Родился в США, в штате Нью-Джерси, в Хобокене в самый первый день нового 1864 года - 1 января. Его родители - богатая еврейская семья, эмигрировавшая в Америку из Германии. Когда мальчику было 11 лет, он очень любил бывать в местном фотоателье и наблюдать за чудесами, происходящими в фотолаборатории. Как-то он увидел, как фотограф ретушировал негативы. Старый мастер объяснил Альфреду, зачем нужна ретушь: для того, чтобы человек на фотографии выглядел более естественным. «Я бы не стал этого делать» - не стесняясь, ответил паренёк профессионалу. Эту историю исследователи жизни и творчества великого фотомастера, для того чтобы подчеркнуть его легендарность, обычно начинают со слов «рассказывают, что.». Но, что интересно, даже тогда, когда имя Стиглица уже было известно всему миру, мастер никогда не ретушировал свои негативы.

В 1881 году семейство Стиглицев вернулось на родину с целью дать своим детям классическое европейское образование. Вскоре после возвращения Альфред поступает на машиностроительный факультет Берлинской Высшей технической школы. В первые же месяцы жизни в Германии молодой человек увлекся живописью, литературой, авангардным искусством, познакомился с его представителями. А вскоре, в 1883 году, прогуливаясь по одной из берлинских улиц, он забрел в магазин и увидел на его витрине фотокамеру. Молодой человек купил ее. Фотокамера просто очаровала Альфреда. Он с ней не расстался долгое время. Фотография стала увлечением студента. А потом это увлечение переросло в страсть. Первое время он занимался любимым делом под руководством Германа Вильяма Фогеля, профессора-фотохимика. Но, тем не менее, основные уроки фотографии Стиглицу преподал окружающий мир.

Во время своих многочисленных путешествий по Европе молодой Стиглиц практически не разлучался с фотокамерой. Он очень много фотографировал. В объектив Альфреда попадали и крестьяне, и рыбаки, и жители разных европейских городов. Не чужды ему были и пейзажи, причем, как городские, так и сельские. Для Стиглица этот начальный период творчества был временем экспериментов. Альфреда тогда больше привлекали технические возможности фотографии. Один из его снимков того времени был сделан с экспозицией ровно сутки: 24 часа! На нем был изображен автомобиль, стоящий в темном подвале. Всё освещение - одна тусклая лампа. Техника фотографии и фотоискусство увлекало Альфреда всё больше и больше. И уже в 1887 году в Лондоне, на конкурсе фотографов-любителей он получает свою первую заслуженную награду - серебряную медаль. Вручал её Стиглицу сам Питер Генри Эмерсон, автор известной книги «Натуралистическая фотография для изучающих искусство».

В 1890 году Альфред Стиглиц вернулся на свою родину, в Нью-Йорк. И стал партнером в фирме, которая изготавливала фотогравюры (Photochrome Engraving Company). Но главной страстью начинающего коммерсанта так и осталась фотография. И фотография любила Альфреда. За последнее десятилетие 19 века фотограф стал обладателем полутора сотен наград, полученных им не только у себя на родине, но и во многих других странах мира. Причина тому - не только феноменальный талант Стиглица, но и его вызывающая восхищение трудоспособность. Он считал, что при съемке первым делом нужно выбрать место, а потом изучать линии объектов, различные виды освещения. Нужно так же наблюдать за изменениями, происходящими в кадре, за людьми, которые в нем появляются и исчезают. Необходимо дождаться момента, в который композиция будущего снимка придет в полную гармонию. А этого порой приходится ждать часами. Один из известных снимков Стиглица - «Пятая авеню зимой», был сделан 22 февраля 1893 года. Три часа в сильную метель автор выжидал подходящий момент! Вот как он сам потом об этом рассказывал: «Перспектива улицы выглядела очень многообещающе... Но не было сюжета, не было драмы. Через три часа на улице появилась конка, которая пробивалась сквозь метель и летела прямо на меня. Возница хлестал лошадей по бокам. Это было то, чего я ждал». К одному и тому же объекту мастер возвращался порой по много раз, зачастую спустя недели и месяцы. Он признавался, что порой даже не знал, чего каждый раз ждал от этого объекта. Однажды отец спросил Альфреда: зачем ты так много раз фотографируешь это здание? Фотограф ответил: Я просто выжидаю момент, когда само здание двинется на меня. Ведь оно - образ всей Америки, и я хочу уловить этот образ. Стиглиц не старался искать экзотическую натуру. Он любил, как он сам говорил, исследовать исследованное. И находил сюжеты для снимков порой у самой двери своего дома.

С самого начала своей творческой деятельности в области фотографии Альфред чувствовал некое пренебрежение художественной элиты к своему творчеству. Его приятели-художники открыто говорили Стиглицу, что они завидуют ему. Считали, что его фотографии намного лучше, чем их картины. «Но ведь фотография - это не искусство» - считали художники. Альфред не понимал тогда, как возможно такое: с одной стороны считать работу восхитительной. а с другой - полностью отвергать её как нерукотворную. Фотографа возмущало то, что художники ставили свои работы намного выше его работ только из за того, что они созданы руками. Он не мог смириться с этим и начал бороться за признание фотографии новым художественным средством самовыражения автора, за то, чтобы искусство фотографии было уравнено в правах с другими формами и видами изобразительных искусств.

В 1893 году Альфред Стиглиц возглавил журнал «Американский фотограф-любитель» («American Amateur Photographer»). Но очень скоро в коллективе возникли проблемы. Коллеги стали считать нового главного редактора излишне авторитарным, и уже в 1896 году он покидает журнал. И почти сразу же берется за мало кому тогда известный журнал «Camera Notes», который выходил под покровительством общества любителей фотографии «The Camera Club of New York». Это издание было серьезно ограничено в финансовом положении, по причине крайней экономии его авторы и фотографы (за редким исключением) даже не получали гонорар. В определенные периоды издание журнала было настолько убыточным, что редактору приходилось вкладывать в его производство личные средства, благо, что средства на это у Стиглица были. Но всё это не смущало редактора. Ведь теперь он имел отличную трибуну для того, чтобы продвигать свои идеи, популяризировать себя и своих друзей как фотографов.

В начале 1902 года Чарльз Де Кэй, директор «National Arts Club», предложил Алфреду Стиглицу заняться организацией фотовыставки современных американских мастеров. В клубе разгорелись тогда нешуточные страсти. Повод - чьи работы должны участвовать в этой выставке. Стиглиц, как организатор, не мог добиться единодушия среди коллег. И тогда он принял хитрое решение: за две недели до открытия выставки из сторонников своей точки зрения он сформировал инициативную группу, которой и поручил заняться отбором работ. Интересно, что эта группа вошла в историю фотографии под названием «Photo-Secession». Датой ее основания считается 17 февраля 1902 года.

