В состав многопрофильной школы-комплекса входят детский сад, начальная школа, а также гимназические и лицейские классы разных профилей. 193 учителя обучают 2231 учащихся.

Практическая реализация модели адаптивной школы:

Одновременно выстраиваются линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования;

Осуществляются разноуровневые дифференцированные обучение и развитие учащихся с учётом их склонностей и способностей, состояния физического и психического здоровья.

Основные принципы построения модели адаптивной школы:

·системно-структурное целостное идеологическое и организационное единство её подсистем и отдельных объектов;

·полидисциплинарность;

·равноправное партнёрское сосуществование различных педагогических парадигм;

·постепенное преодоление противоречий когнитивной, личностной (эмоционально-волевой), культурологической и компетентностной парадигм образования;

·широкий оптимизационный подход.

Базовые черты модели адаптивной школы:

Наличие неоднородного состава учащихся («школа для всех»);

Ориентация на способности, склонности, жизненные планы;

Гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на социокультурные и психолого-педагогические ситуации;

Создание необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы;

Обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения;

Дифференцированное обучение;

Наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предлагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;

Здоровье как интегральный показатель эффективности модели;

Оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Педагогический вестник. 2002, № 9. С. 7.

Ямбург Е.Ш. Школа для всех: Адаптивная модель. (Теоретические

основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996.

Гуманистическая школа В.А.Караковского (школа № 825 Москвы)

Школа № 825 была основана в 1970 г., в 1977 г. с приходом нового директора В.А.Караковского здесь началось создание гу­манистической воспитательной системы (ориентация на лич­ность), которая в своем становлении и развитии прошла несколь­ко этапов.

На первом этапе (1977-1981) была проведена диагности­ка педагогического и ученического коллективов, их деятельно­сти, взаимоотношений школы с социумом. Внедрялась и уточня­лась разработанная В.А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созда­ны программные документы («Заповеди педагогического коллек­тива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную твор­ческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику. Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогичес­кого мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о не­обходимости дальнейшего развития воспитательной системы.

Второй этап (1981 - 1986) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности. По­высились качество успеваемости и уровень воспитанности уча­щихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отно­шений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились про­тиворечия между учебной и внеучебной деятельностью, поставив­шие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изме­нение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, - это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ВС (1986-1988).

Следующим, четвертым, этапом формирования воспи­тательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изме­нения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере. Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педа­гогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.

Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 25-26.

основание педагогической концепции (ведущая педагогическая идея системы):

Адаптивная модель школы: разноуровневая и многопрофильная общеобразовательная массовая школа. Ее главная идея заключается в том, что не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под его возможности, потребности и способности. Такая школа открыта для любых детей - с разными способностями и склонностями, различным состоянием здоровья, разными материальными возможностями семьи.

цель и содержание воспитания в системе:

Цель образования - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире. В пределах решения этой прикладной задачи оправданы действия относительно автономной когнитивно-информационной педагогики, отвечающей за передачу знаний, формулирование приемов умственной и практической деятельности в самом широком диапазоне: от овладения компьютером до навыков вождения автомобиля, освоения иностранных языков и знакомства с современными технологическими процессами и т.п. (В конечном счете, целью когнитивно-информационной педагогики является подготовка «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов). Однако не менее важна духовная сфера личности, т.к. качество образования определяется его мировоззренческой направленностью и усилением воспитывающей функции обучения.

Одна из целей - формирование положительной Я-концепции учащихся.

преобладающие виды деятельности:

Школа работает в режиме основных и дополнительных модулей. Каждый модуль относительно самостоятелен: средства, методы, формы, управление в определенной степени автономны. Основной модуль ориентирован на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Здесь сложилась вузовская манера преподавания, практикуется приглашение вузовских преподавателей для чтения спецкурсов, работают исследовательские лаборатории. В дополнительном модуле создаются «зоны экологии души»: работают мастерские, детский театр, парикмахерская, конюшня, клуб путешественников, студия живописи. В рамках коррекционно-развивающего модуля действует центр диагностики и развития, медико-психологическая лаборатория, ведется коррекционная работа. Несмотря на относительную самостоятельность по назначению и формам деятельности, все модули работают на общую идею: адаптацию школы к особенностям учащихся и потребностям общества в целях воспитания личности, способной активно взаимодействовать с социумом.

особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач:

Гибкий подход в адаптивной школе - это возможность постоянно выбирать приёмы обучения. Главное, чтобы эти приёмы подходили конкретному ребёнку, детскому коллективу. Не ребенок подстраивается к школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Для этого создана разноуровневая система обучения, благодаря которой каждый ребёнок получает возможность реализоваться.

Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания. Вокруг нуждающегося в помощи ребёнка создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки того школьного образования, которое получили дети до поступления в образовательный центр, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Компенсирующими средствами реабилитирующего пространства являются педагогическая любовь к ребёнку; понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, каков он есть; сострадание, участие, необходимая помощь; обучение элементам саморегуляции.

Виды педагогической поддержки реализуются в следующих принципах: обучение без принуждения; понимание урока как системы реабилитации; адаптация содержания; одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; взаимообучение (в принципе оптимальности темпа) с позиции полного усвоения.

В образовательном центре применяются следующие виды индивидуальной помощи: опоры различного типа (плакаты, конспекты, обобщающие таблицы), алгоритмы решения задач или выполнения заданий, разделение сложного задания на составляющие, предупреждение о возможных ошибках.

В образовательном процессе реализуется государственный стандарт, используются как традиционные, так и инновационные программы, методики и технологии, в частности: программа экологического образования дошкольников «Наш дом - природа»; методика Монтессори, предусматривающая интенсивное сенсорное развитие ребёнка; элементы вальдорфской педагогики; экономика и экология для шестилеток, информационные технологии и основы экономики с выходом в реальные проекты. Имеет место разнообразная совместная и индивидуальная внеурочная деятельность: театрализация, обучение игре на музыкальных инструментах, охрана и укрепление здоровья детей (физиотерапевтический кабинет, бассейны, оборудованный спортивный зал); разнообразные кружки, секции (ухода за животными, занятия конным спортом и др.)

Таким образом, обеспечивается индивидуальность обучения, личностно-ориентированный подход к детям, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы.

специфика взаимоотношений участников педагогического процесса:

Реализация адаптивного подхода в обучении требует изменения во взаимодействии учителя и ученика, то возникает необходимость подготовки учителя к новой профессиональной роли. Суть её в том, что учитель не ограничивается предметным преподаванием, а и оказывает помощь обучающемуся в решении его личных проблем, подбирает вместе с учеником индивидуальный маршрут обучения в зависимости от результатов обучения и его познавательных интересов.

Особое значение реализация адаптивного подхода приобретает в процессе перехода школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение. Учитель в этом случае становится наставником и создает условия для формирования хорошего микроклимата в классе, заботится о состоянии отношений в коллективе, координирует работу предметников и других специалистов (профконсультантов, психологов), выполняющих управленческие функции.

характер взаимодействия воспитательной системы с социумом:

Воспитательная система готовит детей, адаптированных к жизни в социуме, однако имеющих твердый внутренний стержень («адаптация – не священная корова!» , приспособляемость имеет свои границы)

«изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка).

Самый главный посыл - не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка.

Литература:

1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. –М., 2006.

2. Казакова Е. И. Воспитательная система школы // Классный руководитель. - 1998. - № 2. - С. 23-25.

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 2010. – 160 с.

4. Крылова Н.Б., Леонтьева О. М. Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ. - М., 2002. – 176 с.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 200 с.

6. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

7. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 576 с

8. Русских Г.А. Адаптивный подход в обучении школьников // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 6 – С. 37-39

9. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Современные концепции воспитания: материалы конференции. - Ярославль, 2000. - [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191501007&archive=&start_from=&ucat=& (Дата обращения 21.02.2015).

