Религии мира

Религия — уверенность людей в существовании какой-то огромной, непознанной, сильной, могущественной, мудрой и справедливой силы, которая придумала, создала этот мир и руководит им — от жизни и смерти каждого человека до явлений природы и хода истории

Причины возникновения веры в бога

Страх жизни. С древности, перед лицом грозных сил природы и превратностями судьбы чувствовал человек свою малость, беззащитность и ущербность. Вера давала ему надежду на хотя бы чью-то помощь в борьбе за существование
Страх смерти. Человеку в принципе доступно любое свершение, он умеет преодолевать любые препятствия, решать любые задачи. Только смерть ему неподвластна. Жизнь, как бы трудна она ни была, хороша. Смерть страшна. Религия позволяла человеку надеяться на бесконечное существование души или тела, не в этом, так в ином мире или состоянии
Необходимость существования законов. Закон — это рамки, в которых живет человек. Отсутствие рамок или выход за их пределы грозят человечеству гибелью. Но человек — существо несовершенное, потому законы, придуманные человеком, менее авторитетны для него, чем законы, якобы, божьи. Если человеческие законы можно и даже приятно нарушать, то божьи установления и заповеди — нельзя

«Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Достоевский «Братья Карамазовы»)

Мировые религии

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Ислам

Буддизм. Кратко

: более 2,5 тысяч лет.
: Индия
— принц Сиддхартха Гуатама (VI век до н. э.), ставший Буддой — «просветленным».
. «Типитака» («три корзины» пальмовых листьев, на которых первоначально записывались откровения Будды):

  • Виная-питака — правила поведения для буддийских монахов,
  • Сутта-питака — изречения и проповеди Будды,
  • Абидхамма-питака — три трактата, систематизирующих положения буддизма

: народы Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Кореи, Монголии, Китая, Японии, Тибета, Бурятии, Калмыкии, Тувы
: человк может стать счастливым, только избавившись от всех желаний
: Лхаса (Тибет, Китай)
: Колесо закона (Дхармачакра)

Иудаизм. Кратко

: более 3,5 тысяч лет
: Земля Израиля (Ближний Восток)
Моисей, вождь еврейского народа, организатор Исход евреев из Египта (XVI-XII вв. до н. э.)
. ТаНаХ:

  • Пятикнижие Моисеево (Тора) — Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим);
  • Невиим (Пророки) — 6 книг старших Пророков, 15 книг младших Пророков;
  • Кетувим (Писания) — 13 книг

: Израиль
: не далай человеку того, чего не желаешь себе
: Иерусалим
: храмовый светильник(менора)

Христианство. Кратко

: около 2 тысяч лет
: Земля Израиля
: Иисус Христос — сын божий, спустившийся на землю ради того, чтобы принять страдания для искупления людей от первородного греха, воскресший после смерти и вознёсшийся обратно на небо (12-4 гг. до н. э. — 26-36 н. э.)
: Библия (Священное писание)

  • Ветхий Завет (ТаНаХ)
  • Новый Завет — Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов;
    Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

: народы Европы, Северной и Южной Америки, Австралии
: миром правит любовь, милосердие и всепрощение
:

  • Католичество
  • Православие
  • Греко-католичество

: Иерусалим, Рим
: крест, (на котором распяли Иисуса Христа)

Ислам. Кратко

: около 1,5 тысяч лет
: Аравийский полуостров (на юго-западе Азии)
: Мухаммад ибн Абдаллах, посланник бога и пророк (ок. 570-632 г. н. э.)
:

  • Коран
  • Сунна посланника Аллаха — истории о поступках и высказываниях Мухаммада

: народы Северной Африки, Индонезии, Ближнего и Среднего востока, Пакистана, Бангладеш
: поклонение Аллаху, который вечен и единственно способен оценить поведение человека для его определения в рай

Религии бывают "примитивные" и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, архаические - в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но как правило не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста "зачем нужна религия?"

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь - организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии :

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий, различают:

  • мировые религии
  • национальные
  • архаические

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Великий суд, после которого мир переродится и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

"Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это - чудо, счастье... А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, - просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. - то есть все то, что в 14-15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял - не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, - правда, и значит, правда и все остальное... И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь".

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

факультет гуманитарных наук и социальных технологий

История мировых религий

(в таблицах)

Учебно-методическое пособие для студентов

факультета гуманитарных наук

и социальных технологий

Ульяновск 2009

УДК 20 (09) (075.8)

ББК 86.23 я73

Р 88

Печатается по решению Ученого совета

факультета гуманитарных наук и социальных технологийУлГУ

Рецензент: Ю.В. Михайлов, к.и.н., доцент кафедры Истории Отечества УлГУ

История мировых религий (в таблицах): Учебно-методическое пособие для студентов факультета гуманитарных наук и социальных технологий/ Д.В. Русин. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 21 с.

Предлагаемое пособие предназначено для студентов факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, имеющих в программе курс «История мировых религий» или «Религиоведение» и подобные им спецкурсы. Издание включает в себя необходимый справочный материал по теме в виде таблиц. Издание будет полезно как студентам дневного отделения, изучающим указанные курсы, так и студентам заочного отделения.

© Русин Дмитрий Владимирович, 2009

© Ульяновский государственный университет, 2009

Данное пособие предназначено для студентов изучающих историю мировых религий. В связи с тем, что данный курс содержит много фактического материала (имена, тексты, учения и т.д.), представляется полезным сведение важнейшей информации в наглядные таблицы. Это позволит студентам более структурировано воспринимать материал на лекциях, а так же облегчит подготовку к экзаменам.

Религия: структура и функции.

Элементы религии

  1. Вера в душу
  2. Вера в сверхъестественных существ
  3. Символика
  4. Обряды и ритуалы
  5. Жрецы
  6. Основатель или святые
  7. Устное или письменное предание

Причины обращения людей к религии

  1. Психологические
  2. Социальные
  3. Органические
  4. Традиционные
  5. Меркантильные
  6. Антитрадиционные
  7. Экзистенциальные

Функции религии

  1. Психологическая
  2. Социальная
  3. Политическая
  4. Экономическая
  5. Традиционная
  6. Культурная

Шаманизм

Мировоззренческие элементы

Магизм

Воздействие посредством определенных ритуалов на материальный мир

Тотемизм

Вера в связь между группой людей или человеком и определенным видом животных, растений, природных явлений

Фетишизм

Почитание материальных предметов и наделение их сверхъестественными свойствами

Анимизм

Вера в духов и душу

Культ предков

Вера в возможность взаимодействия с умершими людьми и их почитание

Практические элементы

Музыка

Ритмичная

Танец

Интенсивный, до изнеможения

Дыхание

Учащенное

Магические предметы

Бубен, трещотки, маски и др.