На открытии этой выставки, которая впоследствии имела огромный успех, Гертруда Кейзебир, американский фотограф, один из крупнейших мастеров пикториализма, прилюдно спросила Стиглица: Что это за группа, и может ли она считать себя её членом. Стиглиц парировал: - А вы сами чувствуете себя её членом? Гертруда ответила утвердительно. Тогда Альфред улыбнулся: - Ну вот и славно. Этого уже достаточно. Но когда этот же вопрос ему задал Чарльз Берг, участник только что открывшейся выставки, Стиглиц грубо и авторитарно ответил ему отказом. После этого случая многие поняли, что только сам Стиглиц, лично, принимает решение о членстве того или иного фотографа в Photo-Secession. И решение основателя группы никакому обжалованию не подлежит.

Членами клуба стали практически только друзья и любимчики основателя и бессменного председателя Стиглица: Кларенс Уайт, Эдвард Стейхен, Фредерик Холанд Дэй, Гертруда Кайзебир, Франк Юджин. Позже в группу был принят Элвин Лэнгдон Кобюрн. Вскоре у Photo-Secession появился и свой печатный орган - журнал «Camera Work». Он издавался 14 лет.

1905 год ознаменован для Альфреда Стиглица тем, что он основал «Маленькую галерею Photo-Secession» («Little Galleries of the Photo-Secession »). Правда известна она стала под другим названием - «Галерея 291», так как располагалась на Пятой авеню в доме номер 291. На стенах этой галереи стали появляться не только фотографии, но и работы современных художников: Сезанна, Ренуара. Матисса, Мане, Родена, Пикассо, Брака... Но успех этим выставкам сопутствовал не всегда. Суровы были не только критики, но и простая публика. Прошедшая в 1908 году выставка Матисса подверглась не только разгрому со стороны искусствоведов, но и вызвала протест друзей Стиглица из «Camera Club». Обида мастера была настолько серьезной, что он покинул ряды группы и больше никогда в нее не возвращался.

Полным крахом закончилась и выставка-продажа работ Пикассо в 1911 году. Позже Стиглиц с сокрушением вспоминал, что он продал всего один рисунок художника, сделанный им, когда он был двенадцатилетним мальчиком. Да и то эту покупку совершил сам Стиглиц. «Когда я возвращал Пикассо его непроданные работы, мне было очень стыдно перед мастером - вспоминал потом галерист. - В продаже они были по 20-30 долларов за штуку. Всю выставленную коллекцию можно было приобрести за пару тысяч долларов. Потом эти работы были предложены директору музея Метрополитен. И он ничего примечательного в работах Пикассо не увидел. Сказал: такие безумные веши Америкой приняты не будут никогда». Тем не менее, «Little Galleries of the Photo-Secession» пользовалась большим успехом у творческой молодежи Америки. Осенью 1908 года в галерее прошла выставка рисунков Родена. Джорджия О"Киф, бывшая в те годы студенткой Колумбийского колледжа, впоследствии ставшая известной в США художницей и женой Альфреда Стиглица, вспоминала, что их преподаватели рекомендовали своим студентам сходить на эту выставку «на всякий случай» - а вдруг в этом есть что-то. А возможно - и нет ничего. Но пропустить это нельзя. «Организатором этой выставки - позже писала она - был странный сердитый человека. которого я обходила стороной. Его волосы, брови и усы росли в разные стороны и стояли торчком. Но рисунки Родена меня поразили не только своей откровенностью, но и тем, что были сделаны совсем не так, как нас учили».

Спустя несколько лет после выставки Родена Альфред Стиглиц выставил работы самой Джорджии. Причем, безо всякого разрешения с её стороны. Возмущенная молодая художница очень скоро прибыла в студию и прямо спросила Стиглица: «Кто вам разрешил выставить мои работы?». «Никто» - совершенно спокойно и невозмутительно ответил ей Стиглиц, надевая пенсне. Дальше диалог происходил примерно так:

А вы не сможете этого сделать, так же, как не сможете умертвить собственного ребенка.

Тем не менее, я требую этого - воскликнула Джорджия и тут же неожиданно рассмеялась.

В таком случае, я требую ленча - парировал Альфред и улыбнулся.

Именно эта встреча послужила началом их дружбы, сотрудничества и любви, продолжавшейся до самой кончины Альфреда Стиглица. Вскоре после выставки Джорджии жена Стиглица Эмелина застала Альфреда в момент, когда он фотографировал свою возлюбленную обнаженной, и выгнала творцов прекрасного на улицу. После этого случая супруги Стиглиц расстались навсегда. Но, с потерей Эммелины, которую не очень то и любил, Альфред потерял и её состояние, благодаря которому он, в общем то, и финансировал в основном все свои многочисленные проекты. В 1917 году прекратила существование и любимое детище Стиглица - «Little Galleries of the Photo-Secession ». Конечно, Альфред не стал нищим, но, тем не менее, поддерживать художников финансово он уже не мог. «Это очень хорошо - сказала потом Джорджия - голодные художники лучше пишут»

Официально Альфред и Джорджия узаконили свой брак в 1924 году. Но, тем не менее, огромная разница в возрасте между супругами - 24 года! - не могла не отразиться на их дальнейших взаимоотношениях. Молодая, красивая, дерзкая и талантливая О"Киф пользовалась популярностью в обществе и то и дело влюблялась в учеников своего мужа. Первым её возлюбленным в ту пору стал начинающий талантливый фотограф Пол Стренд, который был всего лишь на три года моложе самой Джорджии. После Пола она полюбила Анселя Адамса, американского фотографа-пейзажиста, .который в ту пору был как раз на пике своей популярности. Джорджия О"Киф вела бурную жизнь. Она общалась и жила с кем хотела, куда угодно могла уехать. Но неизменно возвращалась к своему мужу - Альфреду Стиглицу. Самым скандальным, пожалуй, стоит назвать роман Джорджии с женой Пола Стренда, который случился в конце двадцатых годов. Что интересно, жена Стренда и сама несколько лет назад была любовницей Стиглица. Во всех этих взаимоотношениях Стиглица, его жен, любовниц, друзей и учеников разобраться очень сложно. Да и ни к чему. Тем не менее, еще об одном событии из личной жизни Альфреда Стиглица рассказать стоит. В 1927 году он познакомился с Дороти Норман, которая стала его ученицей и одновременно моделью. Дороти тогда было всего 22 года. Потом она написала книгу о своем учителе. В начале знакомства с Норман у степенного маэстро фотографии интерес к жизни и к творчеству вспыхнул с новой силой. Он опять взял в руки фотоаппарат, опять не расставался с ним целыми днями, фотографируя не только прекрасное тело своей молодой возлюбленной, но и город. По улицам, как в молодости, с фотоаппаратом он уже, конечно, не бегал. Городские пейзажи Альфред запечатлевал из окна своего дома или мастерской. Многие искусствоведы, исследователи творчества Стиглица, считают, что работы, созданные фотохудожником в этот период, намного выразительнее и ярче работ его молодости.

