Местная противовоздушная оборона МПВО

система мероприятий, проводимых органами власти под руководством военных организаций в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта, аэродромов и др. Впервые стала осуществляться в годы 1-й мировой войны (1914-1918) в ряде государств. В России мероприятия по защите населения от нападения с воздуха начали проводиться с 3.03.1918, когда от воздействия бомбардировки немецкой авиации пострадали жители Петрограда (Санкт-Петербург). До 1932 мероприятия ПВО подразделялись на активную и пассивную оборону. Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, пассивная - силами гражданских организаций, предприятий, населения. В конце 1932 пассивная ПВО была названа МПВО. С целью проведения спасательных работ в очагах поражения создавались силы МПВО - местные части ПВО, а также участковые, объектовые команды и группы самозащиты, формировавшиеся в каждом районе, на предприятиях, в учреждениях, при домоуправлениях. Обучение населения и подготовку специалистов формирований возглавлял Осоавиахим. На МПВО возлагалось решение следующих задач: организация строительства убежищ, приспособление под них подвальных помещений, строительство командных и наблюдательных пунктов; накопление индивидуальных средств защиты; развитие средств связи и оповещения; обеспечение светомаскировки городов; повышение устойчивости работы предприятий - объектов ПВО в условиях налетов авиации противника; организация и ведение спасательных работ и обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов; дегазация территории, военной техники, одежды и обуви; тушение пожаров и зажигательных бомб и др. Деятельность МПВО особенно активизировалась накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. К началу 1941 подготовку по противовоздушной и противохимической защите получили более 8 млн. человек; на предприятиях насчитывалось 25 тыс. формирований, в распоряжении МПВО имелось свыше 30 млн. противогазов; в городах и на предприятиях было построено много убежищ и укрытий. В учениях МПВО в 1939-1940 гг. участвовало 11,3 млн. человек. На заводах и фабриках, в учреждениях и учебных заведениях, колхозах и совхозах, по месту жительства в 1940 было проведено 131 тыс. тренировок. Вводилась всеобщая обязательная подготовка населения (в возрасте от 16 до 60 лет) к противовоздушной и противохимической обороне. Развернулось строительство убежищ, укрытий, в которых можно было разместить более 20 млн. человек. В формирования МПВО включалась большая часть трудоспособного населения городов, оказавшихся под угрозой воздушного нападения. За период войны способам защиты от воздушно-химического нападения обучено свыше 100 млн. человек. К началу 1944 только в прифронтовой полосе действовало 16 инженерно-противохимических полков и батальонов, 136 гор. батальонов, 23 отдельных роты, 228 участковых формирований из приписного состава, 565 аварийно-восстановительных батальонов на железнодорожном транспорте, 1735 аварийно-восстановительных бригад и отрядов, 1896 сандружин, 2469 отрядов первой медицинской помощи и др. подразделений МПВО общей численностью 6 млн. человек. Войска МПВО имели общую численность свыше 220 тыс. чел. Они ликвидировали свыше 90 тыс. пожаров и загораний в городах и на предприятиях, предотвратили 32 тыс. аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили более 430 тыс. авиабомб и около 2,5 млн. снарядов и мин, восстановили 15 тыс. разрушенных жилых и др. зданий и т.д. Формирования МПВО оказывали также медицинскую помощь пострадавшим гражданам. В послевоенный период численность личного состава МПВО существенно сократилась. В 1956 советское правительство приняло Положение о МПВО СССР. В нем МПВО впервые названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых на территории страны. Её целями были: защита населения от атомного оружия и других средств поражения; создание условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в военное время; проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; оказание помощи пострадавшим. Общее руководство МПВО было возложено на Советы Министров союзных и автономных республик, краевые, областные и городские исполкомы. Начальниками МПВО назначались министры и начальники управлений внутренних дел. В 1960 с целью объединения руководства обороной и защитой тыла страны в условиях возможного применения ОМП МПВО была подчинена Министерству обороны СССР. В 1961 МПВО реорганизована в Гражданскую оборону.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Местная противовоздушная оборона" в других словарях:

    Запрос «МПВО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Местная противовоздушная оборона (МПВО) система оборонных мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти под руководством военных организаций, направленных на защиту… … Википедия

    МПВО В Москве создана в 1932, входила в общую систему ПВО страны. С 1937 ответственность за состояние и боеготовность МПВО возлагалась на Моссовет, в котором был образован штаб МПВО, а при управлениях и отделах созданы службы: оповещения, связи,… … Москва (энциклопедия)

    - (МПВО) система оборонных мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздушного нападения противника. Защита населения и народного хозяйства от ударов с воздуха стала… … Большая советская энциклопедия

    Местная противовоздушная оборона - (с 1961 г. Гражданская оборона), совокупность мероприятий, сил и средств, предназначенных для понижения эффективности нападений, защиты населения и животных, ликвидации последствий поражения на территории города (района, области) … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    - (МПВО), предназначалась для ликвидации последствий артобстрелов и ударов авиации противника, составная часть системы ПВО. 27 июня 1941 в соответствии с решением Исполкома Ленсовета силы и средства МПВО Ленинграда были развёрнуты и приведены …

    местная противовоздушная оборона 1941—45 - Отряд МПВО следует к месту проведения аварийных работ. 1942. Отряд МПВО следует к месту проведения аварийных работ. 1942. Ленинград. местная противовоздушная оборона 1941—45 (МПВО), предназначалась для ликвидации последствий артобстрелов и… …

    В Москве создана в 1932, входила в общую систему ПВО страны. С 1937 ответственность за состояние и боеготовность МПВО возлагалась на, в котором был образован штаб МПВО, а при управлениях и отделах созданы службы: оповещения, связи,… … Москва (энциклопедия)

    противовоздушная оборона 1941—45 - противовоздушная оборона 1941—45, боевые действия войск Северной зоны ПВО (с ноября 1941 Ленинградский корпусной район ПВО, с апреля 1942 Ленинградская армия ПВО) во взаимодействии с ВВС и ПВО Ленинградского фронта и Балтийского флота по… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Боевые действия войск Северной зоны ПВО (с ноября 1941 Ленинградский корпусной район ПВО, с апреля 1942 Ленинградская армия ПВО) во взаимодействии с ВВС и ПВО Ленинградского фронта и Балтийского флота по защите Ленинграда от ударов немецко… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия

система мероприятий, проводимых органами власти под руководством военных организаций в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта, аэродромов и др. Впервые стала осуществляться в годы 1-й мировой войны (1914-18) в ряде государств.
В России мероприятия по защите населения от нападения с воздуха начали проводиться с 1918, когда от воздействия бомбардировки немецкой авиации пострадали жители Петрограда (Санкт-Петербург). До 1932 мероприятия ПВО подразделялись на активную и пассивную оборону. Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, пассивная - силами гражданских организаций, предприятий, населения. В конце 1932 пассивная ПВО была названа МПВО. С целью проведения спасательных работ в очагах поражения создавались силы МПВО - местные части ПВО, а также участковые, объектовые команды и группы самозащиты, формировавшиеся в каждом районе, на предприятиях, в учреждениях, при домоуправлениях. Обучение населения и подготовку специалистов формирований возглавлял Осоавиахим. На МПВО возлагалось решение следующих задач: организация строительства убежищ, приспособление под них подвальных помещений, строительство командных и наблюдательных пунктов; накопление индивидуальных средств защиты; развитие средств связи и оповещения; обеспечение светомаскировки городов; повышение устойчивости работы предприятий - объектов ПВО в условиях налётов авиации противника; организация и ведение спасательных работ и обезвреживание неразорвав- шихся боеприпасов; дегазация территории, военной техники, одежды и обуви; тушение пожаров и зажигательных бомб и др.
Деятельность МПВО особенно активизировалась накануне Великой Отечественной войны 1941-45 гг. К началу 1941 подготовку по противовоздушной и противохимической защите получили более 8 млн. человек; на предприятиях насчитывалось 25 тыс. формирований; в распоряжении МПВО имелось свыше 30 млн. противогазов; в городах и на предприятиях было построено много убежищ и укрытий. В учениях МПВО в 1939-40 гг. участвовало 11,3 млн. человек. На заводах и фабриках, в учреждениях и учебных заве-дениях, колхозах и совхозах, по месту жительства в 1940 было проведено 131 тыс. тренировок. Вводилась всеобщая обязательная подготовка населения (в возрасте от 16 до 60 лет) к противовоздушной и противохимической обороне. Развернулось строительство убежищ, укрытий, в которых можно было разместить более 20 млн. человек. В формирования МПВО включалась большая часть трудоспособного населения городов, оказавшихся под угрозой воздушного нападения. За период войны было обучено способам защиты от воздушно-химического нападения свыше 100 млн. человек. К началу 1944 только в прифронтовой полосе действовало 16 инженерно-противохимических полков и батальонов, 136 гор. бата-льонов, 23 отдельных роты, 228 участковых формирований из приписного состава, 565 аварийно-восстановительных батальонов на железнодорожном транспорте, 1735 аварийно-восстановительных бригад и отрядов, 1896 сандружин, 2469 отрядов первой медицинской помощи и др. подразделений МПВО общей численностью 6 млн.
человек. Войска МПВО имели общую численность свыше 220 тыс. чел. Они ликвидировали свыше 90 тыс. пожаров и загораний в городах и на предприятиях, предотвратили 32 тыс. аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили более 430 тыс. авиабомб и около 2,5 млн. снарядов и мин, восстановили 15 тыс. разрушенных жилых и др. зданий и т.д. Формирования МПВО оказывали также медицинскую помощь пострадавшим гражданам.
В послевоенный период численность личного состава МПВО существенно сократилась. В 1956 советское правительство приняло Положение
о МПВО СССР. В нем МПВО впервые названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых на территории страны. Её целями были: защита населения от атомного оружия и других средств поражения; создание условий, обеспечивающих надёжность работы объектов народного хозяйства в военное время; проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; оказание помощи пострадавшим. Общее руководство МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, краевые, областные и городские исполкомы. Начальниками МПВО назначались министры и начальники управлений внутренних дел. В 1960 с целью объединения руководства обороной и защитой тыла страны в условиях возможного применения ОМП МПВО была подчинена Министерству обороны СССР. В 1961 МПВО реорганизована в Гражданскую оборону СССР.

Осуществлявшихся местными органами власти под руководством военных организаций , направленных на защиту населения и народного хозяйства от нападения врага с воздуха и ликвидацию последствий осуществлённых ударов.

История

Необходимость защиты населения и объектов экономики от воздушных ударов впервые появилась в ходе Первой мировой войны 1914-1918 годов. С этой целью в России, Франции, Великобритании, Германии и других воюющих странах были разработаны и стали проводиться следующие мероприятия: светомаскировка, оповещение населения и доведение до него правил поведения в случае воздушного или химического нападения, оказание медицинской помощи, обеспечение средствами индивидуальной защиты, борьба с пожарами, оборудование укрытий и т.п. Эти мероприятия проводились в Лондоне, Ярмуте, Уэртинге, Париже, Реймсе, Дюнкерке, Вердене, Фрайбурге, Кельне, Киле, Софии, Петрограде, Одессе, Севастополе, Николаеве, Варшаве, Минске, Риге, Гродно, Белостоке, Бресте, Таллине и др. В СССР впервые мероприятия по защите населения от воздушного нападения были осуществлены 3 марта 1918 года во время отражения наступления германских войск на Петроград. Именно тогда Комитет революционной обороны в своем Воззвании к населению Петрограда и его окрестностей довел основные требования противовоздушной и противохимической защиты .

В 1920-1930-х годах службы местной противовоздушной обороны появились во многих странах Европы.

МПВО возникала в крупных городах, на важных объектах промышленности, транспорта, связи, в учреждениях, учебных заведениях, в жилом секторе. Строились убежища , население обучалось способам защиты от воздушного и химического нападения, готовились формирования спасательных и срочных аварийных работ.

Главное управление МПВО МВД СССР работу штабов МПВО городов, являющихся рабочим аппаратом горисполкомов, направляет через управления МПВО, отделы МПВО и отделения МПВО, созданные в составе МВД республик и УМВД краев и областей.