Растительные галлюциногены

Мухомор, кактус пейот, аяхуаска и др.

Синтоизм

Древнее синто

Ватараи синто

Юйицу Сонгэн синто (Единственное изначальное синто)

Фукко синто (Возрожденное синто)

Время появления

VII – VI вв. до н.э.

XIII в.

XV в.

XIX в.

Основатель

Первый император Японии - Дзимму

Ватараи Юкитада

Есида Канетомо

Мотоори Норинага Хирата Ацутанэ

Тексты

Кодзики

Нихонги

Фудоки

Тайные записи

Собрание главнейшего о словах и учении единого синто

Толкование древней истории

Основные идеи

Почитание Аматерасу, ками, императора

Избранность Японии. Заимствование элементов из буддизма. Ками помощники будд

Главный бог не Аматерасу, а Тайгэнсонсин (изначальный бог). Будды проявление ками. Антибуддийская позиция

Филологические изыскания. Особая роль Японии. Япония – источник всей культуры земли. Все боги – ками

Даосизм

Период

Школы

Имена

Тексты

События, идеи

Древний период

II в.

IV в.

V в.

Тянь ши дао

Маошань (Высшая чистота)

Лао цзы

Чжан Лин

Ян Си,

Гэ Хун

Лу Сюцзин

Дао де Цзин

Тайпин цзин

Баопу цзы

Дао цзан (Сокровища дао)

Легендарный основатель.

Начало религии.

Столкновение с буддизмом. Формирование внешней алхимии.

Систематизация даосских текстов.

Тан (618 – 907 гг.)

Люй Дунбинь,

Чжуан цзы

Чжуань цзы

Формирование внутренней алхимии. Монашество. Покровительство императора.

Сун (908 – 1279 гг.)

1167 г.

1255 г.

Цюнь Чжень (Учение Совершенной Истины)

Чжань Бодуань

Ван Чуньян

У чжень пянь (Главы о прозрении истины)

15 статей учения

Развитие внутренней алхимии.

Синтез даосизма, конфуцианства и буддизма. Медитация.

Исчезновение внешней алхимии.

Проигрыш даосов в диспуте с буддистами.

Юань (1279 – 1368 гг.)

Период гонений.

Уничтожение Дао цзана.

Мин и Цинь (1368 – 1911 гг.)

Прекращение гонений. Отсутствие гос. поддержки.

Новое время (с 1911 г.)

Начало гонений. С 1980 г. возрождение.

Индуизм

Веды

Самхиты

Гимны и возглашения

Брахманы

Истолкования Самхит

Араньяки

Правила для отшельников

Упанишады

Религиозно-философские трактаты

Йога

Джняна

Иога познания

Бхакти

Йога божественной любви

Карма

Йога действия и работы

Раджа

Йога волевого целеустремления

Хатха

Йога гармонии тела и сознания

Ступени йоги

Яма (запреты)

Ахимса (неприченение вреда)

Сатья (правдивость)

Астейя (нестяжание)

Апариграха (непринятие даров)

Брахмачярья (целомудрие)

Нияма (предписания)

Саука (очищение)

Сантоша (довольство)

Тапас (усердие)

Свадхья (изучение текстов)

Асана

Физические статические позы

Пранаяма

Правильное дыхание

Пратьяхара

Отключение чувств

Дхарна

Концентрация внимания и воли

Дхьяна

Медитация

Самадхи

Абсолютное разотождествление

Буддизм

Трипитака

Разделы

Винья-питака (корзина устава)

Патимокха-сутта

Правила поведения

Сутта-вибханга

Комментарии и примеры к Патимокха-сутта

Кхандхака

История монашеской общины. Правила поведения монахов: собрания, одежда, пища, жилище.

Паривара

Правила поведения в вопросах – ответах.

Сутта-питака (корзина поучений)

Дигха-никая

Поучения связанные с биографией Будды. Критика других учений, каст, аскетизма. Описание возникновения мира.

Маджхима-никая

То же, но в лаконичной форме

Самъютта-никая

То же, но в взаимосвязанной форме

Ангуттара-никая

То же, но в классифицированной форме

Кхудакка-никая

Афоризмы

Абхидамма-питака (корзина чистого знания)

Дхаммасангани

Объяснение идеи о том, что мир – порождение сознания

Вибханга

То же

Каттха-ватху

Философские споры

Пуггала-паньняти

О путях прекращения порождения иллюзий

Дхатукаттха

То же, с учетом психологических аспектов

Ямака

Основы логики

Паттхана

Дзэн

Северная и южная школы

Северная школа

Южная школа

Лидер

Фа Жу

Хуэй Нэн

Центр

Шаолинь

Даюньсы

Идеи

Просветление достигается постепенно и поэтапно

Просветление достигается внезапно

Практика

Ежедневные медитации (дза-дзен)

Просветление наступает в момент осознания уже существующей просветленности. Коаны.

Дзэнские школы

Гуйян

Линьцзы (Риндзай)

Цаодун (Сото)

Юнмэнь

Фаянь

Имена

Гуй Шань

Ян Шань

Сян Ян

Линь Цзы

Хакуин

Дун Шань

Цао Шань

Догэн

Юн Мэнь

Фа Янь

Идеи

Главное действия, а не слова. Образ: человек висящий на ветке при помощи зубов

Логика. Дзэн смотрения в коан.

Логика. Дзэн тихого озарения.

Преграда из одного слова

Разнообразие в единстве, единство в разнообразии

Практика

Действие и молчание

Коаны. Крики. Удары.

Дза-дзэн. Поэзия хайку.

Коаны. Крики. Удары. Резкие и краткие ответы. Поэзия хайку.

Дза-дзэн. Повторение слов вопроса в качестве ответа.

Ламаизм

Ньигма-па

Кагью-па

Гелуг-па

Время появления

VIII в.

XI в.

XV в.

Влияние индийской школы

Ади-йога

Махамудра

Мадхьямики

Основатель

Падмасамхава

Тилопа

Наропа

Марпа

Миларепа

Цзонкапа

Действующий глава

Кармапа

Далай-лама

Идеи

Синтез элементов махаяны, тантры, бон. Иллюзорность добра и зла. Невежество – главный порок.

