С началом XXI века крупнейшие мировые державы начали негласные соревнования по строительству самого совершенного боевого корабля в мире. Конечно же, особый темп задают американские кораблестроители.

Не так давно в США был разработан и уже прошел ходовые испытания корабль прибрежной зоны нового поколения «Independence » - головной корабль второго типа, создаваемого по программе литоральных боевых кораблей (Littoral Combat Ship или LCS). Однако испытания выявили ряд недостатков. Но обо всем по порядку.

Программа постройки литоральных боевых кораблей - одна из основных, реализуемых сегодня ВМС США. Ее цель - серийная постройка и ввод в боевой состав флота более пятидесяти быстроходных и высокоманевренных боевых кораблей, оснащенных самыми современными комплексами ударного, оборонительного и радиотехнического вооружения. Главная задача кораблей прибрежной зоны - борьба с нетрадиционными для американского ракетно-ядерного океанского флота силами и средствами противника в прибрежной акватории, причем не своей, а противника.

Программа была воплощена в жизнь с подачи командующего военно-морских операций ВМС США адмирала Верне Кларка. По его мнению, корабли прибрежной зоны должны занять ту зону военно-морских операций, где применение кораблей океанской зоны является либо слишком рискованным, либо чрезмерно дорогим удовольствием.

Речь идет о так называемой литоральной зоне. Однако употребление в отечественной военно-морской литературе термина «боевой корабль литоральной зоны», или «литоральный боевой корабль», является не совсем соответствующим российской практике и представляет собой вынужденный шаг - так называемый калькированный перевод. Дело в том, что в отечественной науке под термином «литораль» понимается как зона морского дна, затопляющаяся во время прилива и осушающаяся при отливе и расположенная, таким образом, между уровнями воды в самый низкий отлив и самый высокий прилив». Как видим, данная зона не представляет собой столь уж большую, с точки зрения военно-морской стратегии, значимость, чтобы для действий в ней строить весьма крупную серию надводных кораблей основного класса. Если же брать во внимание зарубежную трактовку термина «литоральная зона», то мы получаем зону взаимодействия моря и суши, состоящую из морского берега, береговой линии и берегового подводного склона и способную достигать ширины от нескольких метров до нескольких километров. Если принимать во внимание данное описание, то в отечественной военно-морской терминологии ему можно найти соответствующий термин - «прибрежная морская зона - (кстати, одно из значений слова «littoral» - как раз «прибрежный»). Так что американские корабли семейства LCS (классов «Freedom » и «Independence ») следует именовать «корабли ближней морской зоны». Хотя - это все дело вкуса, по большому счету.

концепция литоральных кораблей

По замыслу американцев, литоральные боевые корабли должны стать органичным дополнением мощных ударных сил, а их основные враги - малошумные неатомные подводные лодки, надводные корабли среднего и малого водоизмещения, выставленные на минных позициях мины и минные комплексы, а также объекты системы береговой обороны противника. Задача разработчиков данного проекта была - создать небольшой, быстроходный, маневренный и достаточно недорогой корабль в семействе боевых кораблей DD(X), который обладал бы способностью к быстрой реконфигурации - в зависимости от конкретной боевой задачи, вплоть до обеспечения пусков крылатых ракет и действий сил специальных операций.

Основной особенностью новых боевых кораблей является их модульный принцип постройки: в зависимости от назначаемой задачи и театра военных действий на борту литоральных боевых кораблей могут устанавливаться различные боевые комплексы и вспомогательные системы. Кроме того, проектирование велось с использованием «принципа открытой архитектуры» что позволит в будущем достаточно быстро и легко внедрять новые технические средства и использовать наиболее современные . В результате флот из литоральных кораблей сможет стать мощной и универсальной силой, отличающейся высоким боевым потенциалом маневренностью и скрытностью действий.

Первоначально интерес к тендеру, объявленному командованием ВМС США по программе корабля прибрежной зоны, проявили шесть компаний, и в 2002 году они получили контракты по 500 тысяч долларов каждая для проведения предэскизного проектирования. После оценки результатов их трудов ВМС США в июле 2003 года определили для участия в тендере по литоральным кораблям три консорциума в составе: «General Dynamics », «Lockheed Martin », «Raytheon ».

