30.03.2013 27845 0

Уроки 41–42
Маяковский: жизнь и творчество.
Ранняя лирика поэта

Цели : дать представление о жизни и творчестве В. Маяковского, отметив трагичность его судьбы; научить определять особенности раннего творчества Маяковского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход уроков

Я поэт. Этим и интересен.

В. Маяковский

I. Вступительное слово учителя.

Вы уже много знаете о жизни и творчестве поэтов XX века. К сожалению, в суровое время Первой мировой войны и русских революций многим из них выпала тяжелая доля.

Гумилева расстреляли, стихи его запретили, Мандельштам погиб в лагере, стихи его не печатали, Пастернака после Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» затравили, покончили с собой Есенин и Цветаева, горькая доля досталась Ахматовой.

Маяковский же был искусственно выдвинут вперед. В течение нескольких десятилетий его печатали миллионными тиражами, цитировали к месту и не к месту.

Теперь, когда наконец воссоздается подлинная история русской литературы XX века, может быть, Маяковскому нет в ней вообще места, раз по указанию Сталина он был объявлен «лучшим и талантливейшим»?

Нет, это не так. Маяковский, очищенный от официального «хрестоматийного глянца», остался поэтом истинным, не дутой фигурой, и по праву занимает место в первом ряду русской поэзии.

Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагичной оказалась и судьба его стихов. «Маяковского стали вводить принудительно, как картошку при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он не повинен», – писал Пастернак в 1956 году. Маяковского превращали в певца и пропагандиста тоталитарного режима. Торжествовала официальная трактовка жизни поэта, в основе которой лежал подлог: произведения Маяковского, написанные в 20-е годы и отразившие именно это время, еще не схлынувшую революционную волну, переадресовывались более поздней эпохе. В нашей же истории разница между 20 и 30 годами была весьма существенной. 1929 год действительно знаменовал собой великий трагический перелом всей жизни. Канонизация Маяковского началась после высокой оценки Сталиным в 1936 году, его поэзия использовалась для воспевания сталинского режима, принесшего насильственную коллективизацию, разорение села, голод, массовые репрессии. Его использовали для политической и эстетической демагогии, для создания «нарисованного мира», для этого «выдирали» отдельные строчки из произведений. Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» выброшены были, например, строфы о ненависти поэта к культу вождя:

Царствен и божествен,

От ярости

Себя не поберег,

В перекоре шествий,

Поклонениям

И толпам поперек.

Проклятья громоустого,

И пока растоптан я

И выкрик мой,

Я бросал бы

Богохульства,

По Кремлю бы

Бомбами метал:

Долой !

Не в чести у идеологических властей была сатира Маяковского, под негласным запретом его пьесы – они не ставились почти три десятилетия.

Трагическая суть противоречий поэта в том, что он принял классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие, за «веленье божие». Зловещий символ – поэт с замком на губах – и выразил противоречия в душе и в творчестве Маяковского. В поэме «Во весь голос» прозвучали горькие признания:

И мне агитпроп

В зубах навяз,

И мне бы строчить

Романсы на вас –

Доходней оно и прелестней.

Становясь

Собственной песне.

Марина Цветаева написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой... Маяковский кончил сильнее, чем лирическим стихотворением – выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил...»

Да, жизнь человека Маяковского оборвалась с его выстрелом, жизнь поэта Маяковского продолжается. Его вера в силу свободного слова дойдет до потомков через годы и головы правительств:

Я знаю силу слов, я знаю слов набат,

Они не те, которым рукоплещут ложи.

От слов таких срываются гроба

Шагать четверкою своих дубовых ножек.

Бывает, выбросят, не напечатав, не издав.

Но слово мчится, подтянув подпруги,

Звонят века, и подползают поезда

Лизать поэзии мозолистые руки.

Поистине это «стих, летящий на сильных крыльях» (Мандельштам). В 1933 году Цветаева предрекла: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать».

II. Слово учащихся о Маяковском.

1. Сообщение подготовленного учащегося о жизни поэта.

2. Сообщение сопровождается выступлениями ассистентов.

А) Борис Пастернак вспоминал:

«Летом 1914 в кофейню на Арбате члены одной из литературных групп привели с собой Маяковского.

Оказалось, вид молодого человека, сверх ожидания, был мне знаком по коридорам Пятой гимназии, где он учился двумя классами ниже.

Передо мной сидел красивый, мрачного вида юноша с басом протодиакона и кулаком боксера, неистощимо, убийственно остроумный, нечто среднее между мифическим героем Александра Грина и испанским тореадором.

Сразу угадывалось, что если он и красив, и остроумен, и талантлив, и, может быть, архиталантлив, – это не главное в нем, а главное – железная внутренняя выдержка, какие-то заветы или устои благородства, чувство долга, по которому он не позволял себе быть другим... И мне сразу его решительность и взлохмаченная грива, которую он ерошил всей пятерней, напомнили сводный образ молодого террориста-подпольщика из Достоевского...

Природные внешние данные молодой человек чудесно дополнял художественным беспорядком, который он напускал на себя, грубоватой и небрежной громоздкостью души и фигуры и бунтарскими чертами богемы, в которые он с таким вкусом драпировался и играл».

Б) А вот как вспоминала Лиля Брик о первом чтении Маяковским поэмы «Облако в штанах»:

«Маяковский стоял, прислонившись спиной к дверной раме. Из внутреннего кармана пиджака он извлек небольшую тетрадку, заглянул в нее и сунул в тот же карман. Он задумался. Потом обвел глазами комнату, как огромную аудиторию, прочел пролог и спросил – не стихами, прозой – негромким, с тех пор незабываемым голосом: "Вы думаете, это бредит малярия? Это было. Было в Одессе". Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда. Маяковский ни разу не переменил позы. Ни на кого не взглянул. Он жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику, делал паузы между частями.

