Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.


Правое полушарие головного мозга и его функции

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.


Синхронизированная работа обоих полушарий

Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.

Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.


У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Человеческий мозг – это самый важный и вместе с тем наименее изученный орган человеческого тела.

Давайте разберемся, за что же отвечают наши полушария мозга и почему у одних людей активно в основном левое, а у других правое.

За что отвечает левое полушарие мозга?

Левое полушарие мозга отвечает за вербальную информацию. Оно контролирует чтение, речь и письмо. Благодаря его работе человек может запоминать разнообразные даты, факты и события.

Также левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление. Здесь вся получаемая извне информация обрабатывается, анализируется, классифицируется и формулируются выводы. Оно осуществляет обработку информации аналитически и последовательно.

За что отвечает правое полушарие мозга?

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, выраженной в образах, а не в словах. Здесь же располагаются способности человека к различным видам творчества, способность придаваться мечтам, фантазировать, сочинять. Оно отвечает за генерацию креативных идей и мыслей.

Также правое полушарие мозга отвечает за распознавание сложных образов, таких как лица людей, а также эмоций, отображающихся на этих лицах. Оно осуществляет обработку информации одновременно и целостно.

Следует отметить, что для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.

Какое полушарие мозга активно у вас?

Существует визуальный, психофизиологический тест на полушария мозга (тест Владимира Пугача), с помощью которого можно легко определить, какая половина мозга активна у вас в данный момент времени. Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?

Если по часовой стрелке, значит, в данный момент у вас преобладает левополушарная деятельность, а если против часовой стрелки, то правополушарная.

Некоторые могут наблюдать момент смены активности полушарий, и тогда девушка начинает вращаться в обратную сторону. Это присуще людям (очень немногим), одновременно имеющим левополушарную и правополушарную деятельность мозга, так называемым амбидекстрам.

Они могут достичь эффекта смены направления вращения с помощью наклона головы или последовательной концентрации и расфокусировки зрения.

А как же детский мозг?

Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. И в это время доминирующим у детей является правое полушарие. Так как ребенок познает мир с помощью образов, то почти все мыслительные процессы происходят именно в нем.

Но мы живем в мире логики, в мире с сумасшедшим темпом жизни, спешим все успеть, хотим большего для наших детей. Стараемся дать им максимум, запасаемся всевозможными методиками раннего развития и практически с пеленок начинаем обучать наших детей чтению, счету, стараемся дать им энциклопедические знания, давая раннюю стимуляцию левому, а образное, интуитивное правое остается как бы не у дел.

И, следовательно, когда ребенок растет, взрослеет, доминирующим у него становится левое полушарие, а в правом, из-за отсутствия стимуляции и уменьшения количества связей между двумя половинами мозга, происходит необратимое снижение потенциала.

Сразу хочу заверить, что я не призываю вас пускать умственное развитие ваших детей на самотек. Наоборот! Возраст до 6 лет – это наиболее удачный возраст для развития потенциала мозга. Просто развитие должно быть не настолько ранним, насколько своевременным. И если заложено природой, что в раннем возрасте у детей доминирует правое, то может стоит развивать именно его, не стараясь рано стимулировать работу левого методиками, направленными на развитие логического мышления?

Тем более что в возможности, которые наши дети теряют в детстве именно из-за отсутствия тренировки правого полушария, входят поистине феноменальные способности. Например: запоминание неограниченных объемов информации с помощью образов (фотографическая память), скорочтение и это только начало списка сверхспособностей, которыми сможет обладать ваш ребенок при правильной систематической тренировке правого полушария.

Подробнее про сверхспособности, которыми обладают дети с развитым правым полушарием, я расскажу вам в следующей статье.

Надежда Рыжковец

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом - мышление.


Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).


В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.


Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны - один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие

Правое
полушарие

Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также
распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые
необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом
работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете
правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого
полушария.

Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается
не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие
отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает
левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого
полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим
или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на
хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать
этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает
нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..."
также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие
отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не
являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними
более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает
правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого
процесса.

Мистика: За мистику и
религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать
совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете
левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого
полушария.

Схематично это можно представить следующим образом :

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.


Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.


- похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.


- скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.


- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.


Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.


А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.


1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Я
пробовала, в детстве получалось лучше.


2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.


3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.


Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

У каждого человека есть левое и правое полушарие мозга , и если одно их них доминирует, то образуется функциональная межполушарная асимметрия головного мозга, что определяет не только ведущую сторону тела (правша, левша), но и способы мышления, восприятия и воображения…

Словом, в зависимости от ведущего полушария головного мозга, их асимметрии, во многом будет зависеть Ваш характер , Ваша личность , способ написания жизненного сценария , поведение и деятельность: возможность достичь тех или иных результатов в жизни.
(тест на ведущее полушарие)

Большие полушария головного мозга — функциональная межполушарная асимметрия

Эта статья не для профессионалов и не для студентов, поэтому речь не о том, что такое большие полушарии головного мозга человека, не об анатомии и физиологии — этого материала предостаточно в сети.
Эта публикация для обычных людей: взрослых, подростков и родителей, желающих понять как влияет на их жизнь, на восприятие, мышление, интеллект, поведение, чувства, творчество и креативность, учебу и деятельность, на межличностное общение и взаимодействие, на взаимопонимание и сотрудничество, на воспитание детей, наконец, как влияет на успехи и достижения в жизни функциональная межполушарная асимметрия , т.е. разница в работе левого и правого полушарий головного мозга, одно из которых, обычно, является ведущим (доминантным).

Левое полушарие мозга

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактно-логическое мышление человека, т.е. мышление связанное со словесной (вербальной) интерпретацией понятий и явлений. Здесь появляется речь.
С помощью левого полушария мозга человек может говорить, думать, логически мыслить и анализировать ситуации, включая процесс индукции.

Люди с ведущим (доминирующим) левым полушарием головного мозга, обычно, обладают развитым вербальным интеллектом, большим словарным запасом, они отличаются разговорчивостью, активностью, способностью прогнозирования и предвидения.

Правое полушарие мозга

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление (невербальное), которое обеспечивает целостность восприятия.

Человек с преобладанием правого полушария головного мозга, обычно, предрасположен к мечтательности, фантазиям, к тонким и глубоким чувствам и переживаниям, у него развит невербальный интеллект, он неразговорчив и медлителен.

Межполушарная асимметрия мозга

Функциональная межполушарная асимметрия мозга , т.е. когда левым полушарием выполняются одни психологические функции, а правым — другие, и одно из них ведущее (доминантное).

Межполушарная асимметрия только частично врожденная (например, правша, левша), большее свое значение она приобретает в процессе развития, обучения, воспитания и социализации. Например, у более образованного человека асимметрия полушарий выше, чем у малообразованного.

У маленького ребенка, младшего школьника еще не определено ведущее полушарие, т.к. его речевой аппарат (левое) и, соответственно, словесно-логическое мышление еще в развитии. Это легко можно заметить, например, когда ребенок пишет зеркальные буквы или рисует, он может написать, скажем, мягкий знак и «Ь» и «d», или рисовать и справа налево, и наоборот — это не ошибка, он так видит, т.е. иногда левым полушарием, а иногда — правым.

Также, на межполушарную асимметрию влияет воспитание ребенка, обычно, согласно традиционному, мужскому или женскому жизненному сценарию, у мальчиков больше развивается левое полушарие, а у девочек — правое (так называемые, мужская или женская логика)

Асимметрия полушариев влияет на будущую деятельность человека, на выбор его профессии. Так, люди с ведущим левым полушарием лучше подойдут профессии связанные с речью, логическим мышлением, анализом процессов и ситуаций.

У людей с доминирующим правым полушарием, оказывающим влияние на творческую деятельность, креативность мышления, артистичность и художественность, подойдут больше профессии с преобладанием образного мышления.

Таким образом, в зависимости от преобладания того или другого полушария мозга, людей, условно, можно разделить на два типа: мыслительный, с ведущим левым полушарием, и художественный тип, с ведущим — правым.

Что касается взаимоотношений в семье, с детьми, с друзьями, любимыми, на работе..,то здесь межполушарная асимметрия у разных людей, может помочь дополнить друг друга, а может и способствовать нарастанию конкуренции и противостояния.

Например, муж с доминирующим левым полушарием вполне может быть дополнением в семейном функционировании жене с ведущим правым полушарием. По сути, это будет, при условии понимания семьи как единства «МЫ», неким симбиозом, как и внутри самой личности — левое полушарие дополняет правое (и наоборот), т.е. весь мозг человека работает как одно целое, а каждая его часть (полушарие) выполняет свои психологические функции.