Консорциумам были выданы контракты на выполнение эскизного проектирования - первый получил контракт на 8,9 миллионов долларов, а остальные два по 10 миллионов долларов. В следующем году они представили американскому флоту свои эскизные проекты.

Первая группа разрабатывала надводный корабль среднего класса по схеме , которая была выбрана - «General Dynamics » после анализа результатов исследование, проведенного специалистами судостроительной компании «Bath Iron Works », и на основе опытной эксплуатации тримаранов построенных ранее компанией «Austral ». Среди прочего была доказана способность тримарана развивать скорость полного хода более 50 узлов, и возможность эффективной эксплуатации корабля экипажем в составе всего 25-30 человек. Одним из существенных преимуществ являются их высокие , особенно - остойчивость, плавучесть, ходкость и управляемость. С другой стороны, следует это подчеркнуть особо, в отличие конкурентов он изначально планировался с меньшей степенью универсальности, чем у конкурентов, и, по замыслу разработчиков, должен решать следующие задачи:

- противодействие и террористам (сегодня именно литоральные боевые корабли типа «Independence» многие зарубежные эксперты и специалисты по борьбе с пиратством видят в качестве основного потенциального средства борьбы с морскими разбойниками);
- борьба с быстроходными катерами, особенно в случае использования ими способа атаки в «расчлененном» строю;
- поиск и уничтожение неатомных подводных лодок;
- осуществление противоминных опёраций;

- переброска личного состава и грузов, о том числе высадка и прием спецподразделений на борт.

Группа компаний во главе с концерном «Lockheed Martin » впервые обнародовала свой проект корабля прибрежной зоны в апреле 2004 года, в ходе проведения военно-морской выставки в Вашингтоне, округ Колумбия. Отличительной особенностью корабля стало использование в ходе проектирования формы корпуса полуглиссирующего типа - западные специалисты его называют «морской клинок». Аналогичная форма корпуса впервые была использована на быстроходных морских судах, завоевавших рекорд скорости на трансатлантических линиях, а сегодня применяется в адаптированном виде и на более крупных быстроходных военных и гражданских транспортных судах.

Для того чтобы повысить свои шансы на победу, разработчики из данного консорциума в максимально возможной степени учли все требования ВМС США - особенно в вопросах универсальности, модульности и взаимозаменяемости отдельных блоков и модулей вооружения и различного оборудования.

И, наконец, последняя группа, лидером которой являлась компания «Raytheon », предлагала проект, разработанный на базе норвежского малого . При этом главный подрядчик отвечал за разработку отдельных систем и интеграцию всех компонентов на борту корабля, в то время как Ассоциация имени Джона Маллена выступала в качестве экспертной группы по вопросам проектирования корабля. Следует особо отметить, что эта модификация проектировалась как «корабль на воздушной подушке скегового типа» (по западной терминологии - «surface-effect-ship»), по которой спроектирован проекта 1239 «Бора ». Однако этот проект был в конечном итоге отклонен ВМС США в мае 2004 года.

корабль с малой площадью ватерлинии «Sea Fighter»

Пока Пентагон, Конгресс и судостроители улаживали предварительные вопросы, постепенно приближаясь к официальному старту программы, адмиралы опробовали концепцию высокоскоростных и маневренных боевых кораблей, спроектированных с использованием нетрадиционных схем и модульного принципа построения.

За основу при проектировании кораблей прибрежной зоны была взята схема корабля с малой площадью ватерлинии «Sea Fighter », обеспечивающего высокие мореходные качества - в ближней и дальней морских зонах, в простых и штормовых условиях. При этом одним из главных условий, которые должны были обеспечить разработчики, стал модульный принцип построения корабля - в зависимости от назначенных боевых задач и театра военных действии корабль должен был обеспечивать интеграцию тех или иных специализированных сменных боевых модулей. Кроме того «Sea Fighter » - в обязательном порядке должен был обеспечивать прием/выпуск летательных аппаратов, а также маломерных катеров, том числе и необитаемых.

