О природе главенствующее место, несомненно, принадлежит физике. Нас окружают физические тела, вокруг нас происходят и мы сами являемся частью этого бесконечного процесса. Многогранность этой области знаний трудно переоценить, как и трудно указать пределы её распространения. Практически вся живая и неживая материя может быть объяснена её законами, и это удивительно. Но, пожалуй, наибольшее число загадок и открытий таит в себе ядерная физика.

История появления и специфика профессии

Кто же такой физик-ядерщик, что представляет собой эта профессия? Чтобы ответить на такие вопросы, следует возвратиться в прошлое, на рубеж 19-го и 20-го веков, когда был открыт атом, и учёные определили Сама же ядерная, или атомная физика - одна из областей этой науки, предметом изучения которой являются атом, его структура и свойства, радиоактивные распады и многое другое. Первый своего рода физик-ядерщик, хотя такого термина тогда ещё не было, - французский учёный А. Беккерель. Именно он, продолжая опыты великого Рентгена, открыл радиоактивность как физическое явление. Другие знаменитые физики и математики - семейная пара Кюри - продолжили исследования, получив полоний и радий. Неоценимую лепту в изучение этого явления внёс Резерфорд, определив на многие годы вперёд магистральные пути физической науки.

Начало, как говорится, было положено. И первая половина 20-го века прошла под знаменем изучения свойств атома, атомной энергии, её разрушительных и созидательных сил. Атомное ядро, протон и нейтрон как его главные составляющие привлекли пристальное внимание не только физиков, но и химиков, биологов, математиков, медиков, техников, что способствовало появлению новых научных отраслей и дисциплин, смежных с основной. А ядерная физика постепенно преобразуется в самостоятельное направление, состоящее из таких разделов, как:

В конечном итоге, для того, чтобы изучать, как воздействует радиация на окружающую среду и человека, как контролировать что делать с ядерными отходами, как правильно и безопасно эксплуатировать и разного рода термоядерные установки, и была «создана» профессия физик-ядерщик.

Задача специалистов - выявлять ошибки и устранять их первопричины. Профессия требует от него основательных, прочных знаний и отличной теоретической и практической подготовки. К сферам компетенции относятся, кроме фундаментальных понятий, знание устройства реакторов, технологии их функционирования, умение диагностировать, работать со специальными приборами и многое другое. Именно физик-ядерщик делает заключение о том, насколько работоспособен и экологически безопасен. Он принимает решение запускать ректор или останавливать, оставить работать в прежнем темпе или перезагружать.

Сфера применения

Профессия ядерного физика востребована, прежде всего, в таких наукоёмких производствах, как работа АЭС, в научно-исследовательских и экспериментальных лабораториях, вузах и т.д.

Начинающий: 40000 ⃏ в месяц

Опытный: 70000 ⃏ в месяц

Профессионал: 100000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Современные физики-ядерщики имеют возможность работать как в частных, так и в государственных учреждениях. Как правило, это сфера исследований, контроля, наблюдения за ядерными реакторами. Также специалистам с данной квалификацией доступна научная, преподавательская деятельность. Что касается масштабных исследований и серьезной научной работы, то государство уделяет данной сфере далеко не такое важное место, как следовало бы. Поэтому действительно талантливые физики-ядерщики, обладающие способностями и знаниями, часто эмигрируют в другие страны, где им предоставляется больше возможностей для реализации своих идей и результатов работы.

Для кого подходит профессия

Для того, чтобы выбирать профессию физика-ядерщика, в первую очередь необходимо обладать хорошими знаниями физики и желанием работать в данной сфере. Учитывая то, что работа достаточно специфическая и требует наличия определенных качеств и умений, она подходит далеко не всем. Будущий физик должен обладать неординарными аналитическими способностями, склонностью к логическому рациональному анализу, математическими способностями. Очень важным является умение концентрироваться, сосредотачиваться на одном предмете, виде деятельности на протяжении длительного времени. Физику придется проводить различные эксперименты, поэтому он должен любить исследовательскую деятельность и хорошо понимать ее суть.

