Конспект урока по ОБЖ в 7 классе

Тема урока: «Защита населения от последствий селевых потоков»

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков

Задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

ü формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;

ü формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету ОБЖ.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

ü развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;

ü развивать умение работать с текстом;

ü формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи;

ü формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

ü формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;

ü формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

ü выработать алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия;

ü развивать навыки по определению потенциально опасных при данной ЧС мест.

Оборудование:

ü учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»;

ü контурные карты;

ü физическая карта России;

ü компьютер;

ü презентация.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный блок

1. Организационный момент

Позади уж давно перемена,

Пора всем нам дружно приняться за дело.

Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок.

2. Актуализация опорных знаний

Предлагаю вспомнить тему прошлого урока «Сели и их характеристика», ответив на вопросы теста, выбрав все верные ответы. Слайд 2-3.

Учащиеся выполняют задания, записывая ответы на листочках.

Тест

1. Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется:

А. обвалом;

Б. селевым потоком;

В. оползнем.

2. Каковы основные условия формирования селевых потоков:

А. вулканическая деятельность;

Б. рыхлые горные породы;

В. осадки;

Г. землетрясение;

Д. крутые горные склоны.

3. Основным поражающим фактором селей являются:

А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды;

Б. взрывная волна;

В. раскаленные лавовые потоки.

4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на:

А. маломощные;

Б. среднемощные;

В. крупномощные;

Г. мощные;

Д. супермощные;

Е. катастрофические.

5. В чем опасность маломощных селевых потоков?

А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений;

Б. разрушение строений, дорог;

В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.

После решения теста учащиеся осуществляют самопроверку и оценивают свою работу. Слайд 4.

Проверь себя:

4- А, Б, Г, Е;

Поставь оценку:

«5» -10-9 ответов

«4» – 8-7 ответов

«3» – 6-4 ответа

Учитель выставляет отметки.

3. Мотивация и целеполагание

Как сообщает Международный Красный Крест, в результате селей в мире ежегодно погибает до 5 000 человек, получают ранения около 100 000 человек.

Как же защитить население, проживающее в селеопасных районах от последствий этого стихийного бедствия? Вот об этом и пойдет речь на уроке.

Тема нашего урока «Защита населения от последствий селевых потоков». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на картинку «пятёрка» на слайде 4.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

II . Организационно - деятельностный этап

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Слайд 5. Чтобы попасть на слайд 5, необходимо навести курсор на картинку в любом месте на слайде 1.

Меры защиты от селей - это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.

Ситуационная задача. Слайд 6.

- Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Через несколько минут заслушивают ответы учеников. Учитель подводит итог.

Все меры защиты от селей можно разделить на три группы.

Слайд 7. Первая группа мер - это ТЕХНИЧЕСКИЕ меры, которые заключаются в строительстве противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений - локализация или изменение пути схода сели, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.

Слайд 8. МЕЛИОРАТИВНЫЕ - мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса.

облесение;

террасирование склонов;

профилактический спуск озер и др.

Слайд 9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ - регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах.

- предотвратить человеческие жертвы;

Уменьшить возможный ущерб;

Ослабить селевые процессы.

Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др.

5. Физкультминутка Слайд10.

А сейчас немного отдохнем и выполним упражнения для шейного отдела позвоночника.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

· «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.

· «Метроном»: наклоны головы вправо-влево.

· «Сова»: поворот головы вправо-влево.

· «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

6. Продолжение темы

Давайте разберём, что необходимо делать при угрозе схода селя.

Слайд11- 12. Ситуация 1. При заблаговременном оповещении.

- Посмотрите на картинки и попробуйте описать алгоритм действий. Выслушиваются высказывания учащихся. Потом на слайде появляется алгоритм действий.

1.Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации.

2. Внесите имущество со двора и балкона в дом.

3. Укройте ценное имущество от воздействия влаги.

4. Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

5. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи.

6. Вынесите из дома химически опасные вещества.

7. Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место.

Естественные безопасные места (склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях).

Слайд 13. Ситуация 2. При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия:

1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны.

2.Предупредите соседей, знакомых, родных.

3.Самостоятельно выходите в безопасное место.

Слайд 14. Ситуация 3. При захвате человека потоком селя:

Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

7. Практическая работа Слайд 15.