Проектирование корабля выполнила британская компания «BMT Nidel Gee Ltd », а его постройка велась на занимавшейся до того постройкой быстроходных паромов верфи компании «Nichols Bros. Boat Builders » (город Фрилэнд, штат Вашингтон). Заказ на него был размещен 15 февраля 2003 года, закладка киля состоялась 5 июня 2003 года, на воду корабль был спущен 5 февраля 2005 года и 31 мая того же года был принят в боевой состав ВМС США.

Технические характеристики корабля «Sea Fighter»:
Водоизмещение - 950 тонн;
Длина - 79,9 м;
Ширина - 21,9 м;
Осадка - 3,5 м;
Дальность плавания - 4400 миль;
Экипаж - 26 человек;

Силовая установка - комбинированная, дизель-газотурбинная ГЭУ в составе двух дизельных MTU 595 и двух газотурбинных LM2500 установок: дизели используются на крейсерской скорости, а турбины - для высоких скоростей хода.

В качестве движителей используются два поворотных , размещенные по одному в двух корпусах катамарана. Удачное сочетание силовой установки и движителей позволяет кораблю развивать скорость хода до 50 узлов.

На борту корабля оборудованы две вертолетные полетные палубы, обеспечивающие прием и выпуск вертолетов на скоростях хода вплоть до полного, в распоряжении экипажа - кормовое устройство, позволяющее спускать на воду и принимать на борт катера или подводные диверсионные или противоминные аппараты длиной до 11 м.

По оценке командования ВМС США корабль «Sea Fighter » должен был позволить флоту решить две главные задачи: изучить потенциальные возможности кораблей данной схемы, а также отработать модульный принцип формирования бортового вооружения корабля. В последнем случае предусматривалась возможность установки в корпус корабля различных контейнерообразных модулей, позволяющих в зависимости от модуля решать задачи противолодочной обороны, противоминной обороны, борьбы надводными кораблями противника, участия в морских десантных операциях, а также решать задачи по переброске войск и военных грузов по морю и выполнять пуск крылатых ракет морского базирования. Отличительной особенностью корабля «Sea Fighter » является наличие у него сквозной грузовой палубы - по типу судов класса Ro-Ro.

Первые же испытания корабля «Sea Fighter » принесли положительные результаты. Полученные данные были активно использованы разработчиками в рамках программы LCS обоих типов. Стоит особо отметить, однако, что в последнее время командование ВМС и Береговой охраны США все более активно изучает возможность преимущественного использования кораблей типа «Sea Fighter » в качестве боевых кораблей флота, а для обеспечения безопасности и правопорядка в своих внутренних водах, а также для защиты национальных интересов в эксклюзивной экономической зоне США В случае же необходимости наращивания сил и средств флота вдали от собственного побережья корабли данного типа благодаря их высокой скорости и дальности плавания могут быть достаточно быстро переброшены в назначенный район.

В феврале 2004 года Объединенный наблюдательный совет по вопросам соблюдения требований к проектированию военной техники окончательно одобрил представленный командованием ВМС США документ, в котором обосновывалась необходимость закупки литоральных боевых кораблей, а 27 мая Военно-морское Министерство США объявило о том, что две группы компаний, возглавляемые «General Dynamics » и «Lockheed Martin », получили контракты стоимостью 78,8 миллионов и 46,5 миллионов долларов соответственно, на завершение проектных работ, после которых они приступят к постройке опытных кораблей нулевой серии Flight 0: «Lockheed Martin » построит корабли LCS 1 и LCS 3, а «General Dynamics » - LCS 2 и LCS 4. Причем было объявлено, что вместе с расходами на постройку кораблей прибрежной зоны стоимость контрактов может возрасти до 536 миллионов и 423 миллионов долларов соответственно. Именно такую сумму командование ВМС предлагало заложить в бюджеты 2005-2007 финансовых годов (на строительство девяти литоральных кораблей на период до 2009 года включительно было запланировано около 4 миллиардов долларов).