Линия от небесного будды – Дорже Чанг.

Реформированная линия ламаизма. Делает акцент на морально-этическом и интеллектуальном аспекте.

Практики

Тантрические и йогические практики. Йога сновидений. Йога тепла. Медитации.

Простирания. Подношения мандалы. Медитации. Практика умирания (пхова). Мантры.

Монашество. Мантры. Изучение сутр.

Зороастризм

Время

Имена

События, идеи

VI в. до н.э.

Заратуштра

Дуальность мира. Ахурамазда и Ариман. Добро и зло. Ад и рай. Идея конца света и будущего спасителя. Распространение в Мидийской державе.

549 г. до н.э.

Кир Великий

Распространение в Персидской державе. Влияние зороастризма на иудаизм.

IV в. до н.э.

Распространение ереси зурванизма.

331 г. до н.э.

Александр Македонский

Гонения македонцев на зороастризм. Идея врага будущего спасителя.

III в.

Тансар

Кирдэр

Мани

Реформирование зороастризма. Запрет на использование изображений при богослужении. Священные огни.

Возникновение манихейства.

VI в.

Конфликты зороастрийцев и христиан

V в.

Маздак

Распространение манихейства

VII в.

Насаждение ислама арабами

X в.

Начало переселения зороастрийцев в Индию (парсы)

XI в.

Гонения на зороастризм со стороны тюрок

Авеста

Раздел

Вендидад

Сотворение мира и первых людей. Описание стран. Моральные и религиозные предписания. О собаке и обращении с ней.

Ясна

Богослужебный культ. Жертвоприношения. Культ огня.

Висперед

Литургические молитвы

Яшты

Способы защиты от злых духов. Формулы проклятий, раскаяний.

Бундехиш

Рассуждения о природе вещей. Описание конца мира.

Иудаизм

Книги

Время написания по научным данным

Тора

Моисей, XVI – XV вв. до н.э.

IX – VIII вв. до н.э.

Иошуа Навин

Иисус Навин, XIV в. до н.э.

V – IV вв. до н.э.

Шофетим (Судей)

Самуил, XI в. до н.э.

VI в. до н.э.

Руфь

Нафан и Гад, Х в. до н.э.

V – IV вв. до н.э.

Самуила, Царей

Самуил, Иеремия и др., IX – VI вв. до н.э.

VI в. до н.э.

Хроники

Ездра, V в. до н.э.

Ок. 300 г. до н.э.

Ездра

Ездра, V в. до н.э.

V – IV в.до н.э.

Неемия

Неемия, V в. до н.э.

V в. до н.э.

Эсфирь

Мужи великой синагоги, V – IV вв. до н.э.

IV вв. до н.э.

Иов

Мнения расходятся

Нач. III в. до н.э.

Техиллим (Псалмы)

Давид и др., X – V вв. до н.э.

XI – II вв. до н.э.

Мишле (Притчи)

VIII в. до н.э.

Кохелет (Проповедник)

Соломон, Х в. до н.э., друзья Езекии, VIII в. до н.э.

Ок. 200 г. до н.э.

Шир ха шширим (Песнь Песней)

Соломон, Х в. до н.э., друзья Езекии, VIII в. до н.э.

III в. до н.э.

Исайи

Сирах, II в. до н.э., Исайя, VIII в. до н.э.

Иисус, сын Сираха, между 190 и 173 гг. до н.э.; V – IV вв. до н.э.

Иеремия

Иеремия, VI в. до н.э.

Иеремия, VI в. до н.э.

Плачь Иеремии

Иеремия, VI в. до н.э.

Иеремия, VI в. до н.э.

Иезекииля

Иезекииль, VI вв. до н.э.

Иезекииль, VI вв. до н.э.

Даниила

Даниил, VI вв. до н.э.

Сер. II в. до н.э.

Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия

Пророки, IX – V вв. до н.э.

Осия, Амос, Михей в VIII в. до н.э., Аввакум, Софоний в VII в. до н.э., Аггей, Захария в VI в. до н.э., остальные VIII – V вв. до н.э.

Христианство

Новый завет

Книги

От Матфея

Матфей, 42 г.

Кон. I в.

От Марка

Марк, 52 – 67 гг.

Кон. I в.

От Луки

Лука, 55 г.

Кон. I в.

От Иоанна

Иоанн, к. I в.

Кон. I в.

Деяния апостолов

Лука, 63 г.

II в.

Иакова

Иаков, 42 – 55 гг.

II в.

Петра

Петр, 65 – 66 гг.

II в.

Иоанна

Иоанн, кон. I в.

II в.

Иуды

Иуда, 63 – 65 гг.

II в.

Павла

Павел, 53 – 67 гг.

II в.

Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова)

Иоанн, 68 г.

Иоанн, 68 – 69 гг.

Ереси и борьба с ними

Монтанизм

Арианство

Монофизитство

Иконоборчество

Время

170 г.

IV в.

V в.

VIII в.

Основатель

Монтан

Арий

Кирилл

Император Лев III

Идеи

Пришествие Св. Духа. Третий Завет. Отрицание епископов.

Сын не вечен, следовательно не тождественнен Отцу.

В Христе отсутствует человеческое, только божественное.

Иконопочитание есть идолопоклонство

Борьба

Осуждение как ереси

Осуждение на I Никейском соборе (325 г.). Идея Троицы.

Осуждение на Халкидонском соборе (451 г.). Догмат о Христе – истинном Богочеловеке.

Осуждение на II Никейском соборе (787 г.). Окончательно ликвидированна с 842 г.

Православие

Время

События

IX в.

Деятельность Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии и Руси.

XI в.

Формирование русского монашества.

XIV в.

Поселение в Москве митрополита Петра. Развитие северного монашества. Сергий Радонежский.

1453 г.

Падение Константинополя. Идея: Москва – третий Рим. Филофей.

1469 г.

Разделение русской митрополии.

1589 г.

Учреждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов. Патриарший период.

XVI в.

Спор иосифлян и нестяжателей.

XVII в.

Церковный раскол. Появление старообрядцев и различных сект (беспоповцы, хлысты, скопцы и т.д.)

1700 г.

Ликвидация патриаршества. Синодальный период.

1917 г.

Появление обновленцев. Избрание патриархом Тихона.

1918 г.

Отделение церкви от государства. Начало конфликта с советской властью.