Сейчас наша задача выяснить, где в России находятся селеопасные районы?

Для этого давайте вспомним условия возникновения селя. Ответы учащихся.

- Сделайте вывод, в какой местности могут возникнуть селевые потоки? Ответы учащихся.

- Вспомните, какие горы располагаются на территории России. Ответы учащихся.

Задание

На контурной карте отметьте селеопасные районы России:

Северный Кавказ (Кавказские горы)

Урал (Уральские горы)

Южная Сибирь (Алтай и Саяны)

Курильские острова

Полуостров Камчатка

Остров Сахалин

Чукотка (Чукотский полуостров).

После нанесения на контурную карту необходимых географических объектов осуществляется проверка. Слайд 16.

III. Рефлексивно-оценочный блок

8. Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

Перечислите меры по снижению опасности возникновения селей.

Назовите селеопасные районы России. Покажите их на физической карте России.

9. Домашнее задание Слайд 17.

Параграф

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель ОБЖ Елисеев В.С. ГБОУ школа №601 Защита населения от п оследствий селевых потоков

Меры защиты от селей Это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.

Ситуационная задача Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Классификация мер защиты 1.ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ - строительство противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений: локализация или изменение пути схода селевого потока, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.

Классификация мер защиты 2. МЕЛИОРАТИВНЫЕ - мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса. Способы: облесение; т еррасирование склонов; п рофилактический спуск озер и др. Мелиорация - это работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности.

Классификация мер защиты 3 . ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ - регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах. Цель: - предотвратить человеческие жертвы; - уменьшить возможный ущерб; - ослабить селевые процессы. Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др.

Что необходимо делать при угрозе схода селей Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации Внесите имущество со двора и балкона в дом При заблаговременном оповещении Укройте ценное имущество от воздействия влаги Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия 1. 4 . 3 . 2 .

Что необходимо делать при угрозе схода селей Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи Вынесите из дома химически опасные вещества При заблаговременном оповещении Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место Естественные безопасные места (склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях) 5 . 6 . 7 .

Что необходимо делать при угрозе схода селей 1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия 3.Самостоятельно выходите в безопасное место 2.Предупредите соседей, знакомых, родных

Что необходимо делать при угрозе схода селей О казать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю. При захвате человека потоком селя


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Защита населения от последствий селевых потоков. МБОУ Богородская гимназия г. Ногинска. Учитель ОБЖ Финяк Е.Б.

2 слайд

Описание слайда:

Для возникновения селя требуется одновременно совпадение трех обязательных условий: · наличиенасклонахселевогобассейнадостаточногоколичествалегкоперемещаемыхпродуктовразрушениягорныхпород(песка,гравия,гальки,небольшихкамней); · наличиезначительногообъемаводыдлясмывасосклоновкамнейигрунтаиихперемещенияпоруслу; · достаточнаякрутизнасклонов(неменее10-15градусов)селевогобассейнаиводопотока(русласеля).

3 слайд

Описание слайда:

Непосредственным толчком для возникновения селя могут быть: Интенсивные и продолжительные ливни; Быстрое таяние снегов и ледников; Обрушение в русло рек большого количества грунта, скальных пород; Прорыв озер, искусственных водоёмов; Землетрясения и вулканическая деятельность. К возникновению селевых потоков часто приводят и деятельность человека: Проводимые на склонах вырубка лесов; Взрывные работы, Разработка карьеров, массовое строительство.

4 слайд

Описание слайда:

Последствия схода селевого потока В зоне разрушительного действия селей находится примерно 20-25% территории горных и предгорных районов страны, а также некоторые места отдыха в Европе и Азии. Обладая большой массой и высокой скоростью движения, сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи и электропередачи, уничтожают сады, заливают пахотные земли, несут гибель людям и животным.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Население опасных горных районов обязано проводить мероприятия по укреплению домов и территории, на которой они возведены: Закрепляют поверхность земли посадками леса, расширяют растительный покров на горных склонах, особенно в местах зарождения селя, Периодически пропускают воду с горных водоемов, Устраивают противоселевые плотины, дамбы, валы, канавы и террасы с широким основанием, которые устраивают большей частью в балках. Вдоль русел рек сооружают защитные и подпорные стенки, запруды и другие защитные сооружения. Профилактические меры Противоселевые барьеры