литоральный боевой корабль «Freedom» LCS 1

Наконец, 2 июня 2005 года головной корабль прибрежной зоны первого типа LCS 1 «Freedom » - был заложен на верфи «Marinette Marine », в городе Маринетт, штат Висконсин, а 23 сентября 2006 года его с помпезностью спустили на воду. Корабль был передан флоту 8 ноября 2008 года.

литоральный боевой корабль «Independence» LCS 2


Консорциум во главе с «General Dynamics » 19 января 2006 года приступил к постройке своего тримарана «Independence » - для этого была выбрана верфь «Austral USA Shipyards » в городе Мобил, штат Алабама. 30 апреля 2008 года корабль был спущен на воду, и принят в боевой состав, флота 16 января 2010 года.

Однако благодушному настроению американцев вскоре пришел конец. Причиной, как и в случае со многими другими программами Пентагона, стал неконтролируемый рост цен. В итоге все работы по постройке вторых класса «Freedom » LCS 3 и класса «Independence » LCS 4 были приостановлены. Но итогом стала отмена контракта на их строительство.

Следует также отметить, что в ходе ходовых испытаний обоих построенных головных кораблей была выявлена масса недостатков и серьезных технических упущений.

Фирма из Флориды надеется найти инвесторов для своего уникального проекта стоимостью 10 миллиардов долларов США – плавающего города длиной 1,4 километров. Судно, получившее имя «Freedom Ship» («Корабль Свободы»), должно стать самым большим из когда-либо построенных человечеством и не имеющим аналогов. Оно спроектировано, чтоб стать полностью автономным местом для того, чтобы жить, лечиться, работать, учиться, отдыхать и развлекаться.

Проект подразумевает оборудование на борту «Freedom Ship» апартаментов, клубов, картинных галерей, парка, цирка, водоемы с водопадами, большие морские аквариумы и множества других всевозможных мест для развлечений и отдыха. Здесь будет самая большая беспошлинная торговая зона с гигантским торговым центром. Надстройка судна, состоящая из 25 палуб, предоставит место для библиотек и школ, спортивных секций и фитнес-центров, больниц и медицинских пунктов, магазинов и банков, офисов и предприятий легкой промышленности.

Оставаясь круизным лайнером, «Freedom Ship» будет непрерывно следовать по одному и тому же маршруту вокруг земного шара, посещая большинство прибрежных районов по всеми миру. Оборудованные на его верхней палубе взлетно-посадочная полоса и аэропорт для встречи и обслуживания вертолетов и небольших частных самолетов, а также собственный парк яхт, катеров и подводных лодок помогали бы пассажирам легко переправляться с берега или на берег.


Согласно плану, город будет иметь длину 1 370 метров, максимальную ширину 229 метров, высоту 107 метров и водоизмещение порядка 2,5 миллионов тонн. На его борту разместятся 100 000 человек, включая 80 000 пассажиров и гостей, а также 20 000 членов экипажа и обслуживающего персонажа. Отели обеспечат постоянное проживание 10 000 человек.

Разработчики полагают, что вся идея проекта автономного плавающего города должна базироваться на четырех основных составляющих. Прежде всего, это коммерческий район с необходимым количеством рабочих мест, способный удовлетворить потребности и интереси всего населения на борту корабля. Второе – соответствующая транспортная инфраструктура для обеспечения ежедневного перемещения товаров и людей. Третье – мощный всеуровневый образовательный сектор с высококвалифицированными профессионалами. Наконец, на борту плавающего города должна быть организована система здравоохранения с достаточным количеством медицинских пунктов и клиник. Если территория «Freedom Ship» получит эти четыре «ключа», город будет жить и процветать, а стоимость бизнеса и жилья в нем будет расти в геометрической прогрессии.

Говоря о безопасности судна столь беспрецедентных габаритов, разработчики уверяют, что, благодаря плоскому корпусу длиной 1 370 метров и шириной 229 метров, «Freedom Ship» будет обладать непревзойденной стабильностью, обеспечивающей гладкую поездку в самых грубых морях. В качестве дополнительных мер предусматривается оборудование внутри корпуса порядка 600 изолированных и индивидуально управляемых секций с водой и воздухом.