1922 г.

Арест патриарха Тихона. Активизация обновленцев.

1927 г.

Раскол внутри РПЦ в связи с просоветской политикой местоблюстителя Сергия. Появление катакомбной церкви.

1943 г.

Встреча Сергия со Сталиным. Избрание Сергия патриархом. Улучшение отношений церкви и государства.

1945 г.

Патриарх Алексий I

1971 г.

Патриарх Пимен

1990 г.

Патриарх Алексий II

Католичество

Время

События

756 г.

Создание папской области в Италии

Х в.

Папство в зависимости от императоров. Клюнийское движение.

XI в.

Борьба папы Григория VII и императора Генриха IV. Гвельфы и гибеллины. Введение целибата. Запрет на покупку церковных должностей.

XII в..

Основан орден тамплиеров.

XIII в.

XIV в.

Авиньонское пленение пап. Появление антипап. Великая схизма. Разгром ордена тамплиеров Филиппом Красивым.

XV в.

Появление розенкрейцеров в Богемии и Германии

XVI в.

Контрреформация. Ужесточение инквизиции. Торквемада. Орден иезуитов. Игнатий Лойола.

XVIII в.

1870 г.

Светская власть церкви ликвидирована гарибальдийцами.

1870 г.

Провозглашены догматы о непогрешимости папы и непорочном зачатии девы Марии на I Ватиканском соборе.

1922 г.

Приход к власти фашистов в Италии и улучшение отношений церкви и государства.

1929 г.

Признание самостоятельности Ватикана.

Протестантизм

Лютеранство

Кальвинизм

Англиканство

Основатель

Мартин Лютер

Жан Кальвин

Король Генрих VIII

Текст

Книга согласия

Наставления в христианской вере

Книга общественного богослужения

Страна

Германия

Швейцария, Франция (гугеноты), Англия (пуритане), Шотландия (пресвитерианство)

Англия

Идеи

Человек не способен видеть всей своей греховности. Спасение не делами, а верой. Отказ от Св. Предания, целибата, монашества, таинств.

Божье предопределение. Невозможность повлиять на спасение. Спасение не зависит ни от дел, ни от веры. Богоизбранность определяется преуспеванием в профессии.

Как и в лютеранстве, но сохраняется иерархия и запрет на английскую Библию.

События

1517 г. 95 тезисов против индульгенций.

1521 г. отлучение Лютера от церкви.

Перевод на немецкий Библии.

Конфликт Лютера с Мюнцером (анабаптисты).

1555 г. протестантизм получил признание в Германии.

1533 г. отречение от католицизма.

Ввел мирской аскетизм для всех жителей. 1561 г. Варфоломеевская ночь. Начало войны.

1598 г. права гугенотов оговариваются в Нантском эдикте.

1685 г. начало гонений на гугенотов.

1789 г. восстановление прав гугенотов.

1534 г. парламент освободил английскую церковь от подчинения папе и провозгласил главой церкви короля.

1536 г. в Десяти пунктах вероучения изложены основы веры.

XVIII в. отделились методисты.

Афро-американские религии

Источник

Страна

Пантеон

Учение

Вуду

Дагомея

Гаити, США.

Лоа. Связь с другими лоа через лоа Легба. Злые лоа – Геде (Барон Самеди)

Одержимость хунганов и мамбо. Жертвоприношения животных. Состав человека: плоть, дух плоти, судьба, большой и малый ангел. Большой ангел после смерти становится лоа. Зомби.

Сантерия

Йоруба

Куба, Южная Америка, Мексика, США, Европа.

Ориша. Связь с другими ориша через ориша Элеггва.

Схоже с вуду

Пало майомбе

Конго

Куба, США.

Особая роль духов мертвых

Две ветви – христианская и некрещеная

Макумба (кимбанда)

Йоруба

Бразилия

Злые духи – эшу. Эшу Транка Руас.

Архаичный вариант умбанды

Умбанда

Йоруба

Южная Америка

Избегают общения с ориша, только с духами предков.

Большое влияние оказали идеи спиритизма. Животные в жертву не приносятся.

Кандомбле

Йоруба

Бразилия

Схожа с сантерией

Велика роль женщин. Наименее синкретична. Службы на африканском, а не португальском языке. Приносятся в жертву животные.

Ислам

Сунниты

Мухаммед. Почитание Мекки и Медины.

Маликиты

Консервативный толк

Ханифиты

Либеральный толк

Шафииты

Свободное толкование Корана

Ханбалиты

Фанатичный толк

Ваххабиты

XVIII в. Отказ от духовенства, культа Мухаммеда, святых мест. Аскетизм.

Шииты

Священное предание – ахбар. Культ мученников. Али. Хусейн. Вера в «скрытого имама». Почитание Эн-Наджаф и Кербелы (места захоронений Али и Хусейна)

Зейдиты

VIII в. Отрицание «скрытого имама», культа святых, догмата о предопределении и несотворенности Корана.

Исмаилиты

VIII в. Вера в переселение душ. Иносказательное толкование Корана. Отрицание обрядности. Влияние буддизма.

Карматы

Друзы

Нуйсариты

Вера в существование Св. Троицы – Али, Мухаммеда, Сальмана. Сходство с христианством.

Бахаизм

XIX в. Отказ от культовой и обрядовой стороны. Акцент на морально-этических нормах. Равенство женщины.

Хариджиты

Принципы демократии в общине. Выборность халифов. Нетерпимость к иноверцам. Жесткие порядки в общине.

НРД начала ХХ века.

Осноатели

Тексты

Идеи

Теософия

Елена Блаватская

Тайная Доктрина

Руководство развитием человечества Махатмами. Прохождение в процессе эволюции человечеством рас: лемурийцы, атланты и т.д. Сильное влияние идей буддизма.

Антропософия

Рудольф Штайнер

Антропософия,

Духовное водительство человечества.

Сходство с идеями теософии, но большее влияние христианства. Развитие антропософской педагогики, медицины.

Агни Йога

Елена и Николай Рерихи

Агни Йога

Сходство с идеями теософии, но поданных в более поэтичной форме.

Четвертый путь

Георгий Гурджиев и Петр Успенский

Встречи с замечательными людьми,

Рассказы

Вельзевула своему внуку, Четвертый путь.

Главная цель – осознанность. Психологические аспекты практики. Механистичность человека. Идея вечного возвращения. Саморазвитие в социуме.

