к формированию агрессивного поведения являются: слабый контроль со стороны родителей, использование грубых физических наказаний, низкий социально-экономический статус семьи.


Здесь и сейчас

В нашей стране защитой и психологической реабилитацией ребенка, ставшего жертвой травли, системно пока никто не занимается. Поэтому, чтобы обратить внимание на возникшую проблему и прекратить преследование, родители должны проявить настойчивость. В первую очередь следует поставить в известность о происходящем школьного психолога. Автор книги «Дети-изгои» поясняет: «Школьный психолог в курсе всего, что происходит в учебном заведении. Он может работать с педагогами, поскольку те ему доверяют и охотно сотрудничают; с коллективом детей — учить сотрудничать и понимать друг друга, а также с родителями участников травли. И, наконец, школьный психолог сможет оценить, насколько жертва нуждается в дополнительной терапии». В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии — перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить социальная адаптация. Каким образом может быть построена стратегия пресечения и профилактики буллинга? Школьный психолог Марина Кравцова видит это так:
1. Оценка ситуации: с чего все началось, кто зачинщик.
2. Диагностика психологического климата коллектива.
3. Выработка плана по пресечению травли совместно с учителями — не провоцировать (например, дисциплинарными взысканиями), не оставлять детей без надзора (часто травят в раздевалках).
4. Работа с родителями: уведомить семьи учеников о происходящем и обсудить стратегию их поведения с детьми.
5. Организовать так называемые мероприятия по сплочению класса — беседы, тренинги, совместное преодоление трудностей. Например, поход: у жертвы появится возможность показать себя в другом качестве.

6. Индивидуальная работа с жертвой, агрессорами, зачинщиками.

Последствия травли

Увы, буллинг не проходит бесследно. Причем это касается всех участников. Бывших мучителей характеризует сильная тревожность, проявляются асоциальные черты, депрессия и различного рода зависимости. Если выяснится, что ваш ребенок был среди агрессоров, обязательно поговорите с ним. О самоуважении, человечности, сопереживании и влиянии толпы. Он должен понять, что, идя на поводу у коллектива, рискует завтра занять место преследуемого. Особое внимание стоит уделить помощи жертвам травли. Психологи приравнивают последствия буллинга к посттравматическому стрессу. «Такому человеку сложно строить отношения с окружающими и доверять им, — добавляет Марина Кравцова. — Кроме того, в определенных обстоятельствах экс-жертва может сама стать преследователем, как бы компенсируя пережитые унижения или из опасения повторения ситуации». Поэтому, если ваш ребенок пострадал от буллинга, следует сразу обратиться к психологу. Специалист поможет подростку высказать все эмоции и тревоги, избавиться от страхов, заново научиться строить отношения с окружающими и противостоять агрессии в будущем.
Как родители могут понять, что их ребенок стал объектом травли?
По мнению школьного психолога Марины Кравцовой, стоит насторожиться, если подросток:
неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
мало говорит о своей школьной жизни;
одинок: не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки;
его никто не приглашает в гости, на праздники.

Знаменитые жертвы буллинга

Кейт Миддлтон подверглась агрессивному преследованию в престижной школе для девочек. Одноклассницы воровали у нее домашние задания, в столовой демонстративно отказывались сидеть за одним столом. Поэтому одна из благотворительных организаций, куда новоиспеченная герцогиня Кембриджская просила жертвовать деньги, была Beatbullying (помощь детям, подвергшимся школьной травле).

Кристен Стюарт . Именно съемки в кино стали поводом для травли Кристен. Издевательства одноклассников вынудили девушку в 13 лет бросить школу.

Миша Бартон после переезда семьи в Нью-Йорк стала жертвой буллинга. Поводом для недовольства послужило ее несоответствие спортивному стилю, принятому в школе. Однако после выхода фильма «Шестое чувство» отношение одноклассников кардинально изменилось.

Леди Гага. Школьные годы певицы не были безоблачными. Всему виной большой нос и полнота, которые и стали поводом для подтрунивания. Зато сегодня «королева эпатажа» может похвастаться спортивной фигурой, прочие же недостатки с успехом маскирует неординарными и яркими нарядами.