10. Степанов Е.Н. Формирование образа школы / Директор школы – 2000 №4

11. Т.И. Шамова, Г.Г. Шибанова. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.

12. Ширяев П.Т., Андреев В. В. Содержание деятельности единого воспитательного коллектива по реализации педагогической концепции // Классный руководитель. - 2002. - №1. - С. 30-36.

13. Филиппов Г.А. Социокультурный механизм развития воспитательной системы образовательного учреждения. – [Электронный документ]. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/11_8/ (Дата обращения: 21.02.2015).

14. Ямбург Е. А. Школа для всех // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 3. - С. 9-18.


Введение

1.Основные принципы системы образования в адаптивной модели

2.Основные задачи адаптивной модели

3.Структура адаптивной модели

4.Школа Ямбурга

Заключение

Список литературы

Введение

Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества определяют преобразования педагогической практики и развитие многообразных моделей образовательных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение потребностей в образовании подрастающего поколения и общества в целом.

Одной из возможных моделей нового образовательного учреждения может быть адаптивная модель школы, в которой построено социоэкологическое пространство. Социум образовательного пространства позволяет осуществлять подготовку обучаемых к жизни, к трудовой деятельности в обществе. Экологически чистые принципы построения образовательного пространства создают комфортные условия развития личности. Социологическое образовательное пространство сохраняет и развивает физическое, психическое здоровье детей и подростков; создает условия для интеллектуального, эмоционального и личностного развития в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей.

Условия функционирования такого образовательного пространства объективируются индивидуально-возрастными особенностями каждого ребенка. Эти условия направлены на преодоление отчуждения от собственного “я”, общества и природы, на реализацию идеи сохранения и приумножения достоинства человека. Жизнедеятельность детей и подростков протекает не только в стенах детского сада и школы, но и за их пределами во внеклассной и внешкольной деятельности. В данной модели педколлективу отводится место проводника, осуществляющего взаимосвязь между процессом развития (взросления) детей, подростков и социосредой, по формированию человека-гражданина, нацеленного на совершенствование общества.

В социологическом образовательном пространстве происходит процесс прогресса субъектности как дошкольника, учащегося, так и воспитателя и учителя. Развитие ребенка происходит за счет изменения содержания и форм правовой и учебно-познавательной деятельности. Следовательно, адаптивная модель образовательного учреждения является формой содержания и процесса образования. Эта модель является системой по сохранению и приумножению социокультурных общечеловеческих ценностей.


1.Основные принципы системы образования в адаптивной модели

Все принципы образования адаптивной модели школы направлены на обеспечениесоциально-педагогических условий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ее полноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

1.Гуманизация образования означает, что в центре образовательного пространства находится ребенок, его здоровье, свободное развитие личности, уважение личности ребенка, достоинства; доверие к нему; принятие его личных целей, запросов и интересов; воспитание гражданственности и любви к Родине.

В основу образовательного процесса положен приоритет общечеловеческих ценностей.

Основным критерием деятельности педагогического коллектива новой модели образовательного учреждения является критерий развития личности детей, подростков.

2. Гуманизация образования направлена на поворот образования к целостной картине мира: мира культуры, мира человека; на очеловечивание знания; на формирование гуманитарного и системного мышления. Гуманизация образования - одно из главных средств восполнения духовного вакуума.

3. Принцип единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях (как базы гармонизации национальных отношений).

4. Принцип индивидуализации, дифференциации и мобильности образовательного пространства. В основу принципа положен общедоступный характер образования в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями ребенка, дифференциацией построения учебно-воспитательного процесса и разноуровневой образовательной подготовкой учащегося.

5. Принцип развивающего, деятельностного образования. Развитие личности ребенка, происходит в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности. В процессе этой деятельности ребенок осваивает не только знания, умения, навыки, но и приобретает опыт их самостоятельного добывания и применения как основного принципа жизнедеятельности. Знания, умения и навыки становятся средством развития личности каждого учащегося.