Вот он уже сидит за столом и с деланной развязностью требует чаю. Торопливо наливаю из самовара, я молчу...

Первый пришел в себя Мандельштам. Он не представлял себе! Думать не мог! Это лучше всего, что он знает в поэзии!.. Маяковский – величайший поэт, даже если ничего больше не напишет. Он отнял у него тетрадь и не отдавал весь вечер. Это было то, о чем так давно мечтали, чего ждали. Последнее время ничего не хотелось читать.

Маяковский сидел и пил чай с вареньем. Он улыбался и смотрел большими детскими глазами. Я потеряла дар речи.

Маяковский взял тетрадь из рук О. М., положил ее на стол, раскрыл на первой странице, спросил: "Можно посвятить вам?" – и старательно вывел над заглавием: "Лиле Юрьевне Брик".

В Финляндии Маяковский уже прочел "Облако" Горькому и Чуковскому и сказал, что Горький плакал, когда слушал его».

В) О последних мгновениях Маяковского вспоминает В. Полонская:

«Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору: не могла заставить себя войти.

Мне казалось, что прошло очень много времени, пока я решилась войти. Но, очевидно, я вошла через мгновенье, в комнате еще стояло облачко дыма от выстрела.

Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки . На груди было крошечное кровавое пятнышко.

Я помню, что бросилась к нему и только повторяла бесконечно:

– Что вы сделали? Что вы сделали?

Глаза у него были открыты, он смотрел прямо на меня и все силился приподнять голову.

Казалось, что он хотел что-то сказать, но глаза были уже неживые».

Г) Чтение наизусть.

Маяковский

Из поэтовой мастерской,

Не теряясь в толпе московской,

Шел по улице по Тверской

С толстой палкою Маяковский.

Говорлива и широка,

Ровно плещет волна народа

За бортом его пиджака,

Словно за бортом парохода.

Высока его высота,

Глаз рассерженный смотрит косо,

И зажата в скульптуре рта

Грубо смятая папироса.

Всей столице издалека

Очень памятна эта лепка:

Чисто выбритая щека,

Всероссийская эта кепка.

Счастлив я, что его застал

И, стихи заучив до корки,

На его вечерах стоял,

Шею вытянув, на галерке.

Площадь зимняя вся в огнях,

Дверь подъезда берется с бою,

И милиция на конях

Над покачивающейся толпою.

У меня ни копейки нет,

Я забыл о монетном звоне,

Но рублевый зажат билет –

Все богатство мое – в ладони.

Счастлив я, что сквозь зимний дым

После вечера от музея

В отдалении шел за ним,

Не по-детски благоговея.

Как ты нужен стране сейчас,

Клубу, площади и газетам,

Я. Смеляков. 1956

III. Раннее творчество Маяковского.

1. Лекция учителя : «Маяковский и футуризм».

Сегодняшний урок посвящен проблеме творческого дебюта поэта.

Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой на новое. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, дерзкий вызов – по-мальчишески заостренными.

Вместе с тем не стоит забывать, что поначалу Маяковский утверждал себя в группе футуристов, которые, как вам уже известно, преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы, желали введения радикальных перемен в поэтическое творчество. Они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.

Ближайшее для поэтов-футуристов искусство – живопись, выступавшая ведущей в общей связке. В тезисах одного из докладов В. Маяковского значится: «3) Аналогичность путей, ведущих к постижению художественной истины, и живописи, и поэзии. 4) Цвет, линия, плоскость – самоцель живописи – живописная концепция, слово, его начертание, его фоническая сторона, миф, символ – поэтическая концепция».

Демонстрация композиций П. Пикассо, К. Малевича, Н. Гончаровой и других представителей кубизма, супрематизма и смежных с ними течений.

И все же всегда существовали границы, разделяющие Маяковского с другими футуристами. Если им присущи стихийность и интуитивность, то Маяковский более социален и рационален. Это делает его самым понятным из футуристов. Его ранним стихам («А все-таки», «Война объявлена», «Я и Наполеон»), трагедии «Владимир Маяковский» характерны не только зашифрованность, невероятные масштабы и алогизм, но и документальность, грубая откровенность урбанистических картин, наглядность тяготеющих к развернутости метафор.

Футуризм Маяковского не ограничен созиданием формы. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского – опыт не столько самоценного творчества , сколько факт жизнетворчества.

Ранние стихи Маяковского – это пролог к осмыслению тех противоречивых мотивов, которые схлестнулись на больших поэтических пространствах.

2. Учащиеся обмениваются впечатлениями от прочитанных самостоятельно ранних стихов Маяковского: «Нате!», «Несколько слов обо мне самом», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лилечка!».

3. Работа с текстом поэмы В. Маяковского «Облако в штанах».

1) Комментированное чтение поэмы.

2) Частичный анализ текста.

Ведущий образ этой поэмы, как и всего дооктябрьского творчества в целом, – образ «я». Б. Пастернак говорил о трагедии «Владимир Маяковский»: «Заглавье было не именем сочинителя, а фамилией содержанья». Становясь содержательным центром, «эго» достигает грандиозных размеров, но остается все-таки человеческим «я»: «Что может хотеться этакой глыбе?/А глыбе многое хочется!»

«Я» в «Облаке в штанах» – громадное, переполняющее собственные границы («чувствую / «я» / для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо»). Оно всесильное, но оно и одинокое.

– Каким предстает лирический герой поэмы?

Лирический герой поэмы – варвар, грубый гунн, зовущий к разрушению, насилию («Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища / достаю сапожный ножик... Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою / отсюда до Аляски»). Но он и беззащитен, нежен, когда, отбрасывая рыжий парик вульгарной нарочитости, многократно произносит «Мама» губами, только что извергавшими совсем другую «мать».