7 слайд

Описание слайда:

Схема задержания селевых выносов и стабилизации русла Селеспуск Профилактические меры

8 слайд

Описание слайда:

В теплые солнечные дни можно понизить скорость таяния снегов, если устроить дымовые завесы (экраны) с помощью дымовых шашек. Через 15-20 минут после задымления температура приземного слоя воздуха понижается и сток воды уменьшается наполовину. Эффективный способ борьбы - улавливание селевых потоков специальными котлованами, расположенными в руслах рек или в начальной части конуса выноса. Примером может служить гигантское селехранилище в урочище Медео (г.Алма-Ата, Казахстан). Профилактические меры

9 слайд

Описание слайда:

Порядок действий при угрозе схода селя: При заблаговременном оповещении об угрозе оползня, селя или обвала организуется эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и имущества в безопасные места. Перед тем, как покинуть дом или квартиру имущество со двора или балкона надо убрать в дом, наиболее ценное имущество, которое нельзя взять с собой, укрыть от воздействия влаги и грязи. Двери, окна, вентиляционные и другие отверстия плотно закрываются. Электричество, газ, водопровод выключаются. Легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества удаляются из дома и, при возможности, захораниваются в отдаленных ямах или отдельно стоящих погребах.

10 слайд

Описание слайда:

В случае, если заблаговременное предупреждение об опасности отсутствовало и жители были предупреждены об угрозе непосредственно перед наступлением стихийного бедствия или заметили его приближение сами, каждый из них, не заботясь об имуществе, экстренно самостоятельно уходит в безопасное место. При этом об опасности должны предупреждаться близкие, соседи, все встреченные люди; Для экстренного выхода необходимо знать пути движения в ближайшие безопасные места. Естественными безопасными мерами для экстренного выхода являются склоны гор и возвышенности, не предрасположенные к затоплению селевым потоком. Порядок действий при угрозе схода селя.

>

Защита территории и объектов инфраструктуры от селевых потоков предполагает целый комплекс инженерных и строительных мероприятий, большая часть которых направлена на предупреждение зарождения селей.

Секрет надежной и долговременной защиты от селей!

Профилактические мероприятия

Для предупреждения возникновения селевых потоков эффективно проведение профилактических мероприятий. Для этих целей возводят специальные инженерные сооружения, характер которых зависит от зоны селевого бассейна.

Профилактика поможет предупредить зарождение селя или ослабить действие уже зародившейся опасности. Основной профилактической мерой является укрепление грунта и растительного покрова. В зоне водосбора специалисты не рекомендуют вырубать насаждения и нарушать дерновой покров. Наиболее эффективным способом снижения селевой опасности является высадка деревьев, которые уменьшают водную массу, рассекают потоки и регулируют сток. Однако для этого требуется большого количества времени. В условиях его ограниченности прибегают к другим быстродействующим мерам. К таковым относится террасирование территории.

Наиболее эффективные противоселевые меры:

  • Использование противоселевых систем (сетей и барьеров), останавливающих селевой поток и удерживающих каменный материал;
  • Берегоукрепительные подпорные стены , предупреждающие размыв и защищающие здания от селевых ударов. В этом случае очень эффективно применение габионных конструкций;
  • Направляющие дамбы, способствующие направлению потока и ослабляющие его действие;
  • Устройство селехранилищ.

Существуют и другие гидротехнические и инженерные конструкции по защите и предотвращению схождения селей: селетрансформирующие, селеотбойные, селепропускные, селезадерживающие и селерегулирующие . Они способны регулировать и перенаправлять селевой поток, задерживать его, пропускать, трансформировать и разжижать.

Агромелиорация

В иных случаях используют агромелиоративные мероприятия для защиты от селей. Рассмотрим некоторые из них.

Первое – это глубокое рыхление, которое подразумевает под собой отведение воды посредством дрен. Второй способ – грядкование либо гребневание, заключающиеся в избавлении от излишка влаги за счет увеличения площади испарения. Узкозагонная вспашка заключается в ускорении поверхностного стока за счет образования одинаковых борозд. Под профилированием поверхности понимается формирование специального склона. Еще одним приемом для защиты от селей выступает бороздование, также ускоряющий отвод избыточной жидкости. А улучшает водный режим на участке в верхних слоях грунта метод кротования.