6. Принцип непрерывности и преемственности образования в системе “Школа-детсикй сад” означает такое построение социоэкологического пространства, когда ребенок, подросток учится, осознает жизненную необходимость постоянного обновления образования.

7. Принцип демократизации образования предполагает формирование иной, отличной от авторитарной культуры педагогических взаимоотношений, в основу которых положена система сотрудничества взрослого и ребенка, воспитателя, учителя и администрации образовательного учреждения.

2.Основные задачи адаптивной модели

1. Обеспечить научно-практическое построение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования и преемственности в работе детского сада и школы.

2. Разработать и включить комплексную программу социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития детей и подростков.

3. На основе опытных данных науки и результатов исследований по всестороннему развитию личности обеспечить индивидуальную траекторию развития детей и подростков.

4. Объединить внеклассное и внешкольное пространства образования в единую систему социоэкологического образовательного пространства модели.

5. Разработать системы мер по повышению профессионального потенциала педколлектива в основании содержания образования, новых психолого-педагогических технологий и способности работать в экспериментальном и инновационном режиме.

6. Разработать программы по оказанию детям, учащимся и их семьям дополнительных услуг.

7. Строить социоэкологическое пространство образования модели на основе новых требований к содержанию образования и новых психолого-педагогических технологий.

8. Осуществлять управление образовательным учреждением на основе современных управленческих технологий и их освоения педколлективом.

Сформулированные задачи конкретизируются на каждой ступени образования.

3.Структура адаптивной модели

В основу реализации задач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования.

Iступень:

Дошкольное образование в детском саду (дети от 4 до 5 лет); школа раннего развития (дети, проживающие на закрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет).

IIступень:

Начальное обще образование: 1 - 4 классы (дети с 6 до 9 лет). На этой ступени образования предусмотрены классы возрастной нормы, развивающего обучения (система А.В. Занкова) и классы компенсирующего обучения.

IIIступень:

Основное общее образование: 5 - 9 классы (подростки с 10 до 14-15 лет). На этой ступени предусмотрены следующие виды классов:

· классы опережающего обучения;

· возрастные нормы для детей, способных усвоить учебные программы без особых затруднений;

· классы педагогической поддержки, в которых учатся дети, требующие коррекции режима учебно-воспитательного процесса и компенсации физического и психического здоровья.

IVступень:

Среднее (полное) образование: 10-11 классы. В зависимости от готовности и выявленных индивидуальных особенностей учащихся, с учетом условий экспериментальной модели выделяются классы:

· общеобразовательного уровня;

· опережающего развития;

· индивидуальное обучение.

Идея преемственности образования в ступенчатой структуре предусматривает преемственность требований и условий организации обучения и воспитания как между ступенями, так и на каждой и них. Это значит, что она основе индивидуального подхода и дифференциации учебных программ предусматривается свободный переход учащегося из одного вида классов в другой на определенной ступени обучения в соответствии с запросами родителей, учащихся и мнения педколлективов. Процесс перехода с одной ступени структурной модели предполагает определенную систему знаний, умений и навыков у учащегося; уровень его интеллектуального, эмоционального и духовного развития; соответствующее физическое, психическое и нравственное здоровье и многое другое. Следовательно, соотнесение стандартов образования между ступенями позволяет построить учебно-воспитательный процесс более плавно в рамках принципа преемственности. Личностно-ориентированное является средством ограничения перегрузок, уменьшения невротизации и психического дискомфорта. На второй и третьей ступенях модели предусмотрена работа групп продленного дня, содержание деятельности которых направлено на реализацию основных задач социоэкологического образовательного процесса.

На второй, третьей и четвертой ступенях обучения предусмотрены спецкурсы, которые работают по запросам родителей, потребностей учащихся и выполняют конкретные задачи образования. В этом проявляется специфика каждого спецкурса, объединяющим моментом которых является их направленность на расширение социокультурного образовательного пространства, на развитие и приумножение общечеловеческих ценностей каждого учащегося. Так, например, на четвертой ступени обучения с учетом уже сформировавшихся интересов учащихся к определенной специализации предусматривается свободное право выбирать профиль спецкурса или учащийся может посещать несколько спецкурсов.