Официальная супруга Стиглица, Джорджии О"Киф, разлуку с мужем переживала достаточно тяжело. Но, тем не менее, в этом случае она повела себя намного умнее его первой жены. Джорджия просто уехала, предпочла переждать беснование Альфреда. Но потом она, конечно же, вернулась, но уже выставила мужу свои условия. Творческая сторона жизни Альфреда Стиглица в двадцатые-тридцатые годы прошлого века была успешной и плодотворной. Он был заслуженно популярен во всем мире, по-прежнему много фотографировал, его работы публиковались в книгах и альбомах, украшали обложки известных журналов, присутствие работ Стиглица на выставках делали эти выставки престижными. Знаменитый американский фотохудожник стал первым из представителей своей профессии, работы которого стали иметь музейный статус. Но, тем не менее, после того как была закрыта «Little Galleries of the Photo-Secession», у Стиглица возникли проблемы с продвижением своих произведений и работ друзей-художников и учеников. В 1925 году, в декабре, он открывает свою новую галерею, которой дал название «Intimate». За небольшие размеры сам мастер называл её «комнатой». Тем не менее, всего за четыре года, которые она просуществовала, стены «Intimate» видели не один десяток выставок, которые стали весьма популярными. Собравшись с силами, уже пожилой галерист в начале 1930 года открывает новую галерею «An American Place». Она стала последней и существовала до конца жизни мастера.

Энциклопедия «Британика» пишет. Что Альфред Стиглиц «почти в одиночку втолкнул свою страну в мир искусства 20 века». Делал это он достаточно жестко, с теми, кто осмеливался ему перечить, Стиглиц жестоко расправлялся. Не было у него поблажек даже для своих любимчиков. Например, он очень крепко осудил Эдварда Стейхена, который, по мнению Стиглица, предал искусство ради коммерции. Впрочем, и сам Стиглиц очень страдал от своего жесткого и тяжелого характера. Но поделать с собой не мог ничего. Внучка фотографа, Сью Дэвидсон Лоув, написала о своем именитом деде книгу «Стиглиц: Воспоминания/Биография» («Stieglitz: A Memoir/Biography»). В ней онарассказывала, что Альфред не мог примириться с тем, что многие ученики оставляют его, ищут свой путь и в искусстве, и в творчестве. Он считал это предательством с их стороны. «Это было драмой всей его жизни - пишет Сью Дэвидсон Лоув, - Он был страшный собственник. Не отдал себе в этом отчета». Стиглиц умудрился поссориться даже со своими лучшими друзьями. Один из них, Пол Стренд, писал впоследствии, что день, в который он вошел в «Галерею 291», стал одним из самых судьбоносных в его жизни, но день, когда он покинул «An American Place», Пол считает не менее значимым: «Я как будто вышел на свежий воздух, освободился от всего того, что стало - по крайней мере, для меня - второстепенным, безнравственным, лишенным смысла» - пишет он в своих воспоминаниях. Но за свою неуживчивость, крутость характера, суровый нрав, в конце жизни привыкший командовать Альфред Стиглиц был наказан практически полной физической зависимостью от своей жены. В 1938 году у престарелого маэстро фотографии случился тяжелый сердечный приступ, а потом и еще несколько. Каждый из этих ударов судьбы делал Стиглица всё слабее и слабее. Джорджия умело воспользоваласьситуацией, быстро перехватив бразды правления над мужем. Об этом периоде жизни Стиглица пишет в своей книге «О"Киф и Стиглиц: Американский роман» («O"Keeffe and Stieglitz: An American Romance»), Бенита Айслер. Она рассказывает, что Джорджия арендовала пентхауз, все комнаты в нем покрасила белым, на эти белые стены повесила только свои работы и запретила занавешивать окна шторами. Консьержу она написала список гостей, которых можно пускать в дом. И строго-настрого запретила открывать дверь лишь одной женщине - Дороти Норман. Альфред не мог возражать жене - он был уже слишком слаб. Его переполняли гнев и горечь от ее командования в доме и над ним самим. Во время ее отъездов Стиглиц впадал в страшную депрессию. Невыносимой для него была и полная финансовая зависимость от Джорджии. «Когда бы я не позвонил Альфреду - рассказывал Клод Брагдон - он всегда был в страшном унынии и говорил, что желает умереть». Во время очередного отъезда Джорджии летом 1946 года у Альфреда Стиглица случился очередной приступ. Для знаменитого галериста и мастера фотографии он стал последним. Вернувшись в город, супруга сразу же поспешила к мужу в госпиталь. У его кровати она застала Дороти Норман. Альфред был еще жив, но сознание покинуло его. Общая беда не примирила двух женщин. О"Киф грубо вытолкала Норман из палаты, и последние часы у постели умирающего мужа провела одна.

Умер Альфред Стиглиц, так и не придя в сознание, 13 июля 1946 года. Как и завещал, сам Стиглиц, Джорджия кремировала его тело, а прах увезла на озеро Джордж, что недалеко от Нью-Йорка. Именно в этих местах прошел их медовый месяц. О том, где покоится прах Альфреда, Джорджия так никому и не рассказала. Только лишь сообщила, что положила его там, где он сможет слышать озеро. Несколько лет после смерти своего знаменитого мужа Джорджия разбирала и приводила в порядок его архивы. Позже в крупные музеи и библиотеки США она передала почти всё его наследие - а это более трех тысяч снимков и около пятидесяти тысяч писем.

Починка сетей. 1894

Образом этой важной для Стиглица фотографии “ Починка сетей”,является молодая голландская женщина,сосредоточенная на ремонте рыболовной сети на дюнах в Кэтвик / Katwyk в Северной Голландии.В 1899 году,в публикации фотографического журнала Life Стиглиц говорит, что это «Моя любимая фотография»."Это самая сложная и трудноразрешимая задача выделить одну из моих фотографий как лучшую. Но раз вы настаиваете,то это должно быть сделано. Возможно, если у меня и есть какие-либо предпочтения, то это может быть Починка сетей, так как она привлекает меня все больше и больше, и со временем проявляются её достоинства.Эта картина приносит перед моим мысленным взором бесконечную поэзию самого живописного и увлекательного мира людей, простых голландских рыбаков. Многие художники с удовольствием изучали и изображали их в искусстве и литературе.Этот снимок стал результатом длительного изучения..Он говорит о жизни молодых голландских женщин и каждый стежок в починке рыболовной сети,есть зачаток их существования.И все это порождает поток поэтической мысли у тех кто смотрит на её сидящую на огромных и бесконечных дюнах и трудящуюся с серьезностью и спокойствием,столь характерным для этих крепких людей.Все её надежды сосредоточены в этом занятии,это её жизнь”.

Разговоры на берегу. 1894

Наблюдающие за возвращением. 1894

Альфред Стиглиц – Alfred Stieglitz 1864-1946 ,великий американский фотограф. Родился 1 января 1864 года в США городе Хобокен в штате Нью-Джерси в богатой еврейской семье эмигрантов из Германии.Родители Альфреда хотели дать детям хорошее европейское образование и в 1881 году вернулись в Германию. В Берлине Альфред поступил в Высшую техническую школу на машиностроительный факультет. В 1883 году гуляя по Берлину он заметил в витрине магазина фотокамеру: «Я купил ее, принес в свою комнату и с тех пор практически не расставался с ней. Она очаровала меня, сначала это было для меня увлечением, после – страстью», – вспоминал он позднее. Некоторое время он занимался под руководством профессора-фотохимика Германа Вильяма Фогеля, но главным его учителем стал окружающий мир.Молодой человек много путешествовал по Европе, почти не разлучаясь со своей камерой, фотографировал городские и природные ландшафты, крестьян, рыбаков в Германии, Италии и Нидерландах.В 1884 году его родители вернулись в Америку, но Стиглиц оставался в Германии до конца десятилетия. В 1887 году Стиглицу была присуждена награда на конкурсе фотографов-любителей в Лондоне – он получил серебряную медаль из рук Питера Генри Эмерсона автора знаменитой книги «Натуралистическая фотография для изучающих искусство».