Психолог, расстановщик Ирина Заводникова дала несколько полезных советов о том, что делать, если вашего ребенка обижают в школе.

Школьная травля (англ. термины «буллинг» - когда травит один агрессор, «моббинг» – много агрессоров) сегодня, как и раньше, - явление очень распространённое. По статистике около 30% детей в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие, из них пятая часть приходится на насилие в школе. Последствия травли отражаются на всей жизни человека, мешая в дальнейшем строить отношения в семье, на работе, в социуме. Важно понимать, что буллинг - это не только когда бьют, а ещё игнорируют, пускают сплетни, портят одежду и личные вещи, травят в соцсетях (кибербуллинг) и применяют другие формы психологического насилия.

Кто участвует в травле?

Жертва, агрессор и свидетели - те, кто напрямую не нападает, но поддерживает другим способом: просто смотрит, комментирует, снимает на телефон, а также знает об этом и ничего не предпринимает (не говорит родителям), а это, как правило, весь класс. Также соучастником может являться и учитель, который попустительствует и старается «не замечать», потому что не знает как справиться, не хочет испортить репутацию и вообще «выносить сор из избы».

Как понять, что ребёнка атакуют?

Он отказываться говорить о школе (чтобы лишний раз не вспоминать о травмирующей ситуации), становится тревожным, замкнутым, имитирует болезнь, чтобы не ходить в школу, может часто случайно наносить себе порезы, ударяться, обжигаться (т.е. не имея возможности ответить обидчикам, дети переносят агрессию на себя).

Что же делать?

Даже если ребёнок является всего лишь свидетелем травли, прямая обязанность родителя поднять этот вопрос, так как он напрямую отражается на общении детей и атмосфере в классе, они начинают думать, что подавлять и унижать - это нормально и так и должно быть.

Я сама наблюдала травлю в своей школе. Это было связано, прежде всего, с тем, что учитель в классе не обладал авторитетом, не знал и не умел объединить, сплотить детей, дать возможность агрессорам проявить себя в школьных делах и они утверждались через унижение слабых. То есть пустил все классные дела на самотёк. Все дети класса знали об этом, но предпочитали закрыть глаза, боясь переключить внимание нападающего на себя. Травля закончилась, когда один из учеников привёл более старшего подростка, который спокойно и с достоинством смог объяснить всем (всем!), что это не просто прикольная игра, а самое настоящее насилие и так делать нельзя, - говорит Ирина Заводникова.

Эту задачу вполне может выполнить классный руководитель или директор школы. Но важный момент - дать понять не только зачинщику, но и всем одноклассникам (ведь школьники только формируют собственное мнение, это не до конца зрелые люди), что травля, унижение - это не норма, таким образом, агрессор лишится молчаливого согласия и поддержки класса.

Худшее, что может сделать родитель в ситуации травли - оставить ребёнка самого разбираться с ней. Если травля началась - это значит, что дети (и жертва, и нападающий) уже с ней не справились. «Дай сдачи», «просто будь умнее и пройди мимо», «потерпи и пройдёт» - не работает и означает, что родитель не знает как и не хочет помочь своему сыну или дочери.

Самое главное - объясните ребёнку, что так быть не должно, никто не имеет права его оскорблять, вы полностью на его стороне и будете помогать решать проблему, что ребёнок вам очень дорог, дорого его доверие и на самом деле с ним всё в порядке, то есть он не «какой-то не такой» и уж, конечно, не виноват в том, что произошло.

Искать виноватых, кстати, вряд ли к чему-то приведёт, хотя очень хочется выплеснуть злость и отчаяние на родителей обидчика, учителей и психологов, супруга. И это нормальная реакция, но после того, как вы «выпустите пар» (по возможности безопасными способами), возвращайтесь к составлению плана действий. Возможно, вам придётся поднять этот вопрос среди родителей класса, поговорить с родителем зачинщика, обсудить с учителем, а если вас не услышат, то пойти выше - к директору, в РОНО, в Городское управление образованием.