Лирический герой ощущает себя уже большим, но еще ненужным. Отсюда – отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира, нежелание замечать прямую взаимозависимость явлений, «ты царь: живи один», – спокойно констатировал Пушкин. Ранний Маяковский эту неизбежную логику не приемлет: гордясь сознанием собственной незаурядности, он жестоко страдает от одиночества.

– Как вы можете объяснить первоначальное название поэмы: «Тринадцатый апостол»?

В ранних произведениях Маяковского звучит мотив поэта – Бога-человека: «А я / на земле / один / глашатай грядущих правд» – читаем в поэме «Война и мир», а в одной из статей автор представляет футуристов как «новых людей новой жизни».

– Каково отношение лирического героя к другим людям?

Герой стремится отринуть обыденное, преобразоваться в сверхчеловека, но человеческое в нем сохраняется. Он готов отдать все «за одно только слово ласковое, человечье», но красивые люди исчезли, вокруг – бездарные, пошлые существа. Отсюда – тоска, мечта, но отсюда и озлобленность. И недаром лирического героя называют иногда богодьяволом, прекрасным мерзавцем.

– Какова тематика произведения?

Учащиеся с опорой на текст называют темы, звучащие в поэме Маяковского.

IV. Творческая работа.

Сочинение-рассуждение (с передачей восприятия): «Мое прочтение раннего Маяковского».

3. Паперный, исследователь творчества поэта, в книге «О мастерстве Маяковского» писал:

«В лучших стихах Маяковского, как в народной пословице, как в песне - «слова не выкинешь».

Попробуйте что-нибудь заменить или переставить в стихах:

      Лет до ста расти
      Нам без старости.
      Год от года расти
      Нашей бодрости...

Единая мысль, одно неудержимо-радостное чувство наполняет эту строфу. Ритм с его широким и вольным разбегом, с могучим и раскатистым ударением, собирающим в тесную, сжатую группу всю строку; рифмы, которые даже неизвестно где начинаются, ибо это не рифмы отдельных слов, а чудесная перекличка целых строк, радостно бегущих навстречу друг другу, весело и торжествующе подхватывая созвучия,- все это слилось воедино...

Нельзя произнести «бодрости» скороговоркой, нельзя скомкать это слово - самый стих, ритм и рифма заставляют вас выговорить каждый звук, раздвигают звучание слова...»

Работа слова

Писатель подбирает такие незаменимо-единственные слова, которые лучше, точнее, ярче и полновеснее доносят мысль, раскрывают образ.

«Каждое слово в поэтическом произведении,- писал Белинский,- должно до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы заменить его» 1 .

Поэту дорого то, что он пишет, он стремится выразить именно эту волнующую его мысль, нарисовать именно этот образ, передать именно этот тончайший, почти неуловимый, и в то же время совершенно необходимый оттенок мысли, образа, интонации - вот в чем источник высокой требовательности поэта к слову, чувства ответственности за каждое слово, беспокойной, как совесть, художнической взыскательности. В статье «Как делать стихи?» Маяковский рассказывает об этой непрерывной - мучительной и радостной - работе.

Ценный материал для изучения «словесной лаборатории» поэта дают его записные книжки.

Талант для Маяковского - это прежде всего чувство слова, умение ощутить слово в данном контексте. Талант связан и с волей. Это черта характера, нежелание довольствоваться «почти найденным», «почти хорошим». В поэзии «почти хорошо» - значит плохо. Талант - вечная готовность кроить и перекраивать строку.

Утверждая родственность поэзии «любому труду», Маяковский стремится найти такой труд, такой вид производства, который был бы особенно близок поэзии - так же был бы тяжел и так же рождал необходимое для людей. И он находит:

      Поэзия - та же добыча радия.
      В грамм добыча, в год труды.

Интересно проследить по записной книжке, как шла работа над этими стихами. Слова о непрерывном труде поэта над образом, над стихом сами рождаются в усилиях, в труде. Поэт долго бился над ними, пока они не стали отточенными и крылатыми.

Сначала появляется строка:

      Поэзия сходна с добычей радия.

Но «сходна» звучит слабо. Чтобы усилить сравнение, поэт переделывает строку, и она звучит более решительно:

      Поэзия - та же добыча радия.

Следующая строка сначала выглядела так:

      На грамм металла на год труда.

Но это двойное «на» только путает. Строку сменяет новая:

      в грамм ведешь годовые труды.

Выражение неясное: что значит «ведешь труды... в грамм»? В окончательном варианте:

      В грамм добыча,
      в год труды.

Труд настоящего поэта тяжел, но нельзя назвать его неблагодарным. Найденный поэтический «радий» несет в себе колоссальную энергию, которая приводит в движение не моторы и турбины, но человеческие сердца.

Маяковский стремится к тому, чтобы сделать поэтическим «говор миллионов»; он смело вводит в стих новые речевые пласты языка, находившиеся ранее за рамками представлений о литературно-поэтическом языке. Это «расширение словесной базы» связано с сознательным обращением к новому, демократическому читателю, с «разговорностью», определяющей и строй, и интонацию повествования. Отсюда и краткость, выразительная немногословность языка.

Словотворчество

Работая над словом, «переворачивая и выворачивая его», поэт работает не столько над словом как таковым, но прежде всего над тем, чтобы соразмерить, соотнести, связать его с образным контекстом. Особенность поэтического стиля Маяковского - необычайная активность по отношению к слову. Если оно кажется ему недостаточно выразительным, он смело изменяет его, придает необычайный вид, а иногда и вовсе переделывает его.

Известно, что создание новых слов (словотворчество) начинается не с Маяковского. Устойчивый в своей основе язык непрерывно развивается вместе с обществом. Рождение нового слова не произвольный акт, оно должно отвечать назревшей потребности. Еще Жуковский писал:

«Слово нельзя выдумать отдельно, по произволу, слово ясное и точное находится только на пути размышления, его дает сила необходимости; тогда только оно бывает ясно, когда оно родится вместе с мыслью, в связи с другими притягивающими его магнитной силой средствами, и тогда только употребление присваивает его без противоречия».