“Последняя шутка Белладжио” 1887 год,за которую Стиглиц получил свою первую медаль.

Вернувшись в США, издавал журналы по фотоискусству, в 1902 организовал в Национальном художественном клубе Нью-Йорка выставку фотографий, имевшую большой успех. Он был первым фотографом, чьи произведения вошли в собрания ведущих музеев США и стали экспонироваться наряду с картинами знаменитых художников.Создал и возглавил группу Фото-сецессион, куда входили Эдвард Стейхен, Кларенс Уайт, Элвин Лэнгдон Коберн. В 1905-1917 был директором фотогалереи 291 на 5-й авеню, а затем ещё нескольких фотогалерей. Представил известной своими консервативными вкусами американской публике новейшее искусство Европы - живопись Сезанна, Матисса, Брака, Пикассо, Дюшана и др. По оценке «Британники», Стиглиц «почти в одиночку втолкнул свою страну в мир искусства XX века».С 1916 работал в постоянном контакте с Джорджией О’Киф, в 1924 они стали мужем и женой. Создал около 300 фотоснимков О’Киф. Дружил и сотрудничал с Анселом Адамсом. Оставил фотографию в 1937 из-за тяжёлой сердечной болезни.Альфред Стиглиц скончался 13 июля 1946 года

***

Венеция 1894

Венецианский канал 1897

Паула. 1889

Портрет молодой женщины. 1898

Весна. 1901

Париж. Бульвар после дождя. 1894

Он нередко возвращался к одному и тому объекту на протяжении недель и даже месяцев, дожидаясь... он и сам не знал, чего именно он ждет.– Зачем ты без конца снимаешь это здание? – как-то спросил его отец.– Жду момента, когда оно двинется на меня, – ответил фотограф. – Это не здание, это образ Америки. И я хочу его уловить.

Вид на Шелтон. 1931

Нью-Йорк. 1905 На этой фотографии хорошо видно что в начале 1900-х годов в Америке были весьма снежные зимы.

Пятое авеню зимой. 1905

«Следует выбрать место и затем старательно изучать линии и освещение», – учил Стиглиц, – «Потом наблюдайте за проходящими фигурами и выжидайте момента, когда все будет уравновешено, то есть когда будет удовлетворен ваш глаз. Нередко это означает ждать часами. Мой снимок "Пятая авеню зимой" – результат того, что 22 февраля 1893 года я три часа стоял в метели и поджидал подходящий момент». В другой раз он рассказывал об этом снимке более подробно: «Перспектива улицы выглядела очень многообещающе... Но не было сюжета, не было драмы. Через три часа на улице появилась конка, которая пробивалась сквозь метель и летела прямо на меня. Возница хлестал лошадей по бокам. Это было то, чего я ждал»

Здесь вы видите оригинал фотографии “Пятая авеню зимой” на котором хорошо показано как важно кадрирование в фотографии.Поскольку кадрирование позволяет отсечь все лишнее и сфокусировать внимание на сюжетно важной части снимка.

Пятая авеню. 1900

Альфред Стиглиц – Alfred Stieglitz

SAHALLIN

Нью- Йорк. 1910

Терминал 1893

Огни ночного Нью-Йорка. 1896

Сделано человеком. 1902

На центральных путях Нью-Йорка. 1903

Дирижабль. 1910

Аэроплан. 1910

Горный пейзаж. 1894

Альфред Стиглиц - Alfred Stieglitz

Мать Хедвига Стиглиц 1845-1922 Отец Эдвард Стиглиц 1833-1909

Альфред Стиглиц – Alfred Stieglitz

часть вторая

Далее я представляю подборку цветных автохромов сделанных Стиглицем в период 1907 - 1924 год.После того как в 1907 году братьями Люмьер был изобретен общедоступный процесс цветной печати под названием автохром.Стиглиц как и многие другие фотографы начал активно осваивать этот процесс и сделал довольно много цветных фотографий.Но из за несовершенства цветного слоя в автохроме и проявочного процесса результаты получались крайне нестабильные.,что часто приводило к искажению и блеклости цветов.Кроме того цветной фотобумаги тогда не было и пластины автохрома существовали только в одном экземпляре,да те надо было просматривать на свету с помощью специальных приборов.Поэтому Стиглиц вскоре потерял интерес к цветному автохрому и вновь вернулся к черно-белой фотографии.Также далее вы можете увидеть черно-белые фотографии Джорджии О Киф,второй жены Стиглица.

Селма Шуберт / Selma Schubart

Флора Стиглиц Страус / Flora Stieglitz Straus

Альфред Стиглиц со своей первой женой Эммилией Стиглиц.

Эммилия Стиглиц и Кетрин Стиглиц дочь Альфреда Стиглица.

Кетрин Стиглиц.

Джон Обермайер и Кетрин Стиглиц.

Альфред Стиглиц с журналом Camera Work.Фотография Эдварда Штейнхейна.1907

Альфред Стиглиц и Джорджия О Киф.

Ребекка Солсбери / Rebecca Salsbury

Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) - американский фотограф, владелец нескольких галерей, издатель, родился 1 января 1864 года в городе Хобокен, штат Нью-Джерси. Он был старшим ребенком в богатой еврейской семье выходцев из Германии. В 1867 году семья переехала из Хобокена в Нью-Йорк, а в 1881 году вернулась в Германию для того, чтобы дети получили хорошее европейское образование. Альфред, начиная с 1882 года, учился на отделении инженеров-механиков в берлинской Высшей технической школе и в Берлинском университете. Помимо учебы, основную часть времени он посвящал фотографии. С 1883 года Стиглиц начал обучение в студии Г. Фогеля, ученого-фотохимика, который делился с ним научными и техническими основами фотографии. С 1885 года Стиглиц периодически публиковал свои фотографии и статьи в профессиональных европейских и американских журналах, а в 1887 году получил свою первую фотопремию на лондонском конкурсе фотографов-любителей. В США Стиглиц вернулся вместе с семьей в 1890 году и стал совладельцем мастерской фотогравюр. В течение 10 лет он получил более 150 различных премий и наград и завоевал репутацию одного из значимых специалистов фотоискусства.

Четыре года, начиная с 1893 года, Стиглиц посвятил поискам себя. Сначала он стал главным редактором журнала «Американский фотограф-любитель» (American Amateur Photographer), через год ушел из мастерской фотогравюр, еще через год - с поста редактора, после чего создал новое объединение нью-йоркских фотографов «Камера-клаб оф Нью-Йорк» (The Camera Club of New York) и стал его вице-президентом, в 1897 году занял пост редактора собственного издания «Камера ноутс» (Camera Notes).