Завершив многолетний этап проектирования, в настоящее время команда «Freedom Ship» пытается найти инвесторов для реализации этого экстраординарного проекта. «Это будет очень трудно капитализируемый проект, и мировая экономика в последние несколько лет не отличалась большим интересам к бездоказательным прогрессивным проектам подобных нашему», сказал руководитель проекта «Freedom Ship» Роджер М. Гуч. «[Но] за последние шесть месяцев мы наблюдаем большой интерес к проекту, и мы надеемся, что заработаем 1 миллиард долларов США, чтобы начать строительство». Полная стоимость проекта оценивается в 10 миллиардов долларов США.

© Текст: Егор Ланин, Журнал ruYachts, 2014
© Источник фото: пресс-материалы

Военно-морские силы США только начали принимать в опытную эксплуатацию и оценивать новые боевые корабли прибрежной зоны (БКПЗ) LCS (Littoral Combat Ship) типа «Свобода» (Freedom), но фактически маркетинговая кампания уже началась. В работе 9-й международной военно-морской выставки «ИМДЕКС ЭЙША-2013» (IMDEX ASIA – International Maritime Defence Exhibition and Conference), которая прошла в Сингапуре с 14 по 16 мая, приняли участие 15 боевых кораблей из девяти стран.

В число представленных на выставке кораблей, базировавшихся на территории военно-морской базы «Чанги», входили патрульные, фрегаты, корветы и эсминцы, прибывшие из Австралии, Франции, Индии, Индонезии, Республики Корея, Малайзии, Сингапура, Таиланда и США. Впервые на международном салоне был продемонстрирован головной американский БКПЗ «Фридом», созданный компанией «Локхид Мартин» по концепции LCS-1.

Программа строительства

Если учесть, что в ноябре 2012 года на военно-морском салоне «Евронаваль-2012» компания «Локхид Мартин» впервые продемонстрировала модель многоцелевого БКПЗ типа LCS для зарубежных заказчиков, то первую демонстрацию ее нового корабля «Фридом» на салоне в Сингапуре можно считать началом маркетинговой кампании по продвижению концепци

LCS – это новое поколение надводных кораблей ВМС США, которые могут действовать в открытом море, однако адаптированы для выполнения широкого спектра боевых задач в прибрежной зоне . Среди основных функций LCS патрулирование, защита флота от нападения малых надводных судов, борьба с малошумными подводными лодками, противоминная борьба, ведение разведки, поддержка действий сил специальных операций.

Благодаря тому, что корабли сконструированы с использованием модульной концепции, каждый из них в короткое время может быть перепрофилирован для выполнения любой из этих миссий. Постройка кораблей LCS осуществляется двумя основными подрядчиками по двум альтернативным проектам. Серия LCS-1 создается для ВМС США компанией «Локхид Мартин», LCS-2 – компанией «Остал Ю-Эс-Эй».

Головной корабль серии LCS-1 «Фридом» (Freedom) не только продемонстрирован в Сингапуре странам Азиатско-Тихоокеанского региона, но будет находиться там восемь месяцев, действуя в зоне ответственности 7-го флота ВМС США. Как сообщили ВМС США, запланировано участие корабля не только в работе салона «ИМДЕКС ЭЙША», но и в учениях CARAT (Cooperation Afloat and Readiness and Training) в Юго-Восточной Азии совместно с региональными вооруженными силами, а также в учениях SEACAT (Southeast Asia Cooperation and Training).

На борту в настоящее время находится усиленный экипаж в составе 91 человека, включая 19 специалистов для выполнения задач по борьбе с надводными кораблями, а также авиационное подразделение из состава 73-й ударной вертолетной эскадрильи HSM-73 (Helicopter Maritime Strike Squadron 73). Однако базовый экипаж насчитывает 40 человек, к которым добавляются расчеты боевых модулей и состав авиакрыла. В общей сложности на корабле могут базироваться всего 75 человек, что связано с повышенной автоматизацией бортовых систем и необходимостью снижения эксплуатационных расходов.