Следует различать два вида новых слов - неологизмов: во-первых, это слова, которые рождаются для обозначения новых понятий и входят в общеупотребительный язык. Известно, как обогатился русский язык в Петровскую эпоху; как много новых слов, отражающих новые понятия, ввели Карамзин и Жуковский.

Некоторые слова родились совсем недавно, вместе с вошедшими в жизнь предметами научно-технического прогресса или новыми понятиями 2 .

Но есть и второй вид неологизмов, предназначенных не для того, чтобы войти в язык наравне с другими словами, а для решения данной конкретно-неповторимой художественно-изобразительной задачи.

У Маяковского - сотни неологизмов. А между тем в наш повседневный обиход вошло совсем немного, например «прозаседавшиеся».

«Словоновшество», создание новых слов, у Маяковского получило настолько сильное развитие, что находились даже критики, заявлявшие, что поэт пренебрегает нормами русского языка, калечит слова неизвестно зачем и почему, что Маяковский чуть ли не «враг грамматики». Достаточно, однако, обратиться к самому Маяковскому, автору зрелых произведений, освободившемуся от всяких следов словесного экспериментаторства, чтобы убедиться в обратном. Маяковский обнаруживает изумительное знание родной речи. У него, как говорит Горький, «предельное чувство русского языка», чутье к строю и духу языка. Поэт превосходно умеет создавать сильный художественный эффект, опираясь на законы и нормы языка. -

По книге 3. Паперного
«О мастерстве Маяковского»

1 Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 3 т.- М.: Гослитиздат, 1948.- Т. 1.- С. 694.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения.

Конспект урока

Цель урока : - познакомить учащихся с биографией поэта;

Показать оригинальность таланта В.Маяковского;

Новаторство в поэзии. Футуризм. Маяковский и футуризм;

Особенности ранней лирики поэта.

Ход урока: 1. Организационная часть .

2. Слово учителя .

Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Вы, конечно же, догадались, что эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому.

Итак, тема урока – В.Маяковский – «В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения.»

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря».

Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «бесценных слов мот и транжир», несомненно, очень талантливый поэт – словом, Маяковский – одно из ярчайших имен в литературе XX века.

3. Знакомство с биографией поэта.

У Маяковского было много биографов, но, наверное, никто не мог бы рассказать о нем лучше его самого. Дома вы познакомитесь с автобиографией поэта, которую он назвал «Я сам», а сейчас займете места у компьютеров и поработаете с материалами «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». Ваша задача – ознакомиться со статьей о Маяковском и подготовить ответы на предложенные вам вопросы.

Вопросники ждут вас на столах. На эту работу отводится 10-12 минут.

Вопросы :

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование

получил?

(в дворянской семье; отец служил лесничим на Кавказе; после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906, затем в Московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование – художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С.Ю.Жуковского и П.И.Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914); исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов)

    Как начиналась литературная деятельность

Маяковского?

(в 1911 г. – завязывается дружба с художником и поэтом Д.Бурлюком, организовавшим в 1912 году литературно-художественную группу футуристов «Гилея».

1912г. – первые публикации стихов Маяковского в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу»)

    Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

(- воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык («любовь на скрипки ложите»)

- ЛГ, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймал бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого»

- ориентированы на прочтение с эстрады, на вечерах, диспутах.

- короткие рубленые строки

- «рваный синтаксис»

- «разговорность»)

    К какому литературному течению примыкал В.В.Маяковский и в чем заключалась суть этого течения?

(футуризм; в нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики, о необходимости создания нового языка литературы, соответствующей эпохе)

    Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

(«Пощечина общественному вкусу»; В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк)

    Каково было отношение Маяковского к революции?

(революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю)

    Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы советской власти?

(- в 1918 г. организует группу «Комфут»(коммунистический футуризм), участвует в газете «Искусство комунны»

    1923 г. создает «Левый фронт искусств»(ЛЕФ), издает журналы «ЛЕФ»(1923-1925) и «Новый ЛЕФ»(1927-1928)

    пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов(«Окна РОСТА»,1918-1921) (Российское Телеграфное Агенство)

    В русскую литературу В. Маяковский вошел только как автор стихов?

(- поэм: «Облако в штанах»(1915), «Хорошо!»(1927), «В.И.Ленин»(1924), «150 000 000»(1921), «Во весь голос»(1930) и др.

    комедии: «Клоп»(1928), «Баня»(1929)

    Ответы учащихся на вопросы .

Итак, какие сведения о жизни Маяковского, его творчестве вы узнали, работая с энциклопедической статьей?

    Ранняя лирика поэта .

Да, творчество поэта многогранно, но сегодня мы поговорим о раннем Маяковском.

1. 1913 год – стихотворение «Нате !».

    чтение стихотворения;

    Как вы поняли смысл названия стихотворения?

    Каков тон этого стихотворения? (довольно-таки резкий)

    Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения?

(резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово)

Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?

(Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию В.Маяковского объявляют грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто, в лицо им бросает свой стих, исполненный гнева и презрений. Так некогда и М.Ю.Лермонтов бросал в лицо светской черни свой стих, «облитый горечью и злостью»)

Представляете, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике.

    Как вы понимаете смысл метафоры «бабочка поэтиного сердца»?

2. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте! » (1914)

    чтение стихотворения;

    Чем оно по общему тону отличается от предыдущего?

(ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым)

    Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды?

(этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота)

У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически направлен против традиционных христианских представлений.

    Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?

(неожиданно примененное к звездам «эпатирующее»(нарочитораздражающее резкостью, непринятостью) определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт)

    Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (взволнован)

    Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?

(в стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного слова(«Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя)

Стихотворение написано АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ, структура которого опирается не на количество стоп, а на равное количество логически сильных ударных слогов.