В 1902 году Альфред Стиглиц основал авангардное движение «Фото-Сецессион» (Photo-Secession). Официальным печатным органом группы на следующие 14 лет стал журнал Camera Work, а уже в 1905 году у него появилась собственная галерея «Маленькая галерея Фото-Сецессион» (Little Galleries of the Photo-Secession), более известная под названием «Галерея 291». Такое название галерея получила благодаря своему адресу: Пятая авеню, 291. В ней выставлялись не только фотографии, но и картины современных художников - Матисса, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо, Брака, Родена, О’Киф. Не всегда выставки пользовались успехом, некоторые вызывали недовольство даже товарищей Стиглица по Camera Club, не говоря уже о нападках критиков. В 1911 году провалилась выставка-продажа картин Пикассо. Из сотни работ был продан только один рисунок, второй купил сам Стиглиц.

В 1916 году в своей галерее Стиглиц выставил работы молодой художницы Джорджии О’Киф, при этом даже не спросив разрешения у нее самой. Узнав об этом, Джорджия потребовала снять свои картины, но Стиглиц отказал. Эта встреча положила начало сотрудничеству, дружбе и любви, которые продлились долгие годы.

Вскоре жена Стиглица, из состояния которой в основном и финансировались его многочисленные творческие проекты, застала мужа за съемкой обнаженной Джорджии и выгнала их обоих из дома. Через некоторое время супруги окончательно расстались, и в 1924 году Стиглиц и О’Киф узаконили свои отношения. Однако идиллия длилась недолго.
Свободолюбивая Джорджия не раз влюблялась в учеников Стиглица, уезжала, жила как ей нравилось, но всегда возвращалась назад. Впрочем, и сам Стиглиц не отличался безгрешностью: у него были любовницы, одной из которых стала жена его любимого ученика Пола Стренда. Но самой тяжелой для Джорджии оказалась связь мужа с 22-летней ученицей и моделью Дороти Норман. В 1929 году О’Киф ушла от Стиглица и переехала в штат Нью-Мексико, где пыталась «возродиться из пепла» при помощи творчества. И это ей удалось - именно благодаря работам того периода она получила всемирное признание после смерти Стиглица.

Летом 1946 года у Стиглица случился очередной сердечный приступ. Умер он, так и не придя в сознание, 13 июля 1946 года.

Ю. Головцова. Статья составлена по материалам http://re-actor.net/

Стиглиц сделал этот снимок, используя небольшую (4x5) камеру, которая в то время не могла считаться серьезным инструментом для художественной фотографии. Однако в отличие от громоздких (8x10) камер, требующих использования треноги, эта камера дала Штиглицу большую свободу и мобильность, с ней он мог бродить по городу и быстро реагировать на изменяющуюся уличную жизнь.

Американский фотограф при помощи автохрома братьев Люмьер создавал цветные фотографии еще в начале ХХ-го века. Чаще всего он делал цветные портреты, потому что для их съемки требовалась длительная выдержка.

Автохром с начала ХХ-го века и до середины 30-х годов оставался единственным способом создания качественной цветной фотографии в массовых количествах. Фотографии, сделанные американцем Альфредом Стиглицем в промежутке между 1907-м и 1917-м годами первыми попали в музеи страны и выставлялись наряду с картинами, написанными художниками. Фотограф организовывал выставки самостоятельно, а также был руководителем одной из первых нью-йоркских фотогалерей. Коллекция цветных снимков удивительна тем, что Альфред прославился не этими работами, а черно-белой репортажной съемкой.

Хочу обратить ваше внимание на наиболее популярное заблуждение насчет фотографии - термин «профессиональная» используется для удачных, по общему мнению, фотографий, термин «любительская» - для неудачных. Но почти все великие фотографии делаются - и всегда делались - теми, кто следовал фотографии во имя любви — и уж никак ни во имя наживы. Термин «любитель» как раз предполагает человека работающего во имя любви, так что ошибочность общепринятой классификации очевидна.

Альфред Стиглиц

Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) родился 1 января 1864 года в городе Хобокен в штате Нью-Джерси в богатой еврейской семье эмигрантов из Германии. В 11 лет он любил наблюдать за работой фотографа в местном фотоателье, с интересом следил за происходящими в лаборатории чудесами. Однажды он заметил, как фотограф ретуширует негатив.

Я пытаюсь сделать, чтобы изображение смотрелось более естественно, - объяснил фотограф цель своих манипуляций.

На вашем месте я не стал бы этого делать, - сказал мальчик подумав.

Родители Альфреда хотели дать детям хорошее европейское образование и в 1881 году вернулись в Германию. В Берлине Альфред поступил в Высшую техническую школу на машиностроительный факультет. Вскоре в молодом человеке проснулись художественные наклонности, он открыл для себя живопись и литературу, познакомился с авангардными художниками и писателями. В 1883 году гуляя по Берлину он заметил в витрине магазина фотокамеру: «Я купил ее, принес в свою комнату и с тех пор практически не расставался с ней. Она очаровала меня, сначала это было для меня увлечением, после - страстью», - вспоминал он позднее. Некоторое время он занимался под руководством профессора-фотохимика Германа Вильяма Фогеля, но главным его учителем стал окружающий мир.

Молодой человек много путешествовал по Европе, почти не разлучаясь со своей камерой, фотографировал городские и природные ландшафты, крестьян, рыбаков и так далее и тому подобное. Это было время экспериментов, его влекла грань «технически возможного»: однажды он сделал снимок стоящей в темном подвале машины, освещенной одной тусклой лампочкой. Экспозиция составила 24 часа! В 1887 году Стиглицу была присуждена награда на конкурсе фотографов-любителей в Лондоне - он получил серебряную медаль из рук Питера Генри Эмерсона автора знаменитой книги «Натуралистическая фотография для изучающих искусство».

Вернувшись в 1890 году в Нью-Йорк Стиглиц стал партнером в фирме изготовляющей фотогравюры (Photochrome Engraving Company). Но его главной страстью была фотография и она отвечала ему «взаимностью» - до начала XX века он получил более 150 (!) премий и медалей на различных конкурсах и выставках на родине и далеко за ее пределами. Не только несомненный талант, но и просто потрясающая работоспособность была причиной такого успеха. «Следует выбрать место и затем старательно изучать линии и освещение», - учил Стиглиц, - «Потом наблюдайте за проходящими фигурами и выжидайте момента, когда все будет уравновешено, то есть когда будет удовлетворен ваш глаз. Нередко это означает ждать часами. Мой снимок "Пятая авеню зимой" - результат того, что 22 февраля 1893 года я три часа стоял в метели и поджидал подходящий момент». В другой раз он рассказывал об этом снимке более подробно: «Перспектива улицы выглядела очень многообещающе... Но не было сюжета, не было драмы. Через три часа на улице появилась конка, которая пробивалась сквозь метель и летела прямо на меня. Возница хлестал лошадей по бокам. Это было то, чего я ждал». Он нередко возвращался к одному и тому объекту на протяжении недель и даже месяцев, дожидаясь... он и сам не знал, чего именно он ждет.

Зачем ты без конца снимаешь это здание? - как-то спросил его отец.

Жду момента, когда оно двинется на меня, - ответил фотограф. - Это не здание, это образ Америки. И я хочу его уловить.

С другой стороны он не старался искать какую-нибудь экзотическую натуру, предпочитая «исследовать исследованное»: «Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах от своей двери», - говорил он.