LCS-1 «Фридом» разработан компанией «Локхид Мартин» и относится к классу фрегатов . Представляет собой однокорпусный полуглиссирующий корабль со стальным корпусом и алюминиевой надстройкой. Конструкционная защита носит локальный характер, надстройка и элементы вооружения выполнены по технологии малозаметности «Стелс». Обеспечена защита экипажа от оружия массового поражения.

LCS-1 был заложен на судостроительном заводе Marinette Marine в 2004 году, спущен на воду в конце сентября 2006-го, в 2008 году сдан в опытную эксплуатацию, а на вооружении ВМС США находится с 2011-го. Второй корабль LCS-3 заложен в 2009 году и сдан в 2012-м. Третий LCS-5 заложен в 2011-м, также строится LCS-7, выданы контракты на строительство LCS-9 и LCS-11.

Стоимость первых фрегатов типа LCS-1 превышает 500 млн. долларов, но по решению конгресса США цена последующих кораблей ограничена 460 миллионами. Предполагалось построить до 2030 года за 12 миллиардов долларов 60 фрегатов выбранного варианта LCS (LCS-1 или LCS-2), но кризис и растущая стоимость привели к сокращению программы до 52 кораблей.

Основные характеристики

Длина – 115,3, ширина – 17,5, осадка –3,9 метра, полное водоизмещение около 3089 тонн. Корабль оснащен комбинированной четырехвальной дизель-газотурбинной силовой установкой суммарной мощностью 113 тысяч л.с. с четырьмя водометными движителями, которая позволяет LCS-1 развивать скорость до 45 узлов и совершать переходы на дальность 3500 морских миль на скорости 18 узлов.

На корабле могут базироваться два противолодочных вертолета MH-60B/F или один вертолет MH-60B/F и два-три палубных беспилотных летательных аппарата (БЛА) вертолетного типа.

В состав вооружения LCS-1 входят 57-мм орудие Mk.110, система самообороны от противокорабельных ракет SeaRAM с ракетами RIM-116, созданная на базе 20-мм шестиствольного зенитного артиллерийского комплекса Mk-15 Mod.31 «Фаланкс», беспилотные аппараты в противолодочной версии, роботизированные катера для поиска и уничтожения мин, а также защиты от малых быстроходных судов. Корабли смогут получать и передавать тактическую информацию в рамках сетевой структуры другим кораблям, самолетам и подводным лодкам ВМС США.

Можно рассматривать как инновационную технологию размещение в кормовой оконечности перспективных кораблей типа LCS специального подъемника-слипа или небольшой док-камеры для спуска и приема плавсредств корабля на ходу и при достаточно развитом волнении. В проекте LCS реализована еще одна весьма эффективная технология, связанная с модульностью. Эта технология была разработана в середине 70-х годов германской компанией Blohm und Voss AG. Она получила название МЕКО (Mehrzweek Kombinationschiff – многоцелевой комбинированный корабль).

Данная технология предусматривает проектирование различных вариантов корабля-платформы (1000–4000 тонн) и изготовление всех систем вооружения, главной энергетической установки и других систем в виде стандартных функциональных модулей (ФМ); установку этих ФМ в подготовленные ячейки; простоту замены модулей с морально устаревшими образцами оружия на новые ФМ. Разработав определенное количество видов ФМ, можно не изготавливать их заранее, а хранить лишь техническую документацию, что обеспечивает быстрое проектирование различных вариантов корабля в соответствии с требованиями заказчика.

Позже эта технология получила свое развитие при создании кораблей программы LCS. Существенное отличие этой технологии от предыдущей заключается в том, что ФМ различного назначения могут устанавливаться в пункте базирования, что позволяет быстро менять функциональное назначение корабля. Наборы боевых средств и соответствующий личный состав объединяются в боевые модули (БМ). Разработаны первые БМ для решения задач противоминной, противокорабельной, противодесантной и противолодочной обороны.

/Николай Новичков, главный редактор Агентства АРМС-ТАСС, vpk-news.ru /

Строительство плавающего города началось в 2002 году.