(краткая запись определения учащимися в тетрадь)

Однако у Маяковского количество ударений в строке может меняться в зависимости от интонации. В то же время стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки – «лесенке» Маяковского.

6. Заключение. Отличительные черты лирического героя

раннего Маяковского.

Сегодня на уроке мы обратились только к двум стихотворениям раннего Маяковского. Но я надеюсь, что вы заинтересовались стихами поэта и обязательно прочтете и другие стихотворения, относящиеся к ранней лирике поэта: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям».

А теперь подведем итоги нашему разговору о своеобразии ранней лирики В.В.Маяковского (учащиеся ведут краткие записи вывода ).

    Как преимущественно строятся стихотворения раннего Маяковского?

(на противопоставлении толпы и лирического героя)

  • Каков лирический герой раннего Маяковского?

(способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, бунтарство, ненависть к мещанству – черты, характеризующие лирического героя раннего Маяковского).

(краткая запись выводов в тетрадь)

7. Домашнее задание .

Дома вы продолжите работу над темой урока и:

    Сайт www .vmayakovsky .ru - биография поэта “Я сам” (стр. 252-259 учебника); (фото, кот. были выведены сегодня на экран, взяты из фотогалереи сайта, но еще много интересных фотографий и дополнительного материала там размещено)

    Наизусть одно из стихотворений раннего Маяковского;

    Инд. задание «Женщины в жизни В.В.Маяковского» (3-4 мин.) по материалам сайта.

8. Сегодня мы сделали первый шаг в изучении творчества Вл. Маяковского. Активными на уроке были …. Оценки …. Урок окончен . Можете быть свободны.

этого течения?

советской власти?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

8. В русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

8. В русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17»

Северо-Казахстанской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир

ранней лирики поэта

подготовила

учитель русского языка и литературы

Адракова Анжела Геннадьевна

г. Петропавловск

2014 г.

Тема: В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир

ранней лирики поэта

Цель: познакомиться с личностью В.Маяковского, с особенностями его ранней лирики; увидеть дух бунтарства и эпатажа в ранних произведениях поэта.

Ход урока

Быть понят моей страной,

а не буду понят, —

по родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь!

В.В.Маяковский

Запись темы урока, постановка цели.

Слово учителя

XX век без Маяковского представить невозможно. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, «Стихов о советском паспорте», поэмы о Ленине и т. д. И.В.Сталин в 30-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом. Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, и как поэт Маяковский был гораздо сложнее и интереснее, чем многим представлялось.

Родился 19 (7) июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами (Столбовой отец мой / дворянин // кожа на руках моих тонка…– Про это).

В 1906, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.

Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов, в частности – Бальмонта, Маяковский сделал первые шаги в поэзии (стихи не сохранились), написанное впоследствии оценивал очень критически.

В 1911, после нескольких попыток поступить в какое-либо художественное учебное заведение, Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы футуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией.

С конца 1912 – начала 1923 Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях совместно с Бурлюком и другими членами группы «Гилея». Первые публикации Маяковского (стихотворения Ночь, Утро) появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи»: Пощечина общественному вкусу.

Маяковский также участвовал в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся художественными противниками футуристов положение – «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности». Авторы многочисленных мемуаров подчеркивают любовь Маяковского к классике, блестящее знание поэзии Пушкина и т.п., пытаясь уравновесить декларации такого рода. Они были типичны для многих левых течений в искусстве начала 20 в. (ср. итальянский футуризм, Дада, сюрреализм).

В 20-х годах к нему добавляется новый аспект – безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии Л. Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие.

В архиве нашли в годы перестройки давнее удостоверение сотрудника за номером 15 073, выданное Л.Ю.Брик Лубянкой в начале 20-х годов Маяковского любовь к Лиле толкала на написание новых произведений, он писал, получал деньги, была возможность любить и баловать обновками любимую женщина, Лиля этим пользовалась, она не отпускала от себя Маяковского до конца.

Так они прожили до 1928 года, когда Маяковский будучи за границей, куда ездил для свидания с трехлетней дочерью от американки Элли Джонс, познакомился в Париже с красавицей Татьяной Алексеевной Яковлевой, уехавшей из России в 1925 г. Но оней позже. Элли Джонс влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Правда, тогда Элли звали Елизаветой Петровной Зиберт. Через год она вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и там в 1925 году и встретилась с поэтом.

В результате той встречи родилась Патриция, видевшая отца всего раз в жизни - в 1928 году в Ницце.

Последние два года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств связаны с именем Татьяны Яковлевой. За полтора с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, длинноногая с выразительными глазами и яркими светящимися желтыми волосами, пловчиха и теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга.

С Яковлевой его познакомила сестра Лили Брик Эльза Триоле. В своих мемуарах сама Эльза напишет, что сделала это для того, чтобы Маяковский не скучал в Париже.

Но существует мнение, что встреча была организована с другими целями - отвлечь поэта от родившей ему дочь американки Элли Джонс и задержать в столице Франции, где он щедро оплачивал житье-бытье Эльзы и ее спутника Луи Арагона. Финал же этой истории известен: Маяковский влюбился в Татьяну и настойчиво принялся уговаривать ее выйти за него замуж. Чуть ли не сам думал перебраться в Париж. В итоге ему было отказано в выезде за границу.

Развязка случилась весной. А еще в октябре 1929 года Лиля в присутствии Маяковского вслух прочитала в письме сестры Эльзы о том, что Татьяна собирается замуж за виконта дю Плесси. Хотя на самом деле речь о свадьбе зайдет лишь месяц спустя. Яковлева до последнего дня не забудет Брик случая с письмом. И с горькой иронией однажды признается, что даже благодарна ей за это. В противном случае она, искренно любя Маяковского, вернулась бы в СССР и сгинула в мясорубке 37-го года.