Соберите факты (записки, слова очевидцев, скрины переписки из соцсетей), бережно узнайте детали у ребёнка, не превращая это в допрос.

Параллельно с этим предложите ребёнку записаться в кружок или секцию по интересам, где он мог бы проявляться, самовыражаться и найти одобрение со стороны авторитетного взрослого (тренера, преподавателя), то есть получить опыт доверительного взаимодействия.

Стоит ли менять школу?

Самое главное, найти доброжелательного и авторитетного классного руководителя, который не будет унижать детей, чтобы за их счёт выглядеть лучше. Также нужно учесть, что перевод, даже из нелюбимой школы в новую - всегда стресс для ребёнка, и какое-то время он будет особенно нуждаться в вашей поддержке. Но если вы меняете уже вторую школу и ситуация повторяется, то, возможно, дело не только в школе.

Кто же в группе риска?

Прежде всего, дети из семей, где возникла сложная жизненная ситуация: переезд, развод, смерть близкого, рождение младшего ребёнка. Тогда родители уделяют сыну или дочери меньше внимания, не хватает ресурсов, любви, даже просто времени и сил, чтобы подойти и обнять.

Все мои клиенты, которых травили в школе, вспоминают это, как страшный сон. И почти во всех семьях в это время царила атмосфера конфликта между мамой и папой или ребёнком и родителями. Как психолог, считаю эти вещи напрямую взаимосвязанными.

Также проверьте, не используете ли вы ребёнка в своей семье в качестве сливного ведра для эмоций - вашей злости или печали, стыда, зависти и ревности. Знает ли он, что важен и ценен для родителей, действуют ли в семье принципы уважения и достоинства.

Вместе с тем, не завышайте самооценку искусственно. Завышенная и заниженная самооценка - это два полюса одной проблемы, проблемы неверия в себя, в своё право быть любимым. Сами или совместно с психологом работайте на укрепление у ребёнка веры в себя (и здесь базой будет ваша глубокая и непоколебимая вера в него), а также на адекватную самооценку.

Если ваш ребёнок организатор травли?

Признавать это родителю всегда неприятно. Но помните, что сам мучитель получает не меньшие психологические травмы, чем его жертва, ему также нужна помощь. И чем быстрее вы сможете с этим разобраться, тем благоприятнее для него. Агрессивное поведение означает, что ребёнок чувствует себя неуверенно и, нуждаясь в самоутверждении, выбрал такой способ. Помогите ему, признавая его ценность и значимость в семье, организуйте спорткружки или секции, где он также сможет приобрести опыт победителя. Есть мнение, что через насилие такой ребёнок добирает ту любовь, которую ему недодали в семье.

Если травит учитель?

У учителя возможности для травли и сексуального насилия гораздо больше, он защищён, дети будут молчать, да и доказать сложно. И здесь, как никогда важно вначале установить с ребёнком доверительные отношения, поддержать его, а уже потом разбираться с учителем и администрацией учебного заведения.

Как можно помочь ребёнку?

Важно понимать, что счастливого и любимого ребенка не так просто поддеть, а ребёнка боящегося, недолюбленного - вывести из себя проще простого, чего и ждёт агрессор, питающийся эмоциями стыда, отчаяния, слезами и злостью жертвы.

Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, то ребёнок перенесёт это поведение в школу. Если же дома люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, то это очень поможет в случае террора сможет спокойно и твёрдо его остановить.

Поэтому попробуйте сходить к психологу, который поможет вам стать самому более счастливым и целостным, и такие перемены обязательно отразятся на вашем сыне или дочери.

И маленькая психологическая практика напоследок:

Попробуйте представить, что в вашем ребёнке есть внутреннее солнце. Активируйте его любыми способами: замечайте его, позволяйте ему светить всё ярче и ярче. Вместо критики говорите ребёнку: я счастлив, что ты мой сын, ты любим нами, мир хороший, и я тебе это покажу, в семье ты в полной безопасности, я так рад, что ты родился у нас.

Ведь это же и правда замечательно, что у вас в семье есть такое маленькое солнышко, даже если оно уже выше вас на голову?