С самого начала своей карьеры фотографа Стиглиц столкнулся с пренебрежительным отношением к фотографии со стороны художественной элиты: «Художники, которым я показывал свои ранние фотографии, говорили, что завидуют мне; что мои фотографии лучше, чем их картины, но, к сожалению, фотография - это не искусство. Я не мог понять, как можно одновременно восхищаться работой и отвергать ее как нерукотворную, как можно ставить свои работы выше только на том основании, что они сделаны руками», - возмущался Стиглиц. Он не мог смириться с таким положением дел: «Тогда я начал бороться... за признание фотографии новым средством самовыражения, чтобы она была уравнена в правах с любыми другими формами художественного творчества».

В 1893 году Стиглиц стал редактором журнала «Американский фотограф-любитель» («American Amateur Photographer»), но вскоре у него начались проблемы с коллегами: его управленческий стиль оказался слишком авторитарным. В 1896 году его вынудили оставить редакторское кресло и он занялся малоизвестным изданием под названием «Camera Notes» которое выпускалось под эгидой общества фотографов-любителей «The Camera Club of New York». Ни фотографы, ни большая часть авторов текстов не получали денег за свою работу, но несмотря на крайнюю экономию журнал все равно был убыточным: нередко Стиглицу - благо он был в достаточной степени финансово независим - приходилось докладывать недостающие средства из своего кармана. Но зато он получил прекрасную трибуну для популяризации своих идей, для продвижения фотографий своих и своих друзей.

В начале 1902 года директор «National Arts Club» Чарльз Де Кэй попросил Стиглица организовать выставку современной американской фотографии. Среди членов клуба разгорелись жаркие споры о том кто из фотографов должен участвовать в выставке. Не в силах добиться поддержки большинства Стиглиц пустился на хитрость: он основал из своих сторонников инициативную группу, которой и поручил отбор фотографий. Группа, которая вошла в историю фотоискусства под названием «Photo-Secession», была основана 17 февраля 1902 года за две недели до выставки.

Во время торжественного открытия выставки Гертруда Кейзебир спросила:

Что это такое: Photo-Secession? Я могу себя считать Photo-Secession-истом?

А вы чувствуете себя членом клуба? - ответил вопросом на вопрос Стиглиц.

Да, - ответила Гертруда.

Ну, этого более чем достаточно, - заверил ее Стиглиц.

Однако когда Чарльз Берг, несколько фотографий которого участвовали в выставке, задал тот же вопрос, Стиглиц в авторитарной, чтобы не сказать грубой, манере отказал ему. Вскоре всем стало ясно, что решение о том «быть или не быть» тому или иному фотографу членом «Photo-Secession» принимается Стиглицом лично и обсуждению не подлежит.

Основными членами клуба, в некотором смысле любимчиками его основателя и бессменного председателя были Эдвард Стейхен, Кларенс Уайт, Гертруда Кейзебир, Франк Юджин, Фредерик Холанд Дэй и, несколько позже, Элвин Лэнгдон Кобюрн. Официальным печатным органом группы на следующие 14 лет стал журнал «Camera Work».

В 1905 году Стиглиц основал «Маленькую галерею Photo-Secession» («Little Galleries of the Photo-Secession ») которая обрела известность как «Галерея 291». Такому странному названию она обязана своему адресу: галерея располагалась в доме 291 по Пятой авеню. Наряду с фотографиями в «Галерее 291» выставлялись картины современных художников: Матисса, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо, Брака, Родена, О’Киф... Не всегда эти выставки пользовались успехом у художественной критики и широкой публики: так, в 1908 году выставка Матисса вызвала нападки критики и протест его товарищей по «Camera Club». Обиженный Стиглиц даже вышел из членов клуба и никакие уговоры не смогли заставить его вернуться.

В 1911 году окончилась полным провалом выставка-продажа работ Пикассо: «Я продал один рисунок, который он сделал двенадцатилетним мальчиком, второй я купил сам», - с горечью писал Стиглиц, - «Мне было стыдно за Америку, когда я все работы вернул Пикассо. Я продавал их за 20-30 долларов за вещь. Всю коллекцию можно было купить за 2 тысячи долларов. Я предложил ее директору музея Метрополитен. Он ничего не увидел в работах Пикассо и сказал, что такие безумные вещи никогда не будут приняты Америкой».

Но среди творческой молодежи галерея пользовалась большой популярностью. Осенью 1908 года там состоялась выставка рисунков Родена. «Все наши учителя говорили: "На всякий случай, сходите на выставку. Может быть, в этом что-то есть, а может быть, ничего нет. Но вы не должны это пропустить"», - вспоминала Джорджия О"Киф, в ту пору студентка Колумбийского колледжа, - «Куратором выставки был человек, у которого волосы, брови и усы росли в разные стороны и стояли торчком. Он был очень сердит, и я обходила его стороной. Но рисунки меня поразили. И своей откровенностью, и тем, что они были сделаны совсем не так, как меня учили».

Через несколько лет после этого события Стиглиц выставил работы самой Джорджии О"Киф, при этом забыв спросить разрешения у автора. Когда она узнала об этом, то немедленно отправилась в студию:

Кто вам разрешил выставить мои работы? - возмущенно спросила девушка.

Никто, - честно признался Стиглиц, надевая пенсне.

Я, Джорджия О"Киф, - закричала она, - и я требую, чтобы вы сняли все это с выставки.

Вы не можете этого сделать, - спокойно ответил он. - Также как не смогли бы убить собственного ребенка.

А я требую, - упрямо повторила она и, неожиданно рассмеялась.

Тогда я требую ленча, - в свою очередь рассмеялся Стиглиц.

Эта встреча стала началом сотрудничества, дружбы, любви, которая продолжалась до самой смерти мастера. Вскоре его жена Эммелина застала мужа бегающего с фотоаппаратом в руках вокруг обнаженной Джорджии и, недолго думая, выставила их обоих из дома. Вскоре супруги расстались; потеряв нелюбимую жену, Стиглиц потерял также и ее состояние, из которого в основном и финансировались его многочисленные проекты. В начале 1917 года он был вынужден закрыть свое любимое детище - «Галерею 291». Конечно он был далек от того чтобы просить милостыню, но на поддержку художников денег больше не было. «И правильно», - философски комментировала Джорджия, - «когда художники голодные, они лучше пишут».

Стиглиц и О"Киф узаконили свои отношения в 1924 году. У них была большая (24 года) разница в возрасте и это не замедлило сказаться на их отношениях. О"Киф влюблялась в учеников и друзей Стиглица: сначала в молодого талантливого фотографа Пола Стренда, который был на три года моложе ее, позднее в Анселя Адамса, который в то время был самым популярным в Америке фотографом-пейзажистом. Она то уезжала, то приезжала, жила как хотела и с кем хотела, но всегда возвращалась обратно. Одним из самых скандальных ее приключений был роман с... женой Пола Стренда в конце 1920-х годов, которая, кстати сказать, за несколько лет до этого была любовницей самого Стиглица. Непросто разобраться во всех этих перипетиях - да и стоит ли?