Конечно, в жизни Маяковского были не только эти две женщины, стоит сказать и о той, которая была упомянута в его предсмертном письме, это актриса МХАТа Вероника Витольдовна Полонская

Поэт познакомился с молоденькой актрисой МХАТа Вероникой Витольдовной Полонской и по-мальчишески влюбился в нее. Она была замужем за известным актером Михаилом Михайловичем Яншиным. Отношения между Маяковским и Полонской имели взлеты и падения. В конце концов, поэт поставил вопрос ребром: Полонская должна немедленно разойтись с мужем и тут же оставить сцену. На одной из дружеских вечеринок Маяковский, имевший право на ношение оружия, достал из кармана пистолет и пригрозил: если Вероника не выполнит его условия, то он застрелится. Полонская с трудом отговорила Маяковского от рокового шага.

Продолжение объяснения, начатого накануне вечером на квартире у Катаева, состоялось в комнате на Лубянке утром 14 апреля.

Известно, что объяснение в комнате на Лубянке напоминало предыдущие: Владимир Владимирович требовал решить, наконец, все вопросы — и немедленно. Он грозил не отпустить Полонскую в театр, закрывал комнату на ключ. Когда же она напомнила, что опаздывает в театр, то Маяковский разволновался еще больше.

«Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете (Лубянский проезд, 3) покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. Как сообщил нашему сотруднику следователь тов. Сырцов, предварительные данные следствия указывают, что самоубийство вызвано причинами чисто личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью поэта. Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после которой поэт еще не совсем поправился».

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля — люби меня. (Лиля Брик — А.Д.)

Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят —

«инцидент испорчен», любовная лодка

разбилась о быт. Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень взаимных болей,

бед

и обид..»

Маяковский написал к открытию выставки «20лет работы», которую готовил в январе 1930г. 1 февраля 1930 г., в 17 часов состоялось ее открытие. На ней присутствовало 300-350 человек. В основном - молодежь. Мая­ковский возлагал на этот день, как и вообще на выставку, большие, хотя и неясные надежды. было похоже на бойкот. Газеты тоже умолчали о выставке.

Одновременно с выставочными делами разворачивались дру­гие события. 6 февраля на конференции Московской ассоциации пролетарских писателей М. заявил о вступлении в РАПП, до этого шага он состоял в организации, Реф (Революционный фронт искусств). Рефовцы восприняли вступление в РАПП как измену и объявили ему бойкот.

Провалились в Ленинграде и Москве постановки пьесы «Баня», в которой перед читателем и зрителем предста­ет гневная сатира на бюрократию. Последовала серия убийственных рецензий, в которых рецензенты за слабостью постановок не разглядели до­стоинств пьесы. В защиту «Бани» выступил Мейерхольд. Надо было спасать спектакль, премьера которого состоялась 16 марта. Однако пьеса продолжала бурно обсуждаться на диспутах: ей при­писывались и отсутствие «классового содержания», и «издева­тельское отношение к нашей действительности», что по тому вре­мени имело предупреждающе-угрожающий характер. Все эти события связывались в тугой узел.

Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».

Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.

— «Искусство должно будить и будоражить!» – провозглашали футуристы. Таковы ранние стихотворения Маяковского, в которых поэт неоднолинеен и потому порой трудно объясним. И тем не менее попробуем с позиции сегодняшнего читателя вдуматься в те проблемы, которые волнуют совсем молодого поэта, в те противоречия, которые раздирают его душу.

Запись в тетрадь

Запишем в тетрадь основные принципы футуризма.

    Анархическое бунтарство.

    Свобода творчества.

    Отказ от литературных и языковых норм.

    Устремленность в будущее.

    Неприятие буржуазной морали.

    Эпатаж как средство выразительности.

Беседа с классом

Нам предстоит говорить о лирическом герое. Кто же такой лирический герой стихотворения?

Кто же лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?»

Для первого урока мы выбрали три стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!». Задача

Анализируя по предложенному плану эти стихотворения, сделать вывод об особенностях художественного мира ранней лирики Маяковского.

1 вариант –

1) Чтение стихотворения

2)анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Примерный план

    Охарактеризуйте лирического героя.

    Какова система образов стихотворения?

    Какие средства выразительности использует поэт?

    В чём состоит конфликт поэта с окружающим миром?

Анализ

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?

— Как вы понимаете смысл названия?

— Какие средства выразительности использует поэт?

Маяковский, конечно, не мог не думать о сути поэзии, о назначении поэта среди повседневных будничных забот. Эти размышления нашли своё отражение в стихотворении «Послушайте!», написанном в 1914 году. В нём он задумывается о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будней.

И по содержанию, и по особенностям художественной формы оно очень характерно для ранних стихов поэта. К кому обращается поэт и какие художественные средства использует? Что поразило вас в этом стихотворении? Определите главный конфликт стихотворения. /Расторжение с толпой с эстетической стороны/. В поэтическом мире Маяковского, как правило, существует противопоставление толпы (мещан, обывателей) поэту. Давайте попробуем изобразить то, как смотрят на окружающий мир обыватели и, в противовес им, поэт:

для поэта: для обывателя:

студень студень

океан еда

Жестяная рыба рыба

новые губы рот

любовь еда

Итак, главный конфликт в стихотворении «А вы могли бы?» — расторжение с толпой с эстетической стороны. Поэт видит мир совсем не так, как толпа. Силой воображения он переделывает этот мир, из всего извлекая поэзию.

2 вариант –

1) чтение наизусть стихотворения «Послушайте!»

2) анализ стихотворения

Примерный план

    В чём смысл названия стихотворения?

    В чём своеобразие интонации?

    Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

    В чём Маяковский видит миссию поэта?