Обязанности

  • прием дежурства, проверка рабочего места, состояния исправности оборудования (системы централизованного контроля, датчиков, строительных конструкций, конструкций ядерного топливного цикла);
  • выполнение дозиметрические измерений;
  • регистрация элементарных, заряженных и нейтральных частиц;
  • обработка получаемых данных;
  • анализ физических результатов, допустимых потоков излучения;
  • фиксация полученных данных;
  • регулирование безопасности объектов, учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • контроль топливных ресурсов и оценка их запасов, хранения отработавшего ядерного топлива
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профиль : Радиационная безопасность человека и окружающей среды
Квалификация (степень):
бакалавр
Форма обучения
: очная форма обучения (4 года);
Контактный телефон приемной комиссии:
(8184) 53 – 95 – 79; +7 921 070 88 45
Выпускающая кафедра: (8184) 53 – 95 – 69

Общая характеристика

Ядерные физика и технологии обеспечивают развитие атомной энергетики и позволяют использовать источники ионизирующих излучений во многих других областях промышленности (судостроении, нефтегазодобыче, медицине), при этом главной их задачей является обеспечение радиационной безопасности человека и окружающей среды. Еще с самых первых шагов развития ядерной отрасли промышленности возникла проблема обеспечения радиационной безопасности как персонала, непосредственно работающего в отрасли, так и населения, проживающего вблизи соответствующих производственных объектов. В настоящее время вопросы обеспечения радиационной безопасности становятся все более актуальными, так как все шире становится применение источников ионизирующего излучения на различных производствах, а значит, увеличивается радиационная нагрузка на окружающую среду и на человека. Для того чтобы контролировать эти параметры и предупредить неблагоприятное радиационное воздействие на многих предприятиях созданы службы ядерной и радиационной безопасности.

Благодаря получению новой информации, приобретаемой специалистами в результате научно-исследовательской работы на предприятиях, опыта эксплуатации ядерных установок на АЭС и судах атомного флота, медицинского оборудования (томографов, рентгенаппаратов и других) радиационная безопасность является постоянно развивающимся направлением.

Профессиональные умения и навыки

Квалифицированный бакалавр по направлению «Ядерные физика и технологии» владеет теоретическими знаниями и практическими навыками в области целого ряда отраслей науки - физики защиты от ионизирующих излучений, химии радиационных веществ и материалов, радиационной экологии, а также компьютерными программными средствами в области радиационного контроля, защиты и обработки экспериментальных данных.

Здесь научат:

  • применять физические расчеты для обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • обосновывать и выбирать техническое решение для работы с источниками ионизирующего излучения;
  • применять современные методы обработки данных эксперимента,
  • оценивать погрешности расчетов и экспериментов;
  • делать прогнозы аварийных ситуаций и их последствий для персонала, населения и окружающей среды;
  • использовать методы управления риском возникновения аварий различной степени тяжести на ядерно-технических и ядерно-энергетических установках;
  • применять пакеты прикладных программ в области дозиметрии, защиты и обработки экспериментальных данных;
  • проводить радиационный контроль.

Основные профильные дисциплины: «Физика защиты от ионизирующих излучений», «Дозиметрия излучений», «Ядерная безопасность установок», «Радиационный контроль и мониторинг», «Физико-химические основы переработки радиоактивных отходов».

Навыки, полученные по профилю «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», позволяет выпускникам работать в следующих областях: физика защиты и дозиметрия ионизирующих излучений (экспериментально - исследовательская, расчётно-теоретическая и производственно-управленческая деятельность), обращение с радиоактивными отходами, обслуживание рентгеноборудования, экология и радиоэкология.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер».