Противоселевый барьер представляет собой сетчатое сооружение, задача которого заключается в удержании крупных каменных фракций селя, снижению его скорости, плотности и размеров, а также пропуск более легких частиц по руслу вниз. Установка таких противоселевых сооружений выполняется как в единственном числе, так и в виде своеобразного каскада, когда барьеры устанавливаются один за одним.

Что касается размеров сооружения, то барьеры устанавливаются на всю ширину селевой долины. Очень важно между дном и нижним канатом системы оставить проем для беспрепятственного прохождения стока и передвижения животных.

Типы наводнений в зависимости от причин возникновения

1. Половодье

А. Нагромождение льдин во время весеннего ледохода

Б. Весеннее таяние снега

В. Воздействие ветра на водную поверхность

Г. Обильные осадки, зимние оттепели

Д. Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава

2. Паводок

3. Затор

4. Зажор

5. Ветровой нагон


:

1. подготовить теплую удобную одежду, сапоги, одеяла, деньги и ценности;

2.. подготовить ценные вещи, которые необходимо будет взять с собой: телевизор, компьютер, бытовую технику; 3. собрать трехдневный запас питания; 4. подготовить аптечку первой помощи и лекарства, которыми вы обычно пользуетесь; 5. завернуть в непромокаемый пакет паспорт и все другие документы;

6. дрова и все предметы, способные уплыть при подъеме воды, лучше перенести в дом;


Действия при угрозе наводнения: :

1 . подготовить теплую удобную одежду, сапоги, одеяла, деньги и ценности;

2. подготовить ценные вещи, которые необходимо будет взять с собой: телевизор, компьютер, бытовую технику; 3. собрать трехдневный запас питания; 4. подготовить аптечку первой помощи и лекарства, которыми вы обычно пользуетесь; 5. завернуть в непромокаемый пакет паспорт и все другие документы;

6. дрова и все предметы, способные уплыть при подъеме воды, лучше перенести в дом;

7. взять с собой туалетные принадлежности и постельное белье.

8. слушать радио или ТВ, будет объявлено, куда и как следует направляться из опасной зоны.


4. если спасателей долго нет, то добираться самостоятельно вплавь до безопасного места;

5. в светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в темноте подавать голосом звуковые сигналы;


Что делать во время внезапного наводнения?

1. как можно быстрее занять безопасное место;

2. запастись любыми предметами, которые могут помочь для самоэвакуации (кроме лодок, плотов и надувных матрасов подойдут бочки, бревна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, автомобильные камеры);

3. до прибытия спасателей или спада воды надо оставаться на верхних этажах и крышах, на деревьях или других возвышениях;

4. если спасателей долго нет, то добираться самостоятельно вплавь до безопасного места;

5. в светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в темноте подавать голосом звуковые сигналы;

6. когда подошли спасатели, переходить в лодку надо по одному, не создавая паники.


:

2. продукты, попавшие в воду можно употреблять только после того как он будут высушены;

4. не открывать окна и двери;

5. для просушивания помещения воспользоваться открытым огнем;


Правила поведения после спада воды :

1. остерегайтесь порванных и провисших электропроводов;

2. продукты, попавшие в воду можно употреблять только после того как он будут высушены;

3. не используйте воду до санитарной проверки;

4. не открывать окна и двери;

5. для просушивания помещения воспользоваться открытым огнем;

6. не включайте свет и электроприборы до полной проверки электросетей.


Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков.

ТЕМА 1.4


  • 1. Определение.
  • 2. Необходимые условия для возникновения селей.
  • 3. Причина возникновения селей.
  • 4. Классификация селей.
  • 6. Поражающие факторы и последствия.
  • 7. Защитные мероприятия.
  • 8. Правила безопасного поведения.

Сель (селевой поток)

Сель ( сайль – «бурный поток» ) - временный стремительный горный поток смеси воды с большим содержанием камней, песка, глины и других частиц.

Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым бассейном. (на территории России зарегистрировано более 3 тыс. селевых бассейнов)


Условия возникновения селя

Для возникновения селя требуется одновременно совпадение трёх обязательных условий:

  • наличие на склонах селевого бассейна достаточного количества песка, глины, небольших камней;
  • наличие значительного объёма воды для смыва со склонов камней и грунта и их перемещения по руслу;
  • достаточная крутизна склонов (не менее 10-15 градусов) селевого бассейна.