За инженерно-противохимическими частями войск ГУМПВО МВД СССР закреплены наиболее важные объекты, с задачей обеспечения на этих объектах работы по ликвидации нападений с воздуха.

Особенно широкий размах местная противовоздушная оборона приобрела в годы Великой Отечественной войны : части и формирования МПВО обезвреживали авиабомбы и артиллерийские снаряды , ликвидировали пожары и загорания, восстанавливали мосты, предотвращали аварии, оказывали медицинскую помощь.

В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону - в связи с развитием оружия массового поражения .

Состав

01.09.1949 года

  • Главное управление местной противовоздушной обороны МВД СССР (ГУМПВО МВД СССР), являлось центральным органом управления МПВО, руководящим подготовкой территории СССР к местной противовоздушной обороне и направляющим деятельность всех министерств, ведомств и общественных организаций по выполнению задач противовоздушной обороны СССР.
  • инженерно-противохимические части войск ГУМПВО;
  • штабы МПВО городов;
  • штабы МПВО ответствующие службы министерств и ведомств Союза;

Общая численность войск МПВО МВД СССР - 5 205 человек личного состава, в том числе: офицерского состава 937 человек, сержантского и рядового состава 4 181 человек и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОУ СПО «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Основы безопасности жизнедеятельности

История организации системы гражданской обороны в России

Составитель:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Ф.Ф. Мунасипов

Введение

Почти семь десятилетий существовали две системы защиты населения от нападений с воздуха - МПВО и ГО. За эти годы они показали свою жизненную необходимость, разумность большинства мероприятий, а потому приобрели всенародный характер.

МПВО в годы Великой Отечественной войны спасла от разрушения немецкими фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев, Севастополь, Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого не скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но город выстоял и победил.

С 1961 г. и по сей день гражданская оборона выполняла стратегическую оборонную задачу: защищала население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника. большинство населения обеспечили укрытием в надежных защитных сооружениях, были накоплены достаточные запасы средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической) разведки. Многое сделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий.

Меняются политические устройства государств, социально-экономические условия, технологии производств и системы оружия, соответственно им и военные доктрины. Появились Концепция национальной безопасности России, законы "Об обороне", "О гражданской обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуций природного и техногенного характера".

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования, общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.

Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.


Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным, и морским делам (с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов - их командованием.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах - участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях -группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100-300 рабочих и служащих - на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей - при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - через учебную сеть общественных оборонных организаций.

С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) - для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) -для школьников. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилению местной противо-воздушной обороны в этих городах, в частности непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти - Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти; в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.

В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: Развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

Еще в годы Первой мировой войны (1914 -1918 гг.) в ходе военных действий начала применяться боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника.

Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство, начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.

Например, постановление «О мерах противо-воздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе», постановление, обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны, «Об организаций воздушно-химической обороны территории Союза ССР» и другие.

Территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году были созданы специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.

Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.

Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 г, были созданы. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

4 октября 1932 года Советом народных комиссаров СССР принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий. Основными задачами МПВО являлись:

предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;

осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);

ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;

подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения;

организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;

оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;

поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах - участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях -группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100-300 рабочих и служащих - на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей -при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - через учебную сеть общественных оборонных организаций.

С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) -для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО)-для школьников.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха.

Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг.

22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО.

МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.

Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

Гражданская оборона СССР 1961 – 1991

Роль и задачи гражданской обороны СССР

Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.

МЧС и Гражданская оборона (современный период)

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.

В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а затем был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу.

18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”. РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям. Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.

История МВПО-ГО Москвы

Годы войны стали суровым испытанием для МПВО Москвы. После начала боевых действий началось развертывание сил и средств, усиливалась противопожарная защита, приводились в готовность медицинские учреждения.

Государственный Комитет Обороны (ГКО), учитывая особенности сложившейся обстановки, 5 июля 1941 года принимает Постановление «О реорганизации службы МПВО города Москвы». Общая численность личного состава частей и формирований МПВО Москвы составляла около 650 тыс. человек.