Анализ

… в своём анализе отразила своеобразие интонации произведения, которая проявляется уже в его названии, новаторское использование рифмы, дала интересную характеристику лирического героя, раскрыла своё видение проблемы «В чём видит Маяковский миссию поэта «нового времени»?»

Дополнение Поэт – это тоже звезда, и свет её служит нравственным, эстетическим, духовным ориентиром людям. Убеждённый в необходимости поэтического слова, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя боль миллионов и рассказать о ней людям, чтобы вызвать стремление преодолеть эту боль, изменить мир.

Как вы поняли смысл стихотворения? Чем оно отличается по общему тону от предыдущего стихотворения? (Лирический герой не противостоит толпе, он пытается быть понятым). Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды? (Образ звезды символизирует смысл жизни. Поэт утверждает необходимость таких человеческих качеств, как добро, любовь, красота). Почему звезды названы «плевочками»? / Неожиданно примененное к звездам «эпатирующее» (нарочито дразнящее резкостью) определение «плевочки» — это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не снижает, не разрушает образ ночного неба, а лишь помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт/. Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта - нести свет. Какие средства (в том числе и синтаксические) использует автор для того, чтобы передать чувства лирического героя, его взволнованность? / В стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих иногда из одного слова, передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя. Стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки - «лесенке» Маяковского. Б. Эйхенбаум называл такую новую запись стихов - «не по строкам, а по дыханию, потому что каждое слово надо кричать полной грудью. Местами можно немножко стихнуть, тогда растягиваются и строки»/. Как стихотворение «Послушайте!» изменило ваше отношение к Маяковскому? Вывод: в стихотворении «Послушайте!» мы видим тоску поэта и его размышления о том, что каждый человек не случайно находится на этой Земле.

— Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождали недоумённые вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!»

Чтение и анализ стихотворения «Нате»

Анализ ответа учащегося

Безусловным достоинством работы… является использование воспоминаний современников о публичном чтении Маяковским стихотворения «Нате!». В анализе отображено своеобразие раскрытия традиционного для русской литературы конфликта поэта с миром, поэта и «толпы»; показано новаторское использование средств художественной выразительности; отражено собственное восприятие прочитанного стихотворения.

Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения? / выраженным в стихотворении чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью/. Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии? / Маяковский ненавидит буржуазно-мещанскую толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению/. Как представлен предметный мир стихотворения? / Предметный мир этого стихотворения представлен именно предмета­ми потребления: «щи», «белила», «вещи», «калоши». Отвратителен соби­рательный образ мещанской толпы: «Толпа озвереет, будет тереться, / ощетинит ножки стоглавая вошь»/. Определите конфликт стихотворения. Теперь изобразим схематически модель взаимоотношений поэта и окружающего мира:

бабочка сердца стоглавая вошь

В буржуазном обществе, по мнению поэта нормой является отчуждение материального от духовного. Идеальному нет места. Поэтому столько отталкивающе материального изображается в стихах: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т. п. Лирический герой Маяковского часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания. Вывод: в «Нате!» конфликт носит этический характер (не характерный для писателей романтиков). Здесь мы видим отрицание культуры вообще; толпа антиэстетична, погружена в быт. У Блока были «сытые», у Маяковского – «жирные» (там, где встречается мотив жира — толпа), т.е. те же мещане.

Слово учителя. В 1917 г. произошла очередная русская революция, вслед за ней – Октябрьская. Для Маяковского не существовало опроса принимать или не принимать революцию, поэт заявил: «Моя революция». Очень важно знать то, что поэт пришел к революции через футуризм.

Грядущая революция была желанна, потому что понималась как массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. Основной лозунг футуристов: «Мы не признаем искусство без дела».

4. Давайте прочитаем «Оду революции », написанную поэтом в 1918 г. Вспомните определение оды как жанра.

Как Маяковский выразил в стихотворении свое отношение в революции? Раз это «его революция», то Маяковский поет оду, но почему же он выражает двойственное отношение? Какое значение имеет антитеза в этом стихотворении? /антитеза передает противоречивость, двуликость революции, которая может обернуться и «стройной перестройкой» и «грудой развалин»/

Вывод : Маяковский не идеализировал революцию, ему был свойственен не только оптимистический, но и критический взгляд на настоящее и будущее.

6. Прочитайте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям ».

— Как вы поняли смысл стихотворения? Какие мотивы раннего творчества развивает В.В. Маяковский в этом стихотворении? /Кузнецкий, который «смеялся», - это та же буржуазная толпа, те же оставшиеся не у дел «зеваки», которые заполняли и размещавшееся рядом на Кузнецком кафе «Питтореск», где Маяковский часто выступал.Выразительная деталь - «штаны пришедшие Кузнецким клешить» - является средством социальной характеристики: речь идет о праздношатающихся, которым удалось ускользнуть от общего дела. Этой толпе противопоставлен, как всегда, лирический герой: Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему… Таким образом, стихотворение - продолжение старого разговора в новой общественной обстановке. Нужно было сказать отчаявшимся слово «ласковое, человечье»./

Какие средства художественной выразительности использует в стихотворении В.В. Маяковский? /«Первая строфа вся построена на передаче движения, звонкого, напевного и дробного скока и цоканья. Она богато инструментована, аллитерации доведены до звукоподражания, приема, довольно редкого у Маяковского. И в то же время чуткое ухо поэта различает в этом скаканье какие-то грубые, неприятные, предостерегающие звуки - «грабь, гроб, груб». Они словно предвещают близящуюся опасность.

С предельной поэтической наглядностью, почти физической осязаемостью передано самое падение.

Как вы понимаете слова:«Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по – своему лошадь?».