сильный

дождь

сель

поток

осадочных

пород

селевой поток


  • Северный Кавказ
  • Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье
  • Камчатка
  • Сахалин

территории

России

Камчатка

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье

Северный Кавказ

Сахалин


СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

  • Адыгея
  • Карачаево-Черкесия
  • Дагестан
  • Кабардино-Балкария
  • Северная Осетия
  • Чечня,
  • Ингушетия

АЛТАЙ, САЯНЫ,

ПРИБАЙКАЛЬЕ, ЗАБАЙКАЛЬЕ




Причины селей.

Природные факторы.

Антропогенные факторы.

Интенсивные и продолжительные ливни

Разработка карьеров

Быстрое таяние снегов и ледников

Прокладка дорог.

(неправильная)

Землетрясения и вулканическая деятельность

Вырубка на склонах лесов и кустарников.

Прорыв озер, искусственных водоемов

Взрывные работы вблизи оползневых участков.

Обрушение в русло рек большого количества грунта


В зависимости от соотношения твердого и жидкого вещества сели бывают:

СЕЛИ

водокамен-

грязекаменные

грязевые



В зависимости от суммарного объема селевого выноса

сели подразделяются:

СЕЛИ

средне-мощные

катастро-фические

мощные

маломощные


  • Длина русла селя – от 10-15 метров до нескольких десятков км.
  • Крутизна склона от 25-30 градусов (в верхней части) до 8-15 (в нижней части).
  • Скорость 35-40 км/час
  • Ширина селевого потока от 3-5 до 50-100 м.
  • Продолжительность 1-3 часа.
  • Могут переносить обломки 3-4 м. в диаметре и до 300 т. весом.
  • Глубина селя от 1,5 до 15 м.
  • Удар селевого потока равносилен удару движущегося автобуса, достигая величины 5-12 тонн на кв.м.

Поражающие факторы и последствия селей.

Основные поражающие факторы этого опасного природного явления – это удары движущихся масс горных пород, а также заваливание или заливание этими массами того или иного пространства.







  • В результате таких воздействий происходит разрушение зданий и сооружений, уничтожение населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных.
  • Перекрытие русел рек ведет к образованию обширных водохранилищ, которые при прорыве запруды могут принести очень много бед. Существенный ущерб наносится сельскому хозяйству. Пахотные земли часто заболачиваются, теряется урожай и происходит интенсивный процесс выбывания земель из сельскохозяйственного оборота.

Мероприятия по защите от селевой опасности

Пассивные

Активные

Наблюдение за состоянием склонов

Устройство инженерных сооружений

Запрещение строительства в районах возможного схода селя

Устройство котлованов-наносоуловителей

Запрещение взрывных работ

Расчленение селевого потока

Охрана горных пастбищ, древесно-кустарниковых насаждений и травы на склонах

Регулирование скорости снеготаяния


Противодействие селям с и противоселевые службы

Селезащитные плотины строятся для задержания твёрдого стока и пропуска смеси воды в водосборные канавы, которые отводятся в ближайшие водостоки.



Действия при угрозе схода селя

При заблаговременном оповещении об опасном геологическом явлении, выслушав сообщение, действуйте по указанию органов ГОЧС.


Правила поведения при внезапном возникновении опасного геологического явления

При внезапном возникновении опасного геологического явления быстро покиньте здание, оповестите знакомых и уходите в безопасное место, по возможности вверх.