К концу 1941 года, ко времени наиболее массированных воздушных налетов противника на Москву, в городе было подготовлено 1029 газоубежищ, 6215 бомбоубежищ, 19500 землянок. 23,3 км линий метрополитена были приспособлены под убежища. Всего защитные сооружения позволяли укрыть до 1,6 млн. человек.

Всего в период с 21 июля 1941 год по апрель 1942 года немецкая авиация совершила 141 налет на Москву. В воздушных налетах было задействовано около 8600 самолетов. К городу удалось прорваться 234 самолетам. Силами ПВО было уничтожено 1392 самолета.

При налетах на столицу было сброшено 1610 фугасных бомб и более 100 тыс. зажигательных. В результате бомбовых ударов было разрушено 5,5 тыс. жилых домов, около 450 социально-бытовых и культурных учреждений, 169 предприятий местной промышленности. Пострадал 7041 человек, из них погибло 1356 человек. Почти полностью был разрушен театр им. Вахтангова, взрывами фугасных бомб были повреждены здания МГУ на Моховой, здание Большого театра. Четыре раза бомбили музей изобразительных искусств им. Пушкина. 16 фугасных и несколько сотен зажигательных бомб были сброшены на территорию Кремля.

Штаб МПВО города располагал 230 постами воздушного наблюдения, которые докладывали о действиях авиации противника в своих секторах.

Извещение о приближении самолетов противника к столице штаб МПВО г. Москвы получал от активных средств противовоздушной обороны через сеть воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). При необходимости передачи сигнала «Воздушная тревога» радиотрансляционная сеть и все сирены, установленные в городе, переходили в распоряжение командного пункта (КП) МПВО г. Москвы.

При объявлении сигнала воздушной тревоги, штабы МПВО районов немедленно докладывали на КП МПВО города сведения о готовности районных сил и средств МПВО.

Решением Исполкома Моссовета от 30 июня 1941 года было создано свыше 12 тыс. противопожарных формирований, насчитывающих в своем составе около 200 тыс. человек рабочих, служащих, домохозяек, школьников.

Во время налетов на крышах, чердаках и верхних этажах зданий выставлялись пожарные посты. Одновременно дежурило до 10 тыс. человек. Силами только военизированных формирований было обезврежено более 40 тыс. зажигательных бомб, потушено около 2 тыс. пожаров и возгораний.

Более 700 крупных пожаров ликвидировала ордена Ленина Краснознаменная противопожарная служба МПВО г. Москвы, которую возглавлял полковник Иван Николаевич Троицкий.

Пожарные команды МПВО Москвы отстояли от огня 203 промышленных предприятия, 384 крупных жилых домов, 179 учреждений культуры и здравоохранения. Были спасены Государственная библиотека им. В.И.Ленина, комплекс зданий МГУ, издательства газет «Правда», «Известия», завод «Динамо» и др.

Вражеская авиация редко рисковала появляться в московском небе в светлое время суток. Налеты в большинстве своем совершались ночью. Приказом по МПВО Москвы и Московской области № 1 от 22 июня 1941 года в столице и в области вводился режим полного затемнения. Центром, возглавлявшим разнообразную и сложную деятельность по обеспечению светомаскировки, был штаб МПВО Москвы. До войны Москву освещали 26 тыс. фонарей уличного освещения, на их отключение требовалось до полутора часов времени. Москва стала первым в СССР городом, решившим задачу централизованного управления наружным освещением. К началу войны все уличное освещение Москвы отключалось из одного пункта за несколько секунд.

Правопреемником системы Гражданской обороны Москвы является Главное управление МЧС России по г. Москве. Для обеспечения безопасности населения и территорий Москвы Главное управление имеет в своём подчинении более 100 пожарных частей, Государственное учреждение «Пожарно-спасательный центр», Московскую городскую поисково-спасательную службу в составе 23 поисково-спасательных станций, Государственное учреждение «Московский авиационный центр», Государственную инспекцию по маломерным судам, что насчитывает 161 формирование, а это около 24 000 чел., 2 900 ед. специальной техники. Ежедневно в круглосуточном режиме безопасность москвичей обеспечивают около 4 500 чел. и 2 000 ед. специальной техники.