Область профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр направления «Ядерные физика и технологии» занимается разработкой технологий, установок, систем в области ядерной физики, ядерной и радиационной безопасности различных объектов. Это специалист широкого профиля в области современных технологий физики ядра, ядерно-физических установок, ядерной и радиационной безопасности предприятий различных отраслей промышленности, в том числе атомной, военной, нефтегазодобывающей и многих других, владеющий навыками инженерно-технической и научно-исследовательской деятельности, широкими знаниями законодательства в области ядерной и радиационной безопасности.

Перспективы карьеры выпускника

Многогранная подготовка бакалавра позволяет ему успешно трудиться в судостроительной промышленности и в любых организациях, а также предприятиях ядерного топливного цикла, включая атомные станции.

Первый выпуск инженеров-физиков по специальности «Радиационная безопасность человека и окружающей среды» был осуществлен в 2003 году. Наши выпускники успешно работают в отделах ядерной и радиационной безопасности основных предприятиях города: , а также на Курской, Ленинградской, Кольской атомных станциях, предприятии «Нерпа», ЦКБ «Рубин», ЦКБ «Малахит», Архангельском областном онкологическом центре, служат в ВМФ, преподают в институте, а также занимают руководящие должности в Ростехнадзоре.

Классическое инженерно-техническое образование, полученное бакалаврами по профилю «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», позволит им освоить и новые профессиональные области, что связано с распространением применения источников ионизирующего излучения в различных отраслях хозяйства.

Дополнительные возможности

Социальные гарантии и стипендиальное обеспечение; возможность международных стажировок; участие в научных и спортивно-массовых мероприятиях; насыщенная студенческая жизнь; возможности для реализации активной социальной позиции.


    Бакалавриат
  • 14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика
  • 14.03.02 Ядерные физика и технологии
    Специалитет
  • 14.05.01 Ядерные реакторы и материалы
  • 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг
  • 14.05.03 Технологии разделения изотопов и ядерное топливо

Будущее отрасли

Одним из символов нового экологического общества станет атомная энергетика, способная обеспечить стабильные цены на электричество и минимальное воздействие на окружающую среду: выброс парниковых газов и канцерогенных веществ, характерных для угольных и мазутных станций, все еще составляющих значительную долю традиционной энергетики. Атомных электростанций в мире будет больше, при этом уровень их безопасности будет существенно выше.

«Росатом» констатировал по итогам 2011 г. увеличение с 12 до 21 количества зарубежных заказов на российские атомные энергоблоки. Всего в мире до 2030 г. будет построено примерно 400–450 ГВт новых мощностей атомной энергетики.

Три фактора определяют дальнейшее развития атомной энергетики. Во-первых, исчерпаемость углеводородных ресурсов. Эксперты «British Petroleum» дали прогноз развития добычи углеводородов в XXI веке. Нефти хватит на 46 лет (в России – на 21 год), газа – на 59 лет (в России – на 76 лет). В то же время ожидается, что глобальное потребление энергоресурсов к 2030 г. увеличится на 60%.

Во-вторых, загрязненность окружающей среды диктует необходимость переключения на «щадящую» энергетику. Продолжающееся потепление оборачивается повышением уровня океана, катастрофическими ураганами и, как ни парадоксально, похолоданием в отдельные зимние месяцы из-за нарушения естественных балансов. Поэтому атомная энергетика пока остается одним из самых реальных вариантов развития человечества.

Третий аргумент – экономический. Экономическая привлекательность этого вида энергетики сохраняется благодаря быстрой окупаемости, а рекордный в сравнении с другими видами теплоцентралей коэффициент использования установленных мощностей (порядка 80%), что делает атомную энергетику самым надежным компонентом промышленного развития.

В недалеком будущем будет создан Реактор на быстрых нейтронах и освоены Технологии ториевого цикла

Профессии будущего

  • Инженер по модернизации систем энергогенерации
  • Метеоэнергетик
  • Инженер систем рекуперации

Сейчас в вузах можно получить близкую специальность по профилям

  • Проектирование и эксплуатация атомных станций
  • Радиационная безопасность
  • Системы контроля и управления АС


По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.