Как вы думаете, почему В.В. Маяковский изменил название стихотворения? (Первоначальное название - «Отношение к лошадям».) /Это стихотворение является утверждением человечности. Нетрудно увидеть, насколько определеннее утверждается пафос человечности в этом окончательном варианте./ На первый взгляд «я» в стихотворении -одинокое, слабое перед толпой гогочущих зевак. Но это не так. Все дело в том, что оно перестало быть лишним, ненужным, оно вносит интонацию радостной убежденности, что жизнь не напрасна. Желание жить, работать, действовать сильнее «звериной тоски».

И в этом - коренное отличие «Хорошего отношения…» от дореволюционных стихотворений.

Вывод: судя по тому, в каком году было написано стихотворение (1918), мы можем смело говорить о том, что Маяковский – очень гуманный поэт, его заботила не только революция; образ лошади аллегоричен, один поэт понял ее трагедию.

Подведение итогов

Итак, каковы же особенности ранней лирики Маяковского?

    Назовите основные темы ранних произведений поэта.

    Каковы важнейшие «эмоциональные ощущения» раннего Маяковского?

    Каким настроением проникнуты стихотворения?

    В чём проявилось новаторство Маяковского?

    Основной темой ранних произведений является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта.

    Важнейшие эмоциональные ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние.

    Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и эпатажа.

    Маяковский – поэт-новатор: новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов.

Домашнее задание Чтение и анализ «Облако в штанах»

ПОСЛУШАЙТЕ!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

1913

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

1913

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

Били копыта,

Пели будто:

— Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала!

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течет по-своему…

Подошел и вижу —

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть,

— старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И всё ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

1918

Список использованной литературы

2. Крючков В. Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов: В 2-х ч. — Саратов: «Лицей», 2002. – Ч.1.

3. Паперный З. Поэтический образ у Маяковского. М, 1961.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование «Я сам »: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «Во весь голос » может характеризовать все творчество Маяковского.

Устремленность к будущему выразилась в самом начале пути: в 1912 году он вместе с поэтами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых подписывает манифест «Пощечина общественному мнению». Футуристическое мироощущение осталось у него на всю жизнь: это и обоготворение будущего, его безмерная идеализация и представление о том, что оно намного ценнее настоящего и прошлого; это и «устремленность к крайнему, предельному», как характеризовал такое мироощущение Н. Бердяев; это радикальное отрицание современных жизненных устоев, которые мыслятся как буржуазные, эпатаж как важнейшая цель поэтического слова. Программные произведения этого периода творчества Маяковского — трагедия двадцатилетнего поэта «Владимир Маяковский », поставленная в Петербурге и провалившаяся, стихотворение «А вы могли бы? » и поэма «Облако в штанах » (1915). Ее лейтмотивом оказывается слово «долой», выражающее органичную для личности поэта черту: крайнюю революционность и потребность коренного переустройства миропорядка в целом — черту, которая привела Маяковского к футуризму в поэзии и к большевикам в политике. В этом же году создается поэма «Флейта-позвоночник ». Ее сюжетом стало начало драматических и даже трагических отношений с женщиной, прошедшей через всю жизнь Маяковского и сыгравшей в ней очень неоднозначную роль, — Лилией Брик.

После революции Маяковский ощущает себя ее поэтом, принимает ее полностью и бескомпромиссно. Задача искусства — в служении ей, в принесении практической пользы. Практицизм и даже утилитаризм поэтического слова — одна из основополагающих аксиом футуризма, а затем и ЛЕФа, литературной группировки, принявшей к практической разработке все основополагающие футуристические идеи. Именно с утилитарным отношением к поэзии связана агитационная работа Маяковского в РОСТА, выпускавшем «Окна сатиры» — злободневные листовки-плакаты с рифмованными строчками к ним. Основные принципы футуристической эстетики отразились в послереволюционных программных стихотворениях поэта: «Наш марш » (1917), «Левый марш » и «Приказ по армии искусств » (1918). Диссонансом к поэтически-утилитарным стихам звучит тема любви — поэмы «Люблю » (1922); «Про это » (1923), хотя и здесь проявляются характерный для мироощущения лирического героя гигантизм и чрезмерная гиперболизация, стремление предъявить себе и объекту своей любви исключительные и невыполнимые требования.

Во второй половине 20-х годов Маяковский все более ощущает себя официальным поэтом, полпредом не только российской поэзии, но и советского государства — и дома, и за рубежом. Своеобразным лирическим сюжетом его поэзии оказывается ситуация выезда за рубеж и столкновение с представителями чуждого, буржуазного, мира («Стихи о советском паспорте », 1929; цикл «Стихи об Америке », 1925). Своего рода девизом «полпреда стиха» можно считать его строки: «У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока».

В то же время во второй половине 20-х годов в творчестве Маяковского начинает звучать нота разочарования в революционных идеалах, вернее, в том, какое реальное воплощение нашли они в советской действительности. Это несколько изменяет проблематику его лирики. Увеличивается объем сатиры, изменяется ее объект: это уже не контрреволюция, а собственная, доморощенная, партийная бюрократия, «мурло мещанина», вылезающее из-за спины РСФСР. Ряды этой бюрократии пополняют люди, прошедшие гражданскую войну, испытанные в боях, надежные партийцы, не нашедшие в себе сил противостоять соблазнам номенклатурной жизни, прелестям НЭПа, пережившие так называемое перерождение. Подобные мотивы слышны не только в лирике, но и в драматургии (комедии «Клоп », 1928, и «Баня », 1929). В качестве идеала выдвигается уже не прекрасное социалистическое будущее, а революционное прошлое, цели и смысл которого искажены настоящим. Именно таким пониманием прошлого характеризуются поэма «Владимир Ильич Ленин » (1924) и октябрьская поэма «Хорошо » (1927), написанная к десятилетию революции и обращенная к идеалам Октября.

Итак, мы рассмотрели творчество Маяковского кратко. Не стало поэта 14 апреля 1930 года. Причиной его трагической гибели, самоубийства, явился, вероятно, целый комплекс неразрешимых противоречий как творческого, так и глубоко личного плана.