Телемизм

Алистер Кроули

Книга Закона

«Делай что хочешь – вот весь закон». Магические и сексуальные практики. Влияние каббалы и оккультизма.

Учение Иванова

Порфирий Иванов

Детка

Воссоединение человека с природой. Закаливание холодом.

НРД второй половины ХХ века

Движение

Основатель

Тексты

Движения западной ориентации

Церковь Объединения

Сан Мен Мун

Божественный принцип

Семья

Дэвид Берг

Письма Мо,

Закон Любви

Церковь Последнего Завета

Виссарион (Сергей Тороп)

Последний завет

Белое Братство - ЮСМАЛОС

Мария Цвигун и Юрий Кривоногов

Учение о Фохате

Богородичный Центр

Вениамин Береславский

Родовой Поток,

Богородичное Лоно

Движения восточной ориентации

Культ Саи Бабы

Сатья Саи Баба

Трансцендентальная медитация

Махариши Махеш

Культ Ошо

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)

Оранжевая книга

Сахаджа Йога

Шри Матаджи Нирмала Дэви

Международное Общество Сознания Кришны

Свами Прабхупада

Бхагават Гита как она есть

Культ Шри Чинмоя

Шри Чинмой

Цветы моего сердца,

Медитация

Аум Синрике

Секо Асахара

Провозглашая себя Христом

Языческо-экологические движения

Бажовцы

Владимир Соболев

Культ Анастасии

Владимир Мегре

Звенящие кедры России

Новые Толтеки

Карлос Кастанеда

Учение Дон Хуана,

Сказки о силе

Сциентистские движения

Церковь Сайентологии

Лафайет Рон Хаббард

Дианетика,

Саентология

Оккультные движения

Церковь Сатаны

Ла Вей

Сатанинская Библия

Количество верующих в мире

Основные религии мира

Все мировые религии, за исключением буддизма, происходят из относительно небольшого уголка планеты, расположенного между пустынными берегами Средиземного, Красного и Каспийского морей. Отсюда выходят христианство, ислам, иудаизм и ныне почти исчезнувший зороастризм.


Христианство. Наиболее распространенной из мировых религий является христианство, последователями которого считаются 1,6 млрд. человек. Наиболее прочные позиции христианство сохраняет в странах Европы, Америке и Австралии.
Христианство появилось в начале нашей эры как развитие библейское мудрости, созидавшейся на протяжении предшествующих 2000 лет. Библии учит понимать и осуществлять смысл жизни. Библейское мышление придает решающее значение вопросу жизни и смерти, концу Света.
Иисус Христос проповедовал идеи братства, трудолюбия, нестяжательства и миролюбия. Было осуждено служение богатству и провозглашено превосходство духовных ценностей над материальными.


Первый Вселенский Собор, собравшийся 325 г. в Никее, заложил догматические ocновы Единой Святой Соборной Апостольской Церкви на многие века вперед.
В христианстве был принят взгляд о «нераздельном и неразлучном» соединении в Иисусе Христе двух естеств - божественном и человеческом. В V в. были осуждены сторонники архиепископа Нестора, признававшие основной человеческую природу Христа (впоследствие обособившиеся в несториан), и последователи архимандрита Евтихия, который утверждал, что в Иисусе Христе есть только одна божественная природа. Сторонники одной природы Иисуса Христа стали называться монофизизтами. Приверженцы монофизизма составляют определенную долю среди современных православных христиан.
В 1054 г. произошел главный раскол христианской церкви на Восточную (православную центром в Константинополе (ныне Стамбул) и Западную (католическую) с центром в Ватикане. Это разделение проходит через всю мировую историю.

Православие утвердилось в основном среди народов Восточной Европы и Ближнего Востока. Наибольшее число приверженцев православия - русские, украинцы, белорусы, греки, румыны, сербы, македонцы, молдаване, грузины, карелы, коми, народы Поволжья (мари, мордва, удмурты, чуваши). Очаги православия существуют в США, Канаде, ряде стран Западной Европы.


В истории русского православия произошел трагический раскол, приведший к появлению старообрядчества. Истоки раскола восходят еще к годам принятия христианства Русью. В те времена в Византии господствовали два близких друг к другу устава, по которым осуществлялся обряд богослужения. На востоке Византии наиболее распространенным был устав Иерусалимский, а на западе преобладал Студийский (Константинопольский) устав. Последний стал основой русского устава, в то время, как в Византии преобладающим все более становился устав Иерусалимский (св. Саввы). Время от времени в Иерусалимский устав привносились те или иные нововведения, так что он стал именоваться новогреческим.
Русская церковь до середины XVII в. вела обряд по архаичному Студийскому уставу двуперстным крещением, сохраняя православие в высшей чистоте. Многие православные народы смотрели на Москву, как на духовный центр.


За пределами Русского государства, в том числе на Украине, церковные обряды осуществлялись по новогреческому образцу. С связи с соединением Украины и России в 1654 г. Киев начинает оказывать огромное влияние на духовную жизнь Москвы. Под его воздействием Москва начинает отворачиваться от старины, принимает новый образ жизни, более угодный Киеву. Патриархом Никоном вводятся новые чины и обряды. Иконы обновляются по киевским и львовским образцам. Патриарх Никон производит редакцию церковно-славянских богослужебных книг по новогреческим изданиям итальянской печати.
В 1658 г. Никон заложил под Москвой Новоиерусалимский мужской монастырь и город Новый Иерусалим, по его замыслу, будущую столицу христианского мира.
В результате никоновских реформ в канон были введены шесть крупных нововведений. Двоеперстное крестное знамение заменено троеперстным, вместо «Исус» велено было писать и выговаривать «Иисус», во время проведения таинств обхождение храма было поведено делать против солнца.
Введение неправославного почитания царя поставило его выше религиозного духовного владычества. Это снизило роль церкви в государстве, низвело ее до положения Церковного приказа (приказ, это своего рода министерство в России тех времен). Многие верующие восприняли никоновские реформы как глубокую трагедию, тайно исповедовали старую веру, шли за нее на муки, сжигали себя, уходили в леса, болота. Роковой 1666 год привел к катастрофическому расколу русского народа на принявших новый обряд и отвергнувших его. За последними сохранилось название «старообрядцы».