На «Корабле Свободы» есть все необходимое для жизни и отдыха. После того как грандиозный проект увидел свет, некоторые стали всерьез утверждать, что со строительством плавающего корабля-города может начаться постепенное переселение с суши на воду.

Идея плавающего корабля пришла в голову инженеру Норманну Никсону, который сам добился получения лицензии на строительство «стальной конструкции, предназначенной для гражданских лиц». Руководит расчетами компания Никсона «Engineering Solutions» («Инженерные решения»), расположенная во Флориде. Этой же компании принадлежит завод, который делает все детали «Корабля Свободы». Раньше предприятие располагалось в одном из городов Японии, теперь оно перебазировано в Саудовскую Аравию.

Сначала Никсон планировал построить просто плавающий центр отдыха, но впоследствии проект разросся до мегаполиса.

По подсчетам компании все строительство должно занять 40 месяцев, а обработка внутренних помещений - еще 12 месяцев. Таким образом, плавающий город должен выйти в океан уже в 2006 году.

Строится корабль в Гондурасе. В строительстве участвует более 15 000 рабочих, которые работают посменно, таким образом, работа идет круглосуточно.

Корабль Свободы по плану должен быть очень большим: в длину - более километра, в ширину - приблизительно 300 метров. Здесь планируется разместить не менее 25 палуб. Вес плавающего города - 3 миллиона тонн. Рекордно водоизмещение будущего гиганта - 2,7 миллиона тонн.

По расчетам создателей, в городе на воде будет «проживать» не менее 100 000 человек, из них 20 000 - обслуживающий персонал и небольшая армия, которой предстоит следить за порядком на корабле.

Планируется, что 80 % жильцов будут иметь собственные «квартиры», а остальные 20 % - снимать номера в отелях на корабле. Весь корабль будет представлять город, аналогичный населенному пункту на суше.

Несмотря на то, что корабль еще не совершил ни одного маршрута, рекламная компания идет полным ходом - создатели с точностью расписывают предстоящее путешествие и продают квартиры. Владельцы обещают, что все жилые помещения будут совершенно разными - каждый покупатель может подобрать себе апартаменты по вкусу.

Хотя корабль и позиционируется как город, в котором может жить каждый желающий, удовольствие это не из дешевых. Самая простенькая квартирка на Freedom Ship стоит приблизительно $800 000. Хотя и сооружение гигантского плавающего города - дорогое занятие. На проект было перечислено более $9 миллиардов, причем из них $22 миллиона ушли только на возведение строительной площадки. Но инвесторы, вложившие такие большие деньги в проект, уверены в том, что все эти затраты окупятся сполна. В этом не стоит сомневаться: корабль-город еще не спущен на воду, а 20 000 жилых помещений на «Корабле Свободы» уже проданы (большая часть покупателей - жители Британских островов).

Есть мнение, что интерес к жилой площади возрастет раз в 10 после того, как корабль поплывет. Владельцы думают, что спрос на квартиры на корабле даже будет превышать предложение. Они собираются даже устраивать аукционы, так что покупатели еще поторгуются за место на корабле.

На Корабле Свободы при желании можно будет жить, не возвращаясь на сушу. Здесь будут библиотеки, магазины, кинотеатры, компьютерные залы с доступом в Интернет, колледжи, университеты и больницы, где будут работать квалифицированные специалисты. На палубах расположатся банки, рестораны, казино, бассейны и стадионы. Компания обещает, что с концертами будут приглашаться самые известные люди мира. В общем, скучать не придется.

В плавающем городе будет не только своя армия, но даже заводы и мастерские. 200 акров «земли» отдано под парки, сады и пролески. Собаководы будут гулять со своими питомцами, которых можно будет взять с собой в новый «город», в специально отведенных для этого местах.

Если вдруг по какой-то причине кому-то понадобится срочно сойти на берег, не ждать ближайшей остановки не придется: на корабле оборудуют маленький аэропорт.

По палубам будут разъезжать маленькие трамвайчики. Кроме того, в распоряжении жителей корабля будут катера и подводные лодки.