Но о еще одном приключении в жизни Стиглица стоит упомянуть: в 1927 году у него появилась двадцатидвухлетняя ученица, а по совместительству модель и возлюбленная Дороти Норман, впоследствии написавшую о своем учителе книгу. У уже немолодого фотографа вновь проснулся интерес и к жизни и к искусству, он снова не расставался с фотоаппаратом, фотографировал не только прекрасное тело своей последней возлюбленной, но и любимый город. Конечно, он уже не бегал по улицам с фотоаппаратом, он пытался запечатлеть городские пейзажи из окна своего дома или студии. По мнению ряда исследователей его творчества, Нью-Йорк позднего Стиглица намного ярче и выразительнее чем на его ранних работах.

Джорджия О"Киф очень тяжело переживала разлуку, но она оказалась умнее своей предшественницы: она уехала, дождалась пока супруг «перебесится» и, в конце концов, вернулась, но уже «на своих условиях».

Творческая жизнь Стиглица в 1920-1930 годах была плодотворной и довольно успешной. Он много фотографировал, его фотографии пользовались заслуженной популярностью, они постоянно мелькали на страницах книг и фотоальбомов, на обложках журналов, на выставках. Именно Стиглиц стал первым фотографом, чьи произведения удостоились музейного статуса.

После закрытия «Галереи 291» Стиглиц испытывал определенные трудности с продвижением своих работ, а также фотографий и картин своих учеников и друзей. В декабре 1925 года он открывает галерею «Intimate». Она была мягко сказать небольших размеров - Стиглиц называл ее «Комната» - но за четыре года существования галереи в ней прошло несколько десятков выставок пользовавшихся большой популярностью. В начале 1930 года он открыл новую галерею «An American Place», которая продолжала функционировать до самой его смерти.

Если верить энциклопедии «Британника», Стиглиц «почти в одиночку втолкнул свою страну в мир искусства XX века». И делал он это жесткой рукой, сурово расправляясь с теми, кто осмелился ему перечить. Даже для своих «любимчиков» он не делал поблажек: так, он сурово осудил Эдварда Стейхена «предавшего искусство ради коммерции». Стиглиц сам страдал от этого больше других, но ничего не мог с собой поделать. «Он не мог примириться с тем, что ученики постепенно покидают его, что находят свой путь, он всегда считал, что они его предают. Это была драма всей его жизни. Он был страшный собственник. Не отдавая себе в этом отчета», - писала внучка фотографа Сью Дэвидсон Лоув, автор книги «Стиглиц: Воспоминания/Биография» («Stieglitz: A Memoir/Biography»). Даже со своими лучшими друзьями он умудрялся испортить отношения: «День, когда я вошел в "Галерею 291", был величайшим днем в моей жизни...», - писал Пол Стренд, - «Но день, когда я вышел из "An American Place", был столь же велик. Я как будто вышел на свежий воздух, освободился от всего, что стало - по крайней мере, для меня - второстепенным, безнравственным, лишенным смысла».

Может быть в наказание за диктаторские замашки судьба приготовила Стиглицу неприятный сюрприз - последние годы жизни привыкший командовать фотограф провел в полной зависимости от своей жены. Это случилось после того как в начале 1938 года у него случился сердечный приступ, за которым последовали другие - каждый из которых оставлял великого человека все более и более слабым. Джорджия не замедлила перехватить бразды управления в свои руки: «Она сняла пентхаус, все помещение покрасила в белый цвет, не разрешила вешать на окна занавеси и украсила стены только своими работами», - писала Бенита Айслер в книге «О"Киф и Стиглиц: Американский роман» («O"Keeffe and Stieglitz: An American Romance»), - «Она дала консьержу список гостей, которых разрешено пускать в дом, и имя женщины, которую нельзя пускать никогда - Дороти Норман. Стиглиц был слишком слаб, чтобы возражать. Полный гнева и горечи, когда она командовала в доме, он погружался в прострацию, когда она уезжала. Финансово он целиком от нее зависел, что было для него невыносимо. Архитектор Клод Брагдон говорил, что когда бы он ни позвонил, Стиглиц всегда один и в унынии. Он хотел умереть».

Когда летом 1946 года у Стиглица случился очередной (последний как оказалось) сердечный приступ Джорджия была в отъезде. Вернувшись, она поспешила в госпиталь: он был еще жив, но без сознания; Дороти Норман сидела рядом с его кроватью. Несчастье не примерило их: Джорджия выгнала молодую соперницу и провела последние часы с мужем. Альфред Стиглиц скончался 13 июля 1946 года так и не придя в сознание. Согласно его завещанию его тело было кремировано, а его прах Джорджия увезла на озеро Джордж под Нью-Йорком, где они когда-то провели медовый месяц. Она никому не рассказывала о месте его последнего приюта, ограничившись фразой: «Я положила его там, где он сможет слышать озеро».

После смерти Стиглица О"Киф в течение нескольких лет приводила в порядок его наследие. Позднее она передала практически все работы фотографа (более 3 тысяч фотографий), а также его корреспонденцию (более 50 тысяч писем) в крупнейшие американские музеи и библиотеки.

Пояснял парнишке: «Это нужно для того, чтобы человек выглядел более естественно» . «Я бы не стал этого делать» , – смело ответил одиннадцатилетний малец старому профессионалу. Сегодня речь пойдет о человеке, который внес огромный вклад в искусство фотографии. Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz, 1864-1946) – мастер пикториализма, благодаря которому фотография стала частью искусства.

Многие искусствоведы говорят, что он практически в одиночку «втолкнул» это искусство в ХХ век. Делом всей жизни Альфреда Стиглица было учение о том, что фотография – это такое же искусство, как и живопись. На своем пути он то и дело встречал препятствия - финансовые трудности, непонимание и даже презрение окружающих, - но от своей цели не отказался.

Родился Альфред в штате Нью-Джерси в богатой еврейской семье, которая эмигрировала из Германии. Рос смышленым и крайне любознательным ребенком. Одним из его детских увлечений было посещение фотоателье, где он наблюдал за работой мастеров. Там по легенде и состоялся тот самый пророческий диалог о том, что ретушировать фотографии ненужно. Впоследствии, даже прославившись на весь мир, Стиглиц никогда не занимался ретушью снимков, считая, что это может «убить» фотографию.

Поскольку его родители были приверженцы старой европейской образовательной системы, было принято решение, что Альфред должен получить образование на родине. В 17 лет он поступает на машиностроительный факультет в Берлинскую Высшую техническую школу. Но его не сильно увлекла его будущая профессия. Благодаря достаточно высокому положению в обществе юный Альфред имел возможность общаться с художниками и писателями. Он все больше интересовался искусством, и наиболее активно - авангардизмом.

Общение с творческими людьми привело юного Альфреда к тому, что он сам уже не мог оставаться только наблюдателем.

«Я купил ее, принес в свою комнату и с тех пор практически не расставался с ней. Она очаровала меня, сначала это было для меня увлечением, после – страстью» , – вот что говорил Альфред о приобретении своей первой фотокамеры.

И действительно, после покупки фотоаппарата он практически никогда не выпускал его из рук. Его жизнь изменилась, молодой человек мог часами бродить по Берлину, стараясь запечатлеть жизнь такой, какая она есть. Это было не просто увлечение, а одержимость.