Католицизм является другой основной ветвью христианства. Он распространен в Северной и Южной Америке. К католикам принадлежат итальянцы, испанцы, португальцы, часть французов, большая часть бельгийцев, часть австрийцев и немцев (южные земли ФРГ), поляки, литовцы, хорваты, словенцы, большая часть венгров, ирландцы, некоторая часть украинцев (в виде униатства или греко-католичества). Крупным очагом католицизма в Азии являются Филиппины (влияние испанской колонизации). Много католиков в странах Африки, Австралии, Океании.
Западная католическая церковь смело отбрасывала старые и придумывала новые обряды, стоящие ближе по духу к европейцам и их представлениям о мире как пространстве, взывающем к покорению. Были догматически обоснованы экспансионизм и обогащение церкви. Жестоко подавлялись выступления не-католиков и еретиков. Результатом явились непрерывные войны, массовые репрессии инквизиции и снижение авторитета католической церкви.


В XIV-XV вв. в Европе возникли идеи гуманизма и возрождения. В ходе Реформации XVI в. от католицизма отделился протестантизм. Возникший в Германии протестантизм сформировался в виде нескольких самостоятельных течений, важнейшими из которых стали англиканство (ближе всего стоит к католицизму), лютеранство и кальвинизм. Из протестантских церквей образовывались новые течения, носившие сектантский характер, их число в настоящее время превышает 250. Так, от англиканства отпочковался методизм, а к методизму тесно примыкает организованная на военный лад «Армия спасения». С кальвинизмом генетически связан баптизм. Из баптизма выделились пятидесятнические секты, а также отделилась секта свидетелей Иеговы. Особое место в протестантской среде занимают мормоны нехристианского исповедания.


Оплотом протестантизма является Северная и Центральная Европа. В США протестантов около 64% населения. Крупная группа американских протестантов - баптисты, за ними следуют методисты, лютеране, пресвитериане, В Канаде и ЮАР протестанты составляют около половины населения. Немало приверженцев протестантизма в Нигерии. Протестантизм преобладает в Австралии и большинстве стран Океании. Отдельные формы этой ветви христианства (особенно баптизм и адвентизм) распространены в России и на Украине.
Основатель протестантизма, католический монах M. Лютер, выступил с требованиями ограничения чрезмерной власти церкви и призывами к трудолюбию и бережливости. Вместе с тем он утверждал, что спасение души человеческой и избавление от грехов совершается самим Богом, а не силами человека. Кальвинистская реформация пошла еще дальше. По Кальвину, Бог предвечно избрал одних людей к с спасению, а других к гибели, независимо от их воли. Со временем эти идеи обернулись ревизией христианских догматов. Кальвинизм оказался проникнут антихристианским отрицанием аскетизма и стремлением поставить взамен его культ естественного человека. Протестантизм стал идейным оправданием капитализма, обожествления Прогресса, фетишизацией денег и товаров. В протестантизме, как ни в какой другой религии, усилен догмат покорения природы, воспринятый в последствии марксизмом.

Ислам самая молодая мировая религия. Ислам ведет летоисчисление с 622 г. н. э., когда пророк Мухаммед со своими приверженцами переселился из Мекки в Медину и к нему стали примыкать бедуинские племена арабов.
В учении Мухаммеда можно заметить следы христианства и иудейства. Ислам признает пророками Моисея и Иисуса Христа как предпоследнего пророка, но ставит их ниже Мухаммеда.


В частной жизни Мухаммед запретил свинину, спиртные напитки и азартные игры. Войны исламом не отвергаются и даже поощряются, если они ведутся за веру (священная война джихад).
Все основания и правила мусульманской религии соединены в Коране. Объяснения и толкования неясных мест Корана, сделанные Мухаммедом были записаны его близкими людьми и мусульманскими богословами и составили сборник преданий, известный под названием сунна. Позднее мусульмане, признававшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а мусульмане, признававшие лишь один Коран, а из сунны лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка, получили название шииты. Это деление существует и по настоящее время.
Религиозная догматика легла в основу мусульманского права шариат - совокупности юридических и религиозных норм, основанных на Коране.


Сунниты составляют около 90% мусульман. Шиизм преобладает в Иране и Южном Ираке. В Бахрейне, Йемене, Азербайджане и нагорном Таджикистане половина населения - шииты.
Суннизм и шиизм дали ряд сект. Из суннизма вышел ваххабизм, господствующий в Саудовской Аравии, распространяющийся среди чеченцев и некоторых народов Дагестана. Основными шиитскими сектами стали зейдизм и исмаилизм, испытавший влияние атеизма и буддизма.
В Омане получило распространение третье направление ислама ибадитизм, последователи которого именуются ибадитами.

Буддизм. Самой древней из мировых религий является буддизм, который возник в середине I тыс. до н. э. в Индии. После более чем 15 веков господства в Индии буддизм уступил место индуизму. Однако буддизм широко распространился по странам Юго-Восточной Азии, проник в Шри-Ланку, Китай, Корею, Японию, Тибет, Монголию. Число приверженцев буддизма оценивается приблизительно в 500 млн. чел.


В буддизме сохранены все социально-нравственные догматы индуизма, но ослаблены требования кастовости и аскетизма. Буддизм обращает большее внимание на текущую жизнь.
В начале первого тысячелетия буддизм распался на две крупнейшие ветви. Первая из них - тхеравада, или хинаяна, - требует от верующих обязательного прохождения монашества. Ее приверженцы - тхеравадины - проживают в Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде (около 90% населения этих стран), а также в Шри-Ланке (около 60%).


Другая ветвь буддизма - махаяна - допускает, что спастись могут и миряне. Последователи махаяны сосредоточены в Китае (в том числе в Тибете), Японии, Корее, Непале. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии, а также среди китайских и японских иммигрантов в Северной и Южной Америке.

Иудаизм. К числу мировых религий иудаизм можно отнести с определенной долей условности. Это национальная религия евреев, возникшая в Палестине в I в. до н. э. Большинство приверженцев сосредоточено в Израиле (официальная религия государства), США, странах Европы и России.


Иудаизм сохранил идеи братства и взаимопомощи, из египетской религии при идеи праведности и греховности, рая и ада. Новые догматы отвечали сплочению еврейских племен и повышению их воинственности. Источники вероучения этой религии - Ветхий завет (признаваемый и более поздним христианством) и Талмуд («комментарии» к ветхозаветным книгам).

Национальные религии. Наиболее распространенными национальными религиями являются религии Индии. Примечательна интровертность индийских религий, обращенность их к такому внутреннему и душевному соединению, которое открывает широкие возможности самосовершенствования, создает ощущение свободы, блаженства, смирения, самоотдачи, успокоения, способен сжимать, свертывать феноменальный мир до полного совпадения мировой сущности и человеческой души.