Помимо «местных жителей», на корабле будут еще туристы. Их разместят в отелях, для них будут проводиться специальные экскурсии по палубам.

За весь год корабль должен совершить не менее двух круизов. На протяжении всего путешествия корабль будет много раз останавливаться рядом с городами на суше, куда жители плавающего города могут добраться на катерах. Каждая стоянка продлится до 4 дней.

Поначалу проект вызывал недоверие у защитников природы. Однако создатели обещают, что плавающий город будет экологически чистым: в строительстве используются натуральные волокна. На самом корабле будут практиковать безотходное производство: бумага, стекло, металл и пластик будут перерабатываться, а материалы, недоступные для рециркуляции - сжигаться. Энергия сжигания будет использоваться для работы генераторов, а вода станет циркулировать по кругу. Повсюду будут расположены электростатические фильтры, уничтожающие пыль, бактерии и вирусы.

Само собой, что у проекта гигантского корабля есть и противники. В частности, многие считают, что «Корабль Свободы» может повторить судьбу «Титаника», который в свое время тоже рекламировался, как непотопляемый город на воде. Дело в том, что в основе «Корабля Свободы» лежит технология, применяемая на плавающих нефтяных вышках. Она считается надежной, но ведь эти вышки не плавают с большой скоростью, а находятся на одном месте. Правда, конструкторы корабля говорят, что все точно рассчитано. Даже если поддерживающие элементы выйдут из строя, судно погрузится в воду не глубже, чем на один фут. Ремонтные работы будут сразу проведены, так что беспокоиться нечего. Владельцы даже отмечают, что «Корабль Свободы» будет, чуть ли самым надежным местом на нашей земле. Ведь ему совершенно не страшны пожары - по всей площади размещены мощные распылители, а в штат входят свои пожарные. Кроме того, корабль оснащен стабилизационной системой, которая позволяет совершенно не волноваться по поводу сильных океанических волн и ураганов.

Некоторые противники проекта «Корабль Свободы» говорят, что раз этот плавающий город будет оторван от суши, то здесь может установиться абсолютная анархия. На это у компании есть противоположное мнение: на каждых пятнадцать пассажиров будет приходиться один охранник, за всеми апартаментами будет вестись круглосуточное наблюдение, а на самом борту будет собственная тюрьма. Майк Блюстоун, консультант по безопасности из Лондона утверждает, что преступникам на корабле будет даже тяжелее, чем на суше, так как в плавающем городе нет никакого шанса скрыться - все на виду.

У проекта плавающего города немало и защитников. Во-первых, теоретически это выгодно, так как корабль будет плавать практически по всему земному шару, здесь любой может спокойно заниматься коммерцией. Живя в городе-корабле, не нужно платить никаких налогов (а ведь люди на корабле, могут работать, то есть иметь доход), что становится очень привлекательным для многих бизнесменов. Во-вторых, на корабле создаются самые лучшие условия. Владельцы даже говорят, что, возможно, некоторые люди будут жить на корабле не один год. Следовательно, «Корабль Свободы» можно считать попыткой апробировать водную гладь как новую среду обитания.

Никсон уже не раз повторял, что если город-корабль будет иметь популярность, то в последствии его можно преобразовать в плавающее государство, со своей символикой, флагом, гимном, валютой, где можно будет избирать своего президента и будет создана собственная конституция.

Пока ведутся споры, по поводу того, какой стране будет подчиняться «Корабль Свободы». Владельцы компании отмечают, что это будет точно не США, скорее всего, корабль будет плавать сразу под флагами двух европейских стран, каких именно - пока решается.

Сами владельцы Freedom Ship в успехе не сомневаются. Несмотря на то, что первый корабль-город еще не спущен на воду, уже ведутся разговоры о том, что к 2010 году будет построено еще 5 подобных плавающих городов.





P.S. 4 декабря 2013.

Компания Freedom Ship International объявила о возобновлении проекта по строительству "плавающего города". Речь идет о самом большом корабле в мире, на котором смогут жить до 50 тысяч человек. Работы начнутся после того, как авторам идеи удастся найти хотя бы 1 миллиард долларов.