С первой по четвертую ступень адаптивной модели предусмотрено углубленное изучение иностранных языков (английского, немецкого, японского, китайского) как средство освоения национально-исторических традиций, общечеловеческого развития, гармонизации национальных отношений.

Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей занимает педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство «мы» по отношению к школе. Возникла идея общественной и личной ценности школы.

В воспитательной системе школы создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). С внешней стороны они, во многом напоминая коллективную творческую деятельность коммунарского сбора, явно ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах. Но в то же время ключевые дела тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями, будучи лишены элементов утопичности, присущих сбору. Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр, как часть Праздника знаний, активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.

Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты. Таким образом, общешкольные ключевые дела во многих отношениях как бы уравновешивают, дополняют коммунарские сборы, обогащают функциональные характеристики воспитательной системы.

32 . Школа А.Н. Тубельского

Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.

Особенностью учебного занятия в Школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представлено в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем учениками. Не требуется обязательно прийти к единственно правильному ответу или решению.

Целевые ориентации

Обретение ребенком своего «Я», самоопределение.

Обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности.

Освоение круга обязательных в данной школе предметов.

Умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности.

Представление об обществе, в котором живет ребенок и его позиция в нем (Обществоведение).

Умение владеть своим телом (физическая культура).

Трудовая подготовка.

Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.

Другой формой учебного процесса является мастерская или студия, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику.

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаясяоткрыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.

Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества.

Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

В дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств, осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М.Монтессори условием такого развития признаетсядеятельность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективой жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному творчеству, музыкой, физкультурой.

В Школе самоопределения принципиально

отказываются от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

В начальной школе идет освоение

общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.

Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств: самообразовательного, учебного, творческого, трудового, досугового.

Один день в неделю посвящается трудовой

подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, шитье и конструирование одежды, кулинария, программирование). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

В старшей школе за исключением

нескольких обязательных предметов обучение ведется поиндивидуальным учебнымпланам, которые составляет сам ученик.

Школа Е.А. Ямбурга

Ямбург Евгений Александрович - заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга»

Адаптивная школа - школа, где должно быть место каждому вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Т.е это когда школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот.

При сохранении классно-урочной системы учебно-воспитательный процесс организуется в зависимости от: способностей детей,уровня их интеллекта,развития и подготовленности.

В школе обучаются дети всех возрастов и разных способностей, начиная с детского сада и до лицейских классов:физико-математических,гуманитарных,медицинских.

Цели данной воспитательной системы :

1.Формировать положительную «Я-концепцию» учащихся.

2.Создавать системы адаптированной педагогики.

3.Создавать системы разноуровневого, дифференцированного обучения.

Т.о. обеспечивается индивидуальность обучения, личностно-ориентированный подход к детям, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадоптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы.

Адаптированная школа – оказывает взаимодействие и взаимопомощь сильным и слабым и осуществляет компенсацию отставания слабым учащимся.

Если ребёнок нуждается в помощи, то вокруг него создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются все недостатки школьного образования, компенсируется семейное воспитание, повышается работоспособность школьника.

К компенсирующим средствам реабилитирующего пространства относится:

1.Педагогическая любовь к ребёнку.

2.Понимание детских трудностей и проблем.

3.Принятие ребёнка таким, какой он есть.

4.Сострадание, сочувствие и необходимая помощь детям.

5.Обучение элементарнойсаморегуляции.

1.Опоры различного типа (плакаты, таблицы).

2. Алгоритмы решения задач или выполнения заданий.3. Разделение сложных задач на составляющие.4. Предупреждение о возможной ошибке.

Данный центр образования можно с полным правом назвать воспитательной системой, т.к присутствуют все компоненты при тесной их взаимосвязи и взаимодействии.

Это способствует рассмотрению видов педагогической поддержки в усвоении знаний:

Обучение без принуждения,

Урок, как система реабилитации,

Взаимообучение,

Оптимальный темп с позиции полного усвоения,

Одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала.

В центре образования № 109 под руководством Е. А. Ямбурга уже много лет реализуется идея интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Е. А. Ямбург называет свою воспитательную систему «адаптивной школой». В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот. При сохранении классно-урочной системы образовательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития и подготовленности.

В центре образования обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цель образовательного процесса: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневогодифференцирован-ного обучения. Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высоко-го образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания.

Виды педагогической поддержки реализуются в следующих принципах: обучение без принуждения; понимание урока как системы реабилитации; одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала. В образовательном центре применяют. В образовательном процессе реализуется ГОСТ, используются как традиционные, так и инновационные программы, методики и технологии, в частности: программа экологического образования дошкольников «Наш дом - природа». Имеет место разнообразная совместная и индивидуальная внеурочная деятельность: театрализация, обучение игре на музыкальных инструментах, охрана и укрепление здоровья детей (бассейны, спортивный зал); разнообразные кружки.

Основными направлениями работы являются:

Обновление содержания образования с учётом неоднородного состава учащихся;

Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства; разноуровневое и дифференцированное обучение. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на основе комплексного медико-психолого-дефектологического и педагогического анализа при скоординированных усилиях специалистов разных областей; разработка управляющей системы адаптивной школы, выражающейся в комбинации различных образовательных моделей в рамках одного учреждения.

Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являются ГОСТ.

Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:

1)траектория базового стандарта;

2)траектория продвинутого

3)траектория компенсирующего обучения.

Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

В адаптивном комплексе Е.А.Ямбурга детский сад существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным. Учет личностных качеств ребенка ведется индивидуально.

Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам.

Дополнительной задачей организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.

Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.

Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

34 особенности построения взаимодействия в школе "Саммерхилл"

Школа Саммерхилл - учебное заведение, развивающее личность. Девиз школы это слова ее главного основателя Александра Нилла: « Предназначение ребенка – прожить свою собственную жизнь». Именно этому изречению поддерживаются учителя и воспитанники в Саммерхилле.

На обучение в школу может попасть любой желающий от 5 до 12 лет. Александр Нилл Самерхилл, основывая заведение для детей, желал чтобы в нем все чувствовали себя на равных, независимо от возраста, положения в обществе, образования, мировоззрения.

Поэтому все решения в Саммерхилл принимаются на общем собрании, где каждый, начиная от пятилетнего ребенка и заканчивая директором, могут иметь право голоса. И в результате голосования примется тот закон для учебного заведения, который будет устраивать всех.

Всем детям в школе предоставлена полная свобода – они могут делать все, что посчитают нужным – учиться, развлекаться, лежать на кровати, не один из воспитателей не будет указывать, что им нужно сделать в данный момент.

Несмотря на такую вседозволенность со временем воспитанники приходят к выводу, что нужно посещать занятия и с этого момента могут выбрать себе тот предмет для изучения, который интересует их больше всего.

Расписание уроков в английской школе Саммерхилл дети для себя составляют сами, они могут посещать уроки понравившегося учителя на протяжении нескольких месяцев, могут встать и уйти, если их не устраивает объяснение материала.

Оценки как таковые детям не выставляются, но большинство из воспитанников школы по ее окончанию поступают в престижные высшие заведения – этот факт может говорить только о положительном влиянии методики.

На общих собраниях рассматриваются не только сами ученики и их отношение к занятиям и другим воспитанникам, но и учителя.

Некоторые сторонники жесткого воспитания считают, что наказания в школах Англии должны быть телесными, в Саммерхилле этого нет и никогда не будет.

На собраниях пансиона, общим решением, учеников наказывают другим способом – запрещают на несколько дней посещать любимые занятия и это может быть крайней мерой воздействия на хулигана. Этот метод приносит ощутимые плоды – провинившиеся часто просят заменить подобное решение другим.

Саммерхилл - воспитание свободой, начинался как экспериментальный проект, который со временем доказал право на свое использование в воспитании всесторонне развитой, творческой и свободной от навязываемых рамок личности.

Основатель заведения сам долгое время работал в обыкновенной школе и понял, что детям навязывают мнения окружающих, не давая разобраться в том, что он хочет сам.

В результате ребенок озлобляется, теряет собственную индивидуальность и не может раскрыть свой потенциал в дальнейшем.

Принципы жизни и развития в Саммерхилл позволяют ребенку почувствовать себя личностью с правом голоса, богатым внутренним миром, с собственными взглядами на проблемы, учебу, развлечения.

И все это дает толчок к высвобождению внутренних сил, которые помогут стать ребенку развитой личностью с собственным, неповторимым внутренним миром.

Средние школы в Англии, в отличие от Саммерхилл, следуют принципам традиционного воспитания, что для многих родителей является более приемлемым.

Принципы Саммерхилла

Саммерхилл – частная школа в Англии и ее работники придерживаются основных правил, которые помогают им понять и принять любого ребенка:

1- дети свободны для эмоционального роста;

2- они имеют власть над собственной жизнью;

3- дети должны развиваться естественно без давления со стороны взрослых.

Авторская английская школа учит детей путем собственных проб и ошибок принимать правильные решения, не вредить окружающим, уважать собственное мнение и с пониманием относиться к чужому, давая шанс на его существование.

Школьная форма в английских школах для многих является эталоном, но в Саммерхилл от нее естественно отказались – дети должны ходить только в том, что они хотят на себе видеть.

Общение детей друг с другом, с воспитателями и учителями с возможностью без опаски высказать свое мнение позволяет научиться сопереживанию, работе в команде людей. Не на последнем месте стоит и то, что в Саммерхилл дети разрабатывают свои собственные бизнес проекты и учатся управлять финансами. Летние каникулы в английских школах и Саммерхилле продолжаются два месяца и поэтому ученики с других стран могут в это время побывать дома.

Многофункциональный комплекс № 109, которым руководит Е.А. Ямбург с полным основанием можно назвать авторской школой. Часто его так и называют – школой Е.А. Ямбурга.

Сам Е.А. Ямбург назвал свою школу адаптивной, пояснив, что это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Адаптивная школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, а, с другой стороны – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Любая авторская школа в своей основе имеет некие педагогические идеи, которые опираются на определенный философский фундамент. Е.А. Ямбург отмечает, что в мире существует всего две образовательные философии: когнитивная (ориентирующая учителя на предметные программы, фиксирующиеся, поддающиеся оценке результаты, селективный отбор одаренных детей с их последующим специальным обучением) и аффективно-эмоционально-волевая (по-иному, личностная). В коллективах, придерживающихся личностной философии образования, за учениками внимательно наблюдают, обсуждают их личностный рост и развитие, много внимания уделяют индивидуальным интересам и проблемам учащихся.

Адаптивная школа предполагает гармонизацию двух образовательных философий, двух подходов. При этом важно не их механическое соединение, а обоснованная интеграция, взаимодополнение.

В схему адаптивной школы входят определенные модули, среди которых выделяются основные и сопутствующие. Модуль – это достаточно автономное структурное подразделение школы, имеющее свое здание и своего руководителя.

К основным модулям относятся следующие: детский сад, начальная школа, включающая 5-е классы, основная школа с гимназическими общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (6-е-9-е), старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами (9-е-11-е).

Сопутствующие модули – это центр диагностики, адаптации и развития им. Л.С. Выготского, медико-психологическая лаборатория, центр развития и досуга, компьютерный центр.



Рассмотрим специфику отдельных модулей в адаптивной школе. Детский сад существует в адаптивно-эмоционально-волевой парадигме. Это, конечно, предполагает и когнитивное (интеллектуальное) развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным.

В детском саду создаются условия для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе. В детском саду медиками, психологами, дефектологами проводится комплексная диагностика детей, выявляются нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе дети и с ними такая работа проводится.

Следующий модуль адаптивной школы – начальная школа с 5-ми классами. В собеседовании с детьми при приеме в начальную школу (если они поступают не из школьного детского сада) участвуют педагог, психолог, логопед, дефектолог, медик. При этом обязательно присутствуют родители. В начальной школе педагоги особое внимание обращают на оптимальное сочетание двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной. При этом акцентируется овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. Освоение учебного материала сочетается со специальными коррекционными процедурами, которые устраняют факторы, тормозящие учение.

В начальной школе не выделяются классы различного уровня обучения, изучение всех предметов происходит в группах «смешанных способностей». Учебный материал преподносится порциями. Когда заканчивается работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выясняется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал. Тем, кто усвоил, предлагается дополнительный, обогащенный материал. Тем, кто не усвоил, предлагается повторное изучение откорректированного материала. Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно, но время, отведенное на ее изучение, не фиксируется. Если соотнести указанные характеристики процесса обучения с ранее рассмотренными технологиями (2.3), то становится ясно, что обучение в начальной школе идет по модели полного усвоения знаний.

В модуле основной школы происходит создание системы разноуровневого дифференцированного обучения, когда учащиеся распределяются по потокам обучения. Интересно, что в основной школе особое внимание уделяется освоению гуманитарной культуры. При этом происходит параллельное изучение на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры (МХК) одной и той же эпохи. Каждую тему синхронизированного курса начинает учитель истории, а затем подключаются учителя литературы и МХК. Такой подход дает возможность избежать дублирования материала. К примеру, историк и литератор не касаются живописи, архитектуры изучаемой эпохи, этот материал в ведении преподавателя мировой художественной культуры.

Завершается изучение темы специальным комплексным уроком, экзаменом или зачетом, на котором учителя литературы, истории, МХК оценивают плоды совместной деятельности.

В основной школе продолжается углубление линии коррекционно-развивающего обучения. Работают классы педагогической поддержки, в которых обучается 9-12 человек. Сетка часов по основным предметам расширена, работа проходит под постоянным контролем специалистов медико-психолого-дефектологической лаборатории.

В основной школе создаются также классы гибкого состава (о них говорилось в 2.1.), когда дети сами выбирают уровень обучения по каждому отдельному предмету. В зависимости от достижений в течение учебного года ученик может три раза сменить уровень. Е.А. Ямбург называет такую форму организации учебного процесса стратификацией (т.е. разделением на страты – слои с разным уровнем образования).

В модуле старшей школы основное внимание обращается на когнитивные цели. В старшей школе действуют физико-математические, медико-биологические, медицинские, художественно-графические, гуманитарный лицейские классы.

Основные задачи образовательной деятельности включают интеллектуальную и общепсихологическую подготовку к сдаче вступительных экзаменов в вуз, профильную ориентацию, выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и многопрофильного обучения в старшей школе.

Еще об одном модуле адаптивной школы хотелось бы рассказать. Это – центр развития и досуга. Он помещается в трех примыкающих друг к другу зданиях, где располагаются школьная конюшня (лошади, пони, коровы, овцы, козы, куры, кролики), эллинг для хранения и ремонта плавсредств, авторемонтные мастерские, клуб путешественников. Школьная парикмахерская и студия живописи, ваяния и зодчества находятся в здании основной школы.

Центр развития и досуга помогает организовать насыщенную интересными делами жизнь детей, дает возможность найти занятие по душе, формирует у маленького человека ответственное отношение к жизни через милосердие и сострадание. Лечить больного кролика, ухаживать за пони, присутствовать при рождении новой жизни, когда старшеклассники вместе со специалистами помогают появиться на свет маленькому жеребенку – все это и многое другое позволяет постепенно изживать природный детский эгоизм. Порой воздействие руководителя кружка или тренера на личность ребенка перевешивает влияние целого педагогического коллектива, ибо внешкольное воспитание всегда личностно.