Религия Китая сложилась из нескольких частей. Самыми ранними являются верования, связанные с земледелием, освоенным в VIV тыс. до н.э. В них считалось, что нет ничего выше того, в чем находит покой и красоту деревенский человек. Около 3,5 тыс. лет назад прежние верования дополнились культом почитания великих предков - мудрецов и героев. Эти культы воплотились в конфуцианстве, сформулированном философом Конфуцием, или Кунфу-цзы (551-479 гг. до н.э.).
Идеалом конфуцианства стал совершенный человек - скромный, бескорыстный, обладающий чувством собственного достоинства и любви к людям. Социальный порядок представляется в конфуцианстве таким, при котором каждый действует в интересах народа, представляемого большой семьей. Цель каждого конфуцианца - нравственное самоусовершенствование, почтительное уважение к старшим, почитание родителей и семейных традиций.
В свое время в Китай проникли брахманизм и буддизм. На основе брахманизма почти одновременно с конфуцианством возникло учение даосизма. С даосизмом внутренне связан чань-буддизм, распространившийся в Японии под названием дзэн-буддизма. Вместе с даосизмом и конфуцианством китайские религии сложились в миропонимание, главными чертами которого являются поклонение роду (предкам, потомкам, домашнему очагу) и поэтическое восприятие природы, стремление радоваться жизни и ее красоте (С. Мягков, 2002 г., Н. Кормин, 1994 г.).

Религия Японии. Примерно с V в. н.э. японцы познакомились с мудростью Индии и Китая, восприняли буддистско-даоское отношение к миру, которое не противоречило их исконной вере, синтоизму, вере в то, что все полно духов, богов (ка-ми), а потому заслуживает к себе благоговейного отношения. Главной особенностью преображенного под китайским влиянием японского синтоизма стало то, что он, как и даосизм, не поучает добру и не разоблачает зло, ибо «спутанные в клубок нити счастья и бед не разделить». Искореняемое зло неизбежно пробьется такой бурной порослью, о какой и не подозревал мироустроитель. Родину японцы воспринимают как священное достояние нации, находящееся на временном попечении живущих для передачи потомкам. Приверженцами синтоизма являются несколько миллионов японцев (Т. Григорьева, 1994 г.).

Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), в Иране (гебры) и Пакистане.
Кроме основных религий в мире существуют десятки местных традиционных верований, главным образом в форме фетишизма, анимизма и шаманизма. Особенно их много в Африке, прежде всего в Гвинее-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д" Ивуар, Буркина-Фасо, Того, Бенине.
В Азии последователи племенных культов преобладают только в Восточном Тиморе, но распространены также на островах западной части Океании и среди народностей Севера России (шаманизм).
Источник -

Мировые религии - система убеждений и практик, которая определяет взаимосвязь между божественной сферой, и определенного общества, группы или индивида. Она проявляется в доктринальном виде (доктрина, вера), в религиозных действиях (поклонение, ритуал), в социальной и организационной сфере (религиозная общность, церковь) и в сфере индивидуальной духовности.

Также, религией называется любая культурная система определенных видов поведения, мировоззрения, освященные места, которые связывают человечество со сверхъестественным или трансцендентальным. Но нет никакого научного консенсуса относительно того, что точно составляет религию.

Согласно Цицерону, это название происходит от латинского слова relegere или religere.

Различные виды религий могут содержать или не содержать разные элементы божественных, священных вещей. Религиозные практики включают в себя ритуалы, проповеди, поклонения (божествам, идолам), жертвоприношения, фестивали, праздники, трансы, посвящения, погребальные службы, медитации, молитвы, музыку, искусство, танцы, общественные службы или другие аспекты человеческой культуры. Практически любая религия имеет священные истории и повествования, сохраненные в священных писаниях, а также символы и святые места, чтобы придать смысл жизни. Религии содержат символические истории, направленные на то, чтобы объяснить происхождение жизни, вселенную и т.п. Традиционно вера, помимо разума, считается источником религиозных убеждений.

История религии

Сколько же религий существует в мире ответить никто не сможет, но известных на сегодняшний день – около 10 000 различных течений, хотя, около 84% населения мира связано с одной из пяти крупнейших: христианством, исламом, индуизмом, буддизмом или формами «национальной религии».

Существует ряд теорий относительно истоков появления религиозных практик. По мнению авторитетных антропологов многие из списка религий мира начались как активизирующие, побуждающие к чему-то движения, поскольку видение происхождения мира, людей (и т. д.) харизматичным пророком порождало воображение большого количества людей, ищущих более полный ответ на свои вопросы и проблемы. Мировая религия не характеризуется конкретной средой или этнической принадлежностью и может быть широко распространена. Существуют разные виды мировых религий, и каждая из них несет в себе предрассудки. Сутью этого могут быть, среди прочего, то, что верующие склонны рассматривать свою , а иногда и не признают другие религии или же, как важные.

В XIX и XX веках гуманистическая конфессия разделила религиозную веру на философские определенные категории - «мировые религии».

В пять крупнейших религиозных групп мира входят 5,8 млрд. человек - 84% населения, - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и традиционные народные верования.

Христианство

Христианство основано на жизни и учениях Иисуса из Назарета, который считается основоположником этого течения (1-й век н.э.), его жизнь изложена в Библии (Старый и Новый Заветы). Христианская вера – верование в Иисуса как Сына Божьего, Спасителя и Господа. Почти все христиане верят в Троицу, которая учит единству Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа как трех в одном Божестве. Христиане могут описать свою веру как Никейский символ веры. Как религиозное учение, христианство произошло из Византийской цивилизации в первом тысячелетии и распространилось по Западной Европе во время колонизации и далее по всему миру. Главными ответвлениями христианства становятся (согласно числу приверженцев):

  • – Католическая церковь во главе с епископом;
  • – Восточное христианство, включающее Восточное Православие и Восточную Церковь;
  • – Протестантизм, отделившиеся от католической церкви в протестантской Реформации 16-го века и разделенный на тысячи деноминаций.

К главным ветвям протестантизма относят: англиканство, баптизм, кальвинизм, лютеранство и методизм, каждый из них содержит множество различных конфессий или групп.