Слово "буллинг" стало мелькать в СМИ не так давно. Хотя само явление далеко не ново. Травля встречалась среди детей и подростков в разные годы. Агрессивное и подчас жестокое поведение детей становилось предметом размышлений писателей и кинематографистов. Достаточно вспомнить "Заводной апельсин" Берджесса, "Повелителя мух" Голдинга или хорошо знакомый российскому зрителю фильм "Чучело".

По разным данным, с травлей и издевательствами сталкивались от 36 до 51% школьников. Самой распространенной формой издевательств были оскорбления - 77%. В 61% случаев агрессия принимала форму унижения, в 24% - физического насилия, в 11% случаев издевательства записывались на видеокамеру, а 25% ситуаций травли происходили в интернете.

В День защиты детей совместно с проектом "Вместе против травли" ТАСС рассказывает, как защитить ребенка от преследования.

Кто вообще может стать жертвой травли?

Чаще всего подвергается буллингу тот, кто чем-то отличается от большинства: физически (другой цвет кожи, разрез глаз, комплекция), необычной манерой одеваться, отсутствием модной одежды или гаджетов, тот, кто мыслит слишком самостоятельно. Поводом начать травлю может стать даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чье поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности ребенка не нужно. Это будет воспринято обидчиками как признак слабости и низкой самооценки, а значит, только докажет, что их действия на что-то влияют. Кроме того, при желании можно докопаться до любого человека, потому что каждый из нас отличается от других.

Как узнать, что ребенок подвергается травле?

В идеале, конечно, лучше узнать об этом от своего ребенка. Для этого нужны доверительные отношения, чтобы ребенок чувствовал ваш искренний интерес не только к его оценкам, но и к его чувствам и ощущениям. На шаблонные вопросы "Как дела в школе?" и "Тебя там никто не обижает?" ребенок вряд ли ответит искренне. Спрашивайте, с кем ребенок сидит вместе, играл ли он с кем-то в школе, интересно ли ему на уроках и в школе вообще, нравится ли ему его класс. Эти вопросы помогут ребенку понять, что вы интересуетесь искренне тем, что его волнует.

Если нет отношений, при которых школьник может, не стесняясь, не опасаясь резких комментариев, истерик и слез, фразы "сам виноват", рассказать вам то, что его беспокоит, есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг:

  • Синяки и царапины, появление которых ребенок не может внятно объяснить, говорит, что не помнит и т.д.
  • Ребенок часто "теряет" или "портит" вещи, которые носит в школу, приносит из школы сломанную технику.
  • Ребенок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным.
  • Ребенок не ест в школе, и в целом меняется его пищевое поведение.
  • Снижается успеваемость, теряется интерес к занятиям.
  • Эмоциональная подавленность, замкнутость, низкая самооценка, ночные кошмары, бессонница.

Чем опасна травля и почему необходимо вмешательство взрослых?

Во-первых, травля может перейти в форму физического насилия, то есть приводить к травмам. Вторую опасность заметить сложнее, но она не менее серьезна. Это тяжелое эмоциональное состояние, которое может привести к очень трагичным последствия, и психологическая травма. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребенок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе, думать, что причина происходящего — в нем. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии, чувство одиночества.

Травля мешает учиться, ребенку не до занятий: ему бы в школе выжить.

Те, кто прошел через неприятие коллектива, помнят об этом всю жизнь. Обернется ли травля походами к психологу и проблемами с коммуникацией во взрослом возрасте — во многом зависит от правильного поведения взрослых. Если учителя школы не смогли сразу пресечь буллинг в коллективе, значит, необходимо вмешательство родителей.

Как вести себя родителям?

В какой-то момент обидчики действительно могут отстать, но не факт, что к этому времени от самооценки и самоуважения что-то останется. Поэтому в ситуацию требуется вмешательство взрослых.

В разговоре с ребенком объясните, что его вины в этом нет, а методы нападения и насилия выбирают только слабые люди.