Отправившись в путешествие по Европе, Альфред и там не расставался с камерой, стараясь сделать как можно больше снимков. В объектив своего фотоаппарата юноша старался поймать всё многообразие действительности, которая его завораживала. Это были не только люди самых разных социальных слоев, но и городские и сельские пейзажи. Такая увлеченность творчеством в скором времени была вознаграждена: в 1887 году Альфред Стиглиц получил серебряную медаль в Лондоне на конкурсе фотографов-любителей. Это была его первая награда.

Отец Альфреда настаивал на том, чтобы юноша вернулся в Америку, но юноша долгое время сопротивлялся родительской воле. Фотография в то время не считалась на его родине искусством, в то время как сам Альфред был убежден – это свежая струя в творческой деятельности. Он верил, что фотодело обладает большим нераскрытым потенциалом. В 1890 году он все-таки едет в Нью-Йорк с твердым намерением привить американскому обществу мысль о том, что фотография – это не просто техническое средство передачи окружающей действительности. Его целью было заставить людей смотреть на фотографию, как на новый вид творчества.

Вернувшись в Америку, Стиглиц становится партнером в фирме, изготавливающей фотогравюры. Но свою страсть к фотографированию он не забыл. Мало быть просто одаренным человеком – талант Альфреда счастливо сочетался с упорством и выносливостью. Бывало, для того чтобы сделать один ценный кадр фотографу приходилось по несколько часов ждать подходящего момента.

«Следует выбрать место и затем старательно изучать линии и освещение. Потом наблюдайте за проходящими фигурами и выжидайте момента, когда все будет уравновешено, то есть когда будет удовлетворен ваш глаз. Нередко это означает - ждать часами» , – учил он.


Плодом подобной кропотливой работы стал снимок «Пятая авеню зимой» (Winter, Fifth Avenue). Фотограф увидел в улице нечто необычное, но для полноты картины чего-то не хватало. Ему пришлось простоять на холоде три часа, прежде чем на дороге наконец-то появился завершающий элемент – конка, которая неслась сквозь метель. Альфред часто говорил о том, какой это сложный труд – ждать того, о чем не знаешь сам.

Нередко творческих людей просят выделить из всех своих работ какую-нибудь одну, самую любимую. С такой просьбой к Альфреду Стиглицу обратился журнал Life в 1899 году. После долгих колебаний фотограф все-таки назвал фотографию «Починка сетей» (The Net Mender, 1898). На ней он запечатлел молодую голландскую девушку, которая занимается ремонтом рыболовной сети. Сам мастер говорил об этом фото так:

«Он говорит о жизни молодых голландских женщин, и каждый стежок в починке рыболовной сети есть зачаток их существования. И все это порождает поток поэтической мысли у тех, кто смотрит на неё, сидящую на огромных и бесконечных дюнах и трудящуюся с серьезностью и спокойствием, столь характерным для этих крепких людей»



Снимок стал настоящей историей жизни голландского народа в те времена.

Как и ожидал Стиглиц, в Америке ему пришлось столкнуться с пренебрежением к фотографии со стороны художественной элиты. Зачастую он слышал похвалу от известных художников, но многие подчеркивали, что фотография не является творчеством. В то время считалось, что искусством является только то, что сделано руками. Но Альфред не мог с этим смириться и наставал на своем: фотография может встать в один ряд с общепризнанными шедеврами.

Стиглиц хотел показать Америку в своих работах такой, какая она есть. Он стремился представить не просто какое-то место, а жизнь в нем. Зачастую для этого ему приходилось не раз возвращаться на одно и то же место.

Например, чтобы сделать знаменитую фотографию «Здание утюг» (Flatiron Building), фотограф приходил к нему в течение нескольких недель. Отец спрашивал у него для чего ему столько снимков одного и того же здания, на что сын отвечал:

«Это не здание, это образ Америки. И я хочу его уловить»


В 1893 году Альфред Стиглиц стал редактором журнала «Американский фотограф-любитель» (American Amateur Photographer). Но отношения с коллективом не сложились. Его стиль работы коллеги посчитали слишком авторитарным, что вынудило Альфреда уйти с этой должности. Позже он стал сотрудничать с малоизвестным журналом Camera Notes. Несмотря на то, что издание было убыточным, для фотографа он стал своеобразной трибуной для продвижения собственных прогрессивных идей.

В 1902 году Стиглиц организовал выставку современной американской фотографии. Решение о том, кто примет в ней участие оказалось непростым. Для отбора фотографий Альфредом была организована инициативная группа Photo-Secession, в которую вошли его сторонники и приятели Эдвард Стейхен, Кларенс Уайт, Гертруда Кейзебир, Франк Юджин, Фредерик Холанд Дэй, Элвин Лэнгдон Кобюрн.

Позже Альфред основал «Маленькую галерею Photo-Secession» (Little Galleries of the Photo-Secession). Там выставлялись не только фотографии, но и картины современных художников. Однако дела в галерее не всегда шли хорошо, так как она пользовалась популярностью в основном среди молодежи.

Нельзя не упомянуть о личной жизни художника, так как нередко любовные отношения влияют на творчество талантливых людей. Жизнь Альфреда не была исключением. На момент открытия галереи фотограф уже давно был женат на Эмилии Обермейер. Но это был брак по настоянию родителей. Супруги не могли найти точек соприкосновения.

Во время работы своей галереи он познакомился с молодой художницей и фотографом Джорджией О`Кифф. Стиглиц был рад наконец-то встретить человека, который разделяет его взгляд на жизнь.



Альфред влюбился, а после того, как супруга застала мужа за фотографированием обнаженной Джорджии, они развелись и Альфред женился на юной девушке. Но после свадьбы стало ясно, что большая разница в возрасте - 24 года! – не лучшим образом сказывается на их отношениях. Джорджия вела достаточно свободный образ жизни и не раз влюблялась в учеников мужа. Но, несмотря на это, все равно возвращалась к супругу.

Но и Альфред тоже не был всецело предан жене. В 1927 году он закрутил роман со своей двадцатидвухлетней ученицей. Ее звали Дороти Норман. Эти отношения очень сильно отразились на творчестве Стиглица: на него вновь снизошло вдохновение. Как в юности Альфред с энтузиазмом взялся за фотокамеру. Многие исследователи считают, что именно в период отношений с Дороти им были сделаны одни из самых выразительных и ярких снимков.

Считается, что успех творчества Альфреда пришелся на 20-30-е годы прошлого века. Именно в это десятилетие его фотографии наконец-то были признаны в обществе: они печатались на страницах книг и альбомов, становились обложками журналов. Впервые фотоснимки удостоились музейного статуса - и это были работы Стиглица. Он добился своей заветной цели – фотографию признали искусством.

Постоянная борьба и нервные стрессы сказались на здоровье фотографа. Начиная с 1938 года, у него начались частые сердечные приступы. Когда же он совсем ослаб и уже не мог работать, то попал в полную финансовую и физическую зависимость от Джорджии, что его весьма удручало. Спустя восемь лет он скончался. После смерти мужа Джорджия передала практически все его работы в различные музеи и библиотеки.