Ислам

Основан на Коране - священной книге о пророке Мухаммеде, называемом главным политическим и религиозным деятелем, проживавшем в седьмом столетии нашей эры. Ислам основывается на принципиальном единстве религиозных философий и принимает всех пророков иудаизма, христианства и других Авраамических верований. Это наиболее широко распространенная религия Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Западной Азии и Центральной Азии, также мусульманское большинство живет в некоторых частях Южной Азии, Африки к югу от Сахары и Юго-Восточной Европы. Существует несколько исламских республик - Иран, Пакистан, Мавритания и Афганистан.

Ислам подразделяется на следующие толкования:

  1. – Суннитский ислам - самая большая деноминация в Исламе;
  2. – Шиитский ислам - второй по величине;
  3. – Ахмадие.

Есть мусульманские возродительные движения, такие как мувахидизм и салафизм.

Из других конфессий Ислама можно перечислить: Нацию ислама, суфизм, куранизм, не конфессиональные мусульмане и ваххабизм, являющийся доминирующей мусульманской школой в Королевстве Саудовская Аравия.

Буддизм

Охватывает многообразие традиций, верования и духовной практики, в большинстве основанные на учениях, принадлежащих Будде. Буддизм возник в Древней Индии между 6 и 4 веками до н. э., откуда начал простираться по территории Азии. Учеными выделяются два ключевых сохранившихся разветвления буддизма: Тхеравада («Школа старейшин») и Махаяна («Великий корабль»). Буддизм – четвертая религия в мире с более чем 520 миллионами приверженцев - это более 7% мирового населения.

Буддийские школы различаются по точной природе пути к освобождению, важности и каноничности различных учений и писаний, особенно их практик. Практические методы буддизма подразумевают «уход» в Будду, Дхарму и Сангху, постижение Священных Писаний, следованию этических и добродетельных заповедей, отказ от привязанности, практику медитации, культивирование мудрости, милость и сострадание, практика Махаяны - бодхичитты и практики Ваджраяны - стадии зарождения и стадии завершения.

В Тхеравада конечной целью становится прекращение клеши и достижение возвышенного состояния нирваны, достигаемое практикой Благородного Восьмеричного Пути (Срединный Путь). Тхеравада широко распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии.

Махаяна, которая включает в себя традиции Чистой Земли, Дзэн, Ничиренский буддизм, Шингон и Тантай (Тендай), встречается в Восточной Азии. Вместо того чтобы достичь Нирваны, Махаяна стремится к Будде через путь бодхисаттвы - состояния, в котором человек остается в цикле возрождения, особенностью этого становится помощь другим людям в достижении пробуждения.

Ваджраяна - совокупность учений, приписываемых индийским сиддхам, может рассматриваться как третья ветвь или просто часть Махаяны. Тибетский буддизм, который сохраняет учения Ваджраяны, практикуется в районах, окружающих Гималаи, Монголию и Калмыкию.

Иудаизм

– самая древняя по возрасту, авраамская конфессия, зародившаяся в древнем Израиле. Тора становится основополагающим писанием и частью более крупного текста, известного как Танаха или еврейской Библии. Она дополняется традициями, изложенными в письменной форме в более поздних текстах, таких как Мидраш и Талмуд. Иудаизм включает в себя обширный состав писаний, практик, богословских позиций и форм организации. В этой религии существует множество движений, большинство которых вышли из раввинского иудаизма, провозглашающего, что Бог открыл свои законы и заповеди Моисею на Горе Синай в виде надписей на камнях, и устной форме - Торы. Исторически это утверждение оспаривалось различными научными группами. Крупнейшими еврейскими религиозными движениями являются православный иудаизм (Хареди), консервативный и реформаторский.

Шаманизм

Является практикой, которая включает в себя действия, достигающие изменения сознания для того, чтобы воспринимать и взаимодействовать с миром духов.

Шаман - тот, кто имеет доступ к миру добрых и злых духов. Шаман входит в состояние транса во время ритуала и практики прорицания и исцеления. Слово «шаман», вероятно, происходит от эвенкийского языка Северной Азии. Этот термин стал широко известным после того, как русские войска завоевали шаманское ханство Казани в 1552 году.

Термин «шаманизм» впервые применен западными антропологами для древней религии тюрков и монголов, а также соседних тунгусских и самодийских народов. Наблюдая и сравнивая больше религиозных традиций во всем мире, некоторые западные антропологи стали использовать термин в широком смысле, чтобы описать несвязанные магически – религиозные практики, обнаруженные в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно несвязанных частей Северной и Южной Америки, поскольку они полагали, что эти практики похожи друг на друга.

Шаманизм включает в себя предположение, что шаманы становятся посредниками или посланниками между человеческим миром и духовным. Там где распространено это явление, люди верят, что шаманы лечат болезни и исцеляют душу, что шаманы могут посещать другие миры (измерения). Шаман действует, прежде всего, который влияет на мир человека. Восстановление баланса приводит к устранению недуга.

Национальные религии

Коренные учения или национальные относятся к широкой категории традиционных религий, которые могут быть охарактеризованы шаманизмом, анимизмом и поклонением предкам, где традиционные средства, коренные или основополагающие, передаются из поколения в поколение. Это религии, которые тесно связаны с определенной группой людей, одной этнической принадлежности или племени, у них часто нет формальных вероучений или священных писаний. Некоторые религии являются синкретическими, объединяющими различные религиозные убеждения и практики.

Новые религиозные течения

Новое религиозное движение – молодая религия или альтернативная духовность, является религиозной группой, имеет современное происхождение и занимает периферийное место в доминирующей религиозной культуре общества. Может быть новой по происхождению или частью более широкой религии, но отличаться от ранее существовавших деноминаций. Учеными было подсчитано, что это новое движение имеет сотни тысяч последователей во всем мире, причем большинство их членов живут в Азии и Африке.

Новые религии часто сталкиваются с враждебным приемом со стороны традиционных религиозных организаций и различных светских учреждений. В настоящее время существует несколько научных организаций и рецензируемых журналов, посвященных этому вопросу. Исследователи связывают рост новых религиозных движений в современности с ответами на современные процессы секуляризации, глобализации, фрагментации, рефлексивности и индивидуализации.

Единых согласованных критериев определения «нового религиозного движения» не существует. Тем не менее этот термин предполагает, что группа недавнего происхождения. Одна из точек зрения заключается в том, что «новое» может означать, что учение более позднее по своему происхождению, чем большинство известных.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели мировые религии от самых «старых» до «молодых», от более значимых до менее известных.