В инструкции мамы, которая пресекла буллинг в отношении своего сына , Натальи Цимбаленко описано, как подготовиться к защите ребенка, в том числе в суде:

  • Соберите доказательную базу (скриншоты, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломке вещей, фотографии, справки о побоях).
  • Обратитесь к классному руководителю, школьному психологу, родителям учеников, которые учинили травлю. Проговорите ситуацию, придумайте план действий.
  • Если звучит фраза "Дети сами должны разобраться", общего языка найти не удалось и ситуация не меняется, обратитесь к психологу за заключением о тяжелом психологическом состоянии и моральном вреде, который получил ребенок. Важно понимать, что у психолога должна быть лицензия, тогда его заключение будет иметь значение в суде.
  • Начинайте писать жалобы. Сначала в школу на имя директора. Если не помогло — в комиссию по делам несовершеннолетних управы района, в управляющий совет школы и инспектору по делам несовершеннолетних.
  • Если не помогло — жалобы на бездействие представителей госучреждений в департамент образования, в прокуратуру, уполномоченному по правам человека в городе.
  • Одновременно нужно создавать общественный резонанс — он заставит инстанции шевелиться и поможет родителям "буллера" понять, что отношение к ситуации нужно пересмотреть. Пишите посты в соцсетях, обращайтесь к журналистам и СМИ, которые освещают социальные темы.

В любом случае "кейс" нужно пройти до конца, чтобы пресечь новые случаи травли и чтобы у вашего ребенка сложилось впечатление, что ситуация решена в его пользу.

Как поддержать ребенка?

  • Покажите, что вы всегда на стороне ребенка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до конца, даже если это будет непросто. Фраз "потерпи, само пройдет", "сам виноват" и "найди общий язык с ребятами" быть не должно.
  • Естественно, что ребенок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Он должен знать, что вы его поддержите. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и недовольство учителей.
  • Если ребенок застенчив и не уверен в себе, подумайте, что поможет ему чувствовать себя по-другому. Возможно, ему будет полезно заняться спортом (например, фехтованием), чтобы почувствовать уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте все, что поможет ребенку поднять самооценку. Изучите литературу на эту тему, поговорите со специалистами.

Что делать, если агрессором выступает ваш ребенок?

Во-первых, подумайте не стало ли ваше поведение моделью, которую ребенок просто воспроизводит. Если у вас нет привычки шлепать ребенка за провинности, вы не высказываетесь негативно о его учителях и одноклассниках, не оскорбляете официанта или таксиста за оплошность, возможно, ребенок ведет себя так, попав под влияние своих друзей. Также некоторые исследования показывают, что подростки могут стать более агрессивными, играя в жестокие компьютерные игры. Хотя эта тема является противоречивой, родителям надо следить за объемом материалов с жестокостями, к которым обращается ребенок через телевизор, кино или игры.

Родителям эмоциональных, склонных к злости и ярости детей очень важно научиться принимать их в состоянии агрессии, злости, ярости.

Важно признать, что это чувство существует. "Ты злишься. Что вызывает у тебя нетерпение и злость? Как я могу тебе помочь?" — называя чувства своими именами, вы поможете подростку понять, что с ним происходит, что он переживает.

Какие признаки помогают понять, что ваш ребенок может быть хулиганом?

  • Часто проявляет жестокость по отношению к другим.
  • Участвует в словесных перебранках или в драках.
  • Оказывается в кабинете директора или имеет приводы в полицию.
  • Имеет дополнительные деньги или новые вещи, появление которых не может объяснить.
  • Легко вовлекается в порицание других.
  • Не принимает ответственности за свои поступки.
  • Имеет друзей, которые издеваются над другими.
  • Имеет потребность побеждать или быть лучшим во всем.

Как найти единомышленников в борьбе с буллингом?

Проблему буллинга не нужно замалчивать ни в отдельно взятом классе или школе, ни в обществе в целом. Внимание общественности очень важно в решении таких вопросов. В марте началась всероссийская кампания Алены Поповой "Вместе против буллинга ", призванная объединить экспертов, психологов, родителей, известных деятелей культуры и шоу-бизнеса, лидеров мнений, которые столкнулись или сталкивались с травлей. Проект также объединяет методики и рекомендации по борьбе с буллингом.