Но, если, образно выражаясь, левое полушарие начнет заниматься творчеством, а правое — анализом и прогнозом, то возникнет внутриличностный конфликт и неадекватное восприятие, поведение, раскол личности, и….в плоть до неврозов и психопатологии. (Что-то подобное может произойти и в семье…)

Или же, если в семье будут два человека, партнера с одним ведущим полушарием, правым или левым, то может возникнуть конкуренция и противостояние.

Еще, можно заметить слабую асимметрию полушариев мозга у малообразованных или переставших развивать свою личность женщин и мужчин, занимающих свое время просмотром сериалов , эти люди так быстро могут делать ведущим, то правое, то левое полушарие, что могут одновременно, особенно это касается женщин, смотреть очередную серию мелодрамы и переживать за героев (правое полушарие), и, скажем, заниматься домашними делами, например, стиркой (левое полушарие)…кстати, отсюда название: «Мыльная опера».

Психологические проблемы и асимметрия левого и правого полушариев головного мозга человека

Психику человека можно разделить на сознание и бессознательное. Те психологические проблемы с которыми люди в состоянии самостоятельно справиться, легко осознаются и могут быть проанализированы и интерпретированы с помощью левого полушария мозга.
Но то, что храниться в бессознательном; те незавершенные ситуации, эмоции, т.е. то, что воспринято и сохранено в глубинах психики с помощью правого полушария головного мозга, и опосредованно влияют на качество жизни, взаимоотношения, личностный рост и процветание, до конца не осознаются человеком и не могут быть отработаны без психологической помощи, без психотерапевтического и психоаналитического вмешательства.

Многие методы психотерапии работают именно с правым полушарием мозга человека, в то время как левое полушарие, пытаются несколько ослабить или отключить вовсе, как, например, при гипнотерапии .

Поэтому, для психоанализа и психотерапии важно понимание межполушарной асимметрии конкретного человека.
Для диагностики ведущего полушария мозга используют различные методики и наблюдения. Бывает, опытному психотерапевту достаточно провести беседу, чтобы понять асимметрию полушариев человека.

Личная помощь психолога (бюджетный вариант)

Предварительные вопросы психотерапевту по оказанию психологической помощи онлайн

Полушария головного мозга

Головной мозг управляет всей деятельностью центральной нервной системы. До сих он слабо изучен и таит в себе множество загадок для ученых. Многие из нас еще со школьного курса биологии знают, что наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Далее мы рассмотрим, за что именно они отвечают, и более подробно остановимся на правом полушарии мозга.

Начнем с рассмотрения того, за что отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за то, что связано с логикой. Его деятельность связана с вербальной коммуникацией, с памятью, с оперированием числами, фактами, с абстрактным мышлением. При обработке опыта оно проводит анализ, классификацию, систематизацию происшедшего и на основе этого делает общий вывод. Левая часть мозга хороший помощник там, где требуется аналитическое мышление, нужно установить причину события и его следствие. Она позволяет заниматься деятельностью по этапам, постепенно переходя от одного пункта плана к другому. За счет нее мы воспринимаем смысл сказанного буквально. Люди с развитым левым полушарием имеют хорошие способности к языкам и обычно знают несколько иностранных языков. Левому полушарию подчиняется правая половина тела.

Функции правого полушария

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации. Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству. Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
  3. ориентация в пространстве. Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
  4. восприятие метафор. За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
  5. воображение. Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
  6. эмоции. Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
  7. одновременная обработка множества блоков информации. Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
  8. распознавание лиц. Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
  9. правому полушарию подчиняется левая половина тела.

Полезно узнать: Продолговатый мозг, за какие функции отвечает и при каких заболеваниях страдает

Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к. не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.

Что нам даст развитие правого полушария


Делая общий вывод, отметим, что деятельность левой части мозга связана с обработкой предыдущего опыта и генерацией решений, основанных на нем. Однако все мы знаем, что невозможно составить что-то новое, руководствуясь только прежним опытом. Правая половина мозга выходит за рамки опыта, создает то, чего не было. Она дает нам целостное восприятие информации, а не увязание в деталях. Комплексный взгляд на проблему позволяет создать решение, которое было бы невозможно, если бы мы сконцентрировались только на ее части.