Учитель биологии и ОБЖ Казакова Светлана Александровна МБОУ «Лицей» г. Протвино

Защита населения от

последствий селевых

Решите тест

  • Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется:
  • А. обвалом; Б. селевым потоком; В. оползнем. 2. Каковы основные условия формирования селевых потоков: А. вулканическая деятельность; Б. рыхлые горные породы; В. осадки; Г. землетрясение; Д. крутые горные склоны. 3. Основным поражающим фактором селей являются: А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды; Б. взрывная волна; В. раскаленные лавовые потоки.
Решите тест 4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на: А. маломощные; Б. среднемощные; В. крупномощные; Г. мощные; Д. супермощные; Е. катастрофические. 5. В чем опасность маломощных селевых потоков? А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений; Б. разрушение строений, дорог; В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений. Проверь себя Поставь оценку 1- Б; 2- Б, В, Д; 3- А; 4- А, Б, Г, Е; 5- А. «5» -10-9 ответов «4» – 8-7 ответов «3» – 6-4 ответа Меры защиты от селей Это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности. Ситуационная задача Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления. Классификация мер защиты 1.ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ -строительство противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений:
  • локализация или изменение пути схода селевого потока,
  • остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.
Классификация мер защиты 2. МЕЛИОРАТИВНЫЕ - мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса. Способы:
  • облесение;
  • террасирование склонов;
  • профилактический спуск
  • озер и др.
Мелиорация - это работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности. Классификация мер защиты 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ - регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах. Цель : -предотвратить человеческие жертвы; - уменьшить возможный ущерб; - ослабить селевые процессы. Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др. Физкультминутка Упражнение «Черепаха» наклоны головы вперёд - назад Упражнение «Метроном» наклоны головы вправо - влево Упражнение «Сова» поворот головы вправо-влево Упражнение «Тыква» круговые движения головой в одну и другую сторону Что необходимо делать при угрозе схода селей Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации Внесите имущество со двора и балкона в дом

Укройте ценное имущество от воздействия влаги

Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия

Что необходимо делать при угрозе схода селей Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи Вынесите из дома химически опасные вещества

При заблаговременном оповещении

Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место

Естественные безопасные места (склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях)

Что необходимо делать при угрозе схода селей 1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны

При получении сообщения непосредственно

перед наступлением стихийного бедствия

3.Самостоятельно выходите в безопасное место

2.Предупредите соседей, знакомых, родных Что необходимо делать при угрозе схода селей Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

При захвате человека потоком селя

Практическая работа Задание На контурной карте отметьте селеопасные районы России: - Северный Кавказ (Кавказские горы) - Урал (Уральские горы) - Южная Сибирь (Алтай и Саяны) - Курильские острова - полуостров Камчатка - остров Сахалин - Чукотка (Чукотский полуостров)

  • Кавказские горы
  • Уральские горы
  • Алтай и Саяны

4. Курильские о-ва

5. п-ов Камчатка

6. о. Сахалин

7. Чукотский

Проверка

Домашнее задание

  • Параграф 4.5
  • Составить памятку туристу, который отправляется в селеопасные районы страны
Рефлексия
  • Что запомнилось на уроке?
  • Что было самым интересным?
  • Где эти знания пригодятся в жизни?
  • О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?
Используемые ресурсы
  • Изображение на слайде 1.
  • http://content.foto.mail.ru/mail/talk-askar/_blogs/i-891.jpg
  • Изображение на слайде 4.
  • http://myphone.info/photo/a/16132523_1.jpg
  • Изображение на слайде 5.
  • Изображение на слайде 6.
  • http://all4design.ru/uploads/images/People/preview/People_4465.jpg
  • Изображение на слайде 7.
  • http://i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg
  • Изображение на слайде 8.
  • http://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpghttp://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpg
Используемые ресурсы
  • Изображение на слайде 10.
  • http://www.zooclub.ru/attach/fotogal/anima/293.gif http://m.gifmania.ru/Animated-Gifs-Iskusstvo/Animations-Music/Images-Solfege/Metronomes/Metronomes-56179.gif http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/TFD21MRBhbWGhSYkgY2Aqw-article.gif http://files.woolwares.webnode.ru/200002825-990439af6a/edaa-971.gif
  • Изображения на слайде 11-13.
  • http://иванов-ам.рф/obzh_07/ur_10/ur_10_02.png
  • Изображение на слайде 14.
  • http://infodoski.ru/d/661318/d/6_4.jpg
  • Изображение на слайде 16.
  • http://www.mapsmaps.ru/wp-content/uploads/2010/10/physic_russia6.jpg
Используемые ресурсы
  • Изображение на слайде 17.
  • https://0.s3.envato.com/files/113292950/pv_590.jpg
  • Изображение на слайде 18.
  • http://merchiumru.r.worldssl.net/users/14199/images/detailed/16/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD_STAGG_MD-1500BKH1.jpg?t=1463242333