Дарья Бурлакова

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

К сожалению, далеко не всем детям везет с одноклассниками и учителями. Дружный класс, в который дети мчатся с утра бегом, забыв позавтракать – большая редкость. Но отсутствие друзей в школе – еще не самое плохое. Хуже – когда над школьником начинаются издевательства. Согласно статистике, случаев «травли» в современных школах с каждым годом все больше и больше, причем, участвуют в таких показательных акциях не только недалекие одноклассники — но и, порой, сами учителя.

Что делать с обидчиками, и как спасать ребенка?

Признаки того, что ребенка-подростка травят в школе – учимся понимать!

О жестокости детей можно писать целые научные трактаты. Увы, в возрасте от 11-12 лет и практически до окончания школы в детях поселяется вдруг «из ниоткуда» неоправданная жестокость и агрессия.

Потом это проходит. Но — не у всех.

А последствия такой травли иногда остаются с детьми, которых обидели, на всю жизнь.

Бессмысленная и беспощадная травля – это не «модное веяние». Травля была всегда. Другой вопрос, что методы травли стали более изощренными, и иногда родителям приходится менять даже город проживания, чтобы уберечь нервную систему своего чада.

Как понять, что твоего ребенка в школе травят, обижают, издеваются?

Подростки – это дети «скрытного периода» взросления. Не у всех из них имеется достаточный контакт с родителями, чтобы избежать ошибок и принять правильное решение. Чаще всего, родители узнают об этой проблеме, когда ее масштабы выходят за пределы класса.

Кроме того, для ребенка может быть унизительным обсуждение этой проблемы с родителями — часто такое бывает у мальчишек, чьи папы с пеленок вбивают в них «ты же мужик, решай сам свои проблемы!».

Итак, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место , попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Кто обычно становится зачинщиком травли?

  1. Учителя, которым не место среди педагогов.
  2. Асоциальные «элементы» класса. Дети из неблагополучных семей, которые устраивают травлю, чтобы не затравили их за принадлежность к такой семье. Дети, у которых есть проблемы с психикой. Дети, о воспитании которых их родители просто забыли.
  3. Популярные дети – активисты и лидеры, «короли и королевы» школы, которых слушают остальные дети, по сути становящиеся свитой данных лидеров.

Почему именно ваш ребенок стал жертвой травли?

Не стоит думать, что ваше чадо какое-то не такое. Ведь причиной травли может стать даже честность и порядочность ребенка, воспринятая сверстниками, как слабость. Или же отказ ребенка покурить за компанию, или устроить травлю другому ребенку.

Безусловно, причину поискать стоит, ведь тогда будет гораздо легче разобраться с ситуацией, но — не надейтесь, что эта причина будет понятной для вас.

Важно отметить и еще один нюанс.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция

Никто не даст рецепта на тему «как быстро прекратить травлю». Таких рецептов нет. С какой стати ребенок обязан исправлять тот или иной «дефект», свою особенность, ставшую поводом для травли?

Если причиной травли была просто сама травля ради «животного интереса», то будь хоть кем и каким, но тебя все равно будут травить. И идти на поводу у зачинщиков, пытаясь угодить им и спасти себя – это наиболее худший вариант, потому что он лишь усилит травлю, для которой появятся еще 2 причины – слабость и самоунижение.

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают : спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться , если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете : встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство , которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

А, может, все-таки не надо?

Бывают случаи, когда родитель задается вопросом – «а не станет ли хуже для ребенка, если я вмешаюсь?».

Да, есть ситуации, в которые лучше не влезать. Но если дело дошло действительно до травли, с которой ребенок не способен в одиночку справиться (а не разовой обиды или ссоры между одноклассниками), то разве можете вы сделать хуже тем, что эту травлю прекратите?

Представьте на секунду, что может случится с вашим ребенком, если он не сможет справиться с этим грузом проблем? Лучше влезть, куда не звали, чем потом сильно пожалеть, что не вмешались.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Переводить в другую школу — или не переводить?

Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?

В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.

Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